Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности библиографического описания электронного ресурса




При описании электронного ресурса необходимо заполнять область общего обозначения материала: [Электронный ресурс]; [Мультимедиа].

Ресурсы локального доступа:

Шарков Ф. И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. – М.; Экзамен, 2007. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Жертвы политического террора в СССР [Электронный ресурс] / Рук. проекта Я.З. Рачинский. – Электрон. дан. – [Б. м.]; Общество "Мемориал", 2001. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM); цв. – Содержание: Объединенная база данных; Списки жертв политических репрессий; Карта ГУЛАГа; Справочник по ГУЛАГу; Творчество и быт ГУЛАГа; НКВД: структура и руководители; Библиография по истории политических репрессий.

Видеолекции:

Раздел "Право" [Мультимедиа]: учебное пособие. – Прогр. – М.; Статут, 2007. – эл. опт. диск (DVD-ROM); цв., зв.

Сетевые ресурсы:

Куратов А.А. Кафедра истории Поморского государственного университета [Электронный ресурс]/ А.А. Куратов. – Режим доступа: http://hist.pomorsu.ru/history.html. Дата обращения: 01.09.2009.

Черткова Е.Л. Утопия как способ постижения социальной действительности [Электронный ресурс] / Е.Л. Черткова // Социемы: журнал Уральского гос. ун-та. – Екатеринбург, 2002. – №8. – Режим доступа: http://www2/usu.ru/philosophi/soc_phil/rus/text/sosiemy/8/chertkova. Дата обращения: 01.09.2009.

Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru. Дата обращения: 01.09.2009.

При ссылке на электронный ресурс опускают [Электронный ресурс] и Режим доступа. Их заменяют аббревиатурой URL (унифицированный указатель ресурса), после которой указывают интернет-адрес страницы:

Уваров П. Ю. Франция XVI века. Опыт реконструкции по нотариальным актам. – URL: http://www.orbis-medievalis.nm.ru/library/ouvarov.html. Дата обращения: 01.09.2009.

При ссылке на неопубликованный документ, например, из базы "Консультант-Плюс", заполняют область общего обозначения материала, и через точку в конце описания указывают, что "Документ опубликован не был. Доступ из…).

О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы {Электронный ресурс}: указание М-ва соц. Защиты Рос. Федерации от 14 июля 1992 года № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы "Консультант-Плюс".


ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предпринимательская деятельность (понятие, основные признаки).

2. Отношения, регулируемые коммерческим правом.

3. Принципы коммерческого права.

4. Система коммерческого права.

5. Понятие и виды источников.

6. Соотношение коммерческого и публичного права.

7. Содержание теории метода правового регулирования.

8. Развитие торгового права в зарубежных странах.

9. Соотношение гражданского и коммерческого права.

10. Понятие и виды предпринимателей.

11. Понятие и виды юридических лиц, являющихся субъектами коммерческого права.

12. Полные и коммандитные товарищества.

13. Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.

14. Акционерные общества.

15. Производные кооперативы.

16. Государственные и муниципальные предприятия.

17. Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

18. Учреждение и государственная регистрация коммерческих организаций.

19. Лицензирование деятельности субъектов коммерческого права.

20. Несостоятельность (банкротство).

21. Понятие договора в сфере предпринимательства (торговая сделка).

22. Заключение, изменение и расторжение договоров. Основные принципы и порядок.

23. Виды коммерческих договоров.

24. Договоры о передаче имущества.

25. Договор мены.

26. Договор ренты.

27. Аренда.

28. Договоры о выполнении работ.

29. Договоры по оказанию услуг.

30. Принципы и способы обеспечения исполнения обязательств по коммерческим договорам.

31. Понятие и виды вещных прав предпринимателя.

32. Объекты вещных прав предпринимателя.

33. Правовой режим вещей, денег, ценных бумаг.

34. Понятие, классификация, виды ценных бумаг.

35. Объекты интеллектуальной собственности предпринимателя.

36. Понятие и формы реализации товаров, производимых в процессе предпринимательской деятельности. Договоры, опосредующие реализацию товаров.

37. Понятие и признаки работ. Договоры, опосредующие выполнение работ.

38. Понятие и признаки услуг. Договоры, опосредующие реализацию услуг.

39. Государственные органы, осуществляющие общее регулирование реализации товаров, работ, услуг.

40. Понятие и виды цен, их правовое значение. Понятие ценообразования.

41. Функции цены: стимулирующая, распределительная, регулирующая.

42. Правовое регулирование цен: предмет и характер.

43. Порядок установления и применения регулируемых цен.

44. Государственный контроль. Виды нарушений порядка применения регулируемых цен (тарифов).

45. Общая характеристика правового регулирования качества (предмет, характер).

46. Понятие стандартизации. Основные нормативно– правовые акты.

47. Понятие и значение метрологии.

48. Общие требования Закона РФ «О защите прав потребителей» к качеству товаров, работ и услуг.

49. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.

50. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей. Компенсация морального вреда.

51. Судебная защита прав потребителей. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

52. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, сроки их удовлетворения.

53. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом). Замена товара ненадлежащего качества.

54. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Правила отдельных видов договоров купли – продажи. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

55. Законодательство Российской Федерации о рекламе.

56. Общие и специальные требования к рекламе.

57. Виды ненадлежащей рекламы.

58. Права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

59. Государственный контроль и саморегулирование в области рекламы.

60. Полномочия федерального антимонопольного органа по государственному контролю в области рекламы.

61. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу.

62. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Основные понятия.

63. Доминирующее положение финансовой организации. Формы недобросовестной конкуренции.

64. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг. Государственное регулирование деятельности по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

65. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.

66. Саморегулирование в сфере строительной деятельности. Свидетельство о допуске к строительным работам.

67. Размещение государственного и муниципального заказа на закупку товаров, работ услуг. Понятие государственного и муниципального контракта.

 

ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО»

Ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Антимонопольное регулирование – целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил поведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечению эффективности рыночных отношений.

Арбитражное соглашение – соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно договорной характер или нет.

Биржевая сделка – зарегистрированный товарной биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевые сделки бывают: простые биржевые сделки, форвардные сделки, фьючерские сделки, опционные сделки.

Биржевой товар – не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Бухгалтерский учет – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Брокер (анг. broker) – участник рынка, биржевые работники, выступающие в роли посредника между продавцами и покупателями товаров, ценных бумаг, валюты. Действуя по поручению своих клиентов и за их счет, получают комиссионное вознаграждение при заключении сделки. В качестве таковых могут выступать так организации, так индивидуальные предприниматели.

Внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Группа товаров – совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группы товаров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т. п.

Дилер ( от лат. cлова dealer – торговец, агент) – лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени.

Дистрибьютор (от анг. слова distribution – распределение) организация, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт получаемого по импорту товара, на территории своей страны.

Дистрибьюторский договор – соглашение, в соответствии с которым управомачивающая сторона, именуемая принципалом, передает управомоченной стороне, именуемой дистрибьютором, право торговать определенными разновидностями товаров на определенной территории, а дистрибьютор обязуется торговать только товарами принципала.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

ИНКОТЕРМС – разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов, целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле.

Естественная монополия – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства); товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть замещены в потреблении другими; спрос на эти товары в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Картель – договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью расширения сферы влияния на товарных рынках.

Качество товара – совокупность потребительских свойств товара.

Комиссионер – лицо, обязующееся выполнить комиссионную услугу, агент-посредник.

Коммивояжер (от фран. слова commis voyageur) – сбытовой посредник, разъездной представитель торговой фирмы, который по поручению фирмы ищет покупателей ее товаров, предлагая им образцы, рекламируя товар, распространяя каталоги товаров.

Коммерческое право – подотрасль гражданского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления коммерческой (торговой) деятельности, направленной на продвижение товаров от производителей к потребителям через оптовую торговую сеть.

Коммерческая деятельность – отношения по оптовой купле-продаже товаров, а также по оказанию услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям.

Коммерческое обозначение – обозначение, использующееся юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческими организациями, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальными предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий, которое не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Коносамент – документ, подтверждающий принятие товара для морской (речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.

Консорциум – временное договорное объединение партнеров, являющихся субъектами предпринимательской деятельности, сохраняющих свою юридическую самостоятельность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо крупномасштабного финансового или промышленного проекта, программ, выполнении заказа по контракту с третьим лицом, когда по производственным, финансовым, техническим или иным причинам требуется объединение усилий нескольких коммерческих организаций: промышленных и/или кредитно-финансовых.

Лицензирование – деятельность государственных органов, связанная с выдачей лицензий на занятие конкретными видами предпринимательской деятельности, приостановлением и аннулированием лицензий, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензионных требований и условий.

Маклер (нем. Makler) – посредник между продавцом и покупателем, постоянно и профессионально занятое посредничеством при покупке и продаже товаров, ценных бумаг, услуг страхования, призванное способствовать заключению сделок купли-продажи путем сведения партнеров по бизнесу. Биржевые маклеры входят в состав персонала биржи, ведут торги в товарных секциях и регистрируют устное согласие брокеров продавца и покупателя на заключение сделки.

Маркировка – условное обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие сведения о товаре.

Маркетинг – обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, получения прибыли.

Международная купля-продажа – договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар, перемещаемый через государственную границу, в собственность контрагента-покупателя, коммерческое предприятие которого находится на территории другого государства, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену.

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Наименование места происхождения товара — обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Национальный стандарт стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Недобросовестная конкуренция любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

Оптовая ярмарка – крупный регулярный или разовый (ежегодный) рынок товаров широкого потребления, на котором сосредоточены и демонстрируются разнообразные товары для ознакомления с ними потенциальных покупателей и заключения оптовых торговых сделок по выставленным образцам.

Прием товаров по количеству – это прием товаров в установленные сроки по массе нетто и количеству единиц, поставленных без тары или в открытой таре, или по массе брутто и числу мест ценностей, поставленных в таре, с последующей проверкой массы нетто и количества единиц в каждом месте.

Прием товаров по качеству – это проверка в установленные сроки сохранности качества и наличия комплектности ценностей, соответствия требованиям технических регламентов, стандартам и техническим условиям, образцам и другим условиям, предусмотренным договором поставки.

Первичные учетные документы – документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет и которые подтверждают факт совершения хозяйственных операций.

Пул – добровольная договорная форма объединения предпринимателей, распространенная чаще всего в сфере услуг: торговых, биржевых, патентных, страховых, транспортных и пр.

Розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Рынок – организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли – продажи.

Рынок товаров; потребительский рынок – сфера обмена товарами или группами товаров между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда.

Синдикат – предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары и зачастую приобретают сырье через единую торговую сеть.

Сертификат соответствия документ, удостоверяющий соответствие объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Складские документы – документы, выдаваемые товарным складом в подтверждение принятия товара на хранение.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства, обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стокист (от анг. слова stock) – организация страны-импортера, осуществляющая экспортно-импортные операции на основе специального договора о консигнации. Имеет собственные склады, покупает и продает товары от своего имени и за свой счет.

Счет-фактура – первичный документ налогового учета, служащий основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Товарное обращение – процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров.

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или индивидуальных предпринимателей

ТН ВЭД России – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ – основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Технический регламент – документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей – продажей товаров и оказанием услуг покупателям.

Торговый дом – многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Торговый договор – соглашение, сторонами (или одной из сторон) которого являются субъекты коммерческой деятельности об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, связанных с осуществлением коммерческой деятельности.

Торговые палаты – негосударственные некоммерческие общественные организации, объединяющие предпринимателей с целью содействия реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Товарный рынок – рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Торговое объединение – добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

Торговый комплекс – совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Торговый центр – совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Товар – любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли – продажи.

Товары народного потребления – товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары производственного назначения – товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Товародвижение – процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.

Трейдер (от анл. слова trade – торговать) – любое юридическое или физическое лицо, обладающее правом заключать сделки на бирже.

Товарооборот – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Фирменное наименование – наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Холдинг – разновидность группы лиц, основанный на экономической субординации и зависимости между основным (преобладающим) и дочерним (зависимыми) хозяйственными обществами.

Штриховой код – знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированный в виде цифр и штрихов.

Ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей – продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли – продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Тема 1: Понятие и источники коммерческого права. 4

Тема 2: Торговое право зарубежных стран. 7

Тема 3: Субъекты коммерческого права. 10

Тема 4: Договоры коммерческой деятельности и их основные виды.. 15

Тема 5: Объекты торгового права и правовое обеспечение товарного рынка. 22

Тема 6: Правовые основы реализации товаров, работ, услуг. 28

Тема 7: Правовые основы ценообразования и цен. 34

Тема 8: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг. Требования Закона РФ «О защите прав потребителей» к качеству товаров, работ и услуг. 43

Тема 9: Возмещение вреда, причиненного вследствие неисполнения обязательств, недостатков товаров, работ и услуг. 46

Тема 10: Реклама – «двигатель торговли». Правовые основы рекламной деятельности. 51

Тема 11: Защита конкуренции на рынке финансовых услуг. 56

Тема 12: Правовое регулирование рынка ценных бумаг. 62

Тема 13. Защита прав и интересов субъектов коммерческой деятельности. 66

Тема 14: Проявление недобросовестной конкуренции в коммерческой деятельности и методы борьбы с ней. 71

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.. 74

УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 75

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.. 86

ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО». 88

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...