Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы построения психотерапевтической работы с испытуемыми в зависимости от субъективных оценок аффективности и качественно-содержательной направленности ассоциаций




 

оценка аффективн. Задачи психолога в работе с иследуемым
От 0 до +6 Данные оценки указывают на здоровую тенденцию испытуемых, направленную на удовлетворение первых 4 потребностей иерархической системы. Достаточно подсчитать количество оценок, для того, чтобы диагностировать наиболее актуальную из потребностей; если на фоне положительной аффективной модальности испытуемый указывает на негативные образные ассоциации, то это является показателем фрустрированности какой-то потребности, при этом положительная аффективная окраска указывает, что фрустрация, возможно, не подкреплена сильным психотравмирующим опытом.
От 0 до –6 У испытуемого присутствует психотравмирующий опыт в попытках реализации актуальных первых 4 потребностей иерархической системы; сильная степень фрустрации; необходимо подсчитать количество данных оценок и проанализировать содержание образных ассоциаций и соматических реакций, для того чтобы выявить эту потребность, но это лучше сделать после анализа с испытуемым музыкальных тем, которые содержат аффективную оценку от +7 до +10.
От +7до +10 Данные оценки аффективности и связанные с ними образные ассоциации являются наиболее ценными, на них необходимо акцентировать внимание испытуемого, потому, что они указывают на тенденцию к самоактуализации личностного развития независимо от того, какую внешную окраску носят образные ассоциации; опыт таких переживаний является очень запоминающимся; испытуемые, как правило, в дальнейшем положительно относятся к подобным процедурам тестирования. При этом, проявление открытости и доверительности к новуму опыту, через восприятие музыки у них усиливается.
От –7 до -10 Данные оценки аффективности указывают на высокую степень сопротивления новому субъективному опыту. Музыка воспринимается как ненужный раздражитель; при наличии большого количества подобных реакций в результатах тестах, как правило, испытуемые не соглашаются на повторное тестирование и указывают на ухудшение самочувствия. В данном случае не нужно акцентировать внимание исследователя на подробном анализе подобных реакций у испытуемых. Если есть возможность, необходимо акцентировать внимание на тех музыкальных фрагментах, где есть оценка от +7 до +10. В дальнейшем, когда у испытуемого начнет улучшаться динамика аффективности показателей, можно будет вернуться к прослушиванию «ужасных» музыкальных тем, которые в прошлом вызвали подобную реакцию.

 

Бланк фиксации результатов МАСТ.

 

Ф.И.О.________________________________ Место работы________________________________________Возраст_______

 

Образование __________________________Семейное положение__________________________________Дата__________

 


 

 

КБ = ОА(+) + ФА(+) = %

КД = О+Ф+ОА(-)+ФА(-) = %

Качественный анализ частных категорий ВА

Таблица 5.3


Оценка аффективности и качественный анализ общих категорий ВА

Таблица 5.1

тема О (+,-) ОА (+,-) Ф (+,-) ФА (+,-)
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Таблица профилей по аффективной модальности и качественному анализу общих категорий ВА

Таблица 5.2

  Категория анализа Кол-во № с(+) аффект. Реакцией Кол-во № с(-) аффект. Реакцией Общее кол-во   %
1 –6 7 –10 1 –6 7 –10 + -
О              
Ф              
ОА     0        
ФА     0        
Сумма              
%          

 

№ те-мы Физиол Потребн   потребн безопас   Потребн принад потребн самоув Мета-потребн
Оценка модальности аффективных реакций
+ (-) + (-) + (-) + (-) + (-)
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Результаты качественного анализа частных категорий ВА

Таблица 5.4

Название потребности сумма оценок %
Физиологическая    
Безопасности    
Принадлежности    
Самоуважения    
Мета потребности +    
(-)    
ОБЩЕЕ    

Заключение:---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

_________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________ Психолог ___________________________________________


Литература

1. Асафьев Б. О народной музыке. – Л.: Музыка, 1987. – 248с.

2. Ильичёва И.М. Психология духовности. Дис…д. психол. наук, сп. 19.00.01., СПб., 2003. – 450с.

3. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. – 1998. №8-9. – с.7-15.

4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – 425с.

5. Маслоу А. Психология бытия. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. – 304с.

6. Повстян Л.А. Возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с социальными сиротами, имеющими нарушения в психическом развитии на донозологическом уровне. Дис…к психол. наук, сп. 19.00.04., Томск, 2004. – 175с.

7. Соколова Е.Т. Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах // Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. – М., 1995.

 

Приложение. Образцы протоколов МАСТ

Образец 1

БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Марина, возраст: 38лет; замужем; образование высшее педагогическое; работает в должности соц. педагога в средней школе; тест проходит впервые.

Инструкция.

«Вам предлагается прослушать 20 фрагментов различной музыки; время звучания каждого фрагмента 2-3 минуты. Паузы между фрагментами 10-15 секунд. Оцените по 10 – бальной шкале, насколько Вы чувствуете воздействие того или иного музыкального фрагмента на Вас: (от 0 до +10 баллов) – если это воздействие характеризуется Вами как (+) –позитивное; (от 0 до –10 баллов) – если это воздействие характеризуется Вами как (-) – негативное. Опишите, что Вы чувствуете (Ваши телесные ощущения), представляете (образы и картины в вооброжении) и переживаете (эмоции и чувства), когда слушаете данный фрагмент. Описание производите во время звучания фрагмента. Свой анализ звучащего фрагмента фиксируйте на тестовом бланке. Спасибо».

Описание субъективных переживаний и образных ассоциаций Оценка
  Медленый, красивый танец стройных девушек с распущенными волосами, они танцуют на зеленом лугу, раннее утро, роса на босых ногах. Отдых, наконец-то проснулась выспавшись! +5
  Что-то очень сильное и тяжелое медленно движется на меня и безжалостно хочет задавить! С ним бесполезно договариваться! Оно холодное! Оно не человеческое! Кругом пусто, я одна,…от этой музыки мне душно! -8
  Природа. Светит солнышко. Львы лежат в тени и отдыхают после сытного обеда. Все плавится от зноя. +2
  Ощущение медленного плавного вытягивания боли из головы, сердца… Можно слушать, но недолго. Как-же я устала!… +3
  Толпа народу на дискотеке, все пьяные и потные. Толкотня. Все думают, что получают удовольствие. Шумно. -7
  Очень красивая музыка! Просто невозможная! Хочется плакать! Хочется потянуться всем телом. Хочется уснуть и все забыть, а потом проснуться новым человеком. +10
  Танцуют красивые и свободные люди. Танец мужчин – воинов, у них в руках блестящие оружейные доспехи. Хочу двигаться вместе с ними! Вокруг движение и пульсация! С ними не страшно идти в бой! +8
  Эта музыка меня не задевает. Не знаю, что писать. 0
  Танец усталых и измотаных рабов. Вокруг толстые, тупые и сытые рабовладельцы. -2
  Серое утро. В небе улетающие журавли. Произошло непоправимое горе. Мать потеряла сына. Нужно жить и преодолевать! Красивая музыка! +8
  Свежее утро летнего дня. По бульвару идет красивый молодой человек, он одет таинственно. На голове у него шляпа, в руке тросточка как у Шерлока Холмса, на ладонях перчатки. Походка легкая! Классный! +8
  Вокруг близкие люди, с ними хорошо. Не нужно никому ничего доказывать! В глазах человеческая любовь! Ну, когда-же люди станут такими? Почему это только ассоциации на музыку? Люди станьте близкими!… +10
  Заумная музыка. Слушаю нудный доклад на собрании. Бесконечная тоска зеленая. Нахожусь под впечатлением предыдущей музыки, но она уже позади… -10
  Нет ассоциаций, видимо я кончилась на теме №12, но музыка мне нравится. Просто без слов. Приятно слушать… Тело расслаблено. +9
  Качание на качелях. Туда-сюда, Туда-сюда… Тошнит. Устала. Выключите. -5
  Отъезжает поезд набирает ход все быстрее и быстрее. Напряжение увеличивается. Механическое движение. -5
  Подготовка злоумышленников к операции. Намечается ограбление крупного банка. +1
  Ничего не слышу и ничего не вижу. 0
  Неприятная тяжесть. Засасывает трясина. Страшная мягкость. Чувствую давление чужой воли. Физически неприятно. -10
  Мрачная комната. Люди собрались у постели безнадёжно больного человека. Мысли о неизбежной смерти. Всё когда-нибудь заканчивается. -10
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...