Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулирование инвестиционной деятельности




В области инвестирования социальной сферы в настоящее время наметились ярко выраженные определенные тенденции:

- меняется состав инвесторов в пользу коммерческих структур, аккумулирующих финансовые ресурсы: банков, финансовых и страховых компаний и др.;

- резко сокращается доля инвестиций хозяйствующих субъектов сферы материального производства, ранее создававших собственную многопрофильную социальную инфраструктуру;

- повышается активность иностранных инвесторов, вкладывающих средства в наиболее доходные отрасли социальной сферы: туризм и гостиничное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание и др.

Несмотря на снижение доли государственных средств в общем объеме инвестиционных ресурсов, их абсолютная величина остается весьма значительной. В последние годы в рамках государственного сектора финансируются федеральные и региональные социальные программы: "Дети инвалиды", "Федеральная программа сохранения и развития культуры и искусства", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Планирование семьи" и др. Каждая из такого рода программ имеет соответствующий блок инвестиционных мероприятий.

Государственные инвестиции, осуществляемые через федеральные и региональные программы, способствуют формированию благоприятного инвестиционного климата и снижают социальную напряженность в обществе. Однако их серьезным недостатком является постоянное и существенное недофинансирование.

Государственное инвестирование социальной сферы позволяет сохранить в ней влияние государства – контролировать ценовую политику, арендную плату, тарифы на жилищно-коммунальные платежи и другое.

Каждая группа инвесторов имеет свою специфику, вытекающую из тех целей и задач, которые ставит инвестор в процессе вложения денежных средств в объекты социальной сферы.

Так, коммерческие структуры, банки, другие финансово-кредитные организации преследуют несколько целей. Во-первых, для получения финансовой отдачи от сделанных инвестиций, в том числе и через приобретение контрольных пакетов акций коммерческих организаций социальной сферы. Усиление влияния на управляемость объектов сферы социальных услуг позволяет банкам, руководствуясь процессами текущей деятельности хозяйствующих субъектов, осуществлять их расчетно-кассовое обслуживание, формировать базу надежных заемщиков кредитных средств, получать льготы за аренду при размещении валютных обменных пунктов на территории торговых точек, гостиниц, организаций бытового обслуживания и общественного питания.

Инвестиции банковских учреждений в социальную сферу позволяют добиться в массовом сознании более благополучного отношения к банкам, которые считаются одной из агрессивных форм бизнеса. Оказание помощи наиболее социальнозначимым учреждениям сферы социальных услуг способствует формированию позитивного имиджа финансовых структур.

В последние годы важное значение в инвестировании социальной сферы имели инвестиционные торги-конкурсы, которые использовались преимущественно при приватизации государственной собственности, в том числе и в отраслях социальной сферы. Проведение инвестиционных конкурсов для определения победителя, который будет осуществлять строительство того или иного социального объекта, позволяет не только в дальнейшем регламентировать отношения с государственными и местными органами власти, но и выбрать с наименьшим влиянием субъективных факторов лучший вариант инвестиций в социальную сферу.

Критерием выбора победителя инвестиционного конкурса является максимальный объем инвестиций. Это позволяет успешно развивать социальную сферу путем привлечения денежных средств заинтересованных лиц.

Важным инструментом привлечения инвестиционных ресурсов выступают социальные займы – заимствование средств у юридических и физических лиц местными органами власти или учрежденными ими специальными органами для целевого инвестирования в определенные объекты социальной сферы, как правило, под конкретные проекты.

Социальные займы характеризуются низкой доходностью и относительно длительным сроком погашения задолженности, что вызвано дотационностью большинства инвестируемых объектов социальной сферы. С другой стороны, общественная значимость объектов инвестирования создает благожелательное отношение к соответствующим инвесторам как со стороны органов власти, так и со стороны общества в целом.

Важным источником инвестиционных ресурсов для социальной сферы в России являются иностранные вложения. Инвесторы вкладывают средства в объекты, в которых отсутствует доля государственной собственности, а также в объекты инвестирования, в которых доля государственной собственности значительна. В последнем случае иностранные инвесторы используют государственную собственность как своеобразную гарантию поддержки со стороны государства в случае непредвиденных расходов. Нерезиденты участвуют в создании как совместных предприятий, так и иностранных на территории России.

На фоне общего спада инвестиционной активности в последние годы обостряются проблемы привлечения инвестиционных ресурсов в социальную сферу. Резко изменяется отраслевая структура социальной сферы в связи с ускоренным развитием отдельных отраслей с коротким циклом окупаемости вложений, таких как розничная торговля, бытовое обслуживание, шоу-бизнес и т.п. В настоящее время постоянно усиливается изношенность основных фондов большинства отраслей социальной сферы. Многие регионы России начинают ориентироваться на развитие массового въездного туризма, что связано с потребностями в инвестировании гостиничного хозяйства, общественного питания, пассажирского транспорта, культуры и т.п. Вместе с этим изменяется спрос в большинстве отраслей социальной сферы в пользу высококачественных, элитных услуг, требующих модернизации имеющихся и ввода новых основных фондов. С другой стороны, многие отрасли социальной сферы рассматриваются с позиции возможностей трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся в других отраслях.

Современная мировая экономика развивается в сторону сервизации социальных услуг. Особенно это характерно для крупных мегаполисов. В рамках отдельных регионов комплексное и пропорциональное развитие социальной сферы есть важнейшее условие повышения качества жизни.

На региональном уровне также необходимо осуществлять регулирование социальной сферы в целях ликвидации или смягчения ряда проблем. За последнее десятилетие резко уменьшилось число объектов социальной сферы, объемов и ассортимента социальных услуг, что во многом было вызвано ошибками процессов приватизации – потерей профиля работы у приватизированных структур, переоборудованием ранее занимаемых площадей под другие цели и др. В настоящее время отсутствует учет социально-демографических факторов в инвестировании социальной сферы, управлении развитием ее хозяйствующих субъектов. На уровне страны резко ослабла сила государственного регулирования социальной сферы, которое не учитывает фискальные интересы федеральных и региональных органов власти. Федеральные органы власти многие социальные проблемы необоснованно переносят с федерального на местный уровень, не предоставляя при этом финансово-инвестиционной и организационно-экономической помощи. Каждая соответствующая структура, курирующая соответствующие вопросы развития социальной сферы на местах, использует собственные теоретические разработки и концепции, что приводит к несогласованности в управлении социальной сферой региона, игнорированию комплексности в решении многих социальных проблем. Так, КУГИ решает вопросы, связанные с арендой площадей, отраслевые комитеты администрации города – выдачу лицензий, финансовые и налоговые органы – предоставление или ужесточение соответствующих льгот и т.п. Многие регионы России все меньше способны решать проблему постоянного сокращения бюджетных субсидий всех уровней на городское хозяйство в условиях необходимости разработки адресной социальной помощи определенным категориям граждан. На фоне всего этого имеются общие тенденции снижения спроса на многие социальные услуги в условиях резкой дифференциации доходов граждан и их затрат на эти услуги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...