Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ятрогении: причины возникновения, профилактика.




Несоблюдение деонтологических принципов общения с пациентами может привести к развитию у них так называемых ятрогенных заболеваний. Под ятрогенными заболеваниями, или ятрогениями (от греч. «iatros» – врач, «genes» – порождаемый), понимают заболевания или состояния, обусловленные неосторожными высказываниями или поступками медицинских работников, неблагоприятно воздействующими на психику больного.

Такие заболевания развиваются чаще всего у мнительных пациентов, относящихся к своим ощущениям с повышенным чувством тревоги, которые даже в безобидных терминах и симптомах видят указание на серьезное заболевание. Предупреждению ятрогений способствует, с одной стороны, тщательные разъяснительные беседы, а с другой стороны, соблюдение осторожности в разговоре.

Выделяют следующие виды ятрогений:

- психогенные ятрогении (ятропсихогении): возникают в результате действий медицинского работника, травмирующих психику больного;

- ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействие на больного – например, побочное действие препаратов;

- манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии;

- комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;

так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.

 

Сестринский процесс: понятие, этапы.

Сестринский процесс — это научный метод органи­зации и оказания сестринской помощи, систематичес­кий способ определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемле­мого для обеих сторон.

Целью сестринского процесса является поддержа­ние и восстановление независимости пациента в удов­летворении основных потребностей организма. Для этого требуется комплексный (холистический) подход к лич­ности пациента. Сестринский процесс — дина­мичный, цикличный процесс, включающий несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - СБОР ИНФОРМАЦИИ

Методами обследования являются: субъективный, объективный и дополнительные методы обследования пациента для определения потребностей пациента в уходе.

1. Сбор необходимой информации:

а) субъективных данных: общих сведений о пациенте; жалоб в настоящее время - физиологических, психологических, социальных, духовных; сведений об ощущениях пациента; реакциях, связанных с адаптационными возможностями; сведений о неудовлетворенных потреб­ностях, связанных с изменением состояния здоровья;

б) объективных данных: рост, масса тела, выражение лица, состояние сознания, положение пациента в постели, состояние кожных покровов, тем­пература тела пациента, дыхание, пульс, артериальное давление (АД), естественные отправления;

в) оценки психосоциальной ситуации, в которой находится пациент:

- оцениваются социально-экономические данные, оп­ределяются факторы риска, данные об окружающей среде, влияющие на состояние здоровья пациента, его образ жизни (культура, увлечения, хобби, религия, вредные привычки, национальные особенности), семейное положение, условия работы, материальное положение;

- описывается наблюдаемое поведение, динамика эмоциональной сферы.

2. Целью анализа собранной информации является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем паци­ента, степень независимости пациента в уходе.

Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют раз­личные цели.

Задача врача — установить правильный диагноз и назначить лечение. Задача медсестры — обеспечить па­циенту максимальный комфорт, в пределах своей сест­ринской компетенции постараться облегчить его состоя­ние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения здоровья (инфекция, опухоли, аллергия), сколько внешние проявления заболевания как резуль­тат нарушения функций организма и основная причина дискомфорта. Такими внешними проявлениями могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, оте­ки и т. д.

ВТОРОЙ ЭТАП - ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ДИАГНОЗОВ

Понятие сестринского диагноза или сестринской про­блемы, впервые появилось в США в середине 50-х гг. и было законодательно закреплено в 1973 г.

Сестринский диагноз следует отличать от врачебного:

- врачебный диагноз определяет болезнь, а сестрин­ский нацелен на выявление реакций организма на свое состояние;

- врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни, а сестринский диагноз мо­жет меняться каждый день или даже в течение дня;

- врачебный диагноз предполагает лечение в рам­ках врачебной практики, а сестринский - сест­ринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики;

- врачебный диагноз связан с возникшими патофи­зиологическими изменениями в организме, а сест­ринский диагноз - часто связан с представлениями па­циента о состоянии своего здоровья.

Сестринские диагнозы охватывают все сферы жиз­ни пациента. Различают физиологические, психологи­ческие, социальные и духовные диагнозы.

Сестринских диагнозов может быть несколько, 5-6, а врачебный, чаще всего, только один.

Примеры сестринских диагнозов:

- больной нуждается в помощи при кашле, рвоте;

- больной нуждается в помощи при приеме пищи.

ТРЕТИЙ ЭТАП - ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА

Во время планирования отдельно для каждой про­блемы формулируются цели и план ухода. Требования к постановке целей.

1. Цели должны быть реальными, достижимыми.

Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг.

2. Необходимо установить сроки достижения цели.

По срокам существует 2 вида целей:

а) краткосрочные (меньше одной недели);

б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после вы­писки).

3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

4. Цель должна формулироваться в терминах паци­ента, а не медсестры.

Четвертый этап - реализация плана ухода

Все, что медсестра наметила сделать, те­перь она должна претворить в жизнь - самостоятель­но или с посторонней помощью.

Сестринские действия подразумевают 3 типа сест­ринских вмешательств:

1) зависимые;

2) независимые;

3) взаимозависимые.

Зависимые вмешательства

Это такие действия медсестры, которые выполня­ются по требованию или под наблюдением врача. К при­меру, инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.

Независимые вмешательства

Это действия, осуществляемые медсестрой по соб­ственной инициативе, автономно, без прямого требова­ния со стороны врача. Иллюстрацией могут служить следующие примеры:

1) оказание помощи пациенту в самообслуживании;

2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ;

3) обучение и консультирование пациента и его семьи.

Взаимозависимые вмешательства

Это сотрудничество с лечащим врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом или инструктором ЛФК, когда действия обеих сторон важны для достижения конечного результата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...