Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние родителей на процессобучения в колледже




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Организация взаимодействия с родителями обучающихся в процессе сопровождение группы обучающихся в колледже

 

Выполнил

обучающийся 5 курса

специальности 050501

«Профессиональное обучение

(по отраслям)»

 

Добрынин Евгений Владимирович

 

Руководитель:

Зырянова Вера Владимировна

 

 

Ханты-Мансийск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРУППЫ……………………..…5

1.1 Проблема социально-педагогического сопровождения в научной литературе…………………………………………………………….................5

1.2 Взаимодействие с родителями как важнейший институт социализации обучающихся…………………………………………………….……………..11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ АУ «ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ»………….24

2.1 Анализ Работы куратора группы по взаимодействию с родителями обучающихся…………………………………………………………………...24

2.2 Изучение сферы деятельности социально – педагогической службы колледжа в области взаимодействия с родителями обучающихся………....33

2.3. Работа психологической службы колледжа по взаимодействию с родителями обучающихся………………………………………………………...…......…..35

2.4 Организация взаимодействия с родителями обучающихся воспитательного отдела………...........................................................................54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...............55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….……………...59

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Программа воспитательной работы в группе …...................62

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Права и обязанности социального педагога ……..…………88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 План работы куратора ……………………………………….90

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Календарный план работы социальных педагогов………...91

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социальный паспорт группы ……………………………….97

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 План по безнадзорности и правонарушений ………………98

ВВЕДЕНИЕ

Современную ситуацию в образовании отличает то, что с обновлением содержания образования, остается без достаточного внимания проблема взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи, педагогов и родителей обучающегося.

В настоящее время, для науки и общества остаются актуальными вопросы:

1. Каким образом разрешить проблему утраты или ослабления российской семьей в новейших социальных условиях способности удерживать ребенка в системе собственных отношений?

2. Как в обществе с высочайшим уровнем образованности, вековой традицией государственного воспитания подрастающего поколения феномен "детей группы риска" приобрел масштаб национального явления?

Сегодня социальная политика государства способствует размыванию границ ответственности между семьей и обществом в воспитании и полноценном становлении детей.

Родители перекладывают бремя ответственности на учебное заведение. Это сужает и минимизирует возможности социального воспитания, в том числе детей "группы риска». Поэтому, тема выпускной квалификационной работы «Организация взаимодействия с родителями в процессе сопровождения группы обучающихся колледжа» является актуальной.

Цель работы: Изучить организацию взаимодействия с родителями обучающихся в процессе социально-педагогического сопровождения группы.

Объектом исследования выступает процесс социально-педагогического сопровождения группы обучающихся.

Предметом исследования является: организация взаимодействия с родителями обучающихся в процессе социально-педагогического сопровождения.

Задачи:

· Изучить сущность понятия "социально-педагогическое сопровождение"

· Изучить организацию взаимодействия с родителями обучающихся в процессе социально-педагогического сопровождения группы всех служб колледжа

· Проанализировать итоги организации взаимодействия с родителями в результате социально-педагогического сопровождения на примере группы 95Б

Основные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение документации, анализ и обобщение полученных результатов диагностики.

Теоретической значимостью работы является работа с теоретическим материалом по теме, его осмысление, переработка и систематизация. Практическая значимость заключается а анализе документации различных служб колледжа, организующих и поддерживающих взаимодействие с родителями обучающихся в процессе сопровождения групп в колледже.

Базой проведения исследования является АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж».

 

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения на 40 страницах.

 


ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТИЯ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА.

Влияние родителей на процессобучения в колледже

Процессы развития человека общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нём потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.

Проблема осмысления научных исследований разных областей: педагогики, психологии, медицины, юриспруденции, социальной педагогики (Давлицарова К.Е., Миронов С.Н., Сергеев С.П., Лебедев Е.С., Козырева Е.А., Казакова Е.И., Беляева Л.А., Богомедова З.М. и др.) таких аспектов как социально-педагогическое сопровождение развития человека в целом позволила нам изучить дефиницию "сопровождение", основные её характеристики.

В.И. Даль определяет понятие "сопровождение" как действие по глаголу "сопровождать" - "провожать, идти вместе с кем-либо для проводов". Соответственно "сопроводитель", тот, кто сопровождает, - проводник, провожатый. Приставка "со" в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого. В самом общем значении сопровождение - это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождение реализуется непосредственно в совместной деятельности, что принципиально его отличает от процесса управления, который может осуществляться извне и дистантно, без оказания непосредственной помощи, личного участия и заботы. Вместе с тем, сопровождать необходимо не столько ребёнка, сколько процесс его развития, "терпеливо пытаясь уравновесить два плеча коромысла - его социализацию и индивидуализацию [8].

В медицине понятие сопровождения изучается такими авторами, как Буховец Н.Л., Бородолин В. И, Давлицарова К.Е., Миронова С.Н., Воробьёва А.И., по одной из точек зрения трактуется как комплекс медицинских услуг, обеспечивающий создание благоприятных условий, направленных на улучшение и поддержание здоровья субъекта на протяжении всего процесса лечения.

В области юриспруденции данный термин рассматривается в работах Сергеева С.П., Лебедева Е.С., Масалова С.А., Миронова С.Н., и других авторов. По мнению С.Н. Миронова, сопровождение означает комплексное оказание правовых услуг опытным юристом в области работы с любыми юридическими документами.

Исследователи, занимающиеся проблемой сопровождения в практике образования, рассматривают сопровождение, преимущественно, с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов.

Если раскрывать содержание понятия "сопровождение" с точки зрения процесса, то сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих обучающемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

При подходе к сопровождению, как к методу, понимается способ практического осуществления сопровождения, обеспечивающий создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях образовательного взаимодействия.

С позиции системы профессиональной деятельности, сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Иначе говоря, сопровождение выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития обучающихся и помощи в решении задач, обучения, воспитания и социализации.

В социальной педагогике проблема сопровождения исследуется в работах Бочарова В.Г., Козыревой, Е.А., Гурова В.Н., Шинкаренко Н., Казаковой Е.И. и др.

Беляева Л.А. и Васильков М. А считают, что сопровождение - выявление причин деформации в развитии субъекта и, что на основании этого строится процесс, который будет способствовать развитию и социализации нормальной личности.

Сопровождение, по мнению Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой, предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора", а также для успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия. Однако оба автора, представляя ребёнка как субъекта развития, подчёркивают наличие сопровождающего, несущего персональную ответственность за его благополучие, отстаивающего его права и гарантии. Исходя из этого, можно заключить, что использование данного термина продиктовано необходимостью подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решений, т.е. сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия.

Когда обучающийся, не имеющий достаточных ресурсов (внешних и внутренних) не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический ему становиться необходимой помощь человека, способного оказывать поддержку, защитить его права, активизировать ресурсы. Так как этот процесс имеет многофункциональный характер, обеспечивает целостное развитие личности и имеет временную протяжённость, указанные авторы определяют его как комплексное сопровождение процесса развития растущего человека находящегося в сложной жизненной ситуации. С одной стороны мы сопровождаем обучающегося, помогая ему решать возникающие проблемы и повышать свои шансы на жизненный успех. С другой стороны комплексно обеспечиваем процессы его развития (социализацию, индивидуализацию, социально-психологическую адаптацию). По времени сопровождение начинается с момента попадания ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации в поле зрения социально-педагогических служб и заканчивается его выходом из жизненно-трудной ситуации.

Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно - воспитательных учреждений и социальной среды.

Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности. При этом комплексное сопровождение обучающегося, как система социально-педагогической помощи, предполагает:

1. Сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;

2. Междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;

3. Широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;

4. Особый вид помощи обучающемуся и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением молодого человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;

5. Использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем личностного и социального развития обучающегося.

Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребёнка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия [10].

Е.А. Козырева рассматривает сопровождение как систему профессиональной деятельности социального педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в дошкольной и школьной образовательной ситуацией.

Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:

· диагностики существа возникшей проблемы;

· информации о путях возможного решения проблемы;

· консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;

· первичной помощи при реализации плана решения;

Педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо субъекту для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением.

Социальное сопровождение осуществляется с учётом того, что личность является членом сообщества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы подросток успешно адаптировался к условиям современного общества, активно включился в его жизнедеятельность. Педагог должен оказывать помощь подростку в овладении общечеловеческими ценностями, в обретении социокультурного опыта; формировать социальные качества, необходимые для успешной адаптации; передавать систему знаний, способы деятельности и мышления, актуальные в современной действительности.

По Гурову В.Н. и Шинкаренко Н: социально - педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий работы социального педагога для успешной социализации детей и подростков в семье в условиях школы.

Опыт социально - педагогического сопровождения позволяет вычленить основные направления деятельности социального педагога на современном этапе. Это оказание помощи в решении следующих проблем:

· формирования здорового образа жизни;

· личностная проблема развития подростка;

· выбора маршрута личностного развития;

· преодоления затруднений в социальной адаптации.

Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов. Специалисты образовательного учреждения рассматривают состояние здоровья подростка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития [7].

По мнению авторов Летуновой В.Е., Богомедовой З.М. под социально-педагогическим сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Ведущей целью педагогического сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно-воспитательных учреждений и социальной среды.

Таким образом, социально - педагогическое сопровождение имеет комплексный характер, основой которого является системный ориентационный подход.

Важнейшее положение системно-ориентационного подхода - опора на внутренний потенциал развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...