Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкуренция в рыночной системе: сущность, роль, условия возникновения, виды.




Важнейшим элементом рыночного механизма на ряду со спросом, предложением, равновесной ценой является конкуренция, обеспечивающая взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере предложения капитала. Целью субъектов рынка является извлечение дохода для этого производитель стремится расширить производство, увеличить выпуск продукции, завоевать покупателя, в следствии чего между субъектами рынка возникают отношения, а именно конкуренция.

Конкуренция - это стремление экономического субъекта определить другого в получении дохода, т.е. это борьба за наибольший доход.

Конкуренция - это механизм соперничества между участниками рынка за выгодные условия

производства, купли-продажи, места на рынке.

Конкуренция -это соперничество производителей за покупателя.

Если товар не продан, а потребитель предпочел другого производителя, то его не спасут ни низкие цены, ни высокое качество продукции и он не получит дохода. Поэтому:

1. Борьба за потребителя-это условие за существование любого предпринимателя при конкуренции, если продукция может быть реализована, то производитель в целях получения наибольшего дохода должен стремиться снизить затраты на производство продукции.

2. Постоянное повышение эффективности производства -это второе условие существования фирмы в обстановке конкуренции.

Роль конкуренции на рынке:

1. Конкуренция влияет на эффективность использования ресурсов.

2. Конкуренция способствует удовлетворению потребности под воздействием спроса и предложения.

3. Конкуренция оказывает воздействие на инвестиции. Повышенный спрос толкает производителей к поиску дополнительных факторов производства.

4. Конкуренция имеет связь с инновациями.

5. Конкуренция способствует развитию разнообразных форм хозяйствования.

Условия возникновения конкуренции:

1. Частная собственность на факторы результата производства.

2. Свобода предпринимательства.

3. Разные условия для конкуренции.

4. Свобода выбора деятельности.

5. Свобода труда.

6. Свобода формирования цен.

7. Зависимость субъектов конкуренции от коньюктуры рынка.

Виды конкуренции:

1. По видам рынка:

-совершенная (свободная) конкуренция (свободный рынок)

-несовершенная конкуренция (смешанный рынок)

-потенциальна конкуренция (монопольный рынок)

Рынок несовременной конкуренции включает в себя виды:

-рынок монополистической конкуренции

-рынок олигополии

-чистая монополия

2. По сферам проявления:

-внутрифирменная

-внутриотраслевая (между предпринимателями одной отрасли)

-межотраслевая

-межмонопольная (между предпринимателями монополистами)

-международная

3. По инструментам воздействия на рынок:

-ценовая -на каждый вид продукции устанавливается своя цена необходимая для привлечения покупателя.

-неценовая -осуществляется по средствам совершенствования качества продукции, условий продаж, т.е. предпродажное обслуживание.

4. По методам конкурентной борьбы:

-добросовестная -это конкуренция, которая осуществляется разрешенными экономическими методами и антимонопольным законодательством и характеризуется снижением издержек производства и повышением качества продукции.

-недобросовестная -предусматривает распространение ложных, неточных, искаженных сведений, направленных на завышение достоинств своей продукции; самовольное использование товарных знаков (копирование упаковок, разработанные другими фирмами); шпионаж; черная бухгалтерия; обман покупателя и т.д.

 

15.Свободный рынок и совершенная конкуренция, ее достоинства и недостатки.

Свободный рынок -это такое состояние экономики, когда производители обладают наибольшим набором экономических свобод без вмешательств государства и монополии. На свободном рынке действует совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция - это разделение экономической власти между многочисленными мелкими изготовителями и потребителями, в результате чего ни один из них не может определить другого и не может повлиять на цену товара. Основные черты совершенной конкуренции:

1. Однородная конкуренция -это означает, что продукция производителя заменима (товар одного функционирования).

2. Наличие множества мелких производителей и потребителей.

3. Свободное ценообразование, т.е. цена формируется как равновесная.

4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него.

5. Это совершенная информация и равный допуск к ней.

Достоинства:

1. Рациональное распределение ресурсов.

2. Максимальная производственная эффективность.

3. Достигается устойчивость в отрасли долгосрочной перспективе.

Недостатки:

1. Дейпинг цен (снижение цен до такого состояния, что продукт может исчезнуть).

2. Неспособность осуществления научных исследований.

3. Формирование монополии.

Методы борьбы - искусственное снижение цен, поджоги, обманы.

 

16.Несовершенная конкуренция и ее модели. Монопольный и смешанный рынок.

Монопольный рынок -это такой рынок, где хотя бы одна сторона является монополистом. Черты:

1. Полная свобода действий для одного и отсутствие свободы выбора для остальных.

2. Имеется ограниченное число участников: либо 1 продавец-монополия, либо 1 покупатель-монопсония (перерабатывающая компания, мясокомбинат для фермерских хозяйств, металлургический комбинат для шахт).

3. На рынке действуют цены монопольно-высокие, которые устанавливаются монополистом; мономольно-низкие цены устанавливаются монопсонией. Для всех остальных участников рынка могут возникнуть «Ножницы цен», когда одно хозяйство (домашнее или фермерское) попадает в ситуацию монопольно-высоких и монопольно-низких цен (фермерское хоз-во покупает

электроэнергию по монопольно-высоким ценам, а свой скот, зерно продает по монопольно-низким ценам)

4. Товары могут быть как дифференцированные, так и стандартные.

5. Барьеры для вхождения в отрасль.

В условиях монопольного рынка сохраняется потенциальная конкуренция - это возможность появления новых производителей.

С целью защиты конкуренции от монополии начинает выступать государство. Таким образом возникает смешанный рынок -это такое хозяйство, когда в качестве контролирующего субъекта выступает государство. Смешанный рынок создает условия для несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция - это соперничество субъектов рынка при наличии монополии или рынок, на котором не выполняется одно из условий совершенной конкуренции Разновидности несовершенной конкуренции:

I. Монополистическая - это соперничество между большим числом фирм, действующих в одной

отрасли.

Черты:

1. Большое число фирм

2. Продукция дифференцирована

3. Невозможность тайного сговора о ценах

4. Легкое вступление в отрасль

5. Сочетание ценовых и неценовых методов борьбы. Например: продажа порошков, зубных паст, пошив платьев.

2. Олигополия -это рыночная структура, при которой доминируют небольшое количество

продавцов; вход в отрасль ограничен барьером.

Черты:

1. Небольшое число фирм (не более 10)

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль (эффект масштаба, величина капитала)

3. Игра по правилам.

Например: машиностроение, автомобилестроение, ракетостроение.

 

17. Понятия и виды монополий. Социально-экономические последствия монополизации рынков. Антимонопольная политика государства.

Свободный рынок создает условия для формирования монополии.

Монополия - это исключительное право, принадлежащее одному субъекту на любой вид деятельности и на получение высокого дохода. Виды монополии:

1. Абсолютная (чистая) -это 100% охват деятельности при производстве одного товара. Такая монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Например: коммунальные услуги, компании кабельного телевидения. Барьеры вступления в такую отрасль велики: эффект масштаба, предоставление исключительных прав, патенты и лицензии.

2. Легальная - это право на что-либо на законном основании. Она обусловлена патентной системой, авторскими правами, торговыми марками.

3. Естественная (городская) - это исключительное право собственности на редкие и особые элементы производства. Например: собственность на места рождения полезных ископаемых; транспорт; связь; водоснабжение; депо. Такие монополии находятся в собственности государства и действуют под его контролем, поэтому на них не распространяется антимонопольное законодательство. Существование естественной монополии связано с эффектом экономии или ограниченности ресурсов.

4. Искусственная (экономическая) - это объединение предприятий ради получения прибыли. Эти монополии создают барьеры для вхождения в отрасли. Ограничивают доступ предпринимателя к источникам сырья. Такие монополии образуют ряд следующих организационных фирм: -картель -союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукцию, а созданные изделия сами реализуют на рынке (нефтяные картели).

-синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающие однородную продукцию собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору) (алмазные заводы)

-трест -монополия, в которой создается совместная собственность данной группы

предпринимателей на средства производства и готовую продукцию (холдинги).

-концерн -союз формально независимых предприятий (из разных отраслей), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками (дочерние компании).

Социально-экономические последствия монополизации рынков.

Недостатки:

-уничтожает конкуренцию

-господство монопольной цены

-снижение ассортимента и качества продукции

-застой в научно-технической сфере

Достоинства:

-планомерность производства и торговли -рациональное использование факторов производства

-использование лучших вариантов упаковки и дизайнов товара -собственное развитие НТП –высокая устойчивость

Антимонопольное законодательство - свод законов, ограничивающих господство монополий и запрещающих ограничение конкуренции.

Функции:

1. Государство разрабатывает и внедряет законы, ограничивающие экономическую монополию.

2. Государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.

3. Государство всегда борется с естественными монополиями.

4. Государство создает и защищает монополию изобретателя.

5. Государство запрещает раздел рынка, фиксированные цены, дискриминацию в торговле.

 

18. Рынок труда и трудовые ресурсы. Функции и особенности рынка труда.

Население страны можно подразделить на следующие категории:

1. Нетрудоспособные люди на данный момент времени (дети до достижения трудоспособного возраста, инвалиды детства, устойчиво больные).

2. Люди временно или постоянно выбывшие из трудового процесса (пенсионеры, студенты).

3. Рабочая сила страны (люди, которые могут работать).

Трудовые ресурсы -это часть населения страны трудоспособного возраста, обладающие способностями, которые можно использовать для создания товаров и услуг. Рынок труда - это совокупность сделок по найму рабочей силы. Функции рынка труда:

1. Экономическая- способствующая рациональному вовлечению, распределению и использовании рабочей силы.

2. Стимулирующая

3. Социальная- способствует обеспечению нормального уровня дохода и социальной

защищенности.

Особенности рынка труда:

1. товаром на рынке является рабочая сила, таким образом, на рынке труда продается способность к труду.

2. если на любом другом рынке товар продается целиком и на совсем, то на рынке труда рабочая сила используется временно в течение рабочего дня.

3. рабочая сила всегда привязана к человеку, у которого свой особый психологический склад, поэтому закон предложения труда не всегда соответствует росту заработной платы.

4. на рынке труда действует большое количество институциональных организаций.

 

19. Спрос, предложение и рыночное равновесие на рынке труда.

Спрос на труд - это сумма опросов, предъявляемая всеми предприятиями различных отраслей,

которые используют труд в хозяйственной деятельности.

Субъектами спроса на труд являются:

-предприятия

-государство

Между спросом на труд и величиной з/п существует обратная зависимость

ГРАФИК

 

К неценовым факторам, влияющим на величину спроса можно отнести:

1. Уровень цен на другие факторы - все факторы производства взаимосвязаны. Для производства необходимы сырье, оборудование, работники и спрос на труд будет зависеть от ставок з/п и от цен на сырье, оборудование. Когда цена одного фактора производства повышается, спрос на него падает и начинает расти спрос на другой фактор производства.

2. Стоимость прироста продукции - с увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины прироста выпуска за счет последнего по найму работника.

3. Потребительский спрос (если увеличивается спрос на продукцию, которую вы изготовляете, то и увеличится спрос на работников, которые его изготовляют).

Предложение труда - это способность и готовность носителя рабочей силы работать по найму. Субъектами предложения являются работники.

Между уровнем з/п и количеством предлагаемого труда существует прямая зависимость.

ГРАФИК

 

 

На уровень предложения труда оказывают неценовые факторы:

1. Демографический фактор (влияние уровня рождаемости, смертности на уровень труда).

2. Уровень работоспособного населения.

3. Степень экономически активного населения (влияние числа детей, пенсионеров, инвалидов на количество труда).

4. Соотношение уровня иммиграции и эмиграции рабочей силы. В процессе предложения труда наблюдается 2 эффекта:

-эффект дохода -возникает при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благосостояния. Выражается в сокращении предложения труда даже при росте уровня зарплаты для получения дополнительных выходных дней или неоплаченного отпуска.

-эффект замещения -это стремление заместить внерабочее время дополнительной работой при условии столь высокой оплаты (при условии почасовой оплаты труда). Соответственно, досуг работника замещается тем набором товаров и услуг, которые он может приобрести на прирост зарплаты.

ГРАФИК

 

 

На рынке труда при равенстве спроса и предложения наблюдается рыночное равновесие. Оно наступает в том случае, когда все работники полностью трудоустроены и готовы трудиться за данный уровень з/п.

Е-показатель полной занятости, который означает, что всякий работник в данной стране имеющий соответствующую квалификацию может найти себе работу.

ГРАФИК

 

На рынке труда основным его элементом инфраструктуры является биржа труда.

Биржа труда -это организация выступающая в роли посредника в отношениях между работниками

и предприятиями при найме рабочей силы.

Функции:

1. Осуществления посредничества между сторонами при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.

2. Изучение спроса и предложения на рынке труда.

3. Консультации относительно положения рынка труда.

4. Профориентация молодежи.

 

20. Заработная плата - как факторный доход. Номинальная и реальная заработная плата. Дифференциация ставок заработной платы и факторы ее определения.

З/п (плата за труд) -это доход работника за расходование его рабочей силы. Различают номинальную и реальную з/п.

Номинальная з/п -это то количество денег, которое получает работник. Реальная з/п -это количество благ и услуг, которое можно приобрести за номинальную з/п. Реальная з/п прямо пропорциональна номинальной за вычетом налогов и обратно пропорциональна уровню цен на товары и услуги.

З/п р. =(3/п н. - н) / ц

На величину з/п влияют следующие факторы:

1. Стоимость жизненных средств необходимых для воспроизводства рабочей силы. Таким показателем является минимальная з/п рассчитывается из прожиточного минимума.

2. Человеческий капитал (навыки, стаж, умение)

Рыночные факторы:

1. конъюнктура рынка

2. степень монополизма на рынке труда.

 

21. Понятие, основные признаки и формы капитала. Рынок реального капитала,

Капитал -это ценность приносящая доход (здания, оборудование, ценные бумаги).

Капитал -это ресурс, создаваемый с целью производства большого количества экономических

благ.

Основные признаки капитала:

1. Юридическое закрепление собственности на капитал -юридически закрепленное право владения, возможность использования чужого капитала путем юридического оформления займа, аренды, проката и т.д.)

2. Постоянное движение, оборот капитала (Легко воспроизводится и возвращается с приростом -любая собственность превращается в капитал лишь в процессе движения, в процессе оборачиваемости капитала.

3. Ценность превращенного в капитал лишь тогда, когда его первоначальная величина возвращается с приростом - способность возвращения приросшей ценности за счет использования способностей собственника или наемного труда.

4. Экономическая реализация капитала -присвоение дохода от капитала. Формы (виды) капитала:

-физический (производственный) используют в производственном процессе

-реальный

-общественный

-торговый

-личный и т.д.

Рынок реального капитала.

Рынок капитала -это совокупность сделок по купли-продажи капитала. Только после этого капитала можно использовать с целью получения дохода.

В основе цены капитала лежит чистая производительность капитала. Это разница между суммой дохода, полученного с помощью капитала и суммой затрат на приобретение того же капитала. Таким образом цена капитала -это тот доход, который способен принести этот капитал в процессе использования.

Спрос на реальный капитал предъявляют фирмы-покупатели, а покупают фирмы-производители. Факторы, от которых зависит спрос на капитал:

1. Величина дохода от использования капитала

2. Величина арендной платы

3. Величина ссудного процента.

 

22. Движение капитала. Основной и оборотный капитал. Износ капитала. Амортизация.

Производственный капитал -это ценность, используемая в производстве для получения дохода.

Схема круговорота производственного капитала:

Капитал стартовый—> производство —» ГП —> доход

Производственный капитал делится на:

-основной

-оборотный

Основной капитал -это средство труда, которое не менее года участвует в производственном процессе в нескольких циклах, сохраняют натурально-естественную форму и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями по мере износа.

К основному капиталу относят: здания, оборудование, станки, машины, транспорт.

Основной капитал делится на:

-активный

-пассивный

Активный - это все то, что участвует в производственном процессе (станки, оборудование) Пассивный -это все то, что создает условия для производства (здания, сооружения). Денежное выражение предметов труда характеризует оборотный капитал (любое сырье)

Оборотный капитал - это вид производственного капитала сроком службы менее 1 года, участвует в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию.

К оборотному капиталу относят: сырье, основной вид вспомогательного материала, энергия, топливо и т.д.

Износ -это потеря первоначальной формы основного средства.

Различают 2 вида износа:

-физический

-моральный

Физический износ -это процесс физического старения элемента оснвного капитала, в результате

чего они становятся непригодными для дальнейшего использования в производстве.

Физический износ делится на:

-нормальный

-ненормальный

При нормальном износе старение происходит в результате использования. Ненормальный износ -это старение в результате не использования.

Моральный износ - это обесценивание элемента основного капитала в следствии появления более дешевого или современного оборудования.

Амортизация - это денежное отчисление суммы средств для возмещения израсходованной стоимости средств труда (денежные средства для восстановления оборудования). Возмещение физического и морального износа происходит за счет амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления - это часть стоимости основного капитала, которая ежегодно входит в стоимость производства товара.

На каждое основное средство устанавливается норма амортизации.

Норма амортизации рассчитывается по формуле:

7_амортиз. отчисл. За год / стоимость осн. средства. В %

Амортизация рассчитывается по формуле:

А= (ОК+КР+М-Л) / Т, где

ОК- стоимость основного капитала

КР -затраты на капитальный ремонт

М -затраты на модернизацию

Л -ликвидационная стоимость (выручка от продажи остаточных средств)

Т -срок службы оборудования

Применяют 2 метода начисления амортизации:

1. Равномерное прямолинейное списание - это когда стоимость средств труда списывается равными долями в течение всего срока эксплуатации.

Достоинства: простота при расчетах. Недостатки: не учитывается моральный износ.

2. Ускоренная амортизация - в первые годы эксплуатации происходит списание части стоимости средств труда, которая превышает стоимость пропорциональную сроку службы. Достоинства: учитывает моральный износ, повышает конкурентоспособность, снижает налог на ту часть средств, которая передана амортизационному фонду.

Недостатки: не всякой фирме это доступно.

 

23. Ссудный капитал и ссудный процент. Кредит; формы и функции кредита. Кредитный рынок.

На рынке ссудного капитала формой капитала являются деньги, но есть предприниматели, которые нуждаются в деньгах временного пользования.

Формирование рынка ссудного капитала происходит по средствам готовности одной стороны временно предоставить деньги другой стороны на определенный срок под определенный процент на условиях возвратности.

Взятая ссуда приносит доход и распадается на плату за пользование чужими деньгами и собственный предпринимательский доход.

Спрос на ссудный капитал предъявляют предприниматели, а предложение исходит от собственника денег.

Ставка ссудного процента будет зависеть от следующих факторов:

1. Уровень дохода от использования капитала

2. Уровень инфляции, инфляционные ожидания

3. Степень риска

4. Срок, на который выдается ссуда

5. Степень монополизации рынка

Кредит - это предоставление денежных ресурсов в долг.

Функции кредита:

1. Распределительная - обеспечивает распределение и перераспределение свободных денежных ресурсов для эффективного их использования.

2. Регулирующая - обеспечивает воздействия на экономику по средствам государственного регулирования.

Кредит выступает в двух формах:

-коммерческий

-банковский

Коммерческий кредит -это продажа товара с отсрочкой платежа.

Банковский кредит -это предоставление денежных ресурсов во временное использование. По мимо этих кредитов различают:

1. Потребительский

2. Государственный

3. Межхозяйственный

4. Международный

5. Лизинг-кредит

Кредитный рынок -это совокупность экономических связей по поводу спроса и предложения ссудного фонда.

Ссудный фонд - это временно свободные денежные средства, плата за которые и будет являться ссудным процентом.

Особенности кредитного рынка — взаимосвязь интересов со стороны спроса и предложения.

 

24. Рынок ценных бумаг: структура, функции. Виды ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг (фондовыйрынок) — это совокупность сделок по купле-продаже ценных бумаг (преимущественно - акций).

Рынок ценных бумаг выполняет следующие функции.

1. мобилизационная функция, которая означает сбор денежных средств для организации и развития хозяйственной деятельности.

2. информационная функция. Путем колебаний курсов ценных бумаг рынок сообщает заинтересованным лицам информацию о наиболее выгодных сферах размещения свободных денег и о фазе экономического цикла.

3. регулирующая функция. Рынок ценных бумаг обеспечивает стабильность национальной экономики.

Объем рынка ценных бумаг (количество сделок по купле-продаже) зависит от следующих показателей: а) уровень реального и ожидаемого дохода на ценные бумаги; б) эмитент ценных бумаг; в) категория ценных бумаг (по рейтингу); г) фаза экономического цикла; д) общая устойчивость рынка ценных бумаг или степень риска.

Структура рынка ценных бумаг

1. По срокам инвестирования:

-Денежныйрынок - это купля-продажа краткосрочных ценных бумаг (облигации, банковские сертификаты).

- Рынок капиталов - купля-продажа бессрочных ценных бумаг (преимущественно акций). 2. По организации продаж:

- Первичный рынок - это первое размещение новых ценных бумаг. Функция первичного рынка состоит в мобилизации денежных средств непосредственно для предприятий-эмитентов.

-Вторичный рынок - это перепродажа (единичная или многократная) ценных бумаг. 3. По способу продаж:

- Биржевой рынок является более строгим, организованным и упорядоченным (более соответствует требованиям закона). Все эмитенты стремятся, чтобы их акции обращались на бирже, так как это служит знаком высокой надежности и высокого курса.

-Внебиржевой рынок - это продажа любым способом тех ценных бумаг, которые по каким-либо причинам не котируются на фондовой бирже.

Рынок ценных бумаг подразделяется также на столовый и срочный и на рынки государственных и негос-ых ценных бумаг.

Пенная бумага — это денежный документ, свидетельствующий о праве собственника на полное распоряжение ею с целью получения дохода. К ценным бумагам относятся акции, облигации, казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертификаты и пр.

Облигация - это долговое обязательство эмитента вернуть одолженные ему деньги через определенное время и с определенным доходом. Облигация - это кредит, оформленный в виде ценной бумаги.

Акция- это особая ценная бумага, дающая право её собственнику на получение части прибыли в форме дивиденда. Некоторые виды акций дают на участие в управлении АО или на часть имущества после его ликвидации.

Вексель- долговое обязательство установленной формы.

 

25. Земля как фактор производства. Рента как экономическая категория. Виды ренты. Цена земли.

Земля - это естественный природный фактор производства.

Свойства земли:

-не перемещаемость

-ограниченность

-различие в плодородии

-различие в природных условиях

Землевладение - это право лица на определенный участок земли

Землепользование - это пользование землей в установленном порядке.

Спрос на землю соответствует закону спроса и обратно пропорционален цене земли.

График спроса на землю.

 

Рынок земли характеризуется не эластичностью предложения, т.к. земля не имеет вариантов замещения.

В основе цены земли лежит доход, который можно получить от использования участка земли.

Д оход земли формируется от воздействия следующих условий:

-предпринимательский доход

-ограниченность земли

-земля особый ресурс

Доход земли называется рентой.

Различают абсолютную и дифференциальную ренту.

Абсолютная рента -это реализация прибыли собственника недвижимости при сдаче ее в аренду или предоставлении в пользование, это плата за доступ к владению, пользованию товаром (квартирой, дачей) или ресурсами.

Дифференцированная рента -это дополнительный доход, получаемый землевладельцем за счет большой плодородности земли на его земельном участке и более выгодной эффективностью труда.

Цена земли равна:

Цз = рента / ставка ссудного %

 

26. Предпринимательство как фактор производства: условия развития, функции, виды.

Ограниченность ресурсов является следствием борьбы за их наибольшим эффектом использования. Перед субъектом стоит задача выбора направления, способов использования ограниченных ресурсов, все это формирует поведение производителей.

Предпринимательство в широком смысле - это способность субъекта решиться на что-либо, тем самым реализовав свое решение.

Экономическое предпринимательство (узкое понятие) - это способность субъектов получить доход, а также изобрести новый способ его получения.

В настоящее время разработан закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который определяет основные правовые положения предпринимательства. Ос обенности предпринимательства:

1. Этот фактор не осязаем.

2. Предпринимательство не выступает объектом купли-продажи и не образует отдельного рынка.

3. Предпринимательству присуще самостоятельность, риск, инициатива, ответственность. Предпринимательству присуще следующие функции:

 

1. Творческая -это способность в нахождении способов ведения хозяйственной деятельности, а также нового источника получения дохода.

2. Мобилизационная -деятельность направленная на поиск денег, квалифицированных работников.

3. Организаторская -позволяет рационально соединить основные факторы производства. 3. Рисковая -это принятие решения в условиях риска.

В процессе хозяйственной деятельности не всегда изобретаются новые способы получения дохода и не всегда приходиться рисковать. В раках этого признание получил такой термин как бизнес. Бизнес -это присвоение дохода любым путем. Условия предпринимательства:

1. Объективные условия - это благоприятная правовая среда

-благоприятная экономическая среда -это частная или коллективная собственность на капитала, свобода выбора деятельности, свобода формирования цен, свобода выбора места использования рабочей силы, наличие конкуренции.

-благоприятная социальная среда -это доброжелательное отношение населения к предпринимателю.

2. Субъективный фактор - это внутренняя готовность субъекта желать что-то делать, знать как делать и уметь делать.

Виды предпринимательства:

1. Производственная -это производство товаров для продажи (является наиболее ответственный, предприниматель планирует что и как производить).

2. Коммерческое предпринимательство - это покупка товара для перепродажи по более высокой цене.

3. Финансовое предпринимательство - это коммерческая деятельность, когда товаром выступают деньги или ценные бумаги.

4. Посредническое предпринимательство - где предприниматель ничего не производит, а выступает посредником между двумя сторонами (оказание риэлтерских услуг).

5. Страховое предпринимательство - это гарантия по возмещению компенсации за причиненный ущерб.

Существуют следующие формы предпринимательства:

1. мелкий бизнес (индивидуальная частная деятельность).

2. средний бизнес

3. крупный бизнес (ЗАО, ОАО)

Различают следующие типы предпринимательства:

1. Активный бизнес -торговля, производство.

2. Пассивный бизнес -приобретение ценных бумаг, вклады в банк.

 

27. Организационные формы предпринимательства. Типы предпринимательских фирм, их достоинства и недостатки.

В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предпринимательства, которые закрепляются в законах конкретных стран. Критерии разделения при этом являются формы собственности.

Для всех стран в рыночной экономике характерны 3 организационные формы предпринимательства:

1. Индивидуальное предпринимательство -это фирма одного лица, являющегося и учредителем, и собственником, все остальные лица в фирме являются наемными работниками.

Достоинства:

-простота учреждения и управления фирмой

-свобода выбора решений собственником

-сильный экономический и психологический стимул

Недостатки:

-ограниченность ресурсов

-трудность получения кредитов

-неограниченная ответственность

2. Партнерство -это фирма двух и более владельцев, совместно управляющих ею. При этой фирме во многом поглощаются отрицательные черты частного предпринимательства, однако появляются свои собственные недостатки:

-сложность определения меры каждого владельца в доходах фирмы и в разделе приобретенного совместно имущества

-возможность совпадения интересов владельцев и угроза распада фирмы.

3. Корпорация -это фирма, основанная на паях и имеющая статус юридического лица. Каждый участник корпорации делает определенный вклад и несет ответственность в размере понесенных затрат.

Достоинства:

-стабильность функционирования -возможность формирования крупного капитала

-эффективность крупного производства (эффект масштаба)

-привлечение профессиональных специалистов по управлению

Недостатки:

-двойное налогообложение

-несовпадение интересов корпорации (менеджеров) и собственников (акционеров).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...