Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1. Методика преподавания пейзажной живописи. Анализ программ детских художественных школ




Глава 2

2. 1. Методика преподавания пейзажной живописи. Анализ программ детских художественных школ

В настоящее время большой популярностью пользуется сфера дополнительного образования. В ней дети и их родители могут выбрать практически любую область, в которой им хотелось бы развивать свои способности и улучшать навыки. В сфере изобразительного искусства можно встретить достаточно большое разнообразие выбора места, где можно совершенствовать художественные навыки. Существует множество кружков, художественных студий, детских художественных школ и школ искусств.

Для начала хотелось бы выяснить отличия обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе и в сфере дополнительного художественного образования.

Целью изобразительного искусства в школе, в соответствии с современными стандартами и ведущими программа по изобразительному искусству, является эстетическое воспитание и всестороннее развитие учащихся.

Эстетическое воспитание - это широкое понятие, одной частью которого является художественное воспитание. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, формируется способность к эстетическому восприятию и переживанию. [23, с. 8]

Эстетика - это область чувственного отношения к миру, эмоциональная основа художественного творчества. [23, с. 10-11]

В своей книге " Изобразительное искусство в современной школе" Н. И. Пьянкова выделяет следующие задачи эстетического воспитания:

· Развитие способности воспринимать эстетические явления в искусстве и действительности

· Умение различать душевные состояния

· Формирование художественного, эстетического вкуса

· Умение проникать в сущность произведения искусства и явлений действительности [23, с. 9]

Целью дополнительного художественного образования является художественно-эстетическое воспитание личности средствами искусства, приобщение детей к ценностям мировой и отечественной художественной культуры. В задачи дополнительного образование входит формирование устойчивого интереса к искусству, закрепление и расширение знаний и навыков в области изобразительного искусства, развитие творческих способностей учащихся.

Художественное воспитание - это процесс формирования средствами искусства способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, а также процесс развития творческих способностей детей через их собственную творческую деятельность. [23, с. 18]

Следовательно, дополнительное образование, опираясь на основное образование, углубляет и расширяет знания и навыки, получаемые детьми в процессе обучения.

Программы по дополнительному художественному образованию на сегодняшний день реализуют детские художественные школы (ДХШ), детские школы искусств (ДШИ), художественные кружки и студии. Эти организации ставят разные задачи при обучении детей и отличаются глубиной и обширностью преподаваемых знаний. Художественные студии и кружки являются частью внеклассной работой учителя, они расширяют и углубляют знания, получаемые детьми во время школьных уроков изобразительного искусства. Чаще всего кружки не могут полностью погрузить детей в мир рисунка, живописи, композиции, так как четко ограничены временными рамками и спецификой кружковой деятельности.

Детские школы искусств (ДШИ) - это организации, которые развивают и воспитывают учащихся средствами искусства - изобразительного, музыкального, театрального и танцевального. Программы по художественному образованию чаще всего представляют из себя программы по изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству, компьютерной графике и анимации, ландшафтному дизайну и художественной фотографии.

Детские художественные школы (ДХШ) являются более узкоспециализированными. Они реализуют программы дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные по живописи, дизайну, декоративно-прикладному искусству. ДХШ дает более глубокие, фундаментальные знания с учетом возрастных особенностей детей. Программа обучения включает в себя следующие предметы: рисунок, живопись, композиция, история искусств (беседы об искусстве), скульптура, пленэр. Иногда в художественных школах есть вариативные дополнительные курсы, расширяющие знания детей в области изобразительного и декоративного искусства.

Предпрофессиональная общеразвивающая программа направлена на:

· выявление одаренных детей в области изобразительного искусства;

· создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

· приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;

· приобретение детьми опыта творческой деятельности;

· подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. [42]

Исходя из приведенных данных можно сделать вывод о том, что основной задачей детской художественной школы является развитие одаренных в области изобразительной деятельности детей, формирование у них основ знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью [20].

Художественные навыки - одно из основных средств приобщения к художественной культуре. Художественные навыки, как и умения, классифицируются вокруг общих проблем: линия, пятно, объем, пропорции, форма, фактура материала, пространство, цвет, светотональность, ритм, композиция. Данные средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении всей учебы в художественной школе.

Известный советский психолог Теплов Б. М. в статье " Психологические вопросы художественного воспитания" отделяет навыки от способностей. Он считает, что навыки - это то, что можно усвоить и перенять, способность же предполагает помимо этого внутренние индивидуальные предпосылки психологических условий выполнения деятельности. То же самое применимо и к художественным навыкам [20].

Изобразительные навыки - это навыки, связанные с правильной передачей формы, размера, строения, цвета предмета, характерных особенностей при помощи изобразительных средств.

Процесс формирования художественных навыков и умений длительный и сложный, в нем важно развитие художественно-образного восприятия учащихся, которое является одним из ключевых факторов при общем воспитании подростков. В психологической науке под навыками подразумеваются способы действий, сформированные в результате упражнений. Упражнения представляют собой целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действий. Для формирования изобразительных навыков предъявляются следующие требования:

– навыки необходимо развивать в тесной взаимосвязи и единстве с развитием художественного мышления, следуя принципу «создания посильного художественного образа»;

– навык является средством, их развитие способствует формированию эстетическое отношение к действительности, стремлению глубоко ее познавать и отражать в процессе соприкосновения с искусством. [20]

Высокое качество и прочность художественных навыков, полученных в процессе обучения, помогают в развитии художественных способностей детей. Успешность развития художественных способностей во многом зависит от того, как педагог организует занятия, от того какие методы и технологии использует в своей работе для подачи нового материала, для закрепления полученных знаний и отработки навыков.

Большое значение в развитии изобразительных навыков детей имеет пейзажная живопись, она способствует закреплению знаний и умений, получаемых на занятиях по живописи и рисунку.

Пейзажная живопись является базисом, основой художественной культуры и творчества, положительно воздействует на развитие знаний и умений, закрепление и совершенствование навыков, способствует формированию любви к природе и Родине.

В исследовании Л. В. Мальцевой выделяется три основных метода, которые, по ее мнению, являются наиболее подходящими способами и формами организации учебного процесса, способствующего формированию и развитию художественно-творческих возможностей учащихся и получению художественных навыков [20]:

– Практический метод. Способствует преодолению трудностей на начальном этапе, когда учащиеся сталкиваются с проблемой неуверенности в своих силах и возможностях.

– Поисково-конструктивный метод. Применяется на втором этапе и способствует глубокому изучению натуры, поиску, отбору главных и второстепенных качеств, помогает в приобретении знаний, умений и навыков, овладению мастерством изобразительной деятельности.

– Метод творческо-активной деятельности. Он базируется на приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков в области изобразительной деятельности. У учащихся начинает проявляться стремление к самостоятельности, появляется уверенность своих силах. Стоит отметить, что уровень самостоятельности учащихся при активности исполнения поручения свидетельствует о том, в какой степени развиты художественно-творческие способности.

Выбор методов обучения основывается на таких критериях, как:

· общий уровень знаний и навыков;

· возрастные особенности учащихся;

· индивидуальный подход к ученикам на занятиях;

· система межпредметных связей по изучению художественной культуры.

Основной формой преподавания, чаще всего, считается организация совместной учебной работы по интеграции знания теории и практики в развитии художественных навыков школьников средствами пейзажной живописи.

В художественной школе развитие изобразительных навыков на различных этапах обучения предполагает наличие специфических знаний и умений, которые преподаются и закрепляются различными формами и методами обучения.

В процессе обучения в средней общеобразовательной школе выделяется сравнительно небольшое количество часов (максимум 8 занятий за год). В основном работа в 5-7 классах в общеобразовательных школах по теме пейзаж, чаще всего представляет из себя рисование на темы (осенний, весенний, зимний пейзаж), элементы и задания по рисованию с натуры есть, но они не могут полностью быть раскрыты, т. к. урок ограничен временем и техническим оснащением. Не всегда у учителя есть возможность вывести детей на улицу во время урока, не всегда парки и скверы располагаются близко к школе. В дополнительном образовании возможностей для проведения занятий на природе, вне стен помещения гораздо больше. В некоторых художественных школах есть специальные программы и дополнительные часы, выделенные для проведения пленэрных практик. В большинстве случаев, предметная область - пленэрные занятия, подразумевает овладение:

· знаниями об объектах живой природы, особенностях работы над пейзажем;

· знаниями способов передачи большого пространства, постоянно изменяющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

· умением изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;

· умением применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;

· умением передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

· навыками техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей. [42]

В детских художественных школах работа с учащимися над пейзажем включает в себя два вида: первый вид - пленэрные занятия, рисование с натуры; второй вид - рисование в аудитории, в помещении. Целью работы на пленэре является закрепление и расширение полученных в течение учебного года знаний и навыков, выработка умения творчески применять их при работе на открытом пространстве, в условиях естественного освещения. Изобразительные навыки формируют различные виды работы на пленэре - рисование (наброски, зарисовки, длительный рисунок) и живопись (этюды - краткосрочные и длительные)[20]. Работа в помещении над пейзажем проходит во время занятий композицией, в этом случае пейзаж является как вспомогательным средством (задания, где пейзаж выступает в качестве фона и помогает раскрыть замысел работы учеников), так и самостоятельным жанром (задания на отображение состояний природы по памяти, на тему, по литературному описанию). Второй вид работы требует от учащихся знаний особенностей рисования растительных и животных форм, знаний о влиянии освещения на состояние пейзажа, на особенности цветовых и тоновых отношений, которые мы можем увидеть в натуре. Все это невозможно без работы на пленэре.

В детской художественной школе № 7 пленэр проходит одну в начале июня, рассчитан на 22 академических часа. Согласно учебному плану в 1 классе во время пленэрной практики даются следующие задания:

· Пленэр как вид учебной деятельности - вводная беседа о пленэре, правила поведения и техника безопасности, о художественных материалах.

· Изучение растительных форм (4-5 работ А4) - зарисовки цветов, листьев, фрагментов деревьев.

· Изучение характерных форм животных и птиц (8-10 работ А4) - зарисовки и наброски малоподвижных животных, частей животных и птиц.

· Основы композиции пейзажа (4-6 работ А4) - простые пейзажи на нахождение отношений неба и земли.

· Особенности природных форм и цвета деталей пейзажа (8-10 работ А4)

· Композиция пейзажа с ограниченной цветовой палитрой (около 6 работ А4) - развитие навыков работы с цветом

Это является достаточно большим объемом заданий для учащихся 1 класса, которые впервые выходят на пленэр без предварительной подготовки. Неподготовленность учеников может вызвать сложности в освоении особенностей работы на пленэре и может быть причиной охлаждения учащихся к занятиям на природе. Однако овладение навыками работы над пейзажем и закрепление полученных знаний на занятиях по рисунку, живописи и композиции за время учебного года является важным и необходимым. На наш взгляд, внедрении серии занятий, посвященной основам пейзажной живописи, в процесс обучения учащихся 1-го класса детской художественной школы будет способствовать развитию знаний и навыков и подготовит их к работе на пленэрной практике.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...