Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Акмеологический мониторинг личностно-профессионального развития




Мониторинг как научный термин образуется от латин­ского «monitor» (предостерегающий). Обычно термин «мо­ниторинг» используется для обозначения комплекса науч­ных средств оперативного наблюдения, анализа и контроля изменения состояния сложных объектов, которые должны изменяться как в определенных пределах, так и в соответст­вии с программами.

Применительно к проблеме развития профессионала мо­ниторинг представляет собой систему отслеживающего кон­троля личностно-профессионального развития в процессе подготовки специалиста, а также его переподготовки и по­вышения квалификации. Такой мониторинг позволяет осу­ществлять акмеологическую коррекцию индивидуального личностно-профессионального развития, когда это обуслов­лено требованиями модели профессионализма.

В методическом отношении содержание мониторинга составляют систематическая регистрация и анализ эмпири­ческих данных, характеризующих изменения параметров развития конкретных специалистов. Это может быть и орга­низация постоянного отслеживания информации (наблюде­ния, оценки, тестирование и др.) с внесением необходимых корректив.

Цель мони­торинга является оперативный контроль с коррекцией на основе анализа влияния различных факторов на состояние объекта.

Научной основой акмеологического мониторинга являют­ся психологические и акмеологические исследования развития личности, профессиология (профессиографическое изучение личности и профессиографические описания и модели), кон­цепции профессионального мастерства, разрабатываемые в психологии труда, акмеографические описания, исследования в области моделирования процессов обучения.

Важнейшими методологическими принципами акмеоло­гического мониторинга являются:

· отношение к специалисту как к личности,

· субъекту профессиональной деятельности и общения,

· индивидуальности,

· комплексность и системность в анализе и обобщении эмпирических данных, их рассмотре­ние на уровне общего, особенного и единичного,

Структурно-акмеологический мониторинг включает:

• модели процесса подготовки, переподготовки и повы­шения квалификации (их создание необходимо для определения моментов проведения текущего контроля);

• модели профессионализма и личностно-профессиональ­ного развития (именно с ними должны соотноситься ре­зультаты входного, текущего и выходного контроля, что­бы определить «расхождения», осуществить необходи­мую коррекцию);

• входной, текущий и выходной контроль (в методиче­ском отношении — это психологическое тестирование, собеседования, анализ документов и результатов обуче­ния;

· анализируются и сравниваются важнейшие пока­затели личностно-профессионального развития);

• обобщение полученных данных, написание психологи­ческих характеристик специалистам и практических рекомендаций по оптимизации их личностно-профессионального развития.

Акмеологический тренинг

Акмеологические тренинги имеют программно-целевую на­правленность и выступают как средство оптимизации подго­товки и переподготовки специалистов и повышения уровня их профессиональной компетентности.

Программно-целевая направленность акмеоло­гического тренинга понимается как ориентированность тре­нинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена професси­онального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности1.

Теоретические основания программно-целевой направ­ленности акмеологического тренинга включают в себя сфор­мулированные в рамках теории управления положения о программно-целевом подходе, который можно описать как предполагающий в процессе управления следующие основ­ные моменты: раскрытие управленческой цели через описа­ние искомого состояния объекта управления; построение системной модели объекта управления; конкретизацию управленческой цели в терминах этой системной модели; описание наличного состояния объекта управления в терми­нах его системной модели; разработку управленческой зада­чи посредством: соотнесения наличного и искомого состоя­ний объекта управления, описанных в терминах его систем­ной модели конкретизации управленческой цели на уровне отдельных структурных элементов объекта управления, предварительно описанных в его системной модели, в виде искомых состояний таковых элементов и формулирования таким образом множества служебных целей; определение приоритетности служебных целей и построение «дерева це­лей»; разработку программы решения управленческой зада­чи на основе проведенного системного анализа объекта управления и построенного «дерева целей»2.

1 Ситников А. П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. ГГсихо- тсхнологии / Под ред. Л. А. Дсркача, Е. А. Яблокопой. — М.: Техноло­гическая школа бизнеса, 1996,— 428 с.

2 Шалаев И. К. Программно-целевой подход в управлении педагогиче­ским коллективом общеобразовательной школы: сущность и эффек­тивность: Дис.... д-ра псд. наук. —Л., 1989. — 350 с.

Возможности для конкретизации теоретических положе­ний программно-целевого подхода в управлении примени­тельно к профессионализму как к объекту управления пре­доставляют:

• основывающиеся на результатах психологических ис­следований и разработанные в рамках акмеологической теории положения о продуктивных психотехнологиях — единицах процессуальной составляющей про­фессиональной деятельности;

• разработанная Н.В.Кузьминой функциональная тех­нологическая модель профессиональной деятельности, которая понимается как универсальная модель всякой профессиональной деятельности;

положение о профессионализме, которое основывает­ся на разработанной Д.Н.Узнадзе идее об установке как о целостном состоянии субъекта;

• расширенное понимание технологии как культурного способа организации способностей человека, которое позволяет ввести понятие о технологической составля­ющей смысловой сферы личности и конкретизировать положение о профессионализме на содержательно-тех­нологическом уровне через установление содержатель­ных взаимосвязей между процессуальными и «смысло­выми» технологиями;

понятие о событийном компоненте целостной професси­ональной установки, которое позволяет выявить законо­мерности существования содержательно-технологического компонента профессиональной деятельности и предложить действенные средства его совершенствова­ния.

Основные существенные методические моменты акмеологического тренинга, направленные на решение определя­емых на этом основании задач, были сгруппированы в мето­дические комплексы по признаку их принадлежности к определенному типу методик и направленности на решение однородных служебных задач.

Методический комплекс психотехнологического анализа включает предваряющие собственно тренинговые процеду­ры исследования технологий, традиционно применяемых работниками конкретной профессии, уникальных мастеров в данной профессии, оптимизацию технологических цепо­чек, установление взаимосвязей между различного рода психотехнологиями, в том числе и относящимися к смысловой сфере личности, построение математической модели про­странства данного вида деятельности, а также идеальной мо­дели технологического строения данного вида деятельности, обеспечивающей высокую «технологическую культуру».

Методический комплекс программно-целевого подхода включает:

· предварительное тестирование и входное анкети­рование участвующих в тренинге специалистов с целью выявления уровня и характера их профессиональной под­готовки,

· характера и степени выраженности их про­фессионально важных личностных качеств,

· построение субъектных акме-пространств (индивидуальных и группо­вых) для последующего соотнесения этих данных с предва­рительно построенной математической моделью простран­ства данной профессиональной деятельности,

· коррекции данной модели на основе анализа выявленных потребно­стей и проблем участников,

· корректировки общего курса тренинга и построения индивидуально приспособленной программы подготовки для каждого участника тренинга.

При построении такой программы учитываются также вы­являемые на предварительном этапе индивидуальные ме­дицинские, психиатрические и психологические особенно­сти участников тренинга и связанные с ними возможные ограничения в интенсивности тренинговых занятий и воз­можности применения отдельных методик.

В том случае, если тренинг проводится с членами определенного коллек­тива, например работниками одного предприятия, прохо­дят также комплексные социально-психологические ис­следования данного коллектива с целью диагностирования групповых характеристик, существенно влияющих на уро­вень продуктивности деятельности всего коллектива и последующего внесения в структуру тренинга методических компонентов, необходимых для оптимизации соответству­ющих характеристик коллектива.

Методический комплекс обучения представлен включен­ными в программу тренинга лекционными занятиями и дис­куссиями, направленными на освоение теории психотехнологий, процессов выявления, анализа, моделирования и коррекции конкретных психотехнологий с целью создания необходимого гностического компонента для последующей выработки умений сознательного психологического изуче­ния, анализа и конструирования технологических ноу-хау в области различных элементов технологической структуры деятельности.

Кроме того, участникам тренинга предлагает­ся содержательная технологическая информация (экспли­цитное описание технологий), полученная в результате ис­следований уникальных процессуальных психотехнологий, используемых высококлассными специалистами в данной профессиональной области, а также в результате исследова­ний технологических компонентов профессионально важ­ных личностных качеств, т. е. таких технологий, которые яв­ляются психотехнологиями по своему предмету.

Методический комплекс тренинговых процедур состоит из собственно тренингов и групповых практических заня­тий по освоению ранее эксплицитно описанных психотехнологий.

Методический комплекс игры. Акмеологический тренинг как комплексная обучающая игра включает в себя три аспек­та, связанных с формированием трех различных технологических компонентов профессионализма. Ролевой аспект игры направлен на формирование межличностного компо­нента профессионализма, дидактический аспект игры — на формирование инструментального компонента, а ситуатив­ный — гностического.

Использование игровых методик позволяет:

• создать необходимый контекст, моделирующий ситуа­цию профессиональной деятельности, которая требует применения предлагаемых и эксплицитно описывае­мых психотехнологий;

• создать более комфортную обстановку, способствую­щую эффективности усвоения внедряемыхтехнологий;

• организовать занятия таким образом, чтобы активизи­ровать участников тренинга на поиск и имплицитное усвоение новых эффективных психотехнологий, необ­ходимых для решения возникающих в игровом контек­сте задач. Такие технологии становятся в ходе тренинга материалом для обучения участников навыкам психо­технологического анализа, и по этой причине их уже нельзя рассматривать как полностью скрытые и недо­ступные для последующего совершенствования участ­никами тренинга.

Методический комплекс психотерапии тесно связан с ком­плексами обучения, тренинговых процедур и игры и пред­ставляет собой наряду с ними один из основных компонен­тов тренинга. Помимо получения участниками тренинга не­обходимых знаний и освоения психических по своему предмету технологий им оказывается квалифицированная психотерапевтическая помощь, направленная на вскрытие и разрешение вытесненных на подсознательный уровень проблем и облегчение внутриличностных изменений.

Методический комплекс «технологической культуры» и со­бытийного компонента профессионализма состоит из двух основных частей:

подготовительная часть обеспечивается изначально со­здаваемой направленностью участников тренинга на по­иски в рамках тренинга решений стоящих перед ним реальных профессиональных и жизненных проблем, со­вершенствование собственной Я-концепции путем от­крытия новых возможностей для их решения и преодоле­ния сложившихся препятствий, а также используемой в ходе тренинга методикой контекстного обучения, на­правленной на овладение психотехнологиями в ситуаци­ях, моделирующих реальные условия их применения;

основная часть связана с решением проблемы перенесе­ния установившихся в рамках искусственной, содержа­щей в себе момент условности внутренней ситуации тре­нинга психотехнологий в реальный контекст жизни и профессиональной деятельности участников тренинга.

В рамках экзаменационной процедуры деятельность в условной ситуации трансформировалась в осуществляемую субъектом реальную деятельность, также протекающую в рам­ках тренинга, т. е. в целенаправленно создаваемой и контроли­руемой ситуации, лишенной момента условности и требующей применения внедренных в ходе тренинга психотехнологий.

Многоуровневость тренинга, наличие нескольких этапов его подготовки и проведения, циклический характер тре­нинговых проектов, наличие программ проведения трех уровней (межгрупповой, групповой, индивидуальный), ис­пользование множества служебных методик, применение в организации тренинга характерного для всякого практиче­ского проекта принципа «практически ценной эклектики», а также многие другие факторы обусловливают высокую сложность практической методики акмеологического тре­нинга программно-целевой направленности.

Практическим результатом реализации данного комп­лексного проекта является создание комплекса акмеологических процедур, показавших свою эффективность в совершенствовании и коррекции профессионального мастерства в тех областях профессиональной деятельности, которые связаны с интенсивным целеполаганием, отсутствием пре­допределенности в выборе методов решения профессио­нальных задач и большим удельным весом познавательных (гностических) и коммуникативныхумений в общем арсена­ле профессиональных способностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...