Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема 1 Уточнение понятия референтной группы 3 глава




30 Sumner W.G., Folkways, pp. 12—13 <italics suppliedX Самнер говорит об «этно­центризме» как о техническом обозначении такой точки зрения, при которой наша собственная группа — это центр всего происходящего, а все остальное соизмеряется с ней; здесь мы сталкиваемся с ранним, еще не разработанным систематически предвос­хищением функции самооценки референтных групп, даже в области терминологии. Он определяет патриотизм как «преданность той гражданской группе, к которой чело­век принадлежит по рождению или в силу других групповых связей», а шовинизм — как название для «хвастливого и агрессивного самоутверждения». Он считает, что все это — отличительные признаки одной и той же модели: товарищества во внутренней Тупце и враждебности по отношению к внешней группе, причем и то и другое уси­ливается и угасает синхронно. — Примеч. автора.


Мертоп «Социальп. теория»



чит, и в том, всегда ли членские группы действуют по схеме, описан­ной Самнером.

Оказывается, это не логическая, а реальная проблема. Ибо, как уже указывалось выше, многие допускают, что с точки зрения своих членов все группы — это «внутренние группы», из чего следует, что группы членов, как правило, проявляют поведенческий синдром Сам-нера. Однако исследования показывают, что это не так31.

Опираясь лишь на самые примитивные психологические концеп­ции, Самнер слишком быстро и без всяких на то оснований пришел к выводу, что глубокая преданность одной группе порождает антипа­тию (или по крайней мере индифферентное отношение) к другим группам. Исходя из эволюционной традиции в социальном мышле­нии, которая особо подчеркивала, что в обществе, так же как в при­роде, происходит борьба не на жизнь, а на смерть, Самнер описал хотя и важный, но специфический случай, придав ему при этом значение общего правила. Он допустил — и с тех пор это допущение много­кратно повторялось как твердо установленная истина, — что сильная преданность группе с необходимостью порождает враждебность по отношению ко всем, кто находится вне ее.

Теория референтных групп, которая систематически принима­ет в расчет позитивную ориентацию на группы не-членов, может вне­сти серьезные коррективы в это поспешное и слишком узкое зак­лючение. Внутренние и внешние группы часто являются подгруп­пами более обширной социальной организации, а потенциально дело всегда обстоит именно таким образом, так как новая социальная интеграция может объединить в единое целое ранее разделенные группы. Мы уже упоминали о структурных и ситуационных услови­ях, содействующих образованию подгрупп. Точно так же мы можем при определенных условиях обнаружить тендецию к межгрупповой интеграции. Не социальная действительность, а наша собственная социально обусловленная невнимательность вынуждает некоторых из нас сосредоточиться исключительно на процессах социальной дифференциации и при этом пренебречь процессами социальной консолидации. Теория референтных групп рассматривает оба типа социальных процессов.

31 Мертон, Вест и Яхода доказывают, что модель «внутренняя сплоченность — враждебность вовне» — только одна из нескольких моделей, характеризующих от­ношения группы членов с другими группами. Это подтверждается простым наблюде­нием, но твердолобая концептуальность и смысловые связи с понятием внутренней группы обычно затемняли этот легко наблюдаемый факт. См.: Merton, West and Jahoda, Patterns of Social Life, Chapter 8. — Примеч. автора.


Проблема 1.5 Понятия группы, коллектива и социальной категории

Термин «группа» часто употреблялся слишком расширительно, и не только в теории референтных групп, обозначая большое количе­ство людей, между которыми нет никакого социального взаимодей­ствия, хотя они и разделяют общие для них социальные нормы. Это свободное словоупотребление мы обнаруживаем, например, в выра­жении «национальная группа», когда оно обозначает всех, кто состав­ляет данную нацию (в отличие от более правильного использования этих слов, когда они применяются к ассоциациям, члены которых имеют одинаковую национальность). Не удовлетворяя критерию со­циального взаимодействия, эти социальные структуры должны кон­цептуально и терминологически отличаться от групп. После того как появились работы Леопольда фон Визе и Говарда Беккера, Флориана Знанецкого и Толкотта Парсонса, их можно обозначить как «коллек­тивы»12, то есть как людей, которые испытывают друг к другу чувство солидарности в силу того, что они разделяют общие для них ценности, и которые приобрели связанные с этим чувством моральные обязатель­ства, необходимые для исполнения ими ролевых ожиданий. Разумеет­ся, все группы являются коллективами, но коллективы, которым не­достает критерия взаимодействия между их членами, не являются груп­пами. Нельзя также рассматривать различие между ними чисто так-сономически: социальный контроль в группах и в других коллективах действует по-разному вследствие различий, существующих в систе­мах взаимодействия. Кроме того, коллективы — это потенциальный источник возникновения групп: общий фонд ценнЬстей может со­действовать тому, что между различными частями коллектива уста­новятся социальные взаимодействия. Социальные категории отлича­ются и от групп, и от коллективов. Согласно определению, которое мы дали в предыдущей главе, социальные категории — это совокуп­ности социальных статусов, носители которых не имеют социальных взаимодействий между собой. Они имеют одинаковые социальные характеристики — пол, возраст, состояние — в браке, доход и т.д., — но не обязательно ориентируются на специфический, общий для них комплекс норм33. Имея одинаковые статусы, а следовательно, сход­ные интересы и ценности, социальные категории могут превратиться

12 Wiese (von) L. and Becker H., Systematic Sociology, Ch. XLII; Znaniecki F., Social Actions. (N.Y.: Farrar& Rinehart, 1936), pp. 364—365; Parsons, The Social System, pp. 41, 77—78. — Примеч. автора.

33 Что касается различия между «одинаковым» и «общим», см.: Mac Iver R.M. and Page C.H., Society (N.Y.: Rinehart and Company, 1949), pp. 32—33. — Примеч. автора.


в коллективы или группы. Если члены одной и той же категории дей­ствуют в качестве группы, то их можно рассматривать какгруппурав­ных (даже в том случае, когда равенство членов группы ограничивает­ся таким параметром, как равенство по возрасту). Таким образом, это исследование показало, что понятие референтной «группы» в недиф­ференцированной форме включает в себя принципиально различные социальные образования — группы членов и не-членов, коллективы и социальные категории. Остается понять, различается ли референт­но-групповое поведение, когда в качестве системы референтных ко­ординат берется какой-либо один из этих типов социальных образо­ваний. Во всяком случае, как мы убедимся, такая постановка вопроса позволяет понять, каким образом социальная структура влияет на выбор индивидом в качестве своей референтной группы других лю­дей, с которыми он имеет реальные связи, и каким образом в отсут­ствие таких непосредственных связей она содействует выбору в каче­стве референтной группы одного из коллективов или какой-либо со­циальной категории.

Проблема 1.6 Позитивные и негативные референтные группы

Исследуя типы не-членов, мы вскользь заметили, что для некото­рых из них характерно амбивалентное отношение к тем группам, чле­нами которых они когда-то состояли. Но не только группы не-членов действуют в качестве негативных референтных групп; то же самое можно сказать и о группах членов. Не далее как в 1943 г. Ньюкомб в своем классическом исследовании ассимиляции ценностей студен­тами колледжа34 указал, что нормы референтных групп могут быть отвергнуты, и, соответственно, предложил различать (скорее в ана­литическом плане) позитивные и негативные референтные группы35. Позитивный тип включает в себя мотивированную ассимиляцию групповых норм или стандартов в качестве базиса для самооценки; негативный тип включает в себя мотивированный отказ, то есть не только неприятие норм, но и выработку контрнорм.

В изучении референтных групп проявилась четко выраженная тен­денция — концентрировать внимание на тех группах, чьи нормы и цен­ности принимаются теми, кому они предназначены. Соответственно

34 Newcomb T.M., Personality and Social Change (N.Y.: Dryden Press, 1943). — При­
меч. автора.

35 Newcomb T.M., Social Psychology (N.Y.: Dryden Press, 1950), p. 227; а также ана­
лиз взглядов Ньюкома в кн.: (Sherif М.,Ап Outline of Social Phychology (New York: Нафег
& Brothers, 1948), pp. 139—155). — Примеч. автора.


понятию негативной референтной группы еще только предстоит при­влечь внимание исследователей. Однако скорее всего оно обещает кон­солидировать широкий спектр социального поведения, проявления которого на первый взгляд выглядят обособленными и никак не свя­заны между собой. Как указывает Ньюком, оно концептуализирует такие образцы поведения, как «бунт подростков» против родителей. В психологическом плане оно обеспечивает связь между негативиз­мом и негативистским типом личности. В социологическом плане — это общее понятие, позволяющее обозначить тот тип враждебных от­ношений между группами или коллективами, при котором действия, установки и ценности одного зависят от действий, установок и ценно­стей другого, по отношению к которому он находится в оппозиции. Например, историк науки Чарлз Сингер считал, что даже самые выда­ющиеся медицинские школы Древней Греции отвергали понятие ин­фекционного заболевания только потому, что его поддерживали «вар­вары»*. Часто отмечалось, что примерно таким же образом многие аме­риканцы с порога отвергают концепции, по праву имеющие большие достоинства, просто потому, что они возникли в Советской России или пользуются там популярностью. По-видимому, многие русские точно так же относятся к концепциям, имеющим этикетку «амери­канская». Многочисленные экспериментальные исследования «нега­тивного престижа», при котором ценное суждение или эмпиричес­кая истина отвергаются, если они принадлежат отвергнутым полити­ческим деятелям, тоже продемонстрировали действие сходных про­цессов.

Развитие социологической теории негативных референтных групп, которая консолидирует множество разрозненных в настоящее время явлений, относящихся к самым разнообразным, не связанным меж­ду собой сферам поведения, можно уподобить развитию теории нега-тивистской личности. Исходным пунктом исследования мог бы по­служить следующий теоретически значимый факт: определенные ус­тановки, ценности и знания, выполняющие личностные и социальные функции, могут быть отвергнуты просто потому, что они идентифици­руются с негативной референтной группой. Такое исследование позво­лило бы нам лучше понять основополагающую проблему — при каких условиях индивиды и группы продолжают придерживаться такого спо­соба поведения, который для них является дисфункциональным. Оно имело бы также еще одно достоинство, расширив сферу социологи­ческих исследований и теорий, в настоящее время сосредоточивших свое внимание на условиях, делающих поведение функциональным,

36 Цитируется по кн.: Pledge H.T., Science Since, 1500.-L.: H.M. Stationery Office, 1939, p. 163. — Примеч. автора.


и распространив их на изучение условий, позволяющих сохранять дис­функциональные модели поведения в обществе.

Выполненное выше исследование понятий группы, членства и не­членства, внутренних и внешних групп, коллективов и социальных категорий, позитивных и негативных референтных групп имеет сво­ей целью прояснить некоторые из наиболее общих понятий теории референтных групп и поставить перед ней новые проблемы. Позже бу­дут заново исследованы более специфические компоненты этой тео­рии, о чем свидетельствует нижеследующий обзор субстанциональных и методологических проблем.

Выбор референтных групп: детерминанты

В предыдущей главе сфера действия и цели теории референтных групп описывались с точки зрения систематизации «детерминантов и последствий тех процессов оценки и самооценки, благодаря кото­рым индивид принимает ценности или стандарты других людей в ка­честве сравнительно-референтных координат». Как мы убедились, это утверждение следует расширить и включить в него не только сравни­тельную, но и нормативную систему координат. Однако в других от­ношениях это утверждение можно оставить без изменений, рассмат­ривая его как сжатую, конспективную характеристику области иссле­дования. В особенности следует сохранить различие детерминантов и последствий, ибо, несмотря на то что они переплетаются между со­бой в динамическом взаимодействии, с каждым из них связан опре­деленный комплекс теоретических проблем. Следует также различать референтные личности и референтные группы, чтобы со временем понять механизм их взаимосвязи.

' Проблема 2 Выбор референтных групп и референтных личностей

С тех пор как Хайменом был введен термин «референтная груп­па», социологи заключили между собой терминологическую конвен­цию, согласившись с тем, что этот термин описывает поведение, ори­ентированное не только на группу, но и на отдельных индивидов. Очевидно, эта эллиптическая конструкция была принята для крат­кости; просто термин «референтная группа и референтная личность» был бы слишком неудобен в употреблении, чтобы сохраниться на-


долго. Однако, каковы бы ни были причины сокращения, сама тер­минология зафиксировала существовавшую в социологии тенден­цию определения референтного поведения (об этой тенденции под­робнее говорится в главе IV). Исследования и теория стремились со­средоточиться на референтных группах, оставляя в стороне референ­тные личности.

С самого начала следует иметь в виду, что выбор референтных личностей не больше определяется характером человека, чем выбор референтных групп. Почти независимо от источника, социологичес­кая теория считает, что идентификация с группами и индивидами, имеющими определенный статус, не происходит случайно, но моде­лируется структурой сложившихся социальных отношений и преоб­ладающими культурными определениями. Одним из многочисленных примеров этого моделирования служит предложенное Малиновским объяснение эдипова комплекса: Малиновский показал, что основные черты эдипова комплекса (идентификация и враждебность) форми­руются вследствие определенной организации ролей в структуре се­мьи. Однако еще многое предстоит раскрыть как в социальных, так и в психологических механизмах, с помощью которых социокультур­ная структура систематически формирует отбор референтных лично­стей внутри референтных групп.

Референтная личность часто описывается как ролевая модель. Од­нако, как подразумевают сами термины, допущение их концептуаль­ной синонимичности только затемняет принципиальное различие тех вопросов, которые ими обозначаются. Человек, который идентифи­цирует себя с референтной личностью, равняется на поведение и цен­ности этого индивида, проявившиеся при исполнении им несколь­ких ролей. Понятие ролевой модели можно считать более ограничен­ным по своему масштабу, обозначающим более ограниченную иден­тификацию с этой личностью всего лишь по одной или немногим избранным ролям. Разумеется, ролевая модель может стать референ­тной личностью, так как ее многочисленные роли присваиваются человеком ради подражания ей, а не ради того, чтобы подражание ограничивалось той единственной ролью, на основе которой перво­начально устанавливались психологические отношения между ними. Именно потому, что в процессе социального взаимодействия мож­но отделить одну роль от другой, — именно поэтому они могут выс­тупать в форме референтных ориентации. Подражание равному себе, одному из родителей или с общественному деятелю может ограничи­ваться лишь небольшой частью их поведения и ценностей, и тогда можно говорить о принятии ролевой модели. Или же подражание мо­жет распространяться на более широкий круг способов поведения и


omv можно говорить как о референт-ценностей этих людей, и тогда о них можно

ных личностях. пг,ПЯет поставить вопрос о том,

Этот концептуальный анализ позвол^б ролевых моделей или
благодаря каким процессам происходи! ^ случае проиСходит
референтных личностей. Сказать, что ^ п^тгя^ _ значит описать
частичная идентификация, а во втором прежНему остается не-

проблему на другом языке, а не решить^ ^ частичная

известным, при каких условиях ПР0ИС*°* ного взаимодействия
идентификация. Например, стРУктуРаС°"бор некоторых людей в
может сделать абсолютно нево^"Ь^аиДейСтвие носитчастич-
качествереферентныхличностеи. Е<*и май * им1Л отношения-
ный характер и ограничено лишь некоторь ■ * а не более всест0-
ми, то произойдет только выбор ролевой мод ^ ^ воображении).
ронний выбор референтной лично"";/од ной роЛи может вызвать
Однако частичная идентификация в духе д ^ ^ ценностях ролевой
желание как можно больше узнать о по процесс вызывает

модели в иных сферах. По-видимому имении асгн0ЙЖИЗни

всем известный, широко распространеннь ^ качеСтве ролевых моде-
обшественных деятелей, которые вЫС^"Дикация с деятелями культу-
лейдлямногихлюдей.Частичнаяидентификаи ю „дентифи-

ры прошлого и настоящего может пре*Ра™ ^ их поведениЮ „ ценно-
кацию, вызвав тем самым активныйi ингер ла им извеСтность.

стям, весьма далекий от той роли, котора t ' тШ _ авт0ры и

Биографы, издатели журналов для «фэнов ^^ именн0 благо-
распространители бульварных сплетен у - ащать ролевую
даря этой широко распространенной тенденци

модель в референтную личность. пыбора референтных личное-

Ключ к пониманию детерминантов выбора pjim^ ^ и тот же

тей можно найти, изучая, в какой n°c*euv По.Видимому, по мере
индивид выбирает референтных лич"°^екдругому На разных стади-
того как люди переходят от °ДногопС1^аючаю;ся с одних референт-
ях своего жизненного цикла, они пеРе~ Тем самЫм мы снова

ных личностей и ролевых моделей на,цру ^ является чисто

имеем в виду, что такой выбор по °оль л ательными структурно
психологическим, но моделируется not ■ " измеНениями карь-

детерминированными и статистически ыми или желанными.

еры - как реальными, так и предв°сх развития во вре-

Такие исследования, базирующиеся на пр в адин и тот же

мени, а также структурные ^ш™™£** наше в высшей сте-момент времени, могут значительн0 ^^антов выбора референтных пени несовершенное понимаиипооблемой тесно связана дру-личностей и ролевых моделей С это"'£ ЫХЛИЧНосгей. Речь идет гая - вопрос о ролиереды в выборе референтных личн


как о непосредственной среде (milieu), которую образуют те соци­альные отношения, в которые индивид включен непосредственно363, так и об обществе в более широком смысле, включая общественных деятелей, с которыми у него нет непосредственных социальных взаи­модействий. Структура такой социальной среды (milieux), очевидно, разнообразна: в каких-то случаях, например, она имеет довольно ус­тойчивую структуру и постоянные социальные отношения, связыва­ющие, по существу, одних и тех же людей; в других случаях ее струк­тура относительно устойчива, а состав людей быстро и часто изменя­ется. Как заметил Отто Фенихель, такие резкие перевороты, часто сопровождаемые изменением моделей социальных отношений, «мо­гут сделать невозможной длительную идентификацию»37. Они могут также побудить тех людей, которым для идентификации не хватает местных референтных личностей, обратиться к более отдаленным фигурам, чтобы идентифицировать себя с ними.

Очевидно, эти немногочисленные наблюдения дают лишь крат­кий очерктого обширного круга вопросов, который рассматривается в этом разделе теории референтных групп. Например, они ничего не говорят о том, обязательно ли идентификация с референтной груп­пой опосредуется идентификацией с отдельными членами этой груп­пы. Однако всего вышесказанного, возможно, вполне достаточно, чтобы показать, что, различая ролевые модели, референтные лично­сти и референтные группы, мы тем самым стимулируем исследова­ние целого круга проблем.

Проблема 3

Выбор между потенциальными референтными группами:

сопоставление членских и не-членских групп

В принципе существует почти бесконечное множество референтных гупп: любая из групп, членом которой является данный человек (их срав­нительно немного), так же как и группы, членом которых он не является

36а Обсуждая этот вопрос, я пытался внести предложение, чтобы современные ис­следователи - социологи и социальные психологи - «особо подчеркнули роль непос­редственной, ближайшей среды, образующей социальную среду поведения человека, в противоположность более широким структурам» (см.: New Perspectives for Research in Juvenile Deliquency. Session 2. - Eds: Witmer, Kotinsky. - 25ff. Некоторые проницатель­ные наблюдения, относящиеся к этой проблеме, см. в: Carlow Т., «The definition and measurement of ambiences», Social Forses, 1955, 34, pp. 28-33). — Примеч. автора.

37 См. его работу, заглавие которой вводит в заблуждение из-за его чрезмерной краткости: The Psychoanalytic Theory of Neurosis (N.Y.: Norton W.W. & Co., 1945), p. 505. — Примеч. автора.


(имя им легион), могут стать референтными центрами, формирующими его установки, оценки и поведение. При каких условиях человек выби­рает других членов своей собственной группы в качестве референтных координат для самооценки и выработки своих позиций, а при каких та­кие координаты обеспечивают группы не-членов?

Эти более ранние формулировки, очевидно, подготавливали по­чву для постановки проблемы теоретического конструирования со­циальных, культурных и психологических детерминантов, определя­ющих выбор из широкого круга потенциальных референтных групп. Они концентрировали внимание на общей проблеме идентификации тех сил и контекстов, которые стимулируют выбор в качестве рефе­рентных ориентиров либо групп членов, либо групп не-членов; это — центральная проблема теории референтных групп.

В отличие от других разделов быстро развивающейся теории этот раздел в последние годы привлекал сравнительно небольшое внима­ние. Как мы вскоре убедимся, исследователи по большей части стре­мились идентифицировать условия, стимулирующие выбор тех или иных членских групп, но их мало интересовали условия, стимулиру­ющие выбор не-членских групп. Однако проделанная работа подтвер­ждает ранее выдвинутые в этой книге гипотезы и дает возможность поставить ряд дополнительных проблем. Одна такая гипотеза (кото­рая, во всяком случае, немного продвигает решение вопрос) утверж­дает, что индивиды, «имеющие мотивы для вступления в группу», будут стремиться принять ценности этой не-членской группы. Эта ограниченная гипотеза познее была расширена Эйзенштадтом, ко­торый на примере иммигрантов в Израиль обнаруживает, что выбор референтной группы определяется главным образом способностью определенных групп «присваивать себе какой-либо престижный с точки зрения институциональной структуры общества статус»58. В той мере, в какой присуждение определенного статуса служит главным основанием для выбора не-членских групп, социальная структура, которая распределяет между группами престиж и авторитет и опреде­ляет доступ к ним, всегда будет моделировать этот выбор для тех, кто занимает разное положение в обществе.

В дальнейшем было высказано предположение о том, что «изоли­рованные» члены группы, возможно, особенно легко примут в каче­стве нормативно-референтной системы координат ценности не-член­ских групп. Эта гипотеза позже была развита Блау, который полага­ет, что из всех людей, которые не проявляют социальной мобильнос-

38 Eisenstadt S.M., «Reference group behavior and social integration: an explorative study», American Sociological Review, 1954, 19, pp. 175—188, at p. 177. — Примеч. автора.


ти, скорее всего имено та категория, «которая находится в относи­тельной изоляции», включает в себя «социальных борцов; лиц, усва­ивающих образ жизни более престижного класса, к которому они не принадлежат; разочарованных представителей элиты, которые при­нимают политическую ориентацию более низкого класса, чем их соб­ственный»39.

Наконец, было высказано предположение, что социальные сис­темы с относительно высокой социальной мобильностью стимули­рует самую широкую ориентацию на выбор в качестве референтных групп не-членских групп. Ибо имено в таких обществах желание по­пасть в более высокие группы и страты будет встречаться часто, а же­лаемая социализация станет функциональной. С этим предположе­нием согласуется по крайней мере одно исследование. Стерн и Кел­лер, изучавшие, какие референтные группы стихийно выбирались населением Франции в качестве референтных, пришли к выводу, что собранные ими данные не позволяют говорить «об ориентации на не­членские группы». Соотнося свои наблюдения со структурным кон­текстом этой модели выбора, они заметили, что «одной из характер­ных особенностей французского общества является относительная им-мобильность социальных групп. Аналогичные исследования, проведен­ные в других социальных системах, возможно, дадут другие результаты. Результаты нашего исследования нужно проверить в обществе, где тра­диционализм не играет такой важной роли, как во Франции, и где пре­обладает вертикальная социальная мобильность. Если бы мы обрати­лись к такому обществу, как Соединенные Штаты, где базисные по­требности удовлетворяются гораздо лучше, то, по-видимому, модель референтно-группового поведения была бы совсем иной»40.

Несмотря на то что мы все еще очень далеки от создания теорети­чески развитых и эмпирически обоснованных гипотез по поводу де­терминантов, определяющих выбор не-членских групп в качестве ре­ферентных групп, мы все же знаем достаточно, чтобы очертить об­щие контуры дальнейших исследований. По-видимому, конкретные образцы референтно-группового поведения отличаются друг от дру­га в зависимости от типа личности и социального статуса носителей этого поведения, а также от структурного контекста, в котором оно существует. Изучение личностных особенностей такого поведения предусматривается современными исследованиями, но все же ему не придается должного значения. Гораздо больше внимания уделяется

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...