Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.5. Шкала оценки внешних признаков




2. 5. Шкала оценки внешних признаков

эмоционального возбуждения

(автор Ю. Я. Киселев)

№ п/п Содержание Балл

Поведение

Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Понижен­ная реактивность
Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую деятельность
Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание на­правлено на возможный конечный результат
Частая смена настроений, суетливость

Мимика, пантомимика

Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты
Мимика и пантомимика не отличаются от обычных
-1 В мимике проявляется некоторое напряжение, незна­чительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре
Мимика напряженная, челюсти сжаты, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция

 

Продолжение табл.

1                                                                              2                                                                                  3

                                     Движения

Движения замедленные, вялые
Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно
Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет
Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопрово­ждаются движениями всего тела

                                  Статические позы

Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие ста­тические положения
Позы удобные, непринужденные, оправданные об­стоятельствами
1 з Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоп­равданной смене
Позы неудобные, частая их смена

                                        Речь

Замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос
Обычная
Более учащенная, более громкая или более вырази­тельная, чем обычно
Частая. Окончания слов произносятся нечетко. Замет­ные изменения в интонации голоса

                                   Вегетативные сдвиги

Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их
Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный
Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных по­кровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен  

 

Окончание табл.

 

                                  2
Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверх­ностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены

    

В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения:

оценка 2 балла соответствует обычному - фоновому - эмо­циональному состоянию, свойственному детям в спокойной об­становке;

1 балл - соответствует недостаточному эмоциональному возбуждению (например, апатия);

3 балла - соответствует повышенному по сравнению с обыч­ным уровню эмоционального возбуждения;

4 балла - чрезмерная интенсивность эмоционального состо­яния.

 

ПРОТОКОЛ ОЦЕНОК ВНЕШНИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

 

Внешние признаки эмоционального возбуждения

Условная оценка

    Оптимальный уровень эмо­ционального возбуждения Чрезмерное эмоциональ­ное возбу­ждение Недостаточное эмоциональ­ное возбу­ждение
Поведение      
Мимика, пантомимика      
Движения      
Статические позы      
Речь      
Вегетативные сдвиги      
Сумма баллов      

 

2. 6. Методика «Паровозик»

Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Она при­меняется индивидуально с детьми с 2, 5 лет.

В качестве стимульного материала используются: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зе­леный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Ва­гончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе ка­жется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый» И т. д.

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагон­чики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагон­чики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим об­разом.

Присваивается один балл, если ребенок поставил вагон­чик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, ко­ричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, корич­невый - на вторую позицию; красный, желтый, зеленый -на седьмую; синий - на восьмую.

Три балла присваивается, если черный, серый или корич­невый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седь­мую позицию; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных бал­лов оказывается менее трех, то психическое состояние оцени­вается как позитивное.

При 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС); при 7-9 баллах - как НПС средней сте­пени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Наряду с получением индивидуальных результатов можно определить и общий психологический климат в группе детского сада. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100%.

 

 

70 % и выше - высокая степень благоприятного психологи­ческого климата (сБПК); 42-69 % - средняя сБПК; 26-41, 9 % - незначительная сБПК;

0 до 25 % - начальная степень неблагоприятного психоло­гического климата (сНПК);

1 до 25 % - средняя сНПК; 26 % и ниже - сильная сБПК.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...