Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древняя Русь: становление государственности и социально-экономическое развитие.




Причины возникновения государства у восточных славян делятся на две группы: внутренние — складывание таких общественных отношений, которые не могли регулироваться без государственного механизма (переход к со­седской общине, возникновение частной собственности, городов, кня­жеской власти и дружин, складывание древнерусской народности); внешние: необходимость объединения для защиты от варягов с севера и кочевых народов с юга; влияние более развитых народов и государств; торговый путь «из варяг в греки» позволял элите накапливать богатства. К особенностям возникновения Древнерусского государства относятся длительность, неравномерность (государственность возникла в двух точках), полиэтничность (при создании государства в нем жили пред­ставители сразу нескольких народов — славяне, финно-угорские пле­мена, норманны и пр.). На рубеже VIII-IX вв. возникают упоминаемые восточными авторами «суперсоюзы» (союзы союзов) восточнославянских племен — Куяба с центром в Киеве, Славия с центром в Новгороде и Артания (центр точно не установлен). Однако это была лишь одна из стадий процесса возникновения государства. Древнерусское государство было создано во второй половине IX в. в результате объединения двух протогосудар- ственных центров — Новгорода (где жили кривичи, словене, чудь и меря) на севере и Киева (где жили поляне) на юге. С созданием го­сударства связаны два события:

862 г. — жители новгородского протогосударства призвали варяжско­го (скандинавского) князя Рюрика с дружиной для прекращения внут­ренних усобиц («всташа град на град») и для борьбы с другими варя­гами, которые брали с новгородцев дань. После смерти Рюрика князем должен был стать его сын Игорь, но из-за его несовершеннолетнего возраста регентом при нем и фактически князем стал некий Олег;

• 882 г. — новгородский князь Олег в результате военного похода и обмана княживших в Киеве братьев Аскольда и Дира подчинил Киев, то есть объединил Киев и Новгород под своей властью, пе­ренеся столицу в Киев. В среде историков существует несколько подходов к норманнской про­блеме (то есть роли варягов в создании русского государства):

• норманнская теория (авторы — Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, немецкие историки на русской службе при Анне Иоанновне и Ека­терине II): все восточнославянские племена находились на прими­тивном уровне развития, поэтому сами не могли создать государство и за них это полностью сделали варяги (норманны);

• антинорманнизм (создатель — М. В. Ломоносов, в советское время этой теории придерживалось большинство историков, включая Б. А. Рыбакова): Древнерусское государство возникло на основе только внутренних причин, варяги не сыграли никакой роли, по­скольку сами находились на более низкой стадии развития, чем восточные славяне;

• объективный подход: государство не может образоваться без внут­ренних причин, поэтому они были и стали основой для возникно­вения государства, а варяги выступили лишь как катализаторы (ускорители) этого процесса (дали княжескую династию, поста­вили под контроль центра весь путь «из варяг в греки»).

Началом формирования древнерусской народности следует считать IX - X вв. - время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.

Норманская теория отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты (народ из Скандинавии) связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра.

Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают как ремесленно - торговые поселения. Наконец княжий острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси: Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др.

Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для феодального строя. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь “из варяг в греки ”. Торговые пути вели через Карпаты в Ризу и германские города.

Рост торговли вызвал развитие денежного обращения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и Византийские, и западноевропейские монеты. Когда-то на Руси в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили железные деньги, которые сохранили старые названия (мордки, векши и пр.).С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам - гривнам.

Торговля разлагала общину, способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Вырастает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки.

Возникает и развивается основа феодального общества - феодальная собственность на землю. Нам известны города принадлежащие князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород. Формируются различные группировки зависимого люда. Одни из них, холопы, утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей зависящих от господина.

Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам. Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем.

Огромную массу сельского населения составили свободные общинники, обложенные только данью. В источниках они выступают под названием - люди, но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закаленного люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает под названием рядовичей и закупов. Многочисленными были изгои, то есть люди, выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой. На Руси начало формироваться классовое раннефеодальное общество.

Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо - западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочевыми племенами на юго - востоке и юге ускорил процесс складывания мощных территориальных объединений, пришедших на смену племенным союзам.

Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен Киев был ядром восточнославянского мира. К тому же Киев был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...