Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5. Образование государства в Швеции (XII – первая половина XIV в.) 6 страница




Из областных законов лены упоминаются лишь в Уппландслаге, Сёдерманналаге и Вестманналаге. По-видимому, в остальных частях Швеции ленные отношения были менее развиты. Согласно Уппландслагу и Сёдерманналагу, король после коронования имел право " жаловать лены своим служилым людям" (þ iaennistumannum sinum laen giwa) (521). Наиболее развитые ленные отношения отражает Уппландслаг. В одном месте он определяет ленника как того, " кто имеет лен над этими самыми бондами" (þ aen laenit hauaer ivir samu bö nder) (522). Здесь слово laen (от ср. -верх. -нем. len – " плата" ) явно имеет значение " власть". Уппландслаг различает " господина фолькланда" (folklandzhaerra), который правил целым фолькландом, и " господина лена" (laenshaerra), " того, кто имеет лен" (þ aen laenit hauaer), который, очевидно, управлял одной или несколькими хундари. По-видимому, господин лена подчинялся господину фолькланда, но об этом ничего не сказано. Очевидно, и господин фолькланда, и господин лена имели право созывать чрезвычайный тинг хундари (523). За незаконный созыв тинга и господин фолькланда, и господин лена получали по одной трети штрафа с ленсмана (524). Господин фолькланда взыскивал не уплаченные в срок налоги и штрафы в 40 марок с хундари. Господин лена мог получить одну треть штрафа с хамнумана, аттунгсмана или ленсмана за неявку в королевскую кладовую во время уплаты налогов (525). Уппландслаг, Сёдерманналаг и Вестманналаг запрещали ленникам требовать с бондов генгэрд во время тинга или принуждать бондов хундари кормить их лошадей (526).

Из дипломов явствует, что уже в правление Магнуса Биргерссона в Швеции существовали большие " замковые лены" (slottslä n) (527). Центром такого лена был укрепленный замок, которому была подчинена обширная, часто охватывавшая целый ланд или даже несколько ландов, территория, определяемая в дипломах как принадлежность (pertinencia) данного замка. Например, весь Эланд был подчинен замку Боргхолъм. Стокгольмскому замку подчинялись Тиундаланд, Аттундаланд и Руден, Кальмарскому замку – херады Мере, Норрбьюг, Арнбюрд, Асбуланд, Фихольм и Тьюст, замку Сёльвесборг – ланды Блекинге и Листер, замку Ледесе – большая часть Вестеръётланда и Дальсланд, замку Нюхус (Аксевалла) – Вермланд и четыре херада Вестеръётланда (528). Вся Финляндия была поделена между замками Абохус, Тавастахус и Выборг, а Халланд – между замками Вардберг и Хунехальс (529). Держателем замкового лена был комендант замка – фогт (лат. advocatus) или хёвитсман (лат. capitaneus).

Об условиях держания замкового лена имеются сведения в одной грамоте 1343 или 1344 г. В ней рыцарь Кнут Фолькессон сообщает, что получил от короля на три года " земли" Блекинге и Листере имеете со всеми " ежегодными и обычными доходами и королевскими правами", за исключением права суда на королевском тинге (Rettarathing), чрезвычайных налогов и повинностей л доходов от кораблекрушений, на следующих условиях: 1) содержать и защищать замок Сёльвесборг с 20 оруженосцами (armigeris) и другими необходимыми лицами, 2) ежегодно платить королю 500 марок сконских пеннингов, 3) использовать особые налоги для строительства и замков (subsidium pro edificiis, castris) на ремонт и укрепление замка (530). Из этого документа видно, что держатель замкового лена имел право собирать с населения лена постоянные налоги и, вероятно, причитавшиеся королю штрафы. Однако судебной власти он не имел. Но, как явствует из источников, в Финляндии фогты замков имели также право суда над населением своих ленов (531). Шведские лены были служебными ленами (tjä nstlä n). Они были не наследственными, а срочными.

В правление Магнуса Эрикссона в Швеции появился другой тип ленов – так называемые залоговые лены (pantlä n). Король, нуждавшийся в деньгах, делал большие займы у феодалов. В обеспечение их он стал давать своим кредиторам в качестве ленов целые херады (хундари) и даже ланды с правом сбора налогов с населения. Например, в 1326 г. были заложены Кальмарский замок и лен, весь Эстеръётланд, Даларна, Нерке и Вермланд. Заклад ландов и налогов продолжался и в следующие годы (532).

Ленная система окончательно придала шведскому государству феодальный характер. Благодаря ей феодалы-ленники получили возможность эксплуатировать не попавших в прямую феодальную зависимость бондов-собственников, ибо они, очевидно, присваивали часть взимавшихся с бондов налогов.

В правление Магнуса Биргерссона королевский совет стал постоянным государственным органом. В него, кроме канцлера (а затем и дротса, и маршала), некоторых епископов и нескольких феодалов, входили также некоторые лагманы (вестъётов и эстъётов) (533). Сохранился фрагмент одного королевского постановления 1282 г. о составе королевского совета. Согласно ему, совет должен был состоять из епископов, канцлера и нескольких светских " господ" (534). В годы несовершеннолетия королей Биргера Магнуссона и Эрика Эрикссона королевством от их имени управлял королевский совет (иногда называвшийся государственным советом – Rikis Radh) (535) во главе с маршалом (при Биргере Магнуссоне) или дротсом (при Эрике Эрикссоне). В первой половине XIV к. число членов королевского совета было в разное время различно: от 16 до 35 (536). В него, кроме рыцарей (milites) и свенов (armigeri), входили несколько епископов и лагманы главных ландов-лагсаг королевства (Уппланда, Сёдерманланда, Вестманланда, Нерке, Эстеръётланда, Десяти херадов, Вестеръётланда, Вермланда) (537).

В Ландслаг Магнуса Эрикссона было включено специальное предписание о составе и функциях королевского совета. Оно гласит: " Поело того, как король избран, он должен назначить свой совет: прежде всего архиепископа и епископов из числа жителей его государства столько, сколько ему будет угодно, а также других клириков, которые ему покажутся полезными. § 1. В королевском совете должно быть, двенадцать рыцарей и свенов, и не более, [все] вышеупомянутые должны дать королю [такую] клятву: § 2. Во-первых, должны они поклясться богом и святынями, которые они должны держать [в руках], что они будут советовать королю [только] то – и в этом они призывают в свидетели бога, – что будет полезно и выгодно ему и его стране и не пренебрегут этим ни под угрозой насилия, ни в интересах своих родственников, свояков или друзей. § 3. Во-вторых, что они будут всеми своими силами поддерживать его королевские права, дабы он смог сдержать клятвы, которые он дал королевству и народу своему, и они сами должны обещать сдержать то же самое. § 4. В третьих, что они будут держать в тайне [всё], что король пожелает сохранить в тайне, и никогда не откроют того, что может причинить ущерб ему или его государству" (538). Если король хотел подарить своей жене " утренний дар", он мог подарить ей земли и имения только с согласия и по совету епископов, рыцарей и свенов, входящих в королевский совет (539). Королевский, или государственный, совет был органом феодальной олигархии, существенно ограничивавшим власть короля.

В правление Магнуса Биргерссона, по-видимому, впервые король иногда стал созывать съезды духовных и светских феодалов всего королевства – так называемые rikis samtalar (" государственные совещания" ), позднее называвшиеся " съездами господ" (herredagar). Первыми известными из источников rikis samtalar были съезды в Альснё (около 1280 г. ) и в Шеннинге (в 1285 г. ) (540). На rikis samtalar обсуждались наиболее важные государственные вопросы и принимались соответствующие постановления. Согласно постановлению, изданному на таком rikis samtal в Шеннинге в 1285 г., никто не мог явиться на rikis samtal без особого приглашения короля. При этом устанавливалась точная численность свиты епископов, членов королевского совета и остальных рыцарей и свенов, с которой они имели право являться на rikis samtalar. Участникам съездов предписывалось оповещать на местных тингах народ о принятых на них решениях (541). Во второй половине XIII – первой половине XIV в. такие феодальные съезды собирались в Швеции довольно часто.

Как уже говорилось выше, согласно областным законам, королевская власть в Швеции была не наследственной, а выборной. Однако в правление Магнуса Биргерссона и Биргера Магнуссона этот принцип был нарушен. В 1284 г. в Шеннинге Магнус Биргерссон принудил своих советников и знать королевства (meliores regni) избрать королем его четырехлетнего сына Биргера и принести ему феодальную присягу верности (homagium) (542). Так же поступил и его сын Биргер Магнуссон. В 1305 г. на съезде феодалов в Фагрдале он заставил " прелатов, баронов и остальных знатных, а также всю общину королевства Швеции" (Praelati ас Barones ceterique nobiles et Regni Sveciae communitas universa) избрать королем своего 15-летнего сына Магнуса. Феодалы также присягнули ему в верности (543). Однако после изгнания и низложения Биргера шведские феодалы 8 июля 1319 г. избрали королем малолетнего Магнуса Эрикссона, сына брата Биргера герцога Эрика (544). О его выборах рассказывается в " Хронике Эрика". Выборы происходили на Мура тинге у Мурастена. На тинге присутствовали дворяне (hoffmen) и по четыре бонда от каждого херада королевства. Перед собравшимися выступил с речью дротс, который держал на руках трехлетнего Магнуса Эрикссона. В своей речи он объяснил, почему был изгнан Биргер Магнуссон, и предложил избрать королем Магнуса Эрикссона. Все присутствовавшие дворяне и бонды одобрили его предложение и избрали Магнуса королем (Hoffmen ok bö nder alle saman / ö pto ok sagdho alle Amen /... Tha waldo the konung Magnus). " Господа" принесли ему феодальную присягу и " передали ему крепости и ланды и стали все его людьми" (Herrane gingo honom alle A hand / ok lotho honom wp bade borger oc land / ok wordo alle ther hansmen). Затем бонды возвратились в свои херады и рассказали, кого они выбрали " своим господином" (545).

В правление Магнуса Эрикссона были выработаны и точно сформулированы правила о выборах короля. Впервые они упоминаются в приложении к редакции 1325 г. Сёдерманналага (546). Затем с некоторыми изменениями они были включены в Ландслаг Магнуса Эрикссона (547). Королевская власть в Швеции должна была быть выборной, а не наследственной. Королем должен был избираться швед, " а лучше всего" – один из сыновей короля. Выборы должны были происходить на Мура тинге в заранее назначенный день. На этом тинге должны были присутствовать лагманы Уппланда, Сёдерманланда, эстъётов, Десяти херадов, вестъётов, Нерке и Вестманланда. Каждого из них должны были сопровождать 12 " разумных и сведущих мужей" (tolf maen uitra ok sniaella), выбранных " в согласии со всеми жителями их лагсаги". Первыми получали слово лагман Уппланда и сопровождавшие его люди, затем остальные лагманы и сопровождавшие их люди в указанном выше порядке. Король избирался большинством голосов лагманов и сопровождавших их людей (548). Таким образом, в выборах короля принимали участие только представители главных лагсаг королевства.

" В тот же самый день и на том же самом месте" вновь избранный король должен был дать клятву всем жителям королевства в следующем: 1) любить бога и святую церковь, защищать ее права, ни в чем не нарушать королевские права, права короны и всего шведского народа; 2) " защищать своей властью справедливость"; 3) быть верным всему своему народу, никоим образом " не причинять ущерба ни жизни, ни телу ни бедного, ни богатого, если тот не уличен в преступлении по закону и правам королевства", не отбирать у кого-либо имущество без законного приговора суда; 4) управлять королевством вместе со шведами, а не с иноземцами, которые не должны входить в его совет и управлять замками, ландами и коронными имениями; 5) беречь и защищать всеми силами замки и ланды королевства с их ежегодными доходами, " дабы ничто из вышеупомянутого не уменьшилось" для следующего короля, почему любой король имеет право возвратить все потерянное ранее короной, " ибо в противном случае королевство стало бы в скором времени подобным графству или еще меньше"; 6) жить за счет " Уппсальского удела" и других коронных имений, а также законных налогов и накладывать на страну чрезвычайные налоги и повинности лишь в особых (перечисленных в этой главе выше) случаях; 7) нерушимо соблюдать все старинные привилегии церквей, клириков, монастырей, рыцарей и свенов и их имений и слуг, соблюдать все древние законы Швеции, принятые с одобрения и согласия народа и утвержденные прежними королями, особенно следить за тем, " чтобы никакие иноземные законы не были введены в закон я право страны и чтобы никакие законы не принимались без согласия народа" (549).

Затем вышеупомянутые лагманы " и весь народ, с ними присутствующий", должны были дать избранному королю следующую клятву: " Во-первых, что весь народ, живущий в Швеции, будет считать его королем и будет защищать его власть и все королевские права. Во-вторых, что мы будем ему послушны и будем исполнять его повеления во всем, что хорошо для бога и людей; ему надлежит повелевать, а нам исполнять, соблюдая права всех, его и наши (550). В-третьих, что мы будем ему верными и преданными служилыми людьми, особенно в походах к границам, чтобы защищать с ним государство и страну. В-четвертых, что народ, как это было издревле и соблюдается и теперь, будет платить королю все ежегодные и законные налоги добровольно, без строптивости [и будет] предоставлять их и привозить по воде короля и собственным обычаям" (551).

Затем король должен был совершить eriksgata, во время которой он должен был на ландстингах Уппланда, Сёдерманланда, Эстеръётланда, Десяти херадов, Вестеръётланда, Нерке и Вестманланда обменяться с народом вышеупомянутыми клятвами (552). Короноваться он мог в Уппсале или в другом месте по своему выбору, " однако лучше всего архиепископом, ради достоинства их обоих" (553).

Именно клятвы короля народу и народа королю, предписанные в Ландслаге Магнуса Эрикссона, можно, по нашему мнению, считать шведской " Великой хартией вольностей", а не упоминавшуюся выше грамоту от 8 июля 1319 г. Как правильно подметил К. Ё. Андрэ, во втором и третьем пунктах клятвы народа королю под " мы" подразумеваются феодалы, а не народ (554).

Предписания о выборах короля, зафиксированные в Ландслаге Магнуса Эрикссона, были первой шведской конституцией, которая с некоторыми модификациями действовала до 1734 г.

По мере усиления государства в лице королевской власти во второй половине XIII – первой половине XIV в. уменьшалось значение тингов. Ландстинги лишились многих политических функций. Ландстинги уппландских фолькландов, Сёдерманланда, эстъётов, Десяти херадов, вестъётов, Нерке и Вестманланда сохранили лишь формально право признавать вновь избранного короля. В конце XIII – начале XIV в. ландстинги сохраняли еще законодательную власть, но после издания и принятия Ландслага Магнуса Эрикссона потеряли и ее. Все важнейшие политические вопросы решались теперь, как уже говорилось, на общешведских съездах духовных и светских феодалов. Ландстинги превратились в высшие судебные собрания ландов-лагсаг.

После того как при Магнусе Биргерссоне лагманы стали входить в королевский совет, они фактически стали должностными лицами короля. После кодификации областных законов они перестали быть законоговорителями и творцами новых законов и превратились в верховных судей в своих ландах-лагсагах.

В Уппланде, Сёдерманланде, Вестманланде и Хельсингланде выборы судей были поставлены под контроль королевских должностных лиц. Согласно Уппландслагу, Сёдерманналагу и Вестманналагу, выборы судей происходили следующим образом. На тинге хундари королевский ленсман назначал нэмнд из 12 человек из данной хундари. Они назначали судьями двух людей, которые, согласно Сёдерманналагу, " полезны и королю, и всем людям". Затем король должен был " дать им в руки судебную власть" (555). Таким же образом " брались" лагманы в Хельсингланде. Королевский представитель (konungs syslaeman) назначал 12 человек (очевидно, из ланда). Они выбирали лагмана. Затем специальный представитель короля (þ aen konungs wald hawer þ aer til) передавал ему в руки судебную власть (556).

Король получил право смещать лагманов, херадсхёвдингов и судей (за взятки). Впервые это право короля упоминается в дополнении к " Младшему" Вестъёталагу и в Сёдерманналаге (557), и оно, по-видимому, основано на каком-то неизвестном королевском постановлении первой половины XIV в.

Королевская власть поставила под контроль окружные тинги. В Уппланде, Сёдерманланде, Вестманланде, Даларна и Хельсингланде ленсманы имели право созывать чрезвычайные тинги округов для передачи бондам королевских приказов (а в Уппланде также по приказу ленников) (558).

В лагсаге эстъётов, Уппланде, Сёдерманланде, Вестманланде, Даларна и Хельсингланде посещение тингов перестало быть добровольный. За неявку на тинги бонды подвергались штрафам (559). Очевидно, посещение тингов, отрывавшее их от занятий хозяйством, стало для них тяжелой обязанностью. Как говорилось выше, в лагсаге эстъётов, в Уппланде, Сёдерманланде и Вестманланде очередные тинги стали созываться каждую неделю. Кроме того, королевские ленсманы созывали чрезвычайные тинги. Согласно Уппландслагу, если ленсман созывал внеочередной тинг хундари, не получив приказа от короля, хотя говорил бондам, что получил его, он должен был заплатить штрафы в одну марку господину фолькланда, " тому, кто имеет там лен над этими бондами" и " тем, кто должен был затруднить себя" (560). Далалаг, Уппландслаг и Вестманналаг освобождали торпарей, живших в лесах, и вдов, не имевших сыновей старше 15-ти лет, от обязанности посещать тинги (561). В Уппландслаге и Вестманналаге говорится, что люди из их хамны должны передать им полученный от короля приказ (562). Согласно Хельсингелагу, от посещения тингов освобождались торпари, жившие в лесах, и жители " внешних островков". Тот, кто жил к ним ближе всего, должен был рассказать им, что произошло на тинге (563). Далалаг, Вестманналаг, Уппландслаг и Сёдерманналаг устанавливали кворум " законного", или " полного", тинга хундари (тридьунга в Даларна). Согласно Далалагу, " законным тингом" тридьунга считался тинг, на котором присутствовали судьи, истец, ответчик и еще 12 человек (564). По Вестманналагу тингом хундари считалось собрание, на котором, кроме судьи и ленсмана, присутствовало 12 человек (565). Согласно Уппландслагу и Сёдерманналагу, " полным тингом" хундари считался тинг, на котором, кроме судьи и ленсмана, присутствовало 16 человек. Из Уппландслага и Сёдерманналага явствует, что бонды стали посылать на тинги своих представителей. В Уппланде на каждом тинге хундари обязаны были присутствовать по два человека от каждого аттунга (восьмой части) хундари, а в Сёдерманланде – по четыре человека от каждого фьердунга (четверти) хундари (566). По-видимому, бонды обязаны были посещать тинги поочередно (567). Областные законы предусматривают случаи неявки на тинг ни одного представителя от частей херадов и хундари и даже от целых хундари и шиплагов. За это бонды соответствующего округа (или части его) коллективно платили штрафы ленсману или королю (568). Все это свидетельствует, что право-обязанность участвовать в тингах стало для бондов тягостной повинностью, от которой они стремились уклоняться. Подобное явление отмечают и в соседней Норвегии (569).

Ландслаг Магнуса Эрикссона установил новый порядок выборов лагманов. Они должны были происходить следующим образом. Выборы должны были происходить на ландстинге, о сроке собрания которого должен был объявить за восемь недель епископ того епископства, в которое входил соответствующий ланд-лагсага, " чтобы все, кои живут в лагсаге, могли явиться на этот самый тинг". На этом ландстинге народ должен был избрать шесть дворян (hofmaen) и шесть бондов. Эти 12 человек вместе с епископом и двумя другими клириками должны были избрать трех человек " из тех, кои живут в лагсаге и кои желают потрудиться для бога и являются наиболее справедливыми и мудрыми [людьми] данного ланда". Из этих трех человек король должен выбрать одного, кого бог пошлет ему на душу и который, по его мнению, будет полезен народу. Избранный королем из трех кандидатов лагман должен был дать следующую клятву: " Да помогут мне бог и святыни, которые я держу [в руках], чтобы я во всей своей лагсаге во всех приговорах следовал закону по отношению к бедным и богатым и никогда не допускал несправедливости, вопреки своему мнению и закону, и никогда не искажал закон и не поддерживал несправедливость ни из боязни, ни из благосклонности или денег, ни из недружелюбия или зависти, ни из-за родства или свойства. Да поможет мне бог выполнить все, что я истинно говорю" (570).

Как уже говорилось в начале этой главы, согласно Ландслагу Магнуса Эрикссона, хундари в Свеаланде стали называться, как и в Ёталанде, херадами. Ландслаг также упразднил в Свеаланде должности судей и ввел вместо них должность херадсхёвдинга, как и в Ёталанде. Согласно Ландслагу, выборы херадсхёвдинга должны были происходить следующим образом. Когда нужно было избрать херадсхёвдинга. лагман должен был назначить внеочередной тинг херада за месяц до выборов. На этом тинге жители херада должны были выбрать 12 человек, " каких они пожелают". Эти 12 человек вместе с лагманом должны были выбрать трех кандидатов из жителей данного херада. Король должен был выбрать из них одного, " кого он пожелает и кто ему покажется подходящим". Затем вновь избранный херадсхёвдинг должен был дать такую же клятву, как лагман (571). Один человек мог быть херадсхевдингом только в одном хераде. Херадсхёвдинг должен был получать треть штрафов, причитавшихся хераду (572).

Очевидно, лагманы и херадсхёвдинги выбирались пожизненно. Но король мог сместить их за взятки (573). Таким образом лагманы и херадсхёвдинги превратились в должностных лиц короля.

Так шведские тинги, бывшие некогда органами военной демократии, к середине XIV в. стали придатками государства.

Как уже говорилось, король в Швеции не имел законодательной власти. Ни один областной закон не упоминает права короля издавать законы. Согласно Уппландслагу и Сёдерманналагу, король был обязан " охранять закон" (lagh styrkia) (574). В дополнении к Сёдерманналагу и в Ландслаге Магнуса Эрикссона говорится, что король обязан охранять и укреплять своей властью все древние законы, принятые с согласия и одобрения народа и утвержденные прежними королями, и особенно заботиться о том, чтобы никакие законы не издавались без согласия и одобрения народа (575). Таким образом, юридической законодательной власти король так и не получил. Однако со второй половины XIII в. короли узурпировали законодательную власть. Ярд Биргер, как уже говорилось, издал законы о нарушении королевской клятвы, включенные затем во все областные законы (кроме Гуталага). В Эстъёталаге он назван автором еще целого ряда законов (576). Авторами некоторых законов названы в областных законах короли Магнус Биргерссон и Биргер Магнуссон (577). Эти законы опубликовывались королями на упоминавшихся выше общешведских съездах феодалов.

Во второй половине XIII – первой половине XIV в. в Швеции была предпринята кодификация обычного права ландов-лагсаг (578). При этом в областные законы были включены новые, отражавшие интересы церкви, класса феодалов и феодального государства. В частности, в них были включены постановления, жестоко карающие убийство господ и хозяев их зависимыми людьми. Согласно Уппландслагу, Вестманналагу и Сёдерманналагу, убийство господина или хозяина каралось колесованием и конфискацией имущества (579). По Хельсингелагу убийство " своего законного господина и хозяина" каралось " лишением жизни" и конфискацией имущества (580).

Как уже говорилось, до середины XIII в. в Швеции не существовало законов, дававших особую " святость и неприкосновенность" особе короля. Во второй половине XIII в., очевидно под влиянием римского права, такие законы появляются (581). В Швецию проникает представление о " королевском величестве" – regia majestas, а вместе с ним и представление об особой " святости и неприкосновенности" короля. Впервые термин regia majestas упоминается в Швеции в 1279 г. (582). В 1282 г. мятежные феодалы из группировки Фолькунгов были казнены на основании Lex Julia Majestatis, а их владения конфискованы в пользу короны (583). Нападение на должностных лиц короля стало считаться " оскорблением величества". В грамоте 1317 г. короля Биргера Магнуссона говорится, что лица, совершившие вооруженное нападение на высшее должностное лицо короля в Хельсингланде, убившие его и захватившие собранную им дань, виновны в " оскорблении величества" (crimen lesae maiestatis), а потому должны быть казнены, а все их имущество должно быть конфисковано казной (584). Согласно Эстъёталагу, Уппландслагу и Хельсингелагу. мятеж против короля карался " лишением жизни" и конфискацией всей земли и движимости преступника в пользу короны (585).

В то же время Уппландслаг и Вестманналаг стремились защитить бондов от произвола должностных лиц короля. В них имеется предписание, гласящее: " Если ленсман или служилый человек короля нарушит закон против бонда, тогда пусть его обвиняют таким же образом, как бонд обвиняет бонда" (586). В Ландслаг Магнуса Эрикссона не были включены предписания о " почетных штрафах" королю, епископам и " господам", имевшиеся в некоторых областных законах и дававшие особую правовую защиту их людям.

Сложившееся в Швеции к середине XIV в. государство было феодальным государством, в котором вся власть в центре и на местах принадлежала представителям класса феодалов. Глава государства – король был представителем этого класса. Показательно, что в одной грамоте 1282 г. сказано, что знатные – часть тела князя (короля) (Principle procerumque ejus, qui pars corporis ejus sunt) (587).

Особое, фактически полусамостоятельное, положение в Шведском королевстве занимал в изучаемое время Готланд. Согласно " Саге о гутах", гуты еще во времена язычества (т. е. самое позднее в начале XI в. ) добровольно подчинились власти короля свеев, заключив е ним следующий договор. Гуты ежегодно обязаны были платить дань в 60 марок серебром – королю (40 марок) и ярлу (20 марок) свеев. За это они имели право беспошлинно и без всяких ограничений торговать во всех владениях короля свеев. Король свеев обязан был оказывать гутам военную помощь по их требованию (588). Вероятно, с середины XII в. (589) гуты обязались также участвовать в шведском ледунге с семью шняками в течение восьми недель. Однако они обязаны были участвовать лишь в походах " против языческих стран, но не против христианских", т. е. практически – только в походах в Финляндию, Прибалтику и Карелию. При этом гуты имели право свободного выбора: или идти в поход, или заплатить на следующий год королю свеев в качестве ледунгсламе по 40 марок пеннингов за шняку т. е. всего 280 марок пеннингов (590). С 1285 г., по новому договору, заключенному между гутами и королем Магнусом Биргерссоном, гуты обязались платить королю свеев ледунгсламе ежегодно вместе с данью как постоянный налог (591). Король Биргер Магнуссон пытался повысить эти налоги. С 1313 г. гуты обязаны были платить дань в 110 марок серебром и ледунгсламе в 90 марок серебром (592). Но в 1320 г. при малолетнем короле Магнусе Эрикссоне была восстановлена прежняя величина дани и ледунгсламе с Готланда (593).

В остальном Готланд в изучаемое время сохранял независимое от короля Швеции положение. Гуты самостоятельно заключали договоры с другими государствами (например, с герцогом Баварии и Саксонии, с королем Англии, с Новгородом и графством Фландрским) (594). На Готланде не было постоянных должностных лиц короля. Король передавал гутам свои приказы посредством грамот, доставляемых особыми посланцами (595). Гуты сами собирали дань и ледунгсламе и передавали их на " тинге всех гутов", происходившем после дня св. Петра (29 июня), особым послам короля (596). Король не имел на Готланде права на судебные штрафы. Гуталаг вообще нигде не упоминает короля, и не признает за ним никаких прав. Король не имел на Готланде также земельных владений (597). Как уже говорилось в начале этой главы, согласно Гуталагу, жители других ландов Швеции во многих отношениях имели меньшие права, чем гуты.

Высшим органом власти на Готланде был " тинг всех гутов", собиравшийся в тот период, очевидно, раз в год (в середине лета) близ церкви Рума (598). Из источников явствует, что на нем разбирались (в высшей инстанции) судебные тяжбы и обсуждались важнейшие политические вопросы. В частности на " тинге всех гутов" решался вопрос: участвовать или не участвовать гутам в ледунге (599). На нем передавались послам короля дань и ледунгсламе (600). Очевидно, на " тинге всех гутов" принимались законы. В конце Гуталага говорится: " Также договорились, что то, что здесь записано, является законом. Его должны соблюдать все люди. Если возникнут какие-нибудь казусы, которые здесь не предусмотрены, тогда они должны решаться большинством судей. И они должны поклясться, что это – истинно закон гутов. И затем это должно быть записано здесь" (601). Многие главы Гуталага начинаются словами: " Так (также) договорились... " (602).

Свои тинги – судебные собрания имели территориальные подразделения Готланда: тридьунги, шеттунги и тинги (хундари).

Об организации и формах работы тингов на Готланде в источниках мало сведений. В заседаниях тингов, очевидно, как и в других ландах Швеции, имели право принимать участие все свободные совершеннолетние мужчины – гуты. Из Гуталага явствует, что участники тингов были вооружены. Штрафы за нарушение " мира тинга" получали участники тинга. Любопытно, что, согласно Гуталагу, на тинге можно было безнаказанно совершить убийство с целью мести (603).

Из Гуталага можно сделать вывод, что тингами тингов – хундари руководили радманы (raþ menn), число которых не указано (604), а тингами шеттунгов и тридьунгов – судьи (domeri), судьи ланда (landsdomeri), число которых также не указано (605). Как говорилось, на Готланде не было должности лагмана. По-видимому, " тингом всех гутов" руководила коллегия судей, на что указывает цитированное выше место Гуталага, где сказано, что новый закон принимался большинством судей.

Неизвестно, каким образом назначались радманы и судьи, но имеются все основания предположить, что их выбирали на тинге.

На Готланде в изучаемое время не сложился класс феодалов. Готландское общество делилось на бондов-собственников, ландбу (или лайгдленнингов), наймитов, слуг и рабов. Влияние и руководство готландским обществом находилось, по-видимому, в руках зажиточных бондов-собственников. В " Саге о гутах" упоминаются жившие на Готланде, очевидно в начале XI в., " могущественные люди": Ормика из Хайнайма и Ботайр из Акебэкка, а также Ликкайр Мудрый, который в то время " был самым могущественным человеком" (606). Грамоты 1320 г. от имени короля Магнуса Эрикссона адресованы " senioribus et communitati terre gotlandie" (607). Как уже говорилось в главе третьей, на Готланде были особенно сильны пережитки родовых отношений. По-видимому, на должности радманов и судей избирались родовитые и зажиточные бонды-собственники.

Таким образом, в отличие от остальных ландов Швеции, на Готланде в изучаемое время не возникло государственной власти, и сохранялась система управления военной демократии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...