Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 10. Ориентировочная схема составления психолого- педагогической характеристики классного коллектива




1. Общие сведения о классе: название школы, класса, количество учеников (мальчиков, девочек).

2. Структура классного коллектива. Состав класса, ег о актив.

3. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива. Ведущие мотивы учения школьников. Уровень общего развития учеников. Количество отличников. Учащиеся, отстающие в учебе, причина их неуспеваемости.

4. Участие классного коллектива в общественно-полезной работе.

5. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся.

6. Общественно значимые цели классного коллектива. Сплоченность членов коллектива. Общественное мнение коллектива.

7. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоотношений учащихся в микрогруппах.

8. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей учащихся. Анализ конкретных фактов поведения учащихся.

9. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива.

10. Влияние социального окружения, родителей, общественности на коллектив класса.

11. Содержание работы студента-практиканта в классе в целях повышения общественной активности учащихся и привития им коллективистских черт характера.

12. Предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классным коллективом (со стороны учителей, родителей).

Приложение 11. Указания к психолого-педагогическому анализу урока

Мышление. Какие условия способствовали мыслительной деятельности учащихся? Создавались проблемные ситуации?

Как решает учащийся поставленную перед ним задачу? Способы активизации учителем необходимых для решения задачи знаний и умений, выбор системы действий, осуществление учеником этих действий, контроль и корректировка их. Причины, мешающие ученику осуществить нужные действия.

Характеристика мыслительной деятельности учащихся на уроке (умение анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать).

Проявление качественных особенностей умственной деятельности на уроке. Какие методы и приемы учителя содействовали развитию самостоятельности мышления? Как учитывались индивидуальные особенности мышления учащихся?

Память. Особенности процесса воспроизведения и руководство учителя этим процессом.

Приведите примеры забывания на уроке, объясните причины.

Умение пользоваться приемами запоминания.

Руководство процессом запоминания на уроке. Как подобран материал для запоминания, давалась ли установка на запоминание и его особенности. Обучались ли учащиеся приемам запоминания, контролировал ли учитель использование приемов?

Учет на уроке индивидуальных и возрастных особенностей памяти учащихся.

Воображение. Какие образы воссоздающего и творческого воображения планировал учитель использовать на данном уроке, какими методическими приемами способствовал формированию этих образов в сознании учащихся?

Какие недостатки воображения проявлялись? Были ли созданы на уроке условия для эффективной деятельности воображения?

Внимание. На каких этапах урока и насколько успешно осуществлялись переключение и распределение внимания?

Устойчивость, связанная с непроизвольным вниманием. Устойчивость, связанная с произвольным вниманием.

Случаи отвлечения внимания и их причины.

Рассеянность и её причины. Приемы, используемые учителем для поддержания внимания.

Выработка умений и навыков. Умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся на данном уроке; учет подготовки учащихся. Влияние ранее выработанных навыков на новые. Организация упражнений для формирования умений и навыков; анализ результатов упражнений и работа над ошибками; анализ, причин ошибок и пути их устранения, своевременность выявления и исправления их учащимися.

Как учитель реагировал на ошибочные суждения; требовал ли аргументации в случаях правильных суждений, была ли попытка проверить их глубину?

 

Приложение 12. Краткие методические рекомендации студенту-практиканту по подготовке и проведению воспитательного

Мероприятия

При подготовке воспитательного мероприятия рекомендуется придерживаться следующих положений:

1. Ознакомиться с планом воспитательной работы классного руководителя: с анализом воспитательной работы в классе за истекший период, задачами воспитательной работы на новый учебный год, тематикой запланированных воспитательных мероприятий с классом.

2. Определить тему воспитательного мероприятия (классного часа). Ознакомиться с научно-методической литературой по данной теме.

3. Выявить отношение учащихся к тем вопросам, которые будут затронуты в ходе воспитательного мероприятия.

4. Сформулировать цель и задачи воспитательного мероприятия.

5. Выбрать форму, методы, приемы и средства, которые будут применяться в ходе воспитательного мероприятия.

6. Составить план и подробный конспект воспитательного мероприятия.

7. Особое внимание при планировании и организации воспитательного мероприятия уделить следующим вопросам: мотивация учащихся на начальном этапе мероприятия и на всем протяжении; включение учащихся в планирование мероприятия и его осуществление (задания отдельным учащимся или группам учащихся); связь рассматриваемых вопросов с жизнью и опытом учащихся класса; по возможности предоставляйте больше времени учащимся для ответов на ваши вопросы, для высказывания ими своего мнения; включайте в обсуждение вопросов по возможности всех учащихся; поощряйте высказывания ими собственной точки зрения).

8. После того, как будет составлен конспект мероприятия, необходимо согласовать его с классным руководителем, прорепетировать, определить время основных этапов мероприятия.

9. Перед началом воспитательного мероприятия ознакомить учащихся с его задачами, постарайтесь, чтобы цель мероприятия была принята учащимися.

10. Большую роль в повышении интереса учащихся играют создание поисковых ситуаций, постановка проблемных вопросов, применение жизненных ситуаций, разыгрывание ситуаций, использование тестов на самоанализ проявления каких-либо качеств, использование наглядности, видеосюжетов, применение элементов игры и т.д.

11. Необходимо помнить, что воспитание складывается из следующих этапов:

1) формирование представлений, понятий о нормах и правилах поведения;

2) формирование отношений и чувств;

3) формирование умений и навыков поведения.

Эти этапы должны быть учтены при организации воспитательной работы и воспитательных мероприятий.

12. Эффективность воспитательного мероприятия зависит от отношения учащихся к учителю. Они должны быть гуманистическими, доброжелательными, носить характер сотрудничества, сотворчества.

13. В заключении воспитательного мероприятия необходимо подвести его итог: о чем учащиеся узнали, чему научились, какие выводы для себя должны сделать.

14. После проведения воспитательного мероприятия проанализируйте его, выявите достоинства, затруднения, недостатки.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики. Обучение обобщению и конкретизации. Пособие для учителей-М.: Просвещение, 1978.

2. Александрова Е.В. Задачник-практикум по разделу "Геометрические построения на плоскости". Учебно-методическое пособие,- Бирск: Бирский госпединститут, 1998.

3. Алгебра и начала анализа в 10-м классе. Пособие для учителей. Под.ред. С.И. Шварцбурда. -М: Просвещение, 1976.

4. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Алгебра 10 класс (поурочные планы).- Волгоград: Издательство "Учитель", 2000.

5. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А, Алгебра 11 класс (поурочные планы).-Волгоград: Издательство "Учитель", 2000.

6. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия 10 класс (поурочные планы).-Волгоград: Издательство "Учитель", 2000.

7. Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Геометрия 11 класс (поурочные планы).-Волгоград: Издательство "Учитель", 2000.

8. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства. Библиотека физико- математической школы. Выпуск 5,- Москва: Издательство "Паука", 1976.

9. Бронников С.А., Сапегин К.В., Яценко Е.В. Контрольно-учетная книжка студента-практиканта,- Бирск: Бирский государственный педагогический институт, 1994.

10. Вопросы преподавания алгебры и начала анализав средней школе: Сб. статей/ Сост. Е.Г.Глаголева, О.С. Ивашев-Мусатов.- М.: Просвещение, 1980.

11. Государственный образовательный стандарт высшего и профессионального образования. Специальность 032100-Математика.

12. Глейзер Г.И. История математики в школе: Х-Х1 кл. Пособие для учителей,- М.: Просвещение, 1983.

13. Груденов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике,- М.: Педагогика, 1987.

14. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. Книга для учителя. Под ред. С.И. С.И. Шварцбурда,- М.: Просвещение. 1984.

15. Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда,- М.: Вербум - М, 2000.

16. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Уроки алгебры в 7 классе: Пособие для учителей к учебнику "Алгебра, 7" Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюх, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой под ред. С.А. Теляковского,- М.: Вер- бум-М, 2000.

17. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Уроки алгебры в 8 классе: Пособие для учителей к учебнику "Алгебра, 8" Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой под ред. С. А. Теляковского.- М.: Вер- бум-М, 2000.

18. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Уроки алгебры в 9 классе: Пособие для учителей к учебнику "Алгебра, 9" Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова, С.Б. Суворовой под ред. С.А. Теляковского,- М.: Вер- бум-М. 2000.

19. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа: Учеб.пособие для 10-11 кл. средн.шк./Б.М. Ивлев, A.M. Абрамов, Ю.П. Дудницын, С.И. Шварцбурд,- М.: Просвещение, 1990.

20. Зайкин М.И. Развивай геометрическую интуицию: Кн. для учащихся 5-9 кл. общеобразоват.учреждений,- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

21. Запольских В.Я., Исхакова А.Т. Программа педагогической практики студентов заочного отделения факультета биологии и химии.- Бирск: Бирский государственный педагогический институт, 2000.

22. Звавич Л.И., Аверьянов Д.И., Смирнова В.К. Алгебра и начала анализа. Сборник заданий для подготовки к письменному экзамену по алгебре и началам анализа за курс средней школы. 11 класс,- М.: Издательский дом "Дрофа", 1997.

23. Зильберберг Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя.- М.: Просвещение: АО "Учеб.лит.", 1995.

24. Зильберберг Н.И. Приобщение к математическому творчеству.- Уфа: Башкирское книжное издательство, 1998.

25. Изучение геометрии в 7-9 классах: Метод, рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А Глазков и др.- М.: Просвещение, 2000.

26. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.

27. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мокрушин Е.Л., Оганесян В.А., Пичурин Л.Ф., Саннинский В.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. Учеб. пособие для студентов физ -мат. фак. пед. ин-тов - М., Просвещение, 1997.

28. Конаржевский Ю.А. Анализ урока.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.

29. Корзникова Г.Г. Технология педагогического анализа учебного занятия: Метод, реком. для учителей и руководителей школ. 2-е изд./Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

30. Крамор B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа,-2-е изд.- ML: Просвещение, 1993.

31. Крамор B.C. Примеры с параметрами и их решение. Пособие для поступающих в вузы.- М.: АРКТИ, 2000.

32. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и её изучении.-

М.: Наука, 1977.

33. Макарычев Ю.Н. Система изучения элементарных функций в старших классах средней школы. Учебно-методическое пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1964.

34. Маленкова Л.И. Воспитание s современной школе,- М.: Педагогика, 1999.

35. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов/В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, ГЛ. Луканкин, В.Я. ('аннинский - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвед1ение, 1980.

36. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. посбие для студентов пед. ин-тов по спец. 2104 "Математика" и 2105 "Физика" / А.Я. Блох, Е С. Канин, Н.Г. Килина и др.; Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр - М: Просвещение, 1985.

 

37. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат.спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. Мишин.- М.: Просвещение, 1987.

38. Никитина Л.П. Обучение приемам устных вычислений. Методические разработки для студентов II1-V курсов физико-математического факультета.- Бирск, 1989.

39. Оборудование кабинета математики: Пособие для учителей / В.Г. Болтянский, М.Б. Волович, Э.Ю. Красс, Г.Г Левитас,- М.: Просвещение, 1981.

40. Охитина Л.Г. Психологические основы урока,- М.: Просвещение, 1977.

41. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г.В. Дорофеев. Л.В. Кузнецова, Г.М. Кузнецова и др.- М.: Дрофа, 2000.

42. Пичурин Л.Ф. Методика преподавания математики в 4-5 классах. Учебное пособие для студентов-заочников III-IV курсов физико- математических факультетов педагогических институтов,- М.: Просвещение, 1981.

43. Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение. 1986.

44. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. Для студентов-практикантов IV-V курсов. Под. общ. ред. Ю.И. Юрички - Бирск, Бирский пединститут, 1998.

45. Петров К. Квадратичная функция и её применение: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1995.

46. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Г.Д. Глейзер,- М.: Просвещение, 1989.

47. Положение о педагогической практике студентов. Принято на заседании Ученого Совета Бирского государственного педагогического института от 13 января 1999г.

48. Программа педагогической практики студентов физико- математического факультета. -Бирск, 1997.

49. Программа по математике для средней полной общеобразовательной школы.

50. Саакян С.М. и др. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.-М.: Просвещение, 1990.

51. Самодельное оборудование на уроках математики: Пособие для учителя / Е.Б. Арутюнян, М.Б. Волович, Ю.А. Глазков и др. Под ред. В.Б. Болтянского.- М.: Просвещение, 1980.

52. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991.

53. Соколова Н.Е., Михальчик Т.С., Бейлина Н А. Методические указания по педагогической практике студентов-заочников педагогических институтов - М.: Просвещение. 1977.

54. Тарасов Л.В. Математический анализ: Беседы об основных понятиях. Пособие для учащихся,- М.: Просвещение, 1979.

55. Терешин Н.А. Прикладная направленность школьного курсы математики: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1990.

56. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-8 кл.).- М.: Просвещение, 1978.

57. Фридман JIM. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе: Учителю математики о пед. психологии.- М.: Просвещение, 1983.

58. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психологов,- М.: Просвещение, 1987.

59. Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. Проблемное обучение математике: Пособие для учителей и студентов,- Уфа, Башкирское книжное издательство, 1981.

60. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс но математике: Решение задач: Учеб.пособие для 11 кл. сред.шк,- М.: Просвещение, 1991.

61. 50 сценариев классных часов,- М,: Педагогика, 1999.

Содержание

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТ ДЕЛЕНИЯ

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БИРГПИ

IV КУРС

УКУРС

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА СТУДЕНТА-

ПРАКТИКАНТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ СТУДЕНТА-ЗАОЧНИКА НА ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА ПРИ ЗАЩИТЕ ПЕДПРАКТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ IV КУРСА

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ШКОЛЬНИКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. УКАЗАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ

УРОКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 12. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ- ПРАКТИКАНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Учебно-методическое издание

 

Авторы-составители - Бронникова Эмма Петровна,

Никитина Людмила Петровна,

Черникова Татьяна Альбертовна

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...