Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений (инвестиционный анализ).




Вопрос 1. Анализ и управление объемом производства и продаж.

 

Объем производства и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) - это основные показатели характеризующие деятельность организации, и анализ этих показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов.

Объем производства и продаж товаров являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства товаров. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Организация должна производить только те товары и в таком объеме, которые она может реально продать.

К основным задачам анализа производства и продаж относятся: оценка степени выполнения плана и динамики производства и продаж; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж; разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Полезными источниками информации для анализа являются: бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, данные текущего бухгалтерского и статистического учета и отчетности, журналы ордера, карточки складского учета и др.

В ходе анализа динамики плана производства товаров могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.) и стоимостные показатели. Последний показатель считается более предпочтительным.

Стоимостные показатели до лжны быть приведены в сопоставимый вид, поскольку в условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условиемсопоставимости данных.

При анализе производства и продажи товаров важным вопросом является сопоставимость цен. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты – коэффициент-дефлятор. Он соответствует индексу изменения потребительских цен на товары, работы и услуги в текущем году относительно базового (обычно предыдущего) года. Коэффициент – дефлятор в Российской Федерации на предстоящий год устанавливается Правительством РФ и публикуется в средствах массовой информации. При сопоставлении стоимостных экономических показателей за различные годы, значение каждого из них умножается на значение коффициента-дефлятора соответствующего года.

По степени готовности продукция подразделяется следующим образом: валовая продукция, т.е. продукция всех видов и качества вне зависимости от степени ее готовности. Показатель валовой продукции, характеризует общий объем производства, в том числе для внешнего оборота (продажи) и внутрипроизводственного потребления (оборота). В объем валовой продукции включают также выполненные работы промышленного характера и производственные услуги; полуфабрикаты собственного производства, т.e. продукция, технологический процесс изготовления которой закончен в одном цехе или производстве и подлежит доработке в других цехах предприятия или за его пределами; незавершенная продукция; готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиям ГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад и снабженная сдаточной документацией; реализованная продукция (проданный товар) это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.

Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. Впроцессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или oт показателей периода, принятого за базисный.

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода, цепные – относительно предыдущего периода.

Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. Oт спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный «финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Объем продаж в плане определяемся как стоимость товаров, предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий; полуфабрикатов собственного производства; работ промышленного характера, предназначаемых к продаже на сторону, а также как продажа товаров и выполнение работ для своего капитального о строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе организации.

Анализ продажи товаров проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

Анализ выполнения плана производства и продаж товаров проводится как в целях оценки качества планирования, так и для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели, т.е. достигать поставленные цели.

От объема производства и продажи товаров зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платежеспособность и т.д. Следовательно, анализ и корректировку плановых показателей необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год.

Вопрос 2. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений (инвестиционный анализ).

В современных условиях структура капитала любого хозяйственного субъекта является одним из основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия: его платежеспособность и ликвидность, величину дохода, рентабельность его деятельности.

Структура источников капитала предприятия состоит из двух составляющих: собственных и заемных средств. В свою очередь, собственный каптал включает в себя инвестированный капитал, т.е. капитал вложенный собственниками в предприятие, и накопленный капитал, т.е., созданный на предприятии сверх того, что было авансировано собственниками. Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций и дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. Первая составляющая инвестированного капитала в балансе российских предприятий представлена уставным капиталом, вторая – добавочным (в части полученного эмиссионного дохода).

При принятии решения о вложении капитала необходимо знать, будут ли вложенные средства полностью возмещены, какова будет прибыль, полученная от данной операции (достаточна ли для компенсации временною отказа от использования средств), каков будет при этом риск.

Инвестирование во внеоборотные средства будут иметь характер долгосрочного, в отличие от него вложения в оборотные средства являются краткосрочными. Особенностью инвестирования в оборотные средства является не только продолжительность срока эксплуатации оборотных активов (один год), но и дробность состава, которая влечет за собой дробность инвестирования. Все это имеет большое значение для обеспечения гибкости финансовой политики в области управления ими.

В зависимости от размера предполагаемых инвестиций различна глубина аналитической проработки экономической стороны проекта, которая предшествует принятию решения.

Инвестиционные проекты классифицируются по:

- степени обязательности: обязательные требуют для выполнения правил и норм (например, инвестиционные проекты по охране окружающей среды) и необязательные;

- степени срочности: неотложные либо недоступны в будущем, либо теряют свою привлекательность при отсрочке и откладываемые; степени связанности: альтернативные при принятии одного из таких проектов исключают принятие другого, независимые отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта, взаимосвязанные при принятии одного проекта зависят от принятия другого. По своей природе инвестиции делятся на: производственные, коммерческие, финансовые, социальные, интеллектуальные и т.д. По целевому назначению их можно подразделить на следующие виды: обновление имеющейся материально-технической базы предприятия; наращивания производственной мощности предприятия; затраты на освоение новых видов продукции или технологий;

- затраты, не связанные с изменением финансовых результатов деятельности; долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий, корпоративные совместные предприятия; нематериальные активы.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования много, однако, финансовые ресурсы предприятия ограничены, отсюда основная цель – оптимизация инвестиционного проекта.

При инвестиционном анализе необходимо оценить экономическую целесообразность расходов, составляющих стоимость предполагаемых инвестиций и денежные поступления от них.

В процессе принятия управленческих решении инвестиционного характера лежит сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений и ключевой проблемой здесь является их сопоставимость, так как они относятся к различным моментам времени.

Методы, используемые в анализе инвестиционной деятельности, можно подразделить на две группы: а) основанные на дисконтированных оценках; б) основанные на учетных оценках.

Все проблемы, возникающие в процессе инвестиционного анализа, можно свести к шести основным задачам, решаемым с помощью не сложных математических функций, каждая из которых строится на знании следующих исходных данных:

- процентной ставки - относительной величины дохода за фиксированный отрезок времени, т.е. отношения дохода (процентных денег) к сумме долга за единицу времени;

- периода начисления временного интервала, к которому приурочена процентная ставка. В аналитических расчетах за период начисления, как правило, применяется год;

- дохода от инвестиций (определяется в процессе прогнозных аналитических расчетов).

Рассмотрим основные методы анализа инвестиционной деятельности:

Метод расчета чистого приведенного эффекта основан на сопоставлении величины инвестиций (IС) и общей суммы дисконтированных чистых денежных поступлений (PV). Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью процентной ставки (ч), которая устанавливается инвестором самостоятельно, исходя из процента возврата, который он хочет или может иметь, на инвестируемый капитал. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно будет равен:

 

где Рк – размер годового дохода.

В данном случае, если: NPV >0, то проект следует принять; NPV <0, то проект следует отвергнуть;

 

Метод расчета индекса рентабельности инвестиции вытекает из предыдущего метода, но в отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем:

 

Если: PI>1, то проект следует принять;

PI<1, то проект следует отвергнуть;

PI=1, то проект ни прибыльный, ни убыточный;

 

Данный метод удобен при выборе проекта из ряда альтернативных, имеющих одинаковые значения NPV или при формировании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.

Метод расчета нормы рентабельности инвестиции. Норма рентабельности (IRR) - значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю, т.е. IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, соотнесенный с данными проекта. Дисконтированная величина доходов точно равна дисконтированной величине капитальных затрат.

Экономический смысл этого показателя состоит в том, что предприятие может принимать те инвестиционные проекты, уровень рентабельности которых не ниже относительной цены авансированного капитала (СС) (плата за пользование авансированными финансовыми ресурсами: проценты, дивиденды вознаграждения и т.п.).

Если: IRR > СС, то проект следует принять; IRR < СС, то проект следует отвергнуть; IRR= СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Срок окупаемости (РР), если доход распределен по годам равномерно, рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода:

PP= Инвестиции/Среднегодовой приток денежных средств от проекта

Несмотря на определенные недостатки, данный метод целесообразно использовать в ряде случаев. Например, когда руководство предприятия заинтересовано не в прибыльности проекта, а его ликвидности, т.е. главное, чтобы инвестиции окупились и как можно скорее. Метод также хорош, когда инвестиционный проект сопряжен с высоким риском. Это характерно для тех отраслей, где есть большая вероятность быстрых технологических изменений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...