Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символический интеракционизм




Парадигма этого направления опирается на труды Вебера, который поддерживал необходимость понимать действия и поведения людей с их т.з., а не с позици стороннего наблюдателя. Сторонники этого наблюдения рассматривают взаимодействие как непрерывный диолог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реангируют на них. Любое действие людей при этом есть проявление социального поведения, основанного на коммуникации между участниками.

Коммуникация в свою очередь,становится возможной лишь благодаря тому,что люди вступающие в контакт предают одинаковые значения одним и тем же символам. Особое внимание при этом уделяется анализу языка как главного посредника взаимодействия. Само название направления было предложено в 30 годы прошлого века амер социологом Гербертом Блумером?? Исходные принципы данной концепции состояли из 3 пунктов:

1. Люди совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они предают этим объектам.

2. Сами эти значения возникаютиз соц взаимодействий

3. Любое социалное действие проистекает из приспособления к друг другу, индивидульных линий поведения людей.

Важнейший вклад в разработку символическего интеракционизма внес профессор чикагского университета Джош Герберд Мидт, он использовал понятие – роль, как центральный социальный процессор и подробно показал каким образом социальные процессы создают человеческую «самость»- т.е. осознание человеком самого себя и своего места в обществе. Помимо разница между человеком и любым другим деятельным существом состоит в двух отличиях- 1) все виды деятельных существ,включая человека, обладают мозгом, но только человек обладает разумом и 2)все живые существа обладают телом, однако лишь человек имеет ощущение: собственные, исключительные и неповторимой личности.

Самое существенное по Миду в людях - это то,что они живут постоянно созидая в мире смыслов,толкований и содержаний и делают все это в мире других людей, не зависимо от того,знают они об этом или нет.

Последователи Мида-Блумер уделял так же большое внимание практическим исследованиям!!!!обработки??? и настаивал на более широком применении «мягких методов исследования в социологии», а именно наблюдение учатсников и интервью. В своей работе- общество символического взаимодействия, он сформулировал основные положения,- теории интеракционизма:

1.человеческое общество состоит из индивидов со своим «Я», что означает,что они могут ссылаться на самих себя в отношениях с внешним миром.

2.главной чертой человека является мышление и одновременно-человек является существом, которое обладет намерениями

Перенося это предположение на макроуровень Блумер утверждал, что общество не имеет объективной структуры,но его следует понимать, как постоянное взаимодействие между различными действующими индивидами, которые встречаются в рамках тех или иных ситуаций. Смысл таких ситуаций, их интерпритацию создают люди.

Многие социологи считают, что символический интеракционизм дает более реалистичное представление о механизме социального взаимодействия,чем теории обмена. Одна концентрируя внимание на уникальных и не повторимых субъективных смыслах представления индивидов, он делает практически невозможным конструктивный анализ и обобщение.

 

Структурный функционализм

Структурный функционализм – один из основных методологических подходов в современной социологии. Его называют первой социологической теорией, возникшей самостоятельно, без опоры на существовавшие философские доктрины. Возник в начале 30-х гг., не потеряв актуальности и сейчас. Создатели – Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон. Идеи структурного функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии.

Основные идеи структурно-функционального подхода:

1) Общество - целостный, единый организм, состоящий из множества частей, систем: экономической, политической, военной, религиозной и т. д. Они не связаны однозначно с конкретными индивидами, а являются позициями индивидов в системе. Таким образом, системы не состоят из людей, в системах люди только участвуют.

2) Каждая часть общества может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Заполнение тех или иных структурных позиций означает для участвующих индивидов приобретение некоторого социального статуса и выполнение определенной социальной роли.

3) Функции частей – это удовлетворение каких-либо общественных потребностей. Вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части другим частям труднее восполнить нарушенные функции.

5) Для обеспечения стабильности общества необходим развитый механизм социального контроля. Социальный контроль осуществляют органы политического управления, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

6) Главным же условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в нем системой ценностей.

Предметом изучения функционалистов является, таким образом, функционирование основных социальных институтов, а не поведение индивидов. Общество у функционалистов – это совокупность социальных статусов, а не людей. (В теме «Социальная структура и стратификация» изложен функционалистский подход к рассмотрению стратификации).

Предшественниками соц-функцион направления в социологии являются КОНТ и СПЕНСЕР. В своих трудах они предложили ключевые понятия этого направлени, а именно структуры и функция, а так же развивали основы системного взгляда на общество-как совокупность взаимосвязанных частей.

Наибольший вклад в развитие данной теории внес амер социолог Парсонс …. Он попытался создать всеобъемлющую социологическую теорию,которая объединяла бы все уровни анализа и все формы соц реальности. Именно поэтому он в своей теории поставил идею социального порядка и нормативной регуляции поведения. Он связывал понятия общества не с совокупностью индивидов, а с организованными формами взаимодействия между людьми, которая поддерживается социальной системой, стремящейся к устойчивому равновесию. Решающее значение в человеческом поведении имеют номративные факторы, которые не зависят от личных мотивов или экономических претензий. Парсенс разбил идею социального действия Вемера7??, как действие ориентарованное на другого. Он широко использовал понятия СИСТЕМА и СИСТЕМА ДЕЙСТВИЯ, причем использовал их как для описания общества в целом, так и для отдельных его элементов таких как- культура, личность, организм.

В его понимании соц система- это система образуемая состояниями и процессами социального взамодействия между субъектами- это аналитические инструменты, имеющие функциональный характер. Культура как система выполняет организацонные функции и создает правила и нормы, которые обеспечивают социализацию индвидуальных действий. В результате усвоения культурных образцов возникает система личности.

Личность по Парсенту-индивьныйидуальный актор, действия которого координированы фенкциональными требованиями культуры. Монография экономики и общества определены 4 основные йункции систем действия:

1. Адаптация, которая заключается в получении и переработке ресурсов из внешней среды

2. Цели достижения или целеустремленность, которые состоят в определении приоритеров движения или развития

3. Интеграция-согласование действий различных элементов системы

4. Латентность-поддержание устойчивости,через поддержание образцов поведения и снятия напряжения во взаимодействии

Первые 2 функции, которые ведут от внешних условий и требований внешней среды были названы-инструментальными, а 3 и 4 функция-пораждаемые самими людьми-экспрессивными.

Эта 4-х функциональная схема применялась Парсенсом для анализа самых различных объектов- от общества в целом до малых групп и отдельных единиц. Центральным понятием в теории Парсенса является- РАВНОВЕСИЕ, которое обеспечивается тем, что оно находит средство с помощьтю которого реализуются потребности общества и индивидов, что является следствием и предпосылкой организованной соц жизни.

Еще одним видным представителем структурного-функционализма является Роберт Мертон. Он обратил внимание на многозначность самого понятия функция и ее роль. В социологическом смысле функция –наблюдаемое последствие социалльных действий и социальных институтов, при этом наряду с функциями могут сущемствовать и дисфункция- а именно негативные последствия. Отклонения в обществе всегда связаны с нарушением равновестности в социальной структуре. Так же он разработал многие понятия теории девиации и теорий социального прогресса

 

Теория социального обмена

Она получила известность в 60 годы 20 века, а предшественниками этой теории считаются Смит и И. Бентан они считали, чтоосновным движущим мотивом деятелньости каждого человека является стремление к полезности и получению выгоды (МОДЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО).

Базируясь на аналогичныых предпосылках амер ученный Джош Хоманс пришел к выводу, что такие ключевые понятия социологии-роль, статус, власть и многие другие следует расматрвиать и объяснять с т.з. социальных отнощений,к оторые их пораждают. Он исследует взаимодействие терминов «обмена действиями» между атвором (действующим субъектом) и «другим», когда каждая из сторон стремится извлечь максимум выгоды и минимизирвоать собственные затраты. В число важнейщий возможных выгод Хоманс отнес – социалньное одобрение. Возникающее в процессе обмена действиями взаимное вознаграждение становится регулярно повторяющимся и постепенно перерастает в отношения, основанных на взаимных ожиданиях участников. Нарушения таких обещаний вызывает разачарование и агрессию, которые таких образом становятся своеобразной формой выгоды.

Последователь Хоманса- Блау утверждал,что все конаткты между людьми строятся на схеме эквивалента- даваемого и получаемого. И т.о. исходная позиция теории обмена- рамсмотрение двухсторонней геогической модели взаимодействия.

Основная критика теории обмена-сосредоточена на упрощенном представлении о сложности социальных взаимодействий между людьми и чрезмерном акценте на расчетных и эгоистических мотивах их действий. Кроме того,Обмен действия ограничивается простейшими видами человеческого взаимодейтсвия и не работает при переходе к анализу многостороннего, более масштабного взаиможействия индивидов и групп индивидов на макроуровне.

Именно поэтому Питер Блау предлагал исследовать социальное взаимодействие на основе синтеза принципов социального обмена и макросоциологических понятий структурного функционализма. Модификацией теории соц обмена является теория рационального выбора возникщая в 80 годы 20 века. Согласно ее положению, люди оказываясь перед лицом нескольких вариантов возможных действий делают то,что по их мнению должно приветси к наилучшему результату.

 

Этнометодология

Этнометодология -подход, разработанный Гарольдом Гарфинкелем (род. 1917 г). Термин «этнометодология» он ввел для обозначения методов, которые используют люди в повседневной жизни с целью описания и осмысления своих собственных действий.

Подход появился в противовес ортодоксальной социологии, которая исходит из того, что люди действуют согласованно благодаря общему пониманию ситуаций. Гарфинкель поставил под сомнение возможность общего понимания социальной жизни.

Подчеркивается многозначность и неопределенность языка и действия. Сторонники этнометодологии полагают, что люди не способны четко понимать значения слов или поступков других людей. Каждый вкладывает свой смысл в слова и поступки, в результате каждый человек имеет свое понимание социальной жизни. Каждый сам конструирует для себя социальный мир и социальный порядок. Все являются в какой-то степени социологами, поскольку постоянно пытаются анализировать и объяснять социальную жизнь. Практические теоретики - термин этнометодологии, отражающий как раз тот факт, что мы все находимся в поиске смысла окружающего нас мира.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...