Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика моделей управления




Особенности государственного управления в советский период

По Конституциям 1918 и 1924 гг. высшим органом власти, который осуществлял общее руководство страной, провозглашался Всероссийский (с 1924 г. - Всесоюзный) съезд Советов; По Конституциям 1936 и 1977 гг. высший орган государственной власти – Верховный Совет СССР, избираемый населением на 5 лет.

Высшая исполнительная и распорядительная власть сосредоточивалась в руках правительства – Совнаркома (СНК, от слов – Совет народных комиссаров) в 1917-1946 годах, с 1946 г. – Совета министров (СМ СССР, Совмин СССР). Наиболее видными руководителями правительства в разные годы были В.И.Ленин, В.М.Молотов, А.Н.Косыгин. В 1917-1932 гг. при правительстве действовал Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), функции которого сводились в основном к управлению промышленными предприятиями. В 1920 г. создается Госплан – Государственный плановый комитет, в задачи которого входила разработка стратегии экономического развития страны и пятилетних плановых экономических заданий.

Реальной властью в стране в 1917-1991 гг. обладала коммунистическая партия, (название партии до 1925 г. – Российская коммунистическая партия большевиков - РКП (б), в 1925-1952 гг. – Всесоюзная коммунистическая партия большевиков - ВКП (б), с 1952 г. – Коммунистическая партия Советского Союза - КПСС).

Особенностью государственного управления в период социализма было создание значительного числа карательных органов, наиболее значимыми из которых в разное время были Центральный революционный трибунал, революционные трибуналы, Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Среди прочих карательными функциями были наделены Государственное политическое управление (ГПУ), Главное управление лагерей (ГУЛАГ), Комитет государственной безопасности (КГБ)

Особенность административного устройства страны заключалось в том, что это была федерация, построенная по национальному принципу

Определенную роль в управлении обществом играли профсоюзы. Низовые профсоюзные организации создавались на всех производственных объектах, свои действия профсоюзы согласовывали с руководством предприятия и местной парторганизацией

Руководство детьми и молодежью со стороны государства осуществлялось с помощью пионерской (создана в 1922 г.) и комсомольской

Научные школы управления.

В первой половине двадцатого века были разработаны и получили развитие многие школы управления, среди которых необходимо выделить четыре основных: школа научного управления, административная или классическая школа, школа психологии и человеческих отношений, школа поведенческих наук и школа науки управления или количественная школа. Каждая из этих школ внесла значительный вклад в теорию управления, их концепции и приемы до настоящего времени используются практикой.

1 Школа научного управления. Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.) Школа научного управления сформировалась работами американских менеджеров Ф.У.Тейлора (1856−1915), Френка и Лилии Гилбретов, Г. Гантта (1861−1919), Г. Форда (1863− 1947), Г. Эмерсона (1853−1931) и др. Ф. Тейлора считают основоположником научного управления производством. Идеи научной организации труда уже тогда имели хождение в работах инженеров, психологов и социологов. Крупное машинное производство, развитие техники требовали новых методов управления, их рационализации, а также экономии времени и ресурсов. Тейлор не был ученым-исследователем или высокообразованным инженером. Он был практиком заводского производства, который поставил за-дачу управления производительностью труда путем рационализации трудовых операций. Совокупность принципов и положений, которые легли в основу рассматриваемой школы, впоследствии получили название «тейлоризм». Принципы и методы рацио-нальной организации Ф. Тейлора:- метод наблюдений, анализ трудовых процессов;- замеры, хронометраж, фиксации движений рабочих- специальная киносъемка и фотографии трудовых операций;- внимание к человеческому фактору в форме материальной заинтересованности работника;- управление – это самостоятельная область научных исследований;- определение разумных норм труда и плата за их перевыполнение, «лучше и больше производишь – больше получаешь»;- подбор людей, которые физически и интеллектуально подходили к выполняемым работам и операциям;- обучение и подготовка кадров;- управление как функция – это особая профессия. Среди последователей У. Тейлора особенно выделяются Френк и Лилиан Гилберт. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Ф. Тейлора внес Г. Эмерсон, который в своем труде «Двенадцать принципов производительности» изложил свои взгляды на рационализацию произ-водства и исследовал штабной принцип в управлении.Г. Форд продолжил идеи Ф. Тейлора в области организации производства.

2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)Если представители школы «научного управления» посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основателем административной школы управления является французский инженер-администратор Анри Файоль. Он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании. Обобщая свои многолетние наблюдения, А. Файоль создал «теорию администрации». В отличие от Тейлора он имел непосредственный опыт в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. Основной задачей А. Файоля было повышение производительности не только производственного, но и управленческого труда, т.е. обеспечить эффективность управления в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации. Целью административной школы было создание универсальных принципов руководства, следуя которым организация, достигнет успеха. Рассматривая организацию как специфический вид деятельности, как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, А. Файоль сформулировал следующие 14 принципов организации управления применительно к деятельности администраций производственных предприятий: 1. Разделение труда. 2. Полномочия и ответственность. 3. Дисциплина. санкции. 4. Единоначалие. 5. Единство направления6. Подчиненность личных интересов общим7. Вознаграждение персонала.. 8. Централизация. 9. Скалярная цепь. 10. Порядок. 11. Справедливость.. 12. Стабильность рабочего места для персонала13. Инициатива14. Корпоративный дух. В сфере политического управления в этот период наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики. В целом кейнсианская модель государственного управления основывается на следующих принципах:1) государство должно осуществлять комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рыночных отношений;2) предупреждая социальные взрывы, государство перераспределяет доходы в пользу неимущих слоев через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной системы образования и здравоохранения;3) антикризисное регулирование сводится к стимулированию инвестиций в период экономического спада путем увеличения государственных расходов на закупки, товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса и путем влияния на норму банковского процента, которая в условиях спада не должна быть слишком высокой;4) возможность допущения дефицита бюджета и умеренной инфляции и за счет выпуска в обращение дополнительных денег. Идеи кейнсианства и сегодня достаточно популярны и используются в государственном регулировании рыночной экономики.

3 Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.) Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» (1920−1950 гг.) и школы «поведенческих наук» (1950 – по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации. Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880−1949 гг.). Э. Мэйо провел ряд испытаний, получивших название «хотторнские эксперименты», которые проводились на предприятиях фирмы «Вестерн Элекрик» и продолжались с 1924 по 1939 г. Основные положения и принципы школы «человеческих отношений»: - обратить внимание на человека;- знать чувства, настроения рабочих, обеспечивать взаимное доверие;- гуманные отношения, уважение к личности, демократизм;- делегирование властных полномочий;- ответственность не перед «кем-то, а за что-то» (за дело, которому служишь);- участие, гармония интересов, партнерство. Представители школы «человеческих отношений» считали, что если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности и повышению качества работы. Главный теоретический вывод Э. Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение. Как подтверждает практика, школа «человеческих отношений» продолжает развиваться и в настоящее время, так как богатый человеческий ресурс неисчерпаем. Школа поведенчеких наук Представители – Д.Макгрегор, А. Маслоу, Д.Карнеги. Данная школа изучила проблема.1. Взаимоотношение внутри коллектива2. Проблема власти3. Проблема авторитета4. Проблема лидерства и коммуникации Основной вклад: задача менеджмента состоит в том, что система управления должна быть построена таким образом, что достигая целей организации, человек удовлетворяет свои собственные потребности.

4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время)Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областей знаний. Они внесли существенный вклад в совершенствование теории управления Эта школа применила точные науки. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др. Ключевой характеристикой науки управления – исследования операций − является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

Общая характеристика моделей управления

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

- по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

- по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами гос. регулирования, социальная рыночная, модель гос. управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);

• по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;

- по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;

- по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;

- по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;

- по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;

- по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;

- по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически сочетать в себе основы национального опыта с передовой упр-ой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных социально-экономических задач в передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...