Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка субъективного состояния.




Надежность

 

Определение ретестовой надежности теста является бессмысленным, так как методика направлена на диагностику изменений. Поэтому, для проверки надёжности использовался метод параллельных форм. С этой целью были разработаны два варианта теста: МАСТ (вариант А) и МАСТ (вариант В). Сравнение показателей между обоими вариантами теста, проведённых на выборке из 30 испытуемых, осуществлялось с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции между показателями обоих вариантов теста Rs = 0,98. Данная величина является статистически значимой для выборки из 30 испытуемых Rкр. = 0,47 (p<0,01), что указывает на очень тесную положительную корреляцию между обоими вариантами МАСТ.

 

Валидность

Конструктная (конвергентная) валидность определялась с помощью сопоставления результатов между шкалами: «поддержки – I», «самопонимания (сензитивности) – Fr», «спонтанности – S» методики САТ и показателями качественного и количественного анализа: «Б (бытийности) восприятия музыки – Б (вм)», «открытости переживанию – ОА (+)», «организмического доверия – ФА (+)» методики МАСТ.

Математический анализ результатов сравнения проводился с использованием метода ранговой корреляции Спирмена. Определялся коэффициент ранговой корреляции Rs между следующими признаками:

- показателями «Б (вм)» и шкалы «поддержки – I». Rs = 0,88.

- показателями «открытости переживанию – ОА (+)» и шкалы «спонтанности – S». Rs = 0,86

- показателями «организмического доверия – ФА(+)» и шкалы «самопонимания (сензитивности) – Fr». Rs = 0,93.

Данные корреляционного анализа представлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Корреляции между шкалами САТ и показателями МАСТ

Показатели Б (вм) ОА(+) ОА(+)
I 0,88    
S   0,86  
Fr     0,93

 

 

Наибольший интерес вызывало установление корреляционной связи между шкалой (I) САТ и шкалой Б (вм) МАСТ, как соотношение общих (основных) показателей обоих тестов. Полученные результаты превзошли все ожидания. Удивляет наличие такой тесной корреляционной связи по всем трём шкалам, полученной на весьма малой выборке. Результаты валидизации методики позволяют с уверенностью утверждать, что между общими категориями МАСТ и показателями по выбранным шкалам САТ, дает основание для вывода о том, что выше названные показатели измеряют одну и ту же характеристику личности, а именно:

- существующая шкала «поддержки – I» в методике САТ содержит наибольшее количество вопросов, ориентированых на личностную автономию, целостность, что является главной характеристикой самоактуализации (А. Маслоу, 1999, с. 298), поэтому, тесная корреляционная связь с показателями Б (вм) в методике МАСТ указывает на то, что разработанная нами данная категория анализа является достаточно точной. Её можно рассматривать как показатель уровня тенденции к самоактуализации;

- шкала «спонтанность – S» в методике САТ указывает на такие характеристики как: способность к спонтанному поведению, не фрустрированному культурными нормами; проявление внутренней свободы, естественности; творческая импровизация и открытость к новому опыту. Тесная корреляционная связь показателей по данной шкале с показателями «открытость переживаниям – ОА(+)» в методике МАСТ указывает на то, что проводилось исследование одного и того же психологического конструкта;

- шкала «самопонимания (сензитивности) – Fr» в методике САТ указывает на такие характеристики как: чувствительность к своим желаниям и потребностям; свобода от психологической защиты, отделяющей личность от своей сущности; отсутствие страха самораскрытия в плане субъективных физиологических (телесных) ощущений. Высокая корреляция показателей по данной шкале с показателями «организмическое доверие – ФА(+)» в методике МАСТ, указывает на то, что проводилось исследование одного и того же психологического конструкта;

Таким образом, тесная корреляционная связь между показателями САТ и МАСТ показывает, что не существует необходимости в проведении дополнительных исследований (с использованием других методик) для подтверждения конструктной валидности методики МАСТ (в контексте общих категорий анализа).

 

Стандартизация

Процедуре стандартизации подверглись тестовые показатели общих категорий анализа: Б (вм); ОА(+); ФА(+). Объем выборки увеличился до 84 испытуемых. Репрезентативность выборки состояла в том, что все испытуемые имели высшее педагогическое образование (по специальностям: «социальный педагог», «педагог-психолог») и являлись действующими учителями средних школ; средний возраст испытуемых 25-50 лет.

При стандартизации результатов общих категорий, стандартное отклонение (SD) составило: Б (вм) = 25,7; ФА(+) = 15,2; ОА(+) = 13,3. Средние значения и среднеквадратичные отклонения представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Средние значения и среднеквадратичные отклонения основных категорий анализа МАСТ

 

названия категорий средние значения среднеквадратич отклонения
Б (ВМ) 48,7 6,4
ФА (+) 24,4 3,8
ОА (+) 24,5 3,3

 

Стандартизация результатов частных категорий анализа оказалось достаточно сложной задачей, так как не было проведено исследование конструктной валидности исследуемых категорий, поскольку, не существует на сегоднешний день, в гуманистической психологии конкретных методик диагностики субъективных приоритетов в иерархии потребностей (в любом другом случае может возникнуть методологическая несовместимость). Единственной возможностью в исследовании данных гипотетических конструктов является проведение процедуры содержательной валидизации.

 

2.2. Стимульный материал

 

Стимульный материал представляет собой набор фрагментов музыкальных произведений различных стилей и жанров, которые поочередно предъявляются испытуемому для прослушивания. Время звучания каждого фрагмента 2-3 минуты. Общее количество музыкальных фрагментов – 20. Общее время работы испытуемого со стимульным материалом – 45 минут. Музыка может быть записана на любом звуконосителе (аудиокассета, CD, DVD и пр.) и воспроизводится на соответствующем звукоснимательном устройстве во время проведения процедуры исследования. Фрагменты музыкальных произведений по возможности должны быть незнакомы для испытуемого, а также обладать относительно неопределённым структурным построением. Это условие необходимо для того, чтобы не вызывать у него шаблонную реакцию. Составление репертуара музыкальных фрагментов может проводиться самостоятельно на усмотрение психолога, работающего с данной методикой.

 

Инструкция испытуемому

«Вам предлагается прослушать 20 фрагментов различной музыки; время звучания каждого фрагмента 2-3 минуты. Паузы между фрагментами 10-15 секунд. Оцените по 10 – бальной шкале, насколько Вы чувствуете воздействие того или иного музыкального фрагмента на Вас: (от 0 до +10 баллов) – если это воздействие характеризуется Вами как (+) –позитивное; (от 0 до–10 баллов) –если это воздействие характеризуется Вами как (-) – негативное. Опишите, что Вы чувствуете (Ваши телесные ощущения), представляете (образы и картины в вооброжении) и переживаете (эмоции и чувства), когда слушаете данный фрагмент. Описание производите во время звучания фрагмента. Свой анализ звучащего фрагмента фиксируйте на тестовом бланке. Спасибо».

2.4. БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ.

 

Ф.И.О.________________________________ Место работы________________________________________Возраст_______

 

Образование __________________________Семейное положение__________________________________Дата__________

 

Инструкция.

 

 

«Вам предлагается прослушать 20 фрагментов различной музыки; время звучания каждого фрагмента 2-3 минуты. Паузы между фрагментами 10-15 секунд. Оцените по 10 – бальной шкале, насколько Вы чувствуете воздействие того или иного музыкального фрагмента на Вас: (от 0 до +10 баллов) – если это воздействие характеризуется Вами как (+) –позитивное; (от 0 до –10 баллов) – если это воздействие характеризуется Вами как (-) – негативное. Опишите, что Вы чувствуете (Ваши телесные ощущения), представляете (образы и картины в вооброжении) и переживаете (эмоции и чувства), когда слушаете данный фрагмент. Описание производите во время звучания фрагмента. Свой анализ звучащего фрагмента фиксируйте на тестовом бланке. Спасибо».

 

Описание субъективных переживаний и образных ассоциаций Оценка
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Описание субъективных переживаний и образных ассоциаций Оценка
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Оценка субъективного состояния.

В начале тестирования: ___________________________________________

В конце тестирования: ____________________________________________

Какие темы Вам запомнились и почему?________________________________

Категории анализа

2.5.1. Общие категории анализа

 

Рассматриваются в контексте качественной характеристики и количественной оценки показателей теста.

1. Качественная характеристика производится по описаниям образных ассоциаций и субъективных физиологических реакций на музыкальное воздействие. Используются понятия «ОБРАЗНОСТЬ» (О) и «ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ» (Ф):

- «ОБРАЗНОСТЬ» (О) – видение воображаемых образов при прослушивании конкретного музыкального фрагмента;

- «ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ» (Ф) – физические ощущения при воздействии конкретного музыкального фрагмента.

2. Количественная оценка дает возможность диагностики МОДАЛЬНОСТИ СУБЪЕКТИВНЫХ АФФЕКТИВНЫХ РЕАКЦИЙ (САР) по шкале от –10 до +10, по каждому музыкальному фрагменту, согласно оценки самих испытуемых. При высоко положительных (от +7 до +10) и высоко отрицательных (от –7 до –10) аффективных реакциях мы использовали понятие «АФФЕКТИВНОСТЬ» (А), что является дополнением к качественной характеристике.

Общие категории анализа с учетом качественной характеристики и количественной оценки показателей в контексте направленности на диагностику «Б (бытийности)» и «Д (дефицитарности)» в восприятии музыки, представляются следующим образом:

- «Б (бытийное)» восприятие музыкихарактеризуется высоко положительными аффективными реакциями (от +7 до +10). Качественная характеристика представлена как: «ОБРАЗНОСТЬ» (ОА) и «ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ» (ФА).

- «Д (дефицитарное)» восприятие музыкихарактеризуется низкими и средними положительными аффективными реакциями (от 0 до +6) и отрицательными аффективными реакциями (от 0 до –10). Качественная характеристика представлена как: «ОБРАЗНОСТЬ» (О), «ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ» (Ф), «ОБРАЗНОСТЬ» (ОА) и «ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ» (ФА).

При интерпретации результатов теста, общие категории анализа представляются следующим образом:

- ОБРАЗНОСТЬ (О) – видение воображаемых образов при прослушивании конкретного музыкального фрагмента, не имеющих ярко выраженной эмоциональной окрашенности, что указывает на закрытость к переживанию (слабая аффективная выраженность от 0 до –6; от 0 до +6).

- ОБРАЗНОСТЬ (ОА) – видение воображаемых образов при прослушивании конкретного музыкального фрагмента, имеющих ярко выраженную эмоциональную реакцию и демонстрацию: открытости к переживанию (сильная аффективная выраженность - от +7 до +10; высокой степени закрытости к переживанию – от –7 до –10).

- ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ (Ф) – констатация факта наличия соматических реакций при воздействии конкретного музыкального фрагмента и демонстрация отсутствия организмического доверия (слабая аффективная выраженность от 0 до –6; от 0 до +6).

- ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ (ФА) констатация факта наличия соматических реакций при прослушивании музыкального фрагмента и демонстрация: организмического доверия (сильнаяаффективная выраженность от +7 до +10; высокой степени организмического контроля– сильная аффективная выраженность от –7 до –10).

На данном этапе обработки результатов теста, полученные данные характеризуют: субъективное качество восприятия музыки в контексте «Б (бытийности)» или «Д (дефицитарности)» на основе анализа количественной оценки модальности аффективных реакций и качества их направленности в процентном соотношении.

Открытость переживанию, показатели которой основываютсяна анализе результатов теста в категории «ОБРАЗНОСТЬ» (О) и «ОБРАЗНОСТЬ» (ОА), что указывает на наличие или отсутствие данного качества, которое представляет собой качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру. Это способность воспринимать новый опыт, испытывая при этом достаточно сильные эмоции. На поведенческом уровне – это спонтанность, которая относится к таким ценностям, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия. Важным здесь является и тот факт, что любая деструкция извне воспринимается субъектом толерантно, так как чувство раздражения для него в данный момент не будет представлять угрозу, поскольку у него нет внутренних барьеров, мешающих сознательному восприятию своих чувств. Полноценно функционирующий человек достаточно благоразумен и это обосновано внутренним чувством гармоничности и cамодостаточности, благодаря чему он действительно открыт для всех возможностей. Поэтому, при реакциях на музыкальное воздействие, которое, по своей сути, для данного испытуемого является, например, деструктивным (негативные образы и ощущения при восприятии музыки), будет проявляться толерантное отношение (по шкале модальности аффективности высоко положительная реакция), то есть феномен принятия субъективности не является причиной негативной поведенческой реакции.

Организмическое доверие, показатели которого основываютсяна анализе результатов теста в категории «ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ» (Ф) и «ФИЗИОЛОГИЧНОСТЬ» (ФА), что указывает на наличие или отсутствие качества, характеризующегося способностью понимать сигналы собственного тела, которые расцениваются как достоверный источник информации, способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения. Это показатель чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям; свобода от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности; не склонность подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами, т.е. ориентация на переживание изнутри. Организмическое доверие означает способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения, рассматривать их как основу для выбора стратегии поведения. При музыкальном воздействии субъект, проявляющий организмическое доверие (например: констатирует факт негативных cоматических ощущений, но при этом указывает на высоко положительную реакцию по шкале аффективной модальности), указывает на феномен принятия сигналов собственного тела. Важным является тот факт, что данному субъекту свойственно адекватное осознание физических, организмичеких внутренних процессов реагирования, что в свою очередь, указывает на высокую субъективную мобильность, направленную на востановление организмического равновесия.

Частные категории анализа

 

Качественный анализ вербальных ассоциаций испытуемых и оценка модальности аффективных реакций при восприятии музыки, дает возможность проведения диагностики приоритетности виерархии потребностей (по А. Маслоу).

1. Высокая положительная оценка аффективности при восприятии музыки у испытуемых (от +7 до +10), указывает на наличие субъективной тенденции, направленной на удовлетворение метапотребностей (потребности самоактуализациии, личностногосовершенствования).При чем, не всегда это переживается как осознанное желание. Данному процессу свойственна тенденция постепенного увеличения напряжения, стремление к «пиковым переживаниям». Тем не менее, механизм достижения высшей фазы психического развития личности сопряжен не с постепенным ростом ясности и отчетливости осознания самой метапотребности (ее содержания, значения, ценности и т. д.), а характеризуется неким процессом накопления бытийных (высоко ценностных) переживаний и неким «скачком», в результате которого, конкретная объективность, на которой ранее человек фокусировал свое внимание, превращается в то, благодаря чему видится все остальное. Таким образом, при удовлетворении метапотребности субъективная реакция представляет собой переживание субъективной целостности и гармонии с объективностью, что, в свою очередь, дает ощущение отсутствия «темных пятен» в понимании бытия. Воспринимаемая музыка в таком контексте является развивающим средством, с помощью которого, происходит налаживание здорового функционирования психофизиологической системы человека за счет резонирования с искусственной моделью гармоничности в виде музыкальной структуры, которая транслирует субъекту содержательные универсальные стереотипы - «базисные формы». Анализ вербальных ассоциаций испытуемых при восприятии музыкальных фрагментов, указывает на следующие характерные особенности:

- испытуемые воспринимают музыку и свои ассоциации, связанные с ней, надситуативно;

- независимо от содержательной направленности вооброжаемых образов (образы основываются на ассоциациях, связанных с первыми 4 потребностями иерархии; у испытуемых может возникнуть ощущение, что все картинки «смешиваются») процесс носит немотивированный характер;

- аффективную реакцию можно охарактеризовать как «горечь и радость одновременно», но тем не мение, испытуемыми, как правило, дается высоко положительная оценка по шкале аффективности;

- резонансность и процессуальность музыкального восприятия создают эффект полного свободного управления виртуальной ситуацией;

- важным фактом является то, что подобные переживания надолго запоминаются испытуемыми, у них возникает желание повторить процедуру слушания или «запомнить и перенести» ощущения в реальные ситуации жизни;

- исследования показывают, что при повторном проведении процедуры прослушивания, у данных испытуемых прослеживается прогрессивная тенденция аналогичного переживания при восприятии большего количества музыкальных фрагментов.

2. Положительная оценка аффективности при восприятии музыки у испытуемых (от +1 до +6) указывает на приоритетность или доминирование мотивационных тенденций, которые направлены на удовлетворение следующих потребностей: физиологические (голод, жажда, сон, сенсорная стимуляция и т. д.); безопасности и защиты (стабильность, защищенность от угроз, предсказуемость событий и т.д.); принадлежности и любви (присоединение, принятие, сексуальная близость, эмпатия и т.д.); самоуважения (значение, компетентность, независимость,свобода выбора и т.д.).Достаточно слабая выраженность аффективных реакций (по шкале модальности) указывает на то, что при удовлетворении перечисленных потребностей субъект фиксирует свое внимание, в первую очередь, на преодолении препятствий в достижении цели, усиливая при этом для себя значимость конкретных задач, что дает эффект усиления самоконтроля, и желанию уменьшить напряжение. Восприятие музыки проводится в контексте внешнего когнитивного регистрирования. Тем не менее, данный факт дает возможность использовать музыку как средство для диагностики (на основе анализа вербальных ассоциаций) мотивационной приоритетности в иерархии потребностей. Анализ вербальных ассоциаций испытуемых при восприятии музыкальных фрагментов в процессе иследования, указал на следующие характерные особенности, касающиеся мотивационных процессов в иерархии потребностей:

- физиологические потребности проявляются в ассоциациях, связанных: с физическим отдыхом (сон, расслабление); уталением жажды и употреблением изысканной пищи; ощущение холода или жары; в образных ассоциациях часто присутствуют природные ландшафты, образы, связанные с красотой тела (человека, животного и т.п.);

- потребности безопасности и защиты наблюдаются у испытуемых в асоциациях, связанных: с инфантильными фантазиями, детскими воспоминаниями (родительский дом, отец, мать); с картинами субъективных социальных контактов со значимыми людьми (обретение защитника, сильного друга и т.п.);

- потребности принадлежности и любви связаны с ассоциациями, в которых присутствует эмпатия, понимание, интимность (друг, подруга, общество близких людей); сексуальная близость (любовь) и т.п.;

- потребности самоуважения проявляются в ассоциациях, указывающих на возможность проявления чувства собственного достоинства, компетентность в выполнении трудных задач и требований; картины связанные с социальным признанием, получением статуса, заслуженной награды и т.п.

3. Отрицательная оценка аффективности при восприятии музыки у испытуемых (от –1 до –6) указывает на фрустрацию и невозможность удовлетворения потребностей в иерархической системе (кроме самоактуализации). Видение негативных образных ассоциаций, возможно, является следствием психотравмирующего опыта и переживания, связанные с ним, создают отрицательную модальность аффективных реакций. Музыкальное воздействие в данном контексте может быть использовано как средство для диагностики природы психотравмирующих переживаний субъекта. Анализ вербальных ассоциаций испытуемых при восприятии музыкальных фрагментов, указывает на следующие характерные особенности, касающиеся депривации и фрустрации первых 4 потребностей иерархической системы:

- физиологические потребности – видение ассоциаций, которые указывают на невозможность отдыха (изнурительный труд); жажда или голод (например, видение воды, но невозможность до нее дотянуться); страх за физическое выживание: видение болезни, увечья; отсутствие кислорода; ассоциации музыкального ритма с пульсом сердца («надумывание» сердечных сбоев, прислушивание к физическим реакциям на музыку, боязнь потери самоконтроля и т.п.);

- потребности безопасности и защиты – видение ассоциаций, касающихся потери безопасности в виде: катастроф, войн, стихийных бедствий; преследования со стороны врагов, фантастических существ; образы, направленные на поиск защиты (возведение стен, баррикад, закрывание дверей); образы, связанные с поиском и невозможностью найти значимого защитника (родителя, известного человека, обладающего властью и авторитетом и т.п.);

- потребности принадлежности и любви – проявляются в ассоциациях, где основой является боязнь потери близких: боязни быть покинутым, например, уход кого-то или удаление чего-либо (уходящие близкие люди, улетающий самолет с близким человеком и др.); боязни остаться изолированным, например, оказаться в одиночестве (тюрьма, пустыня, лабиринт); боязни предательства близких (измена) и т.п.;

- потребности самоуважения проявляются в ассоциациях, указывающих на чувство: неполноценности (унижение со стороны значимых людей); чувство вины по отношению к кому-нибудь (невозможность адекватно распорядиться ситуацией); страх оказаться в ситуации социального краха (нищета, банкротство, проигрыш и др.)

4. Высокая отрицательная оценка аффективности при восприятии музыки у испытуемых (от –7 до –10) указывает на депривацию ифрустрацию метапотребностей. Высокая степень фрустрации вызывает развитие психических растройств «высшего порядка», таких как: апатия; отчуждение; депрессия; цинизм и др. Причина заключается в том, что метапотребности, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имеющими биологические корни, но невозможность их удовлетворения заключается в том, что люди, в своем большинстве, не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым, свои метапотребности. Депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание. Человек не осознает, что игнорируются его метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарными потребностями. Поскольку, при возмещении дефицитарных состояний, сразу же следует уменьшение напряжения (расслабление) и субъект, как правило, осознает конкретные пути в достижении дефицитарных целей, тем самым стремится в быстрые сроки урегулировать возникающий дискомфорт. При возмещении метапотребностей идет увеличение напряжения, что связано с процессом личностного изменения (трансформации), т.е. происходит расширение жизненного мировосприятия и обретение нового опыта, но при невозможности реализации этой потребности, возникает высокая негативная реакция. Музыка, в данном контексте, воспринимается как нежелательный раздражитель. Таким образом, если природа метапатологии субъекта основана не на искажении ценностного развития, тогда музыкальное воздействие можно использовать как средство для диагностики природы психотравмирующих переживаний субъекта и причины невозможности удовлетворения первичного запроса. Анализ вербальных ассоциаций испытуемых при восприятии музыкальных фрагментов, указывает на следующие характерные особенности, указывающие на депривацию и фрустрацию метапотребностей:

- испытуемые воспринимают музыку как нежелательный раздражитель, который, по их мнению, является прямой причиной их «неприятностей» во время процедуры слушания - это указывает на то, что нежелание воспринимать, часто не является причиной невосприимчивости;

- независимо от содержательной направленности ассоциаций (образы, как правило, связаны с первыми 4 потребностями иерархической системы; у испытуемых может возникнуть ощущение, что все картинки «смешиваются»), испытуемые проявляют высоко негативную реакцию по шкале аффективной модальности;

- можно предположить, что изначально, музыка воспринимается испытуемыми в контексте бытийности (так как самоактуализация – это инстинктивная человеческая потребность, присущая всем людям, а высокая аффективная реакция на музыку указывает на наличие запроса внутреннего переживания);

- важным является тот факт, что по завершении слушания у испытуемых сохраняются негативные ощущения, которые, как правило усугубляются при проведении повторного тестирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...