Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная динамика адаптации в статусных наборах




И последовательностях

Как известно, статусным набором называется комплекс различных положений, занимаемых индивидом в пределах одной или нескольких социальных систем. В статусном наборе, как и в ролевом, тоже имеются проблемы стыковки. В какой-то мере эти проблемы сходны, хотя и не идентичны, по своей структуре. По этой причине, а также потому, что, надо признаться, эта глава чрезмерно затянулась, я не дам здесь даже общего очерка того круга проблем, которые можно идентифицировать уже сегодня. Однако будет полезно остановиться на некоторых из них и при этом указать, какой характер примет их дальнейший анализ.

Статусные наборы, очевидно, обеспечивают одну базисную фор­му взаимозависимости между общественными институтами и подси­стемами. Это следует из того общеизвестного факта, что одни и те же люди входят в различные социальные системы. Кроме того, следует заметить, что подобно тому, как группы и сообщества различаются по числу и сложности социальных статусов (которые составляют часть их структуры), так и отдельно взятые индивиды различаются по числу и сложности статусов, составляющих их статусный набор. Ни у кого из тех, кто входит в «сложную социальную структуру», нет одинаково слож­ных статусных наборов. В качестве конкретного примера, иллюстри­рующего одну крайность, перечислим статусы, занимаемые в одно и то же время Николасом Мерреем Батлером, хотя на первый взгляд число их кажется бесконечным; в качестве гипотетического примера, иллюс­трирующего другую крайность, перечислим относительно небольшой перечень статусов, занимаемых ученым-рантье, который действитель­но преуспел в самоизоляции от большинства социальных систем: он работает, хотя формально числится «безработным»; он не состоит в браке; он не связан с политическими, религиозными, гражданскими, образовательными, военными и др. организациями. Проблемы сты­ковки ролевых требований в сложном статусном наборе (первый при­мер) и в простом статусном наборе (второй пример) — это скорее всего проблемы совершенно различного порядка. Сложные статусные набо­ры не только облегчают связь между подсистемами общества; носите­ли этих статусов, организуя свою ролевую деятельность, сталкиваются с затруднениями различных уровней сложности. Кроме того, в некото­рых статусах с характерной для них ценностной ориентацией первич­ная социализация может так сильно повлиять на формирование лич­ности, что затруднит для нее (иногда в большей, иногда в меньшей сте­пени) выход за пределы требований других статусов.


Нейтрализация таких затруднений (потенциально они свойствен­ны всем сложным статусным наборам) происходит благодаря несколь­ким разнородным социальным процессам. Прежде всего люди не вос­принимаются другими людьми только в качестве носителя одного-единственного статуса, даже если речь идет о статусе, определяющем их общественное-положение. Работодатели часто признают, что их ра­ботники тоже имеют семьи, а в некоторых специфических случаях даже связывают свои ожидания по поводу поведения работника с этим об­стоятельством. К работнику, о котором известно, что он перенес смерть близкого человека, члена своей семьи, естественно, какое-то время предъявляются более мягкие требования по работе. Социальное при­знание конкурирующих между собой обязательств, существующих в статусном наборе, помогает смягчать и модифицировать требования и ожидания членов ролевых наборов, связанных с некоторыми из этих статусов. В свою очередь, эта непрерывная адаптация связана с цен­ностями, существующими в обществе. Если имеется априорный кон­сенсус по поводу относительной «важности» противоречащих друг другу статусных обязательств, то прекращается внутренняя борьба, сопровождающая принятие решений носителями этих статусов, и облегчается оказание помощи со стороны тех, кто входит в связан­ные с ними ролевые наборы.

Разумеется, существуют силы, препятствующие такой легкой адап­тации. У тех, кто входит в ролевой набор, связанный с одним из стату­сов индивида, складывается свой собственный образ действий, кото­рый нарушается, если носитель этого статуса не выполняет своих ро­левых обязательств. Если бы чисто эгоистическая мотивация действи­тельно определяла все, это приводило бы к еще большим стрессам в статусных системах, чем обычно. В результате члены каждого ролевого набора то наступали бы на членов других ролевых наборов, то отступа­ли бы под их натиском, а между ними всегда находились бы носители некоторых статусов. Но чисто эгоистическая мотивация — это еще не все; тем самым обеспечивается разработка различных способов со­гласования взаимоисключающих требований.

С точки зрения психологии, сопереживание, умение поставить себя на место других, помогает уменьшить до минимума давление на людей, имеющих противоречащие друг другу статусные обязательства. Однако отнести сочувствие, сопереживание к сфере «психологии» — это еще не значит, что оно есть всего лишь индивидуальное личност­ное свойство, которым разные люди обладают в разной степени; то, в какой мере сочувствие, сопереживание свойственно членам общества, отчасти есть функция лежащей в его основе социальной структуры. Ибо те, кто входит в ролевые наборы индивида, имеющего противо-


речащие друг другу статусные обязательства, в свою очередь, являют­ся носителями многочисленных статусов, которые прежде или теперь, действительно или потенциально подвержены подобным стрессам. Эта структурная деталь по крайней мере облегчает появление сочув­ствия («Вот что было бы со мной, если бы не милость Божия»).

Социальные структуры не лишены способности ко все более со­вершенной адаптации, которая достигается благодаря последователь­ной смене исходящих от культуры «наказов». Это помогает уменьшить частоту и интенсивность конфликтов в статусном наборе. Ибо чем чаще в сложных статусах происходят структурные конфликты между обязательствами, тем вероятнее, что возникнут новые нормы, кото­рые будут управлять этими ситуациями, устанавливая приоритетные обязательства. Это значит, что каждый индивид, вовлеченный в по­добные стрессовые ситуации, не должен будет импровизировать, изоб­ретая новые приспособления. Кроме того, это означает, что члены его ролевых наборов в результате помогут ему уладить возникшие зат-руднения, одобряя и признавая его «решение», если оно соответству­ет функциональной эволюции стандартов приоритетности.

Социальные механизмы, сводящие подобные конфликты до ми­нимума, можно также рассматривать с позиций статусной последо­вательности, то есть последовательной смены статусов, через кото­рую проходит соответствующее число людей. Рассмотрим последова­тельность, которую Линтон назвал достижением статуса (говоря бо­лее обобщенно, ее можно назвать приобретением статуса: индивид переходит от статуса к статусу благодаря своим собственным достиже­ниям, а не в силу случайностей рождения; эту вторую модель можно назвать моделью предопределенного статуса). Здесь основная идея зак­лючается в том, что компоненты статусных наборов не комбинируются случайно. Процесс самоопределения — как социального, так и психоло­гического — действует таким образом, чтобы свести на нет перспективы случайного набора статусов. Ценности, интериоризированные членами изначально господствующих статусов, уменьшают вероятность (кото­рая в отсутствие этих ценностей была бы гораздо выше) того, что у них будут какие-либо побуждения занять статус, ценности которого не­совместимы с их собственными. (Повторяю, как делал это в обзоре механизмов стыковки: я имею в виду, что этот механизм никогда не действует с полной и автоматической эффективностью; но он суще­ствует.)

В результате процесса выбора последовательных статусов статус­ный набор в каждый данный момент времени интегрирован лучше, чем был бы в случае его отсутствия. Исходя из уже усвоенных ценно­стных ориентации, люди отвергнут некоторые статусы, которых они


могли бы достичь, потому что найдут их неприемлемыми для себя и выберут другие перспективные статусы, потому что будут считать их близкими себе по духу. Вот прекрасный пример, иллюстрирующий это общее теоретическое положение: те, кто готовился стать христи­анскими учеными и был предан этому учению, обычно не становятся врачами. Суть дела состоит в том, что это само собой разумеется. Эти два следующих друг за другом статуса — Христианская Наука и меди­цина — обычно не являются результатом процесса самоопределения. Но то, что действительно для этого яркого примера, по-видимому, сохраняет силу (хотя и не является таким наглядным и повторяющим­ся) и в других статусных последовательностях. В конечном итоге речь идет о той же самой теоретической идее, которую применил Макс Вебер, анализируя связь протестантской этики и частного предпри­нимательства. Он пришел к выводу, что благодаря процессу самоопре­деления в статистически наиболее частом статусном наборе принад­лежность к аскетическим протестантским сектам сочетается с капита­листическим бизнесом (основные направления подобных стыковок мы наметили выше). Кроме того, оба эти статуса, как и следовало ожи­дать, стали создавать все более совместимые определения социальных ролей. Короче говоря, они действовали таким образом, чтобы свести действительный конфликт между статусами в статистически частом статусном наборе к более низкому уровню, чем тот уровень, которого конфликт достиг бы в отсутствие механизмов самоопределения и пос­ледовательного переопределения статусных обязательств.

Те же самые механизмы дают возможность статусам, которые от­носятся друг к другу как «нейтральные», столь же часто встречаться в тех же самых статусных наборах. Под словом «нейтральные» я подра­зумеваю только то, что ценности и обязательства соответствующих статусов скорее всего не вступят в конфликт. (Разумеется, если гово­рить конкретно, то почти каждая пара статусов при определенных условиях может содержать противоречащие друг другу требования; однако некоторые пары легче вступают в подобные конфликты; дру­гие пары, как мы видели, могут усиливать друг друга; третьи могут быть просто нейтральными.) Например, в конкретной ситуации вполне воз­можно, что инженер-строитель локомотивов чаще будет встречаться с взаимоисключающими статусными требованиями, если он итальянец, а не ирландец по происхождению, но в определенной социальной сис­теме эта комбинация статусов может оказаться совершенно нейтраль­ной. Модель взаимно индифферентных статусов в какой-то мере обес­печивает многообразие статусов в статусных наборах и при этом не вызывает конфликта между статусами. Она помогает объяснить тот Постоянно наблюдаемый факт, когда статусы в статусном наборе, не


будучи подобранными чисто случайно, в то же время не являются пол­ностью интегрированными.

Понятия статусного набора и последовательности статусов помо­гают поставить перед функциональным анализом социальных струк­тур новые проблемы123. Тем не менее все вышеизложенное позволяет понять природу этих проблем. То, что они, в свою очередь, связаны с проблемами референтно-группового поведения, достаточно очевид­но, и здесь мы не будем исследовать эти связи.

Последствия референтно-группового поведения

В заключение этого описания связей между теорией референтных групп и социальной структурой я просто избирательно упомяну (ана­лизировать не буду) о некоторых последствиях референтно-группо­вого поведения. Чтобы рассмотреть этот вопрос детально (теперь это возможно), следовало бы написать целую книгу, а не предваритель­ное сообщение.

Проблема 8 Функции и дисфункции референтно-группового поведения

Как предполагалось в предыдущей главе и в первых разделах этой главы, «существует логическая связь между теорией референтных групп и концепциями функциональной социологии. Они, оказывается, ин­тересуются разными аспектами одного и того же вопроса: первая тео­рия концентрирует внимание на процессах, благодаря которым люди соотносят себя с группами, а свое поведение — с ценностями этих групп; вторая — на последствиях этих процессов, прежде всего для социальных структур, но также для индивидов и групп, вовлеченных в эти структуры»124. В предшествующих разделах мы уже идентифи-

123 Описание некоторых сопутствующих проблем увело бы нас слишком далеко в
сторону. Однако следует заметить, что ролевые градации (то есть постепенное, а не
внезапное изменение ролей в статусных последовательностях) позволяют смягчить
тот тип затруднений, который описан в: Benedict R., «Continuities and discontinuities
in cultural conditioning», Psychiatry, 1938, 1, pp. 161 — 167. — Примеч. автора.

124 Та же самая ориентация, будучи принята Эйзенштадтом, привела к интерес­
ным результатам. Он замечает: «Вместо того чтобы вначале ставить вопрос, каким
образом референтные группы влияют на поведение индивида, мы могли бы задаться
другим вопросом: почему такая ориентация вообще необходима и с точки зрения дан­
ной социальной системы, и с точки зрения человеческой личности. Какие функции


цировали (правда, предварительно) некоторые из социальных функ­ций референтно-группового поведения. Рассмотрим одну из них — функцию предвосхищающей социализации, то есть усвоение ценно­стей и ориентации, принадлежащих таким статусам и группам, в ко­торые человек еще не вовлечен, но куда он, вероятно, вступит. Она помогает подготовить индивида к будущим статусам его статусной последовательности. Эксплицитная, сознательная, а часто и формаль­ная сторона этого процесса, разумеется, задается образованием и вос­питанием. Но многое в такой подготовке имплицитно, неосознанно, не­формально; именно поэтому понятие предвосхищающей социализа­ции привлекает наше внимание.

Подобная неформальная подготовка к ролям, которые предстоит исполнить в будущих статусах, должна идти в определенном направ­лении. К ней обычно не привлекается специализированный персо­нал, предназначенный для того, чтобы обучить человека исполнять эти роли, или же такое умение воспитывается бессознательно и по­путно. Даже в школах предвосхищающая социализация переступает через формально отведенные для нее границы. К тому же предвосхи­щающая социализация не носит нравоучительного характера. Инди­вид реагирует на сигналы поведенческих ситуаций, более или менее бессознательно извлекает из них скрытый смысл, позволяющий ос­мыслить его ролевое поведение в будущем, и, таким образом, начи­нает ориентироваться на статус, который он еще не занимает. Обыч­но он не может четко сформулировать, какие ценности и ролевые тре­бования он усваивает.

Эту функцию предвосхищающей социализации помогает выпол­нить одна структурная деталь, которую можно назвать «ролевой гра­дацией». Индивид более или менее постепенно продвигается через последовательность статусов и связанных с ними ролей, причем каж­дая фаза этого продвижения не слишком отличается от той, которую он уже прошел раньше. Хотя его «официальный» (то есть социально признанный) переход в новый статус может показаться внезапным, чаще всего это происходит только потому, что неформальная пред­восхищающая подготовка прошла незамеченной. В последовательно­сти статусов существует гораздо меньше перерывов постепенности, чем может показаться на поверхности социальной жизни с ее праздничны­ми rites de passage* и официально объявленными изменениями стату­са. Адекватность исполнения индивидом ролей его текущего реперту-

вынолкяет такая ориентация в социальном жизненном пространстве индивида и его Деятельности как члена общества?» (см.: Eisenstadt S.N., Studies in reference group bel>aviour (Human Relations, 1954), 7, pp. 191—216, esp. p. 192). — Примеч. автора. * Ритуалы, отмечающие переход в новое положение. — Примеч. пер.


ара более или менее постоянно подвергается оценке со стороны других людей. Тенденция возврата к поведению, свойственному предшеству­ющей роли, подавляется благодаря постоянным подтверждениям его принадлежности к новообретенному статусу («Теперь вы большой че­ловек...»). Соответственно подавляются также тенденции «преждевре­менного» перехода на более перспективные роли («Со временем, разу­меется, но сейчас вы еще совсем не готовы...»). В итоге благодаря ори­ентации на нормы перспективных статусов индивид начинает вести себя как человек, находящийся на испытании, и стремится продви­гаться вперед с такой скоростью, которая регулируется отзывами дру­гих членов его текущего ролевого набора.

Совсем немного известно о тех статусных и ролевых ориентациях во времени, которые на каждой стадии жизненного цикла должны приобретаться под влиянием культуры, и еще меньше — о тех, кото­рые действительно приобретаются под ее влиянием125.

В своем расписанном по минутам описании поведения одного мальчугана в течение дня Баркер и Райт126 сообщают, что почти напо­ловину поведение мальчика явно ориентировалось на его текущие роли, очень небольшая часть (около четырех процентов «единиц по­ведения») была сориентирована на будущие роли и совсем незначи­тельная — на прошлые роли. Параллельные репрезентативные данные о людях из различных обществ и социальных слоев отсутствовали, так что исследование этого вопроса осталось на уровне предположений. Например, было сказано, что в юности представления о далеком буду­щем неясны и почти безграничны; кажется, что прошлым можно пре­небречь; таким образом, первостепенное значение приобретают насто­ящее и ближайшее будущее. В среднем возрасте сохраняется то же са­мое соотношение, только оно становится более сбалансированным. Старость ориентируется прежде всего на прошлое. Но все это остается на уровне догадок, и притом не самых поучительных. Структуры ори­ентации на статусы прошлого, настоящего и будущего на разных ста­диях жизненного цикла почти наверняка меняются в соответствии с изменениями культурного уровня и социального положения. Но си-

125 Одна статья, имеющая дело с четырьмя культурами, в какой-то мере пролива­ет свет на этот вопрос: Smith M.W., «Different cultural concepts of past, present and future: a study of ego extension», Psychiatry, 1952, 15, pp. 395—400. В другой статье начато иссле­дование о возможности существования «различных целевых ориентации во времени у различных социальных классов»: для этого в Соединенных Штатах были предварительно обследованы более сотни детей из низших и средних слоев (LeShan L. L., «Time orientation and Social class», Journal ofAbnormal and Social Psychology, 1952,47,pp. 589—592. —При­меч. автора.

ш Barker R.G. and Wright H.F., One Boy's Day (New York: Harper & Brothers, 1951). - Примеч. автора.


стематическое изучение всего этого еще впереди. Однако можно сде­лать следующее предположение: так как ориентации во времени ме­няются, то выбор референтных групп тоже меняется; следовательно, меняется их функция по обеспечению предвосхищающей социали­зации.

То, что снраведливо по отношению к одной этой функции рефе­рентных групп, по-видимому, сохраняет силу и для других функций, которые были идентифицированы в исследованиях референтно-груп­пового поведения, ранее процитированных в настоящей главе. Но исследование этих функций (и дисфункций) референтных групп еще только началось, и, судя по тому как обстоят дела в настоящее время, лучшие работы появятся гораздо позже127.

 

127 Основные материалы но теории референтных групп можно найти в: Sherif M. and Sherif C.W., An Outline of Social Psychology (New York: Harper & Brothers, 1956). К сожалению, эта работа попала в поле моего зрения только после того, как моя книга была уже напечатана. — Примеч. автора..


XII. СТРУКТУРА ВЛИЯНИЯ:

ЛОКАЛЬНЫЙ И КОСМОПОЛИТИЧЕСКИЙ ТИПЫ

ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

Это исследование посвящено изучению места средств массовых коммуникаций в структуре межличностных влияний. Базируясь в ос­новном на интервью, взятых у восьмидесяти шести мужчин и жен­щин, принадлежащих к различным социально-экономическим сло­ям в «Ровере» (городке с населением 11 000 чел. на Восточном побе­режье), оно, в сущности, представляет собой скорее исследование единичного случая, нежели статистический анализ1 структуры влия­ний. Первоначально это пилотное исследование имело четыре основ­ные цели: 1) идентифицировать типы людей, которых их окружение считает влиятельными; 2) соотнести формы коммуникативного по­ведения с ролями этих людей (то есть лиц, оказывающих влияние); 3) проследить, по каким каналам к ним приходит влияние; 4) выдви­нуть гипотезы, необходимые для более систематического изучения межличностных влияний в местном сообществе.

Данная глава посвящена анализу принципиально различных ти­пов влиятельных личностей, — типов, которые мы можем обозначить как «локальный» и «космополитический». Но прежде чем мы обра­тимся к этому вопросу по существу, возможно, нам будет интересно бросить взгляд на два процедурных и методологических отступления, которые пришлось сделать по ходу дела. Первое отступление было сделано, когда в ходе прикладного социологического исследования, первоначально посвященного узкой практической проблеме, неожи­данно возникли теоретические конструкты. Хотя пилотное исследо­вание первоначально было предпринято для того, чтобы изучить фун­кции, выполняемые общенациональным информационным журна­лом для различных типов читателей (проблема, относящаяся к со-

© Перевод. Каганова З.В., 2006

1 Несмотря на то что цифры и диаграммы, в которых подводятся итоги нашего ис­следования, время от времени цитируются, они носят эвристический, а не демонстраци­онный характер. Они только позволяют указать источники интерпретационных гипотез, которые еще предстоит детально, систематически разработать. — Примеч. автора.


циологии массовых коммуникаций), очень скоро благодаря первым же впечатлениям и результатам оно было переориентировано. Ибо оказалось, что журнал по-разному использовался людьми, которые в разной степени испытывали межличностные влияния в своем сооб­ществе. Обращаясь ко второму отступлению, мы познакомимся с пре­пятствием, которое вынудило нас выдвинуть альтернативные схемы для анализа тех же самых качественных данных. Дело в том, что наш первоначальный анализ оказался совершенно непродуктивным. Од­нако с возникновением понятия локального и космополитического типов влиятельных личностей «те же самые» качественные данные ста­ли приносить полезные результаты, которые можно было разрабаты­вать в дальнейшем. После этого краткого процедурного обзора двух стадий нашего качественного анализа мы сможем лучше оценить опи­сание локального и космополитического типов влиятельных людей.

Превращение прикладного исследования в теоретическое

Практическая проблема, для решения которой появилось это исследование, была достаточно ясной2. Научно-исследовательский отдел общенационального информационного журнала хотел выяс­нить, каким образом можно локализовать зоны личностных влия­ний в сообществе. Он хотел также знать, каковы характерные осо­бенности влиятельных людей, в том числе читателей журнала. До­ходил ли журнал до этих людей, занимающих «ключевое» положе­ние в сети личностных отношений? Независимо от этого, каким образом журнал использовался влиятельными людьми и каким — рядовыми читателями?

2 Очень хочется проследить вытекающий из этой постановки вопроса последо­вательный ход нашего исследования. Первоначально клиентов главным образом (если не целиком) интересовала структура межличностных влияний, потому что «тема вли­ятельности» могла помочь им повысить спрос на рекламу. (Фрэнк Стюарт перечис­ляет 43 журнала общенационального масштаба, которые в разных вариациях исполь­зуют идеи о том, что их читатели — это люди, обладающие влиянием.) Эта практи­ческая задача, а также существование научно-исследовательского отдела обусловили необходимость проведения исследований в данной области. Но как только исследо­вание было начато, его цели стали гораздо более многообразными, так как оно вклю­чило в себя такие подпроблемы, которые только отдаленно были связаны с первона­чально поставленными задачами. Функции прикладного исследования, связанного с соответствующей теорией, следовало систематически изучить; некоторые исходные соображения по этому поводу изложены в главе V. — Примеч. автора.


Как только эта практическая проблема была сформулирована, сразу же в центре внимания оказался вопрос о создании методов идентификации личностей по уровням межличностного влияния. Очевидно, невозможно определить, было ли число тех, кого можно назвать «влиятельными людьми», пропорционально (или непропор­ционально) числу читателей, не располагая процедурами для лока­лизации и идентификации влиятельных лиц. Кроме того, сам факт, что эту проблему начали исследовать, указывал на то, что какие-то правдоподобные показатели влияния рассматривались клиентом не­адекватно. Такие внешние показатели влияния тех или иных чита­телей, как род занятий, доход, владение собственностью и членство в организациях, можно было узнать при подписке на журнал или получить с помощью опроса читателей. Таким образом, исследова­ние, имеющее своей целью создание более эффективных показате­лей влияния, исходило из следующей гипотезы: несмотря на то что люди, относящиеся к высокому «социальному статусу», могут ока­зывать относительно большое межличностное влияние, социальный статус не является адекватным показателем. Некоторые индивиды, занимающие высокий статус, очевидно, обладают небольшим меж­личностным влиянием, а некоторые индивиды, занимающие низ­кий статус, — большим. Требовалось новое качественное исследо­вание, чтобы создать более адекватные показатели межличностного влияния.

Но, как это часто бывает, предполагалось, что проблема изначаль­но была поставлена правильно. Действительно ли влиятельные лич­ности непропорционально представлены в составе читателей? Во вся­ком случае, действительно ли влиятельные личности пользуются жур­налом по-другому, чем рядовые читатели? На самом деле это была преждевременная постановка проблемы, но мы поняли это только пос­ле того, как пилотное исследование уже началось. Ибо, как мы поня­ли, дело не в том, чтобы идентифицировать влиятельных людей (и пользу, которую они извлекают из журнала), а в том, чтобы выявить типы влиятельных лиц (и, соответственно, их различное отношение к журналам как источникам информации, относящейся к обществу в целом, а не к их собственному сообществу).

Основной перелом в этом исследовании, как мы убедимся, про­изошел вместе с осознанием того, что практическая проблема была переопределена по сравнению с ее первоначальной формулировкой. Это переопределение со временем отвлекло наше внимание от броса­ющихся в глаза альтернатив исследования. Только когда первоначаль­ная проблема получила новую формулировку, только когда исследо­вание средств для идентификации влиятельных людей превратилось


в исследование типов влиятельных личностей, вероятно, различаю­щихся своим отношением к средствам коммуникации, — только тог­да исследование оказалось продуктивным и в прикладном, и в теоре­тическом аспектах. Только тогда данные, до этого не укладывавшие­ся в нашу интерпретацию, встали на свое место. Только тогда мы су­мели объяснить разнообразные и ранее не связанные между собой данные наблюдений с помощью небольшого числа понятий и пред­ложений.

Как мы увидим из описания основной части нашего исследова­ния, потребовалась новая постановка проблемы, прежде чем мы ока­зались в состоянии продвинуться к решению и прикладных, и теоре­тических задач.

Две фазы качественного анализа влиятельных людей

По-новому поставив проблему, мы заинтересовались разработкой процедур (хотя бы несовершенных), которые дали бы нашим инфор­маторам возможность выявить людей (помимо их непосредственно­го семейного круга), которые оказали на них большое «влияние» в ходе социальных взаимодействий3. Нас не интересовало косвенное влияние, оказываемое серьезными политическими, рыночными и другими административными решениями, которые влияют на боль­шое количество людей4. В пролонгированных интервью опрашивае­мых просили назвать людей, к которым они обращались за помощью или советом, когда принимали личное решение по тому или иному поводу (начиная с выбора работы и планирования образования для себя и своих детей и кончая выбором книг, игр или мебели). Кроме того, опрашиваемых просили указать, к кому, насколько им извест­но, люди вообще обращаются за советом в делах подобного рода. Та­кая пробная идентификация лиц, оказывающих межличностное вли­яние, разумеется, сопровождалась выяснением причин, по которым опрашиваемые выделяли тех, а не других индивидов.

3 В этой главе ничего не будет сказано по поводу предварительных процедур,
разработанных для идентификации людей, в разной мере оказывающих влияние на
Других. Что касается адаптации этих процедур в более поздних исследованиях, см.:
Stewart F.A., «Asociometricstudy of influence in Southtown», Sociometry, 1947,10, pp. 11 —
31. Необходимая методология была заметно усовершенствована в исследованиях по
проблеме влияний в сообществе Среднего Запада, проведенных Бюро прикладных со­
циальных исследований Колумбийского университета (см. Katz E. and Lazarsfeld P.E.,
Personal Influence (Glencoe, Ilinois: The Free Press, 1955). — Примеч. автора.

4 Что касается краткого обсуждения понятия межличностного влияния, приме­
нявшегося в этом исследовании, см. «Дополнение» к этой главе. — Примеч. автора.


В этих интервью восемьдесят шесть опрошенных упомянули 379 человек, которые оказали на них влияние в конкретной ситуации при­нятия решений. В этих опросах некоторые люди упоминались нео­днократно. (Всего было сделано 1043 «упоминания», относящихся к 379 человекам, причем на некоторых из них ссылались более чем в тридцати случаях.) Пятьдесятсемьиз379,или 15%, упоминались боль­ше четырех раз, и мы условно приняли это в качестве нашего рабоче­го критерия «влиятельности». Как мы вскоре убедимся, этот абсолют­но пробный и произвольный критерий позволил нам идентифици­ровать ситуации, в которых мы могли исследовать межличностное влияние. Тридцать из этих влиятельных людей были впоследствии опрошены по поводу их собственной оценки своего влияния, оценки влияния, оказываемого на них другими людьми, ситуаций, в которых они оказывали влияние их поведения по отношению к средствам ком­муникации, и т.п. Все это составило подлежащие анализу данные.

Здесь не место описывать в деталях первую, довольно непродук­тивную фазу нашего анализа поведения влиятельных личностей по отношению к средствам коммуникации. Но из краткого обзора того, как и почему он привел к разработке альтернативного анализа, мож­но извлечь кое-что полезное для кодификации методов качественного анализа5. Будет сказано ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы показать, каким образом собранный материал данных оказывал давление на исследователя, постепенно модифицируя его общие пред­ставления, так что исправление и переработка данных в свете новых идей шло рука об руку с появлением наводящего на новые мысли еди­нообразия на месте беспорядочной груды фактов.

На стадии, которая, как мы теперь знаем, была относительно бес­плодной первой фазой нашего анализа, мы не только выделяли влия­тельных личностей из общей массы, но и различали их сообразно с их

s Поэтому данная часть нашего исследования — это призыв ко всему социологи­ческому братству практиковать включение в свои публикации подробных описаний того, каким образом качественный анализ развивался в действительности. Только после того, как большая часть таких описаний станет доступной всем, будет возмож­но кодифицировать методы качественного анализа примерно с такой же четкостью, как и методы количественного анализа. Настоящее описание страдает оттого, что в нем опущены конкретные материалы, иллюстрирующие последовательность изме­нения категорий анализа; немногочисленные детали, приведенные здесь, извлечены из более обширной монографии, хранящейся в Бюро прикладных социальных иссле­дований. Однако этого может оказаться достаточно, чтобы подчеркнуть необходи­мость все более подробных описаний социологического качественного анализа, ко­торые сообщают сведения не только о конечном продукте, но также и о последова­тельных шагах, сделанных для того, чтобы получить этот продукт. С точки зрения Бюро, такая кодификация, очевидно, совершенно необходима и для сбора, и для ана­лиза качественных социологических данных. — Примеч. автора.


динамичным положением в местной структуре влияний. Различия про­водились следующим образом: между лицами, пользующимися влия­нием в настоящее время (предположительно занимающими устойчи­вое положение); потенциально влиятельными лицами (восходящи­ми звездами, все еще продолжающими свое восхождение); лицами, чье влияние слабеет (прошедшими свою точку зенита и начавшими дви­гаться по нисходящей); пассивными влиятельными лицами (обладаю­щими объективными атрибутами влияния, но не пользующимися ими для приобретения действительного влияния). Лица, не обладающие влиянием, в свою очередь, подразделялись на рядовых (имеющих ог­раниченное поле социальных контактов, в которых они обычно выс­тупают в качестве тех, кто получает, а не дает советы) и изолированных (людей, почти полностью отключенных от социальных контактов).

Как оказалось, эта классификация была логически безупречной, эмпирически применимой и фактически бесплодной. Конечно, наши данные легко можно было уложить в эти категории. Но достигнутое таким путем явно выраженное единообразие коммуникативного по­ведения или каких-то иных поведенческих моделей было совсем не­большим. Короче говоря, эти различия действительно существовали, но были относительно бесполезными для наших целей. Но посколь­ку, как однажды заметил Л. Дж. Гендерсон, «практически любая клас­сификация лучше, чем никакая», наша классификация позволила кое-что открыть относительно функций информационных журналов и других средств коммуникации для лиц, занимающих различное по­ложение в структуре влияний. Так, мы обнаружили, что некоторые влиятельные личности обычно пользуются информационным изда­нием не столько для того, чтобы выяснить что-то для себя, сколько для того, чтобы выяснить что-то для других, а именно для тех, кто обращается к ним за руководством и ориентацией. Кроме того, ка­залось совершенно очевидным, что функции информационных из­даний различны в среде рядовых и влиятельных читателей. Для пер­вых они выполняют частную, личную функцию; для вторых — об­щественную. Для рядового читателя информация, полученная бла­годаря журналу, — это продукт личного потребления, расш

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...