Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3.Констатирующий, формирующий и контрольный этап экспериментальной работы




Данная авторская программа была разработана для 1 класса (14 учеников) детской художественной школы №7 и опробована на педагогической практике с 1 сентября 2019 года по 30 декабря 2019 года в ГБУДО г. Москвы " Детская художественная школа №7".

Целью исследования было совершенствование методики преподавания пейзажной живописи в рамках занятий композицией в 1 классе детской художественной школы.

Цель эксперимента - формирование представлений о пейзажной живописи у детей 1-го класса ДХШ, развитие навыков работы над пейзажем, подготовка учащихся к выходу на пленэрную практику.

Критерииоценивания детских работ: композиционное решение, владение графическими навыками, владение живописными навыками (передача цвето-тональных отношений), завершенность работы.

В рамках исследования был проведен эксперимент, состоящий из следующих этапов: констатирующий, с дальнейшей обработкой полученных данных, а также анализ детских работ, выполненных на занятиях до эксперимента; формирующий - осуществление авторской программы, состоящей из 10 уроков (см. прил. 2), включающих в себя разработанные пособия и упражнения по темам уроков; контрольный - проведение итогового занятия (см. прил. 5-7), обработка итоговых данных.

При разработки серии занятий были использованы методические принципы: от простого к сложному, от общего к частному. Также к каждому занятию подбирался иллюстративный ряд (работы русских художников - Левитана, Поленова, Шишкина, Айвазовского, Крымова и других) и методические разработки последовательности ведения работы над заданиями.

Авторская программа была разработана с учетом программы ДХШ №7 по предметам " Композиция станковая" и " Пленэр". В учебно-тематический план программы входит 11 занятий, направленных на всестороннее изучение особенностей пейзажного жанра живописи и формирование навыков работы над пейзажем. В программе были заложены такие понятия как: цвет и его основные свойства (цветовой тон, насыщенность, светлота); основные и дополнительные цвета; холодные/теплые цвета; контраст; линейная и воздушная перспектива; состояние в пейзаже.

Учебно-тематический план содержал следующие уроки:

1. Пейзаж в живописи - 1 час

2. Композиция пейзажа - 1 час

3. Тон в пейзаже - 1 час

4. Тонально-цветовые отношения в пейзаже - 1 час

5. Элементы пейзажа - 1 час

6. Пейзаж с ограниченной палитрой- 1 час

7. Состояние в пейзаже - влияние освещения- 1 час

8. " Буря" - 1 час

9. " Туман" - 1 час

10. Контраст/нюанс в пейзаже- 1 час

11. Пейзаж с элементами архитектуры- 2 час

Выделялись следующие основные критерии оценки детских работ:

Критерии оценивания работ Описание
Композиционное решение Ø знание элементов композиции, закономерностей построения формы Ø знание элементов композиции: силуэт, ритм, контраст, соразмерности, симметрии-асимметрии
Владение графическими навыками Ø знание и передача законов линейной перспективой, плановости Ø передача тональных отношений Ø навыки выполнения линейного и живописного рисунка
Владение живописными навыками Ø передача воздушной перспективы Ø передача цветотональных отношений Ø умение передавать настроение при колористическом решении
Завершенность работы Ø работа завершена Ø работа не завершена

В начале работы был проведен анализ детских работ, наблюдение за тем, как проходят занятия в ДХШ№7, какие требования представляются к работам учеников. На композиции учащимся было дано задание: нарисовать богатыря в пейзаже с низкой линией горизонта (прил. 5 рис. 1-2). Было выявлено, что в большинстве работ не читается тональное разница между землей и небом, они выполнены условно без знания законов воздушной перспективы, взаимосвязи цветов в пейзаже.

Первое занятие " Пейзаж в живописи " было посвящено знакомству детей с жанром пейзажной живописи, с основными художниками - Поленов, Саврасов, Левитан, которые работали в этом жанре и с наиболее известными произведениями этих художников.

На втором занятии " Композиция пейзажа" дети узнают об особенностях композиции в данном жанре, о значении линии горизонта и особенностях компоновки элементов пейзажа. На этом занятии ученики выполняли упражнения на поиск композиционной схемы в произведениях великих художников и на составление композиции пейзажа из перечисленных элементов пейзажа.

На третьем занятии " Тон в пейзаже" дети узнают об особенностях тональных отношений в пейзаже и выполняют небольшое упражнение на решение тональных отношений в теплом и холодном колорите. Задание выполнялось одним цветом (ультрамарин/ умбра) и представляло собой тоновую растяжку. (Прил. 5 рис. 3-4)

На занятии " Тонально-цветовые отношения в пейзаже" рассказывается о понятии цвет в пейзаже, вспоминаются основные свойства цвета, об особенностях воздушной и цветовой перспективы. Демонстрирует выполнение небольшого упражнения - выполнение цвето-тоновой растяжки, отражающей основные изменения цвета в пейзаже. После демонстрации упражнения, дети выполняют это задание. После первых четырех заданий в рамках предмета " Композиция" ученикам было задано домашнее задание - доработать ранее начатый рисунок богатыря в пейзаже с низкой линией горизонта. В первоначальных цветовых эскизах пейзаж был достаточно условным, дети использовали простые (локальные) цвета для неба, земли, деревьев на дальнем плане. Во многих работах цвет деревьев практически совпадал с цветом земли. Изменений в цвете и связи с воздушной перспективой не было. После проведения первых четырех занятий и доработки выбранного цветового решения, в пейзажах детей были замечены изменения. В работах начинает появляться тональная разница между небом и землей, появляется переход цвета от более темного на переднем плане к более светлому на заднем плане (воздушная и цветовая перспектива).

Пятое занятие было посвящено рисованию сосны с натуры. Оно проходило в Измайловском парке, который находится недалеко от художественной школы.

Шестое занятие " Пейзаж с ограниченной палитрой" было направлено на формирование навыков работы с цветом, на закрепление знаний о цветовой, воздушной и линейной перспективы. В начале занятия учитель проговаривает и повторяет с детьми основные законы линейной и воздушной перспективы, говорит об особенностях изменения цвета в зависимости от расстояния, на котором находится предмет от зрителя. Детям необходимо выполнить задание - нарисовать простой пейзаж с уходящей вдаль тропинкой и соснами использую ограниченную палитру цветов (белила, черная, охра, ультрамарин). Учитель демонстрирует этапы выполнения задания.

На занятии " Состояние в пейзаже" рассказывает о влиянии освещения на состояние в пейзаже, на изменения цвета в зависимости от освещения, показывает примеры репродукций картин великих художников, в которых отражено разное время суток. После сообщения материала урока ученикам дается задание - нарисовать 4 небольших пейзажа на листе А3, в которых будет отражено 4 времени суток: восход, день, закат, ночь. Детям демонстрируется репродукция работы Крымова и этапы задания (пример задания) выполненные учителем. (Прил. 6 рис. 5-6)

Восьмое занятие " Буря" /" Туман" было проведено для закрепления материалом предыдущих уроков. Основной задачей этого занятия было выявления способности учеников справиться с выполнением контрастных состояний природы, на основе полученных знаний. Учитель показывает визуальный ряд - репродукции картин художников на заданные темы. Дети выполняют задание, в конце урока делается небольшая выставка работ и подводятся итоги занятия.

Занятие " Контраст/нюанс в пейзаже" было направлено на развитие знаний о понятиях " контраст" и " нюанс" и их значении в пейзаже. Детям предлагалось выполнить два пейзажа с одинаковым мотивом - в одном пейзаже показать контрастные отношения (солнечный день), в другом отразить нюансные отношения в пейзаже (пасмурный день). В примере демонстрировался зимний пейзаж с домом и дорогой, детям давался свободный выбор мотива. Часть учащихся придумывали свой пейзажный мотив, часть использовали пример. (Прил. 6 рис. 7-9)

Занятие " Пейзаж с элементами архитектуры" является завершающим заданием, на него дается 2 часа. Основной целью этого занятия является подведение итогов проделанной работы, закрепление полученных знаний и навыков. На первом занятии учитель рассказывает об особенностях архитектуры в пейзаже, показывает примеры картин художников. Дети рисуют композиционные эскизы пейзажа с элементами архитектуры, после этого эскизы утверждаются и переносятся на формат (А4/А3). На втором занятии ученики выполняют работу в цвете, завершают задание. В конце занятия делается небольшая выставка работ, подводятся итоги. (Прил. 7)

Таблица №1. Динамика развития навыков на занятиях.

По итогам проведенной автором программы было отмечено повышение уровня работ, у детей появились представления о пейзажном жанре живописи, об основах композиции и тонально-цветовых отношениях в пейзаже, учащиеся освоили первоначальные навыки работы с разными видами перспективы (линейной, воздушной, цветовой) и закрепили навыки работы по ее отражению, также учащиеся вспомнили о понятиях контраст и нюанс, узнали их особенности при отражении в пейзаже. Самым сложным заданием для обучающихся 1 класса было выполнение задания по рисованию пейзажа с элементами архитектуры, это обусловлено возрастом детей (11-13 лет) и уровнем развития навыков работы с линейной перспективой. Тем не менее дети справились с передачей состояния в простом пейзажном мотиве с элементами архитектуры.

На основе данных констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента можно заключить, что разработанная серия занятий помогла сформировать у обучающихся 1 класса ДХШ первоначальные знания и навыки работы над пейзажем, которые в дальнейшем помогут им в адаптации к условиям пленэрной практики и повышения уровня работ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...