Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-акмеологическое консультирование




 

Психолого-акмеологическое консультирование — это спо­соб акмеологической поддержки самоопределения человека как субъекта личностно-профессиональных достижений.

Процесс психолого-акмеологического консультирова­ния включает в себя три стороны работы акмеолога-консуль­танта:

1) индивидуальное психологическое консультирование,

2) психологическая консультативная работа с организационной нормозадающей группой и

3) психодиагностическое обеспечение всего консультативного процесса.

1 Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности: Авто-реф. лис.... д-ра психол. наук. — М., 1993. — 70 с.

Индивидуальные формы психолого-акмеологического консультирования служащих, руководителей, топ-менедже­ров отличаются от других видов психологической помощи:

• на уровне первичного запроса проблемы, которые кли­ент ставит перед консультантом, крайне редко носят личностный характер;

• предметом психологического анализа в процессе пси­холого-акмеологического консультирования часто ста­новятся не причины неудовлетворительного состояния служебной, управленческой, организационной дея­тельности клиента, а поиски оптимального пути движе­ния к желаемому результату;

• позиция клиента-руководителя, клиента-менеджера, служащего, занимаемая им по отношению к консультанту-акмеологу, будет тяготеть к «начальнически-родительской позиции», к общению с консультантом «сверху-вниз»;

• отношение клиента к процессу консультирования про­тиворечиво, вследствие того что, с одной стороны, кли­ент-руководитель привык чувствовать себя успешным, привык опираться на свои способности анализировать, принимать решения, брать на себя ответственность, а с другой — сам факт обращения за психологической помощью может восприниматься им как утрата этих способностей; кроме того, привлечение акмеолога-консультанта к решению управленческих проблем не­избежно, с точки зрения клиента-руководителя, связа­но со снижением его информационной безопасности;

• клиенты принципиально не ориентированы на психо­терапию, коммуникативный тренинг в его канониче­ском, «чистом» виде.

Анализ первичных запросов клиентов на психолого-акмеологическое консультирование позволяет выделить три особенности начального состояния клиентов:

• склонность клиента акцентировать свое внимание на внешних причинах затруднений, не зависящих от него самого.

• недооценку собственных возможностей влиять на неудовлетворяющую ситуацию.

• не вполне ясное, порой отсутствующее либо упрощен­ное представление клиента о желаемом состоянии его организации, при котором не будет имеющихся сегод­ня затруднений.

Глубоко сосредоточившись на имеющихся проблемах, клиент, как правило, почти не задумывается, что он будет де­лать, как он будет работать, если непреодолимая проблема исчезнет. Предпочтительным программным направлением развития консультативного процесса будет совместное с клиентом построение образа желаемого будущего состояния, как его (клиента), так и его организации.

Для продуктивного движения по обозначенному направ­лению консультативного процесса необходима система средств и методов, приемов и психотехнических способов работы с клиентом. Центральным критерием пригодности конкретного средства, метода, психотехники при построе­нии образа желаемого будущего клиента и его организации полезно избрать потенциал конкретизации содержания, об­суждаемого с клиентом (группой клиентов), заложенный в той или иной технике, процедуре консультирования.

Консультативная практика показывает, что полезной для клиента будет активная, в режиме ограниченного времени работа по выделению приоритетов во всех выявленных про­тиворечиях его образа желаемого будущего. Это в большей мере способствует инициированию «работы выбора» клиен­та, чем психоаналитическое по духу интерпретирование причин сложившихся способов «сосуществования» с данны­ми противоречиями. Первый путь важен клиенту, второй бо­лее интересен акмеологу-консультанту. И хотя второй путь по большому счету основательнее работает на длительную перспективу, здесь нельзя не учитывать особенности клиен­та, не склонного, образно говоря, бесконечно «копаться в двигателе, а стремящегося как можно быстрее завести мо­тор»1.

Завершающей частью работы консультанта с образом же­лаемого будущего клиента становится создание предпосы­лок к самостоятельной систематизации отдельных слагае­мых образа желаемого будущего, структурированию и опре­делению очередности частных целей и промежуточных этапов, ведущих к нему.

Следующим стратегическим направлением развития консультативного процесса, если следовать заданной логике его проведения, должна стать конкретизация, инвентариза­ция и систематизация тех факторов воздействия на «пробле­мное месиво», которые зависят от деятельностной активно­сти самого клиента, т е. ключевых факторов успеха. На этапе работы с ключевыми факторами успеха важно создать пред­посылки для самостоятельного определения клиентом-руководителем зависящих от него аспектов и усилий для реа­лизации целей в работе с образом желаемого будущего. В большинстве случаев руководителям, служащим свойственно недооценивать ключевые факторы успеха, пренебре­гать ими или даже не видеть их. Те способы, которые могут повлиять на ситуацию, на «проблемное месиво», заранее ин­терпретируются как обреченные на провал. Здесь клиент-руководитель невольно, неосознанно сопротивляется кон­сультанту, тяготея к привычному увязанию в «проблемном месиве».

Вскрытие механизмов и сущности системы субъектив­ных психологических представлений клиента о себе нередко оказывается полезным началом в работе с клиентом над ключевыми факторами его успеха. Кроме трансакционных приемов в работе с сопротивлением клиента на данном этапе могут помочь психотехнические приемы, основанные на парадоксальной интенции, работе с привычными психологи­ческими представлениями, расширении субъективного представления о личных возможностях и долженствованиях, диалогической интерпретации, группового модерационного анализа. Направление работы с ключевыми факторами успе­ха тесно связано с проработкой образа желаемого будущего, являющейся, безусловно, основным стратегическим на­правлением всего консультативного процесса.

1 ДеркачА. Л. Психолого-акмеологичсское консультирование управлен­ческих кадров/А. А. Дсркач, Г. И. Марасанов. — М.: РАГС, 1996. — 129 с.

Третье направление, по которому развивается процесс консультирования, возникает как следствие первых двух. Оно приводит к переструктурированию «проблемного меси­ва», т.е. всего поля проблем и трудностей клиента, клиент­ской организации таким образом, что в проблемном поле остается лишь действительно неподвластное деятельност­ной активности клиента.

По окончании консультирования клиент и/или его нормозадающая группа приходят в сбалансированное состоя­ние. Здесь восприятие образа желаемого будущего настолько же конкретно и непротиворечиво, насколько детальны пред­ставления служащего о ключевых факторах его успеха. Область так называемых «объективных трудностей», крайне малозависящих от деятельностной активности клиента, пе­рестает доминировать, перевешивать в сознании клиента и сокращается до реальных размеров.

В настоящее время основой для большинства алгоритмов психологического консультирования стала техника эмпатического слушания, являющаяся центральной в консульта­тивном процессе. Без ее освоения консультант-акмеолог не может восприниматься как профессионал. Это необходи­мая, но недостаточная составляющая профессионализма консультанта.

Для ускорения и облегчения контакта с клиентом реко­мендуется модель, операционализирующая принцип молча­ния, т. е. избегания консультантом ответа на главные вопро­сы клиента. На начальных этапах она предполагает в качест­ве единиц речевой активности консультанта использовать преимущественно «Я-сообщения», и только после установ­ления контакта переходить к «Ты-сообщениям».

Кроме того, существует серия приемов, способов и правил, повы­шающих интенсивность, уплотняющих эмоциональную, смысловую, информационную насыщенность консульта­тивной беседы. К ним относятся работа с образом желаемого будущего, правило создания новых переживаний, отказ от попыток избавить клиента от значимых для него пережива­ний, работа с обобщениями, искажениями, игнорированием реальности, содержащей проблему клиента, эмоциональ­ный возврат в проблему и т. д.

В индивидуальном психолого-акмеологическом консуль­тировании успешно применяются подходы, разработанные в смежных областях консультативной психологии:

· мето­ды парадоксальной интенции,

· приемы, связанные с техни­кой списков и техникой контрактов,

· консультирование по схеме «анализ —диагноз — прогноз — рекомендация»,

· моде­лирование и анализ проблемных ситуаций с помощью кар­точных методик,

· техника работы с «барьерами общения»,

· методика работы с системой субъективных психологических представлений,

· позитивное консультирование с помощью метафор,

· проективных рассказов,

· метод «режиссерской по­становки симптома» и др.

Эклектичность в сочетании прие­мов, различающихся по стилям, концептуальным основам, консультативным психологическим школам, является в дан­ном случае катализатором продуктивности консультативно­го процесса1.

1 Платонов К. К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...