Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки и этапы формирования менеджмента.




Сущность и значение менеджмента.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижения в рыночных условиях намеченных целей путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов, функций, метода экономического механизма.

Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

1. Ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль.

2. Постоянное стремление к повышению эффективности производства, получение оптимальных результатов с наименьшими затратами.

3. Хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решения тем, кто несёт ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений.

4. Постоянную корректировку целей, программ в зависимости от состояния рынка.

5. Выявление конечного результата деятельности фирмы или её хозяйственно - самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена.

6. Необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Методологические основы менеджмента.

Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы – это главное в менеджменте. Управление путём постановления цели осуществляется с учётом оценки потенциальных возможностей фирмы и её обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические. Общие отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы. Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыли или доходности в деятельности фирмы, путём рациональной организации производственного процесса, включающее управление производством и развития технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, результат её деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Ситуация на рынке как известно постоянно меняется, отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента является постоянное преодоление рисковых ситуаций в настоящем и будущем и быстрое реагирование и адоптация к изменяющимся условиям. Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учётом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Основной объект менеджмента – это организация, её перспективное существование. В связи с этим необходимо отметить несколько особенностей менеджмента как научной и учебной дисциплины:

1) что он изучает организацию с точки зрения процесса управления;

2) организация представляет собой сложное образование, а потому обладает внутренней структурой. Любая система (т.е. связанная определёнными отношениями совокупность элементов) выживает лишь в том случае, если внутри неё нет конфликтов, если все части взаимодействуют, согласовано и способны адекватно реагировать на вызовы среды;

3) организация включает в состав людей сотрудников, которым приписываются определённые обязанности, от того, на сколько эффективно будут действовать эти люди зависит успех организации;

4) так как организация связана с окружением (внешняя среда), то задача руководителя создать условия для адекватного реагирования на вызовы из внешней среды.

Сферы менеджмента

1. Производственный менеджмент направлен на принятие решений, касающихся тех или иных технологий, загрузки оборудования, объёмов и структуры выпуска продукций, т.е. оптимизация производственного процесса;

2. Менеджмент персонала – повышение эффективности использования персонала;

3. Маркетинг – менеджмент, отвечает за сбор и использование информации о рынке, а так же отвечает за корректировку ценовой, производственной и рекламной политике на предприятии.

4. Инновационный менеджмент – создание и внедрение новых технологий;

5. Снабженческо-сбытовой менеджмент – торговые операции;

6. Финансовый менеджмент – регулировка денежных потоков;

7. Экаутинг – менеджмент – направлен на изучение данных о работе предприятия и последующая корректировка решений в соответствии с этими данными.

 

предпосылки и этапы формирования менеджмента.

К 19-му начало 20 вв. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое всё больше приобретала также специфические черты как массовое производство и массовый сбыт. Ориентация на рынке большой ёмкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерные общества предприятия – гиганты испытывали общую необходимость в рациональной организации производства и труда, чёткой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей всех подразделений и служб в соответствии с научнообосноваными принципами, нормами и стандартами.

Фредерик Тейлор – основатель классической школы менеджмента (1856 – 1951) инженер – практик, менеджер; решающий в своей проблемы рационализации производства и труда, с целью повышения производительности и эффективности.

Классическая административная школа управления основатель Ачри Файоль (1821 – 1925) предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них функции: организация, руководство, координация, контроль.

Теория идеального типа административной организации Макс Вебер (Бюрократия), он интересовался только формальной организацией управления, а все отклонения от неё он не рассматривал. Т.е. идеальный тип организации является системой норм, отклонение от которых является дисфункцией.

Школа человеческих отношений

Основоположник Элтон Мэйо, он открыл зависимость производительности труда от физических аспектов работы, например освещение. Он проводил хоторнские эксперименты. Он сделал вывод о том, что существует тонкая связь между моралью и исполнением. Мораль высока, когда человек чувствует, что его личные потребности и цели удовлетворяются окружением, в котором он работает. На мораль влияют товарищеские отношения с людьми со схожими взглядами, вся структура фирмы воздействует на уровень морали.

Мери Фоллет (1868 – 1933) она считала, что теория управления должна основываться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на научной психологии.

Теория Федерика Герцберга (1904 г.) он описал двух факторную теорию мотивации. Было допущено, что факторы, вызывающие удовлетворение от работы более разнообразны, чем те, которые вызывают неудовлетворение. Исходя из этого удовлетворённость – не просто результат отсутствия факторов, ведущих к неудовлетворённости, т. е. удовлетворённость и неудовлетворённость – не являются противоположными, т. е. противоположностью удовлетворённости от работы являются удовлетворённость от не работы. Выделил факторы гигиенические и мотивирующие.

Гигиенические – политика компании, статус, зарплата, рабочие условия.

Мотивирующие – признание, успех, психологический рост.

Герцберг разделил потребности на животного характера (боль, голод) духовные, которые присуще только человеку, которые обеспечивают его психологический рост. Эти факторы выгодны для работодателя и работника.

Поведенческая школа (1960 г.)

Мак-Грегор Дуглас, он сравнил философию традиционного менеджмента с более современным подходом к удовлетворению от работы с более современным подходом к удовлетворению от работы и выделил «человеческий дух», как основную мотивирующую силу. Два своих предположения он назвал теория «Х» и «У».

Новая школа науки управления (В. Леонтьев, Я. Клейн) - объявляет своей задачей внедрение метода аппарата точных наук в исследование управленческой деятельности для повышения рациональности решений.

 

Школы менеджмента.

Фредерик Тейлор – основатель классической школы менеджмента (1856 – 1951) инженер – практик, менеджер; решающий в своей проблемы рационализации производства и труда, с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды в трудах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911). Основные идеи: это роль менеджеров, стимулирование и вознаграждение, нормирование работы.

Главной идеей Тейлора было то, что управление должно стать системой основанной на определённых научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т. е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Принципы научного управления, которые утвердил Тейлор:

I. Исследование каждого отдельного вида деятельности;

II. Отбор работников для выполнения определённых операций и их обучение;

III. Обеспечение работников необходимыми ресурсами;

IV. Правильное использования методов стимулирования;

V. Выделение планирования в отдельный процесс управления;

VI. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности.

Классическая административная школа управления основатель Ачри Файоль (1821 – 1925) предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них функции: организация, руководство, координация, контроль.

Теория идеального типа административной организации Макс Вебер (Бюрократия), он интересовался только формальной организацией управления, а все отклонения от неё он не рассматривал. Т.е. идеальный тип организации является системой норм, отклонение от которых является дисфункцией.

Школа человеческих отношений

Основоположник Элтон Мэйо, он открыл зависимость производительности труда от физических аспектов работы, например освещение. Он проводил хоторнские эксперименты. Он сделал вывод о том, что существует тонкая связь между моралью и исполнением. Мораль высока, когда человек чувствует, что его личные потребности и цели удовлетворяются окружением, в котором он работает. На мораль влияют товарищеские отношения с людьми со схожими взглядами, вся структура фирмы воздействует на уровень морали.

Мери Фоллет (1868 – 1933) она считала, что теория управления должна основываться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на научной психологии.

Резюмируя выше сказанное его сводят к трём направлениям:

1. Человек представляет собой «социальное животное»;

2. Жёсткая иерархия подчинённости, формализация организационных процессов несовместима с природой человека;

3. Решение «проблемы человека» - дело бизнесмена.

Теория Абрахам Маслоу

Признание

(самовыражение)

Престиж (авторитет, самоуважение)

Социальная (принадлежность к коллективу)

Безопасность своего существования

Физиологические потребности (вода, еда)

Теория Федерика Герцберга (1904 г.) он описал двух факторную теорию мотивации. Было допущено, что факторы, вызывающие удовлетворение от работы более разнообразны, чем те, которые вызывают неудовлетворение. Исходя из этого удовлетворённость – не просто результат отсутствия факторов, ведущих к неудовлетворённости, т. е. удовлетворённость и неудовлетворённость – не являются противоположными, т. е. противоположностью удовлетворённости от работы являются удовлетворённость от не работы. Выделил факторы гигиенические и мотивирующие.

Гигиенические – политика компании, статус, зарплата, рабочие условия.

Мотивирующие – признание, успех, психологический рост.

Факторы, влияющие на устранение неудовлетворённости - это гигиенические факторы.

Герцберг разделил потребности на животного характера (боль, голод) духовные, которые присуще только человеку, которые обеспечивают его психологический рост. Эти факторы выгодны для работодателя и работника.

Поведенческая школа (1960 г.)

Мак-Грегор Дуглас, он сравнил философию традиционного менеджмента с более современным подходом к удовлетворению от работы с более современным подходом к удовлетворению от работы и выделил «человеческий дух», как основную мотивирующую силу. Два своих предположения он назвал теория «Х» и «У».

Теория «Х» - это «традиционная точка зрения»: авторитарный стиль управления.

· Средний работник имеет стойкую нелюбовь к работе и насколько это, возможно, будет её избегать, следовательно, необходимо принуждение к работе и контроль за её выполнением.

· Средний работник предпочитает быть руководимым и желает всячески избегать ответственности.

Теория «У» - современная точка зрения (демократический стиль управления).

· Расходование физической и духовной энергии на работе также естественно, как при игре или отдыхе.

· Контроль и угроза наказания не являются единственным средством заставить человека работать, это можно сделать при самоуправлении и самоконтроле.

· Наиболее важными наградами становится удовлетворение своего «Я» и самоудовлетворение потребности.

· Средний работник стремится к ответственности.

Новая школа науки управления (В. Леонтьев, Я. Клейн) - объявляет своей задачей внедрение метода аппарата точных наук в исследование управленческой деятельности для повышения рациональности решений.

Системный подход – управление ориентировано на компромиссный подход к решению проблемы, организация рассматривается как сложная система концепция управления «7-S»: стратегия, структура система, сотрудники, стиль управления, квалификация, ценности.

Процессный подход – в нём функцию управления рассматривается не в отдельности, а взаимосвязаны между собой (планирование, организация, распорядительство, контроль и т. д.).

Ситуационный подход – (конец 60-х гг.) способ управления, решение проблем в зависимости от ситуации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...