Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Издержки производства. Явные издержки и их структура.




 

Издержки - затраты факторов производства на изготовление продукции, выраженные в деньгах. По экономическому содержанию издержки подразделяются на: а)явные; б)неявные. Явные - сумма всех реальных фактических затрат на приобретение внешних ресурсов, за которые необходимо платить (стоимость сырья, топлива т.д.; амортизация оборудования и здания; з/п работников; административно -управленческие расходы). В состав явных издержек входят: 1)постоянные, переменные и суммарные издержки; 2)средне - постоянные и средне - суммарные издержки; 3)предельные издержки. Постоянные -такие издержки, величина которых не изменяется при изменении объема производства. Эти издержки должны быть оплачены, даже если предприятие ничего не производит (амортизация зданий, сооружений, оборудования; плата обязательств по займу; страховые взносы; оплата коммунальных услуг; административно - управленческие расходы; оплата охраны). (График зависимости постоянных издержек (FC) от издержек и объема производства).

 

Переменные издержки - издержки, величина которых изменяется прямо - пропорционально изменению объема производства (транспортные услуги; затраты на сырье, топливо, энергию; з/п работников). (График зависимости переменных издержек (VC) от здержек и объема производства).

Сумма постоянных и переменных издержек составляет общие издержки производства: Т = FC + VC. Издержки или затраты на производство единицы изделия образуют средние издержки. Средние издержки определяются по формуле: АС = TC/Q, это отношение общих издержек к объему продукции. Средние издержки подразделяются на: а)средние постоянные (AFC); б)средние переменные (AVC). (График средние постоянные издержки).

Средние постоянные издержки уменьшаются с ростом готовой продукции, но когда выпускается маленький объем продукции, то на них падает вся тяжесть постоянных издержек. (График средние переменные издержки). На поведение таких издержек оказывает влияние закон убывающей производительности, согласно которого с приростом и объемом выпуска продукции переменные издержки вначале уменьшаются, а затем возрастают. АС = AFC + AVC - формула суммарных средних издержек. Предельные издержки (МС) — это затраты на производство каждой дополнительной единицы продукции.

29. Неявные издержки. Экономические издержки и экономическая прибыль.

Неявные издержки - издержки упущенных возможностей; это те доходы, которые могли быть получены при использовании собственных ресурсов, если бы предприниматель их использовал другим образом. К ним относят: 1)упущенный % на собственные деньги; 2)упущенная арендная плата за собственное помещение; 3)плата за риск (непредвиденные действия); 4)упущенная з/п предпринимателя. Деление издержек производства на явные и неявные способствует их делению на бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки - явные или внешние затраты на производство товара, выраженные в деньгах и отраженные в бухгалтерских документах. Экономические издержки - сумма явных и неявных издержек. Предприниматель, используя факторы производства, должен получать доход. Доход, полученный предпринимателем, называется прибылью - разница между прибылью и издержками. Выручка - сумма, полученная от продажи товара. Соответственно, видом издержек различают 2 вида прибыли: бухгалтерская и экономическая. Бухгалтерская - разница между выручкой фирмы и бухгалтерскими издержками. Разница между бухгалтерской прибылью и неявными издержками будет являться экономической прибылью. Возможно 3 варианта получения экономической прибыли: 1вариант)когда экономическая прибыль является отрицательной величиной; 2 вариант)когда экономическая прибыль равняется 0; Звариант)когда экономическая прибыль больше 0. Проанализировав варианты деятельности предпринимателя, необходимо дать понятие предпринимательского дохода. Предпринимательский доход - вознаграждение за способности предпринимателя.

30. Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели национальной экономики.

Макроэкономика - такой раздел экономики, который изучает результаты, факторы и тенденции развития национального хозяйства, как единого целого. Целью макроэкномической системы является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности всех членов общества. В большинстве стран результаты функционирования национальной экономики рассчитываются на основе СНС. СНС представляет собой международный стандарт оценки основных показателей макроэкономики, принятых в рамках ООН. СНС формирует основные макроэкономические показатели: ВВП (ВНП); ЧНП; НД; ЛД; ЛРД. ВВП -характеризует совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах, созданных за определенный период времени, в географических пределах данной страны. ВНП - характеризует совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных за год с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, не только внутри национальных границ, но и за их пределами. ЧНП (чистый национальный продукт) - разница между ВНП и амортизационными отчислениями: ЧНП = ВНП - аморт.отчисл. НД (национальный доход) - разница между ЧНП и косвенными налогами на бизнес: НД = ЧНП - косв-ые.налоги на бизнес. ЛД (личный доход)- разница между НД и доходами, которые заработали, но не получили, плюс трансфекты платежей (безвозмездные выплаты государства: пособия, льготы): ЛД = НД -доходы, которые заработали, но не получили + трансфекционные платежи. ЛРД (личный располагаемый доход) - разница между ЛД и индивидуальными налогами: ЛРД = ЛД - индивидуальные доходы.

31.Методы расчета ВВП. Номинальный и реальный ВВП.

Существуют следующие методы расчета ВВП и ВНП: рметод добавленной стоимости, позволяющий учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, без повторного двойного счета; исключить двойной счет позволяет показатель добавочной стоимости, который определяется как разница между продажами готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии; Рметод расчета ВВП по расходам - сумма всех расходов субъекта на приобретение конечных продуктов: а)потребительские расходы населения; б)валовые частные инвестиции; в)государственные закупки; г)чистый экспорт. 3)метод расчета ВВП по доходам - это сумма всех факторных доходов (з/п, рента), а также косвенные и прямые налоги, амортизация. Инфляция усложняет подсчеты ВВП, для этого применяют номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП - подсчитанный в ценах текущего года. Реальный ВВП - рассчитанный в ценах базисного года, скорректированный с учетом инфляции. Для вычисления реального ВВП необходимо использовать дифлятор, который определяется как отношение номинального к реальному ВВП.

 

32.Понятие и цели экономического роста. Факторы и типы экономического роста.

Если экономика какой-либо страны в состоянии воспроизвести больше совокупного продукта, чем его было
воспроизведено в предыдущем периоде, в этом случае принято говорить о расширенном воспроизводстве.
Именно динамика расширенного воспроизводства характеризует экономический рост страны.
Экономический рост - скорость изменения объема реального ВВП за определенный период времени.
Экономический рост можно определить исходя из показателей СНС, таких как ВВП (ВНП), в реальном,
отчищенном от инфляции выражении. Темпы экономического роста вычисляются в темпах прироста
реального ВВП или ВНП в %, за год. Темпы прироста экономического роста - отношение разницы между
реальным ВВП, текущем и предыдущем периоде к реальному ВВП предыдущего периода:
У = 100%*(У,- У ц) / У t-i= Ayt/ Уi-u Пели экономического роста: 1)увеличение среднегодовых доходов
населения; 2)увеличение свободного времени; 3)распределение национального дохода; 4)рост выпускаемой
продукции. Графическое изображение экономического роста и влияние на него НТП можно
продемонстрировать с помощью кривой производственных возможностей (Кривая производственных
возможностей).

 

Факторы экономического роста - процессы и явления, способствующие росту реального ВВП. Весь производственный продукт появляется в результате взаимодействия факторов труда, капитала, земельных ресурсов - это абсолютные факторы. Взаимодействие этих факторов характеризует только количественное воздействие на объем производства, не затрагивая качественных характеристик. Рост объема производства, происходящий за счет расширенного использования труда, капитала и природных ресурсов, называется экстенсивнбш экономическим ростом. Для определения качественного использования факторов производства на экономический рост, используются относительные показатели, характеризующие качество экономического роста: производительность труда, производительность капитала, производительность земельных ресурсов. Рост ВВП, возникающий только за счет улучшения качества факторов производства, т.е. за счет увеличения их производительности, называется интенсивным экономическим ростом. Таким образом, интенсивный экономический рост носит качественный характер в условиях ограниченности ресурсов и является наиболее эффективным, чем экстенсивным. Достоинства и недостатки экстенсивного и интенсивного типа: Достоинства экстенсивного типа экономического роста: такой рост достигается относительно легко и быстро, его целесообразно применять в случаях быстрого восстановления хозяйства после военных действий или стихийных бедствий; такой рост обеспечивает высокую занятость трудоспособного населения. Недостатки экстенсивного типа экономического роста: затратный характер производства, когда прирост уровня производства требует пропорционального роста используемых ресурсов; порождает технический застой; зависит от объективных факторов и содержит в себе перспективы упадка по мере исчерпания природных ресурсов. Достоинства интенсивного типа экономического роста: такой тип роста преодолевает ограниченность естественных ресурсов; этот рост обеспечивает экономичность, ресурсосбережение, стимулирует наукоемкость производства. К числу недостатков относятся трудность перехода общественного хозяйства на путь интенсификации производства, необходимость больших финансовых и организационных затрат и моральной готовности работников к массовому переобучению и интенсификации труда; вероятность возрастания безработицы. На темпы прироста ВВП воздействуют следующие факторы: 1)предельная производительность труда; 2)предельная производительность капитала; 3)предельная производительность природных ресурсов; 4)НТП; 5 Макроэкономические показатели.

33. Цикличность развития рыночной экономики. Экономический цикл и его фазы. Классификация циклов.

Цикл - повторяющееся последовательность изменения деловой активности, когда уровень развития производства колеблется от высшей черты до низшей. Существуют внешние и внутренние причины цикла. Внешние: п риродные условия; мировые войны; миграция населения; освоение новых пространств. Внутренние: неуправляемые действия предпринимателей, которые в погоне за прибылью создают дисбаланс между спросом и предложением; отставание спроса от предложения, вызванное ограниченность платежеспособности; ошибки правительства. Виды циклов: 1)малые (кратковременные) -продолжительностью 3-4года, они возникают в связи с диспропорцией между производством и потреблением, вызванного несоответствием между ассортиментом покупаемых и произведенных товаров; 2)средние (промышленные) - продолжительность 8-10лет; причина их возникновения - несвоевременная замена основного активного капитала, что необходимо для создания издержек производства; 3)средние (строительные) - продолжительность 18-20лет; 4)длинные волны Кандратьева - продолжительность 40-бОлет; их причина - резкий рост производства в связи с техническими открытиями. (Г рафик: фазы циклов) График состоит из 4 фаз: 1) а - фаза кризис - это нарушение равновесия между спросом и предложением, т.е. в экономике возникает кризис перевоспроизводства или недопроизводства товара. На этой стадии происходит избыток товаров на рынке, резкое падение цен, сокращение или остановка производства, увеличение ставки ссудного %, массовое разорение, банкротство; 2) 6 - фаза депрессия (застой) - когда в экономике ничего не происходит. В этот период часть избыточных товаров продается, другая часть товаров приходит в негодность, предприниматели медленно вовлекают инвестиции в производство; 3) в - фаза оживления - при которой возникает подъем уровня производства, т.е. это фаза выхода из кризиса; 4) г - фаза подъема - превышение предкризисного уровня и достижение нового роста производства.

34. Безработица: сущность, виды, последствия. Государственная политика занятости. Безработица - превышение рабочей силы над ее спросом. Этот показатель свидетельствует о нарушении равновесия на рынке труда. Безработные люди - лица, не имеющие работы на определенный момент времени, ищущие работу в течении 4недель и зарегистрированные на бирже труда. Безработными являются люди, уволенные по различным причинам, уволившиеся добровольно, а также впервые пришедшие на рынок труда. Уровень незанятости определяется нормой безработицей. Норма безработицы - отношение среднемесячного количества незанятых в течение года к численности рабочей силы. Виды безработицы:

1 ^фрикционная - поиск или ожидание людьми работы, которые ищут ее впервые, либо которых не устраивает прежнее место работы; 2)структурная - вызвана структурными изменениями в производстве (НТП); Фрикционная и структурная - естественные виды безработицы. У)циклическая (ненормальная) -массовое увольнение работников, в связи с кризисным состоянием экономики; 4) Безработица вынужденная и добровольная.Первая возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Вторая связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.5) Безработица зарегистрированная — незанятое население, ищущее работу и официально взятое на учет;6) Безработица маргинальная — безработица слабозащищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов;7) Безработица неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности); 8) Безработица сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерными для некоторых отраслей экономики; 9) Безработица технологическая— безработица связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы становится либо излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

На величину безработицы влияют следующие факторы: а)циклический фактор; б)политика государства; в)демографический фактор; г)структурные изменения в экономике. Государственная политика занятости

- совокупность действий правительства, направленных на сокращение уровня безработицы. Различают активную и пассивную политику занятости. Активная политика предусматривает комплекс мер, направленных на сокращение безработицы, а пассивная - на материальное поддержание безработицы. Активная политика занятости - правовые, организационные и экономические меры правительства по сокращению безработицы. К правовым мерам относят: законодательные акты, предусматривающие снижение пенсионного возраста, установление продолжительности отпуска, сокращение рабочего дня, правила оплаты труда. К организационным нормам относятся: профессиональная подготовка кадров, создание новых рабочих мест, поиск работы для незанятых. К экономическим мерам относятся: выдача субсидий, предоставление налоговых льгот, кредитование и т.д. Пассивная политика занятости - меры правительства по снижению последствий безработицы (выдача пособий по безработице, поддержка многодетных семей, поддержка малоимущих граждан). Правильно проводимая государственная политика занятости должна привести к следующим зависимостям: 1)уровень безработицы прямопропорционален уровню пособий по безработице; 2)безработица тем выше, чем слабее профсоюзы.

36. Государственные финансы. Государственный бюджет. Проблемы дефицита бюджета. Государственный долг.

Финансы - денежные ресурсы, находящиеся в обороте страны. Финансы выражают отношения между субъектами по поводу образования, распределения и использования денежных ресурсов. Финансы охватывают: а)отношение между государственными органами и юридическими лицами по поводу уплаты налогов в бюджет; б)отношения между предпринимателями по поводу платежей за товары и услуги;

в) отношения между предпринимателями и работниками по поводу з/п; г)отношения между
государственными органами и отдельными семьями. Финансы выполняют функции: Рвоспроизводственная;
2)распределительная; 3)стимулирующая; 4)контролирующая. Таким образом, финансовая система страны

- совокупность структурных звеньев, включающая в себя финансы предприятий, ремонтов, а также государственные финансы. Государственный бюджет - ежегодно составляемая смета (план) доходов и расходов государства. Функции государственного бюджета: а)перераспределение национального дохода;

б) государственное регулирование и стимулирование экономики; в)обеспечение социальной политики;

г) контроль за использование денежных средств. Бюджетная система страны - совокупность бюджетов
различных уровней. Государственный бюджет: 1)аккумулирует (сосредотачивает) доходы в руках
государства - это доходы бюджета; 2)использует денежные средства - это расходы бюджета. Доходы
бюджета включают в себя:
налоговые поступления (около 80% это налоги);доходы от предпринимательской
деятельности; доходы от внешней торговли; прочие доходы. Расходы включают: социальные расходы;
военные расходы; экономические расходы; расходы на покрытие государственного долга. Сумма статей
доходов должна быть равна сумме статей расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает
профицит бюджета. Если расходы больше, чем расходы, то возникает дефицит бюджета. Причины
бюджетного дефицита:
1)рост издержек производства; 2)теневой оборот капитала; 3)рост бюракратического
аппарата; 4)нарушение финансовой дисциплины. Способы погашения бюджетного дефицита:
а)государственные займы бывают внутренними и внешними; б) повышение системы налогообложения;

в) эммисия денег. Дефицит бюджета бывает активным и пассивным. Активный дефицит - когда расходных
средств больше запланированных. Пассивный дефицит - недобор доходов. Показатель бюджетного
дефицита вычисляется по формуле: К = 100% (^дефицита I ВВП), он должен быть не более 2,5%. Увеличение
бюджетного дефицита приводит к появлению государственного долга. Государственный долг - сумма всех
накопленных бюджетных дефицитов страны. Внешний государственный долг —задолженность другим
странам. Внутренний государственный долг - задолженность государства своему населению. Последствия
государственного долга:
1 банкротство нации; 2)увеличение налогов. Способы погашения государственного
долга:
а)выплата долга за счет золото - валютных резервов; б)помощь со стороны кредитов; в)превращение
долга в иностранные инвестиции; г)льготные кредиты международных банков.

37. Налоги, их функции и виды. Принципы налогообложения. Фискальная политика государства. Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в определенные сроки, в установленных размерах. Функции налогов: а)фискальная (обуславливает такие вставки, которые выгодны стране); б)экономическая. Все налоги составляют налоговую систему страны. Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги - платежи лиц, получающие доход или имеющие собственность (подоходный налог на прибыль, на имущество, на мед. страхование и т.д.) Косвенные налоги - надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (20%; НДС, таможенные пошлины). Ставки налогообложения: а)твердая ставка; б)пропорциональная ставка; в)прогрессивная ставка;

г) регрессивная ставка. Принципы налогообложения: 1 Справедливости; 2)определенности; 3)удобности;

4)экономии. Американский ученый Лаффер обосновал утверждение, согласно которому оптимальный уровень налогов не должен превышать 30%. (График: кривая Лаффера).

Фискальная (бюджетная)поли гика государства - это комплекс мер государства, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходование средств бюджета. Воздействовать на экономику страны государства может 2 способами: 1 способ -расходование бюджетных средств; 2способ - сокращение доходов бюджета за счет снижения налогов. Использование государственные расходов формирует бюджетно -расходную фискальную политику. Использование величины налогов формирует бюджетно -доходную часть фискальной политики. Фискальная политика осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые методы - это методы, направленные на развитие и финансирование науки, инфраструктуры и т.д. Косвенные методы — это воздействия государство на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. Различают 2 вида фискальной политики: дискреционная и автоматическая. Дискреционная политика - это сознательное регулирование государством своих расходов и налогообложения. Во время подъема производства государство сдерживает доступ предпринимателей к деньгам. Кредиты становятся дорогими, инвестиционными вложения ограничиваются и рост экономики тормозятся. Во время кризиса государство обеспечивает доступный и дешевый кредит, т.о. государство применяет политику дорогих и дешевых денег. Автоматическая политика — предполагает применение встроенных (автоматических) стабилизаторов. Это такой механизм, который регулирует экономику без видимого вмешательства, посредством применения прогрессивной системы налогообложения, а также дифференцирование социальной помощи населению.

38. Структура современной денежно - кредитной системы. Центральный банк и его функции.

Денежно - кредитная система представлена 2 уровнями: 1 уровень - центральный банк; 2 уровень -специализированные кредитные организации и универсальные коммерческие банки. Рассмотрим подробнее 1 уровень. Денежно - кредитная система страны - совокупность финансово - кредитных институтов, главное место среди которых занимают банки. Банк - организация, целью которой является ускорение оборота денежных ресурсов. Банк привлекает временно свободные деньги предпринимателей и физических лиц и размещает их за определенную плату среди нуждающихся в деньгах. Центральный банк -государственное учреждение, которое осуществляет контроль над всей финансовой системой страны. Отсутствие такого контроля приводит к: инфляции или дифляции; не хватке или избытку денег. Таким образом, центральный банк выполняет монетарный контроль. Функции банка: а)эммисия денег; б)контроль над предложением денег; в)хранение золото - валютных резервов; г)денежно - кредитное регулирование; д)кредитование коммерческих банков; е)контроль за деятельностью кредитных учреждений.

39. Коммерческие банки. Функции коммерческих банков. Основные операции. Формирование прибыли коммерческих банков.

Коммерческие банки относятся ко 2 уровню денежно - кредитной системы - специализированные кредитные организации и универсальные коммерческие банки. Специализированные кредитные организации основаны на ограниченном числе операций кредитного характера, к ним относятся: сберегательные организации; ипотечные банки; инвестиционные банки; страховые компании; пенсионные фонды. Универсальные банки - такие организации, которые выполняют все виды банковских операций, предусмотренных законом. Целью таких банков является получение прибыли, поэтому их называют коммерческими. Виды операций коммерческих банков: 1)пассивные; 2)активные; 3)банковские услуги; 4)собственные операции банка. 1)Пассивные операции - действия банка по привлечению чужих денег и формированию денежных ресурсов банка. Для создания банка необходима величина собственного капитала, но деятельность таких банков базируется на использовании привлеченного капитала, поэтому денежные ресурсы банка состоят из собственных и наемных. 2 (Активные операции - действия банка по размещению и использованию сформированных денежных ресурсов. Различают краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные, коммерческие, фондовые, сельско - хозяйственные (ипотечные) и потребительские ссуды. 3)Банковские услуги - посреднические (переводные, торговые операции), доверительные (временное управление имуществом) и лизинговые (приобретение банком машин, оборудования и сдача своим клиентам в аренду) операции. 4)Собственные операции - операции банков с ценными бумагами.

 

40. Предложение денег в национальной экономике. Структура денежной массы. Денежно кредитная политика государства.

Предложение денег -это все платежные средства, обращающиеся в стране в каждый определенный отрезок времени. Формально предложение денег есть сумма всех денежных агрегатов. Однако реально для характеристики предложения используется агрегат Ml - «деньги для сделок».

В основе величины предложения денег заложена количественная теория денег в обращении: количество денег в обращении прямо пропорционально количеству произведенных товаров за год (Q) по действующим рыночным ценам (Р) и обратно пропорционально скорости обращения денег

(V): M=Q*P/V

Современные монетаристы уделяют большое внимание контролю за эмиссией денег, учитывая прямое воздействие количества денег на уровень цен и на уровень инфляции. Уравнение обмена И. Фишера показывает, что чем больше предложение денег, тем выше цены: MV=P*Q

Это уравнение позволяет понять, почему изменяются цены, покупательская способность денег, объем реального ВНП. Однако роста цен не произойдет, если рост предложения денег будет происходить одновременно с ростом объема выпуска товаров и оказания услуг. Поэтому М. Фридмен обосновал «денежное правило» -строго контролируемый прирост денежной массы за год

: ПДМ=ДО+АР, где

ДМ-среднегодовой темп прироста количества денег в % на длительный период ДО -среднегодовой темп прироста ВВП за длительный период ДР -среднегодовой темп ожидаемой инфляции в %.

Предложение денег в стране должно жестко контролироваться ЦБ данной страны. Поэтому график предложения представляет собой вертикальную линию MS.

ГРАФИК

 

 

Денежная масса -это совокупность платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг.

Деньгами располагают частные лица (домохозяйство), организации (фирмы) и государство (правительство и местные органы самоуправления). Структура денежной массы.

1. По выполняемым функциям:

-Активная часть -это деньги, участвующие в обороте.

-Пассивная часть -это деньги, находящиеся на хранении (сбережения, запасы)

2. По форме обращения:

-Наличные деньги -это натуральная, вещественная форма денег (состоят из бумажных купюр и монет).

-Безналичные деньги -это запасы на банковских счетах, отражающие депозиты банка -денежные вклады клиентов (состоят из чеков, кредитных карточек).

3. По степени ликвидности вся денежная масса ранжируется от абсолютно ликвидных до низколиквидных. Присоединяя к более ликвидным деньгам менее ликвидные средства, формируют денежные агрегаты.

 

Важнейшей функцией ЦБ является разработка и осуществление денежно-кредитной политики в стране.

Денежно-кредитная политика -это совокупность мер государственного воздействия на состояние денежного и кредитного рынков для достижения определенных макроэкономических целей. Основные цели:

1. Стимулирование экономического роста и тем самым сокращение безработицы

2. Контроль над уровнем инфляции и при необходимости -ее сокращение Для достижения этих целей ЦБ использует набор средств (инструментов):

 

1. Общие инструменты используются при воздействии на всю экономику в целом. К ним относятся:

-операции на открытом рынке -это купля-продажа государственных ценных бумаг -изменение резервной нормы -ЦБ устанавливает резервную норму для коммерческих банков (% к величине бессрочных вкладов), а затем -меняет ее величину в зависимости от поставленных целей.

-политика учетной ставки -это мера, предполагающая изменение процента по займам коммерческих банков у ЦБ.

2. Селективные инструменты -это административные меры регулирования Центробанком конкретных видов кредитов, или кредитование отдельных банков (компаний).

41.Неравенство в распределении доходов в рыночной экономики. Роль государства в перераспределении доходов. Система социальной защиты

Доход - общая сумма денег, полученная за определенное время и предназначенная для приобретения благ и услуг. Уровень доходов населения определяют с помощью показателей номинального и реального доходов. Номинальный (денежный) доход - сумма денег, полученная человеком в течение определенного периода времени. Реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может приобрести покупатель на свой номинальный денежный доход. Реальный доход измеряется не абсолютной величиной, а изменением во времени номинального дохода через индекс цен. Для этого в исходном базовом периоде предполагается совпадение номинального и реального доходов; затем определяется изменение цен за определенный период времени, учет которого приводит к расхождению значений номинального и реального доходов в текущем периоде.Реальный доход = Номинальный доход - Индекс цен. Выделяют следующие формы дохода, соответствующие основным трем факторам производства:

1. заработная плата - доход от фактора «труд», который достается наемным работникам;

2. рента - доход от использования природных ресурсов и земли, идущий собственникам ресурсов;

3. процент - доход от капитала, переданного во временное пользование.

 

Предприниматель, организующий производство, также претендует на свою долю, которая называется предпринимательским доходом и выражается в прибыли, которую рассчитывают в виде разницы между общим доходом и различными вычетами из него. Дополнительной формой доходов для некоторой части населения выступают трансферты - односторонние платежи государства населению - пенсии, пособия по безработице, помощь многодетным семьям и др.На протяжении жизни человека его доходы изменяются: в молодости они невелики, к 40-50-ти годам достигают пика, после 60-ти лет, в связи с выходом на пенсию, резко сокращаются. Такое последовательное изменение доходов в течение жизни человека принято называть жизненным циклом дохода. Люди различаются по своему положению в обществе - значит, доходы их различны. Чтобы отследить характер распределения доходов в обществе, используют различные методы:

• определение различными статистическими приемами среднего уровня дохода (среднеарифметический, медианный, модальный доход);

• группировка населения по уровню дохода и сопоставление средних уровней крайних групп между собой;

• построение кривой Лоренца, характеризующей неравенство в обществе через действие кумулятивного (нарастающего) эффекта (рис. 33.1).

Рис. 33.1. Кривая Лоренца

OABCD - линия гипотетического абсолютного равенства в распределении дохода;

OAtBiC|D - кривая Лоренца. Уровень жизни населения - это уровень потребления материальных благ, т.е. обеспеченность промышленности продуктами, продуктами питания, жилищем. Более сложным показателем является показатель качества жизни, которые включает уровень жизни, а также условия и безопасность труда, культурные уровне, физическое развитие. Сама бедность в государственной практике измеряется с помощью прожиточного минимума, который выражается в двух видах: социальный и физиологический. Физиологический минимум определяется совокупностью товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, необходимых для мужчины трудоспособного возраста. Социальный минимум определяет минимальный потребительский бюджет - это средства, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Он включает более 200 товаров и услуг.

Структура минимального потребительского бюджета:

Питание - 46%
Непроизводственные товары - 39%

Услуги-13,3% Налоги и сборы - 2,7%

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов от инфляции. С этой целью принимается индексация доходов, т.е. увеличение номинальных доходов от роста цен.

Политика государственных доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения разных групп показателей дохода и социальных выплат.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...