Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 20: Управление конфликтами




Вопросы

1. Развитие представлений о конфликте и его роли в менеджменте. Функции организационных конфликтов.

2. Причины и уровни конфликтов в организации. Факторы, способствующих возникновению и поддержанию конфликтных отношений.

3. Структура конфликта. Фазы развития конфликта.

4. Стратегии поведения в межличностном конфликте.

5. Структурные и межличностные методы управления конфликтами.

6. Алгоритм действий руководителя по управлению конфликтом.

Категории и понятия

конфликт, конфликтная ситуация, объект конфликта, предмет конфликта, стороны конфликта, оппонент, стратегия конфликта, структурные методы управления конфликтом, межличностные методы управления конфликтом, конфликт цели

Доклады

1. Переговоры как способ преодоления конфликтов.

Литература

Основная: 1, 2, 4, 5, 9, 11.

Дополнительная: 22, 37, 48, 66, 76, 82, 85.

Тема: Управление конфликтами

5. Каковы функции организационных конфликтов?

6. Какие факторы способствуют возникновению и поддержанию конфликтов в организации?

7. Какие меры для предупреждения конфликтов следует предпринимать руководителям?

8. Изучите классификации конфликтов по различным основаниям.

9. Покажите разницу между конструктивными и деструктивными конфликтами.

10.Каков общий алгоритмпо воздействию на конфликтную ситуацию?

11.Приведите пример инцидента и объясните, что это такое.

12.К.У. Томас и Р.Х. Килменн указывают на пять основных стилей (стратегий) поведения в межличностном конфликте. Дайте их характеристику. В каких случаях следует использовать каждый из них? Подберите примеры практических ситуаций, иллюстрирующих использование каждой из стратегий.

13.*Опишите поведение в конфликтных ситуациях следующих типов трудных людей: «разгневанный ребенок», «молчун», «тайный мститель».

14.Приведите собственный пример реальной конфликтной ситуации и разберите ее (в письменной форме) на основе полученных теоретических знаний.

15.По данным социологических исследований у мужчин и женщин, учитывая статус оппонента, существуют разные предпочтения в выборе стилей поведения в конфликте. Какие формы поведения в конфликте, по вашему мнению, являются наиболее типичными для мужчин и для женщин: Сверьте свое мнение с данными исследований.

16.Согласны ли вы с тем, что вся совокупность конфликтов, пронизывающих те или иные организации, так или иначе, связана с методами управления ею. Ибо управление - не что иное, как деятельность по разрешению конфликтов ради тех целей и задач, которые определяют суть организации. Ответ обоснуйте.

17. Ситуация. Бригада слесарей-литейщиков (6 человек) всегда держалась очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разницу в возрасте, часто вместе проводили время. Когда один из членов бригады ушел на пенсию, был принят молодой слесарь Седов. Вначале к нему отнеслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложи­лись вполне дружеские отношения, он был принят в коллектив, стал своим. Но вскоре Серову как молодому и не очень опытному работнику поручили изготовление крупной серии стандартных лекал. Серов быстро догадался, как можно рационализировать работу и скоро перекрыл нормы выработки в три раза, заработок его стал быстро расти и в полтора раза превысил заработок бригадира. В бригаде стали коситься и замечать в его поведении массу изъянов: то отлучился неизвестно куда, то навязался с непрошенным советом. Вскоре произошел полный разрыв отношений. Серов попросился перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц он уволился с завода.

Вопросы:

1. О каком конфликте идет речь? Был ли разрешен данный конфликт?

2. Предложите стратегию и методы разрешения конфликта.

18. Ситуации.

«Продвижение». Руководство компании начинает активно продвигать руководителя одного из подразделений компании по карьерной лестнице. Вскоре после очередного назначения у сотрудника возникает дилемма – поступать ли так, как того ожидают его подчиненные в отделе, или же следовать интересам организации и пожеланиям руководителя, которые явно не совпадают.

«Белая ворона». В маленькой компании в сибирском городке давно сложился дружный коллектив, где все друг друга хорошо знают. В компанию приходит женщина, которая внешне выделяется – макияж, одежда, манеры… У нее другие нормы. Чувствуя это, коллектив начинает от нее дистанцироваться, в том числе и в рабочих вопросах. Через некоторое время женщина покидает компанию, а ее нормы остаются и становятся повсеместными. Женщины меняют отношение к внешнему виду и стиль общения.

«Новичок». Новый сотрудник активно начинает работу, но к окончанию испытательного срока понимает, что не дотягивает до требуемого профессионального уровня. Новичок начинает критиковать начальство, ставить под сомнения профессионализм коллег, желая уволиться по основанию «не сошлись характером».

Вопросы:

1. Какие типы и уровни конфликтов имеют место в ситуации?

2. Чем объясняется стремление участников пойти на конфликт? Имеется ли в них конструктивная сторона?

3. Какая функция конфликта проявляется в каждом примере?

19. Ситуация «Подчиненные против акционеров. Что делать гендиректору?» Подготовьте индивидуальный разбор предложенного в пособии кейса, который предлагает рассмотреть реальную управленческую ситуацию компании «Асент Трэвел», одного из крупнейших в России международных туроператоров.

Тема 21: Современный менеджер

Вопросы

1. Современный менеджер: понятие, функции, типы и виды.

2. Требования к менеджеру. Профессиональные, личные и деловые качества руководителя. Концепция ограничений.

3. Компетенции менеджера. Уровни компетентности.

4. Межличностные, информационные и решенческие роли менеджера.

5. Формирование имиджа менеджера.

6. Профилактика и пути преодоления стресса.

7. Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера.

8. Деловой этикет менеджера.

Категории и понятия

менеджер, функции менеджера, профессионализм, компетенции менеджера, компетентность, организаторские способности, стрессоустойчивость, концептуальные навыки, человеческие навыки, технические навыки, имидж менеджера, деловой этикет менеджера.

Доклады

1) Оценка управленческих качеств менеджера.

2) «Матрица коучинга» - модель развития компетенций руководителя.

Литература

Основная:1, 5, 7-9, 11.

Дополнительная: 9, 11, 15, 36, 48, 50, 53, 60, 61, 64, 66, 70, 74-76, 83, 85, 86, 89, 93-95, 99, 104, 106, 113, 120, 121.

Вопросы и задания

1. Каковы задачи и функции современного руководителя организации?

2. Какие уровни менеджеров выделяют? Руководитель какого уровня основную часть рабочего времени должен заниматься решением оперативных задач?

3. Соотнесите управленческие роли с требованиями к менеджеру согласно модели управленческих ролей Т.Ю.Базарова.

1. Управленец. 2. Организатор. 3. Администратор. 4. Руководитель.

1) работать в ситуации неопределенности;

2) прогнозировать и урегулировать конфликты;

3) учитывать ограничения при проектировании структур и технологий:

4) группировать функции, структурировать большие объемы информации;

5) оценивать затраты ресурсов;

6) поддерживать благоприятный морально-психологический климат;

7) поддерживать бизнес-процессы структуры в режиме функционирования, ориентироваться на стабильную деятельность;

8) учитывать интересы разных групп сотрудников.

4. * Сравните различные подходы к выделению управленческих ролей (Г.Мингберг, Е. Емельянов и С. Поварницына, модель управленческих ролей Т.Ю.Базарова и др.). Какие критерии положены в основу указанных классификаций, чем определяется содержание ролей в каждом случае?

5. В чем заключается профессионализм менеджера?

6. Что такое компетенции и компетентность менеджера? Каковы уровни компетентности менеджера?

7. В чем заключается сущность «концепции ограничений»? Какие ограничения существуют у вас?

8. Есть пять основных компетенций, которыми нужно владеть менеджеру, чтобы быть эффективным и вдохновляющим руководителем. Все эти компетенции можно и нужно тренировать.

1) постановка амбициозных целей и поиск оптимальных путей достижения;

2) создание мотивирующей атмосферы в коллективе;

3) предоставление обратной связи/запрос обратной связи;

4) делегирование полномочий и ответственности;

5) раскрытие внутренних ресурсов и их внедрение в деятельность.

Предложите несколько инструментов, с помощью которых можно максимально эффективно и оперативно повысить уровень этих 5 компетенций руководителя.

9. Что можно корректировать и вырабатывать в компетенциях менеджера?

10.Имеются ли какие-либо специфические требования к менеджеру, действующему в условиях российской действительности? Какие наблюдаются изменения требований к личным и профессиональным качествам менеджера в современном российском бизнесе?

11.Что включает в себя понятие «организаторские способности» менеджера?

12. [1] Перечень качеств, которыми должен обладать современный руководитель, включает:

1) Компетентность в избранной сфере бизнеса.

2) Способность эффективно действовать в условиях рынка, де­тально знать менеджмент, маркетинг, уметь обеспечивать при лю­бых рыночных ситуациях оптимальные хозяйственные результаты.

3) Способность организовывать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных.

4) Высокие нравственные качества: честность, правдивость, скромность, высокая требовательность к себе и к другим, развитые чувства долга и ответственности.

5) Единство слова и дела, оперативность и гибкость в работе, умение самостоятельно и своевременно принимать оптимальное решение, добиваться исполнения его подчиненными.

6) Глубокое знание человеческой психологии, способов контактирования с людьми, умение формировать коллектив с высоким творческим потенциалом.

7) Стремление к наиболее рациональному распределению функций между собой и сотрудниками, объективная оценка ре­зультатов своей и сотрудников деятельности.

8) Справедливость во взаимоотношениях с подчиненными, умение завоевывать их доверие, создавать в коллективе благо­приятный психологический климат.

9) Умение стратегически мыслить, предугадывать тенденции развития рынка, организовывать свою работу и работу сотрудни­ков с учетом перспективы.

10) Постоянное обновление собственных знаний, поддержание их в соответствии с растущими потребностями общества.

11) Забота о повседневных нуждах работников, их здоровья и работоспособности.

Вопросы:

1. Согласны ли вы с перечнем качеств, которыми должен обладать менеджер?

2. Какими, на ваш взгляд, дополнительными качествами должен обладать руководитель-управленец?

13.Менеджер должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения:

1) Вырабатывайте у себя положительное отношение к своим ближним.

2) Относитесь к окружающим с интересом.

3) Внимательно слушайте собеседника.

4) Пытайтесь поставить себя на место другого.

5) Всегда будьте готовы оказать другому помощь.

6) Признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами.

7) Чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени.

8) Ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружа­ющим.

9) Будьте в общении непринужденны и естественны.

10) По возможности настраивайтесь на радостный и оптимистический лад.

11) Будьте энергичны и уверены.

12) Выражайте свои мысли точно и внятно.

13) В беседе с окружающими чаще употребляйте местоимения «ты» и «вы», а не «я» и «мы».

14) Критические замечания высказывайте сдержанно и доброжелательно.

15) Постоянно повышайте свой образовательный уровень.

Вопросы:

1. Что из предложенного вы уже применяете и что намерены использовать в ближайшее время?

2. Какие еще соображения в формировании личного «имиджа» представляются вам важными?Что такое стресс? Каковы организационные причины стрессов?

14.Многие организации рассматривают регулирование стрессов как личное дело своих работников, а попытки углубиться в этот процесс – как вторжение в частную жизнь. Поддерживаете вы ли такую точку зрения?

15.В теории управления существует понятие организационных страхов(или «страхов на рабочем месте»).Какие организационные страхи существуют у работников в современной России?

16.Какие существуют методы профилактики стрессовых состояний менеджеров?

17.Подвержены ли вы стрессу? Проведите оценку стрессоустойчивости с помощью теста, предложенного в пособии (Приложение 4), а также любого другого теста. Сравните полученные результаты.

18.Изучите подходы к проблеме эффективности менеджеров гуру менеджмента Дэвида Майстера и Сидни Финкельштейна. Согласны ли вы с их точкой зрения? (Приложении 5).

19.Что такое имидж менеджера? Какая связь существует между имиджем руководителя и имиджем организации?

20.Раскройте содержание принципов, лежащих в основе формирования имиджа (принцип повторения, непрерывного усиления воздействия; принцип «двойного вызов»).

21.Что включает в себя деловой этикет руководителя?

22.Каким требованиям должен отвечать костюм делового человека?

23.Прокомментируйте высказывание стилиста агентства Style Guide А.Шиловой: «Если в облике человека есть ощутимый диссонанс, вызванный ошибочным выбором костюма или аксессуара, это может спровоцировать спонтанное недоверие, неприязнь и даже агрессию. Поэтому всем руководителям необходимо уделять имиджу больше внимания и привлекать для его формирования профессионалов».

 


[1] Источник: Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент» / Э.А.Уткин и др. – М.: «Финансы и статистика», 2001.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...