Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подбирает только одно слово.




Педагог дает другую ситуацию;

Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову "веселый" подберите слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился» брел)".

1) правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) наэывает 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы_ _эайчик,_ _если бы встретил волка (лису)? -

(убежал бы, спрятался бы, испугался бы).

1) правильно называет все слова в сослагательном наклоне­нии;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал

1) правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи. кто детеныш у зайца? (зайчонок) детеныши? (зайча­та), у зайца много... (зайчат).

Аналогичные вопросы задаются про других животных. У лисы..., волка..., медведя, ежа".

1) ребенок называет всех детенышей в правильной грамматичес­кой форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки,__коровы.__лошади. овцы (собака -

щенок - щенки, много щенят; корова - теленок- телята - двое те­лят; лошадь - жеребенок - жеребята - много жеребят; овца - ягне­нок - ягнята - много ягнят).

1) ребенок называет все слова правильно;

 

- 41 -

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Гле живут звери? (в лесу). Какие слова можно образовать со словом "лес"? (лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, ле­совик, лесовичок).

1) называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют словом "игла"? Какие иглы ты еще знаешь?

1) ребенок называет иглы (у елки, ежа, у сосны, швейную и меди цинскую иглу);

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13 .Какая игла у ежа? (острая). Про что мы говорим "острый"? "острая"? "острые"?

1) ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает 2 слова;

3) называет одно слово.

14 .Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уко­лоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом " игла"

1) ребенок составляет сложное предложение ("Игла нужна, что­бы шить");

2) составляет простое предложение ("Иглой делают укол");

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада ска­зали так: "Папа, иди шепотом", "Мамочка, я тебя громко люблю"," Я ботинки наизнанку надел". Можно ли так сказать? Как сказать пра­вильно?

1) ребенок правильно исправляет по смыслу предложения: "Папа, иди тихо", "Мамочка, я тебя сильно люблю","Я надел ботинки не на ту- ногу";

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

 

- 42 -

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. В названии каких животных слышится звук "л"? (лошадь, волк, слон, белка); "ль"? (лев, лиса, леопард).

2. В названии каких животных слышится звук "р"? (тигр, коро­ва, 'баран, жираф); "рь"? (черепаха, курица).

3. Назови слова, в которых есть звуки "с" и "ш"? (старушка, Саша, сушка), "ж" и "з" (железо).

1) ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2)называет более двух слов; 3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро-медлен­но, тихо-громко-шепотом. "Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят"(или любую другую).

1)ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) Недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу "Я пойду в школу" так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет, или ты об этом спрашиваешь?

1)ребенок передает заданные интонации;

2)передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: Ежик-ежик, где гулял?(я грибочки собирал). Ежик-ежик, где ты был? (я все по лесу бродил).

1) ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

 

III серия заданий (связная речь)

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. "Это ежик. Он коричне­вый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах";

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает ребенку серию картинок (З-4), объ-

 

- 43 -

единённых сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последова­тельности и составить рассказ.

1) раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше об­щих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин, или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:

1. Содержательности в повествовании - умение придумать инте­ресный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие микротем: признаков и действий). Если ре­бенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла, если идет перечисление признаков -1 балл).

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической пос­ледовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (на­чала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения предложений, прос­тых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях - 3 балла, использование только простых предложений - 2 балла, однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями - 3 бал­ла; использование способов формально-сочинительной связи(через союзы "а", "и", наречие "потом") - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов)- 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотреб-

 

 

- 44 -

ления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонацион­ная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное «невыразительное изложение - 1 балл, и

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Приведем пример оценки выполнения отдельных заданий (на предложенные детям вопросы).

 

 

Дата проведения ___________

 

Детский сад, группа _________

 

 

Таблица 1

 

 

I серия - словарь, грамматика (количество баллов по заданиям)

 

 

Фамилия,имя возраст Задания
                                ВСЕГО
Света И. 6,0 Ваня Б. 6,1 Аня Т. 6,1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2 2 1 3 2 3 2 1 3 2 1 3 3 1 3 1 1 3 2 1 47 31 16

 

 

Таблица 2

II серия - звуковая культура речи (количество баллов по заданиям)

 

 

Фамилия,имя возраст   Задания     Всего
           
Света И. 6,0              
Ваня Б. 6,1              
Аня Т. 6,1         ________ь    

 

- 45 -

 

Таблица 3 III серия - связная речь (количество баллов по заданиям)

 

 

Фамилия,имя Описание Рассказ по картинкам Самостоят, рассказ Всего
возраст                                    
Света И. 6,0 ВаняБ. 6,1 Аня Т. 6,1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2 2 .... 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 3 1 3 2 3 2 1 3 2 53 35 16

 

Итак, максимальное количество баллов, которое может получить ребенок в первой серии - 48; во второй - 18, в третьей - 54, всего 120 баллов (если за все задания каждой серии ребенок полу­чает по три балла).

В таблицу 4 заносятся суммарные данные по всем сериям зада­ний в целом, а не по отдельным заданиям. И на основе полученных ребенком баллов выводится уровень речевого развития.

Высокий уровень - от 120 до 90 баллов.

Хороший уровень - от 90 до 60 баллов.

Средний (и ниже среднего) - от 60 баллов.

 

Таблица 4 Суммарная оценка и распределение детей по уровням

 

 

 

 

Ф., имя Воз­раст I серия II серия III серия Всего Уро­вень
  Количество баллов
света И. Ваня Б. Аня Т. 6;0 6;1 6;1 47 31 16   53 35 18 118 79 40 I II III

 

 

- 46 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...