Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Тест тревожности. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амеи). 2.4. Выявление тревожности старших дошкольников. (автор В. С Мерлин)




2. 3. Тест тревожности

(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амеи)

 

Американский тест тревожности, разработанный Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет собой комплект из 14 сюжет­ных картинок, где лицо ребенка не прорисовано художником. Испытуемые (дети 4-7 лет) должны выбрать предлагаемое лицо на рисунке - «грустное» или «веселое». Картинки делят по по­ловому признаку: для девочек - картинки с девочкой, для маль­чиков - с мальчиком. Для практического психолога тест удобен в использовании и в обработке. Однако существует ряд сложностей, которые необходимо учитывать и устранять при работе с данным тестом:

1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуа­тивную тревогу детей.

2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и ри­суночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется про­водить дополнительное исследование.

3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.

4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т. д. ).

В связи с этими трудностями предлагается применять на прак­тике следующую модификацию данного теста, состоящую из двух частей.

I.

Инструкция: «На картинке девочки и мальчики смотрят в окошки. Раскрась грустные окошки (где грустное лицо) синим карандашом, а веселые окошки (где веселое лицо) - желтым ка­рандашом».

При анализе данного задания учитывается адекватность ри­сунка и цвета, которые использует ребенок. Если у ребенка на­рушено восприятие мимики лица, то, прежде чем предлагать тест тревожности, необходимо провести обучение, например, с помощью психогимнастики.

II.

Затем ребенку предлагаются поочередно 14 картинок без до­полнительных рисунков (см. работу Р. В. Овчаровой «Практи­ческая психология в начальной школе» *).

Инструкция: «Один знакомый художник нарисовал картин­ки, но не смог нарисовать лица детей. Он не знает, какое должно быть лицо у ребенка: грустное или веселое. Давай ему помо­жем! »

Протоколы обследования подвергаются качественному и ко­личественному анализу.

Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (тревоги) ребенка (ИТ), кото­рый равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (грустное лицо) к общему числу рисунков (14).

По ИТ дети в возрасте от 3, 5 до 7 лет подразделяются на три г р у и п ы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ> 50 %);

б) средний уровень тревожности (20 % < ИТ < 50 %);

в) низкий уровень тревожности (0 % < ИТ < 20 %).

Качественный анализ. Каждый ответ ребенка анализирует­ся отдельно. Делаются выводы относительно возможного харак­тера эмоционального опыта ребенка в данной ситуации (и по­добной ей). Особенно проективным значением обладают рисун­ки 4 (одевание), 6 (укладывание) и 14 (еда). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высо­кой степенью вероятности будут обладать наивысшим ИТ. Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях 2 (ребенок и мать с младенцем), 7 (умывание), 9 (игнорирова­ние), 11 (уборка игрушек), с большой вероятностью будут обла­дать высоким или средним ИТ. (Подробное описание теста тре­вожности предлагается в работе Р. В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе». )

 

_______________________

Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе М TLI «Сфера», 19%.

 

Результаты интеллектуальной и эмоциональной диагностики оформляются в специальную таблицу, которая позволяет еже­годно (или чаще) производить сравнительный анализ развития ребенка.

Осознание себя и других в отношениях с другими

Испытуемому задаются вопросы о личностных качествах:

1. Как ты считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему?

2. Что такое добрый человек?

3. Что такое злой человек?

4. Тебя хвалят? Кто? За что?

5. Бывает, что тебя ругают? Кто? За что?

6. Кто тебе в группе больше всех нравится?

7. Кто тебе в группе меньше всех нравится?

8. Кого ты больше всего жалеешь?

9. Если бы ты увидел, что мальчик (девочка) плачет, что ты сделал бы?

10. Кто у вас в группе самый добрый?

11. Есть такой человек, на которого ты хотел бы быть похо­жим?

Если ребёнок понимает это как внешнее сходство, то нужно объяснить, что имеется в виду. После этого задаются вопросы: «А ты такой же? Если нет, то в чем не такой? ».

Все ответы ребёнок должен обосновать. При этом выясняет­ся: осознание им своих личностных качеств и отношения к себе; что понимает ребёнок под такими словами, как «добрый» и «злой»; предпочтение им определённых лиц, сопоставление себя с ними; наличие идеала; осмысляется или нет другой чело­век, а если осмысляется, то что при этом оказывается значимым; какие личностные качества (например, заступиться за друга) для ребёнка важнее, чем то, что другой шалит.

 

 

2. 4. Выявление тревожности старших дошкольников

(автор В. С Мерлин)

Цель: выявление тревожности.

Испытуемые - три ребенка старшего дошкольного возраста, наблюение ведется за одним из них.

Показатель тревожности - поведение ребенка во фрустрирующей ситуации, которая создается дефицитом времени для выполнения задания.

Организация. Предварительно готовятся песочные часы на 3 минуты, материал для занятий за первым и вторым столом.

Ребенок должен выполнить задания за двумя столами: за первым с часами, за вторым - без часов. Задание должно быть рассчитано на 10-15 минут (например, за первым столом зада­ние со строительным материалом, за вторым - с узором из мо­заики).

Инструкция общая: «Ты будешь выполнять задания за дву­мя столами. Сначала за этим (экспериментатор показывает, что ребенок должен сделать), затем за вторым (показывает, что нужно делать за вторым столом), затем снова за первым и т. д. Работать будешь за каждым столом по 3 минуты, пока не закончишь всю работу».

Инструкция для первого стола: «По моей команде нач­нешь работать за первым столом. Работать будешь ровно 3 ми­нуты. Всю работу ты сделать за это время не успеешь, но как только три минуты истекут, встанешь и перейдешь за второй стол. Поработаешь там столько же (3 минуты) и вернешься опять за этот стол. Время узнаешь по песочным часам (ребенку показывают, как работают песочные часы). Выполнять зада­ние надо аккуратно, хорошо? Бели сделаешь плохо, работа не будет зачтена и придется делать все заново».

Инструкция для второго стола: «Начинай работать. Пора­ботаешь ровно 3 минуты. Всю работу сделать не успеешь, но по истечении 3 минут перейдешь за первый стол, потом снова вер­нешься сюда. Часы я закрою, и ты должен сам, без напомина­ния, догадаться, когда пересыпался песочек. Работать надо ак­куратно, точно по времени. Если сделаешь плохо, работа не будет учтена и придется начать все заново». Через полторы минуты надо напомнить ребенку: «Ты не забыл про часы? »

Показатели тревожности: работа за вторым столом без часов; проявление беспокойства за первым и вторым столом (смотрит на часы, торопится).

Регистрируются характер действий испытуемого, время ра­боты. К числу «тревожных» относят испытуемых, которые за вто­рым столом работали меньше 3 минут; к числу «беззаботных» -более 3 минут.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...