Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития ученического коллектива в учреждениях средне профессионального обучения




ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. 1. Характеристика ученического коллектива

  В настоящее время актуальным является исследование вопросов, связанных с процессами жизнедеятельности коллектива, условиями его развития, оптимизацией  межличностных отношений  внутри ученического коллектива. Поиск путей и средств, которые бы содействовали развитию коллективной самодеятельности в педагогическом процессе[3].

  С тех пор как возникло общество, люди на основе общности труда, интересов, самоуправления стали объединяться в разнообразные группы для совместного решения жизненно важных вопросов. Они самоорганизовывались в целях самообеспечения, самообороны, социального общежития [9]. Совместная деятельность стала формой удовлетворения разнообразных потребностей. Так и возникли группировки людей:

1. в социальной сфере: общины, сходы, семьи;

2. в производственно–экономической: артели, бригады, коллективы;

3. в общественно–политической: кружки, союзы, фонды, партии, землячества;

4. в культурно–спортивной сфере: клубы, кружки, труппы, команды, ансамбли[9].

  То есть большинство людей входит в то или иное объединение коллектив. Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) не является порождением той или иной социально–экономической формации, это явление нормального человеческого общества [9].

  По мнению  С. И. Ожегова под коллективом понимается: «группа лиц, объединенных общей работой и общими интересами» [9, с. 340].

  Коллектив направлен на объединение учащихся с целью выполнения определенных задач, создание оптимальных условий для развития и воспитания личности, формирования морально– ценностных стимулов деятельности и качеств личности[1].    

  В свою очередь ученический коллектив является группой учащихся, которая была объединена общей важной целью, работой, организацией, ответственностью, обоюдной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязательствах[9].

  Для  обучающегося  коллектив – это среда его обитания, будь то учебная группа, класс, клубное объединение или отряд в летнем оздоровительном лагере[9].

  Учащиеся вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации[9].

   Для педагогов ученический коллектив – объект воздействия с помощью инструментов воспитания, а если принять точку зрения, что коллективом можно назвать лишь группу высокой степени развития, то его можно охарактеризовать как цель воспитательных усилий педагога[9].

  Проблема взаимоотношения личности и коллектива, возможности влияния коллектива на личность и личности на коллектив всегда находилась в центре внимания педагогов прошлого и настоящего.

    Объем понятия «ученический коллектив» определяется на основе группы обучающихся учреждения средне профессионального обучения, сформированной с целью воспитания и обучения (образования), являющейся организационной структурой данного учреждения[14].

  В понимании  Д. Дидро, Гольбах, Гельвеций: «в качестве целей воспитания рассматривали формирование общественных интересов, которые сочетаются с интересами личности» [9, с. 341].

  Ж. Ж. Руссо считал, что «воспитание необходимо личности, поэтому ее надо изолировать» [9, с. 341].

  Р. Оуэн полагал, что « необходимо, чтобы условия жизни совпадали с интересами личности, тогда получится сочетание личных и общественных интересов – «гармония» » [9, с. 341].

  И. Кант отмечал: «поступай так, чтобы это могло быть правилом для всех» [4, с. 341].  Поступок нравственен тогда, когда ты поступаешь против своего личного интереса, преодолевая себя.

   К. Маркс считал, что « интересы личности должны совпадать с мнением большинства» [9, с. 341].

  Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов писали, что « приоритетны интересы общие, но с обязательным учетом интересов индивида» [9, с. 341].

  Н. К. Крупская высказывала мысль, что  «условие формирования личности – коллектив, а основная цель воспитания –  формирование коллектива» [9, с. 341].

   В понимании  А. С. Макаренко: « коллектив – это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, дисциплинированная, обладающая органами управления» [9, с. 341].  Им была разработана собственная теория коллектива. А. С. Макаренко считал, что  в основу организации коллектива должны быть положены следующие педагогические принципы[9]:

 – принцип перспективных линий

– зоны движения коллектива;

– принцип параллельного действия: воспитание отдельной личности и коллектива должно проходить только совместно;

– принцип отношений ответственной зависимости;

– принцип преемственности;

– принцип самоуправления.

  До конца 1950-х годов в советской педагогике значение коллектива преувеличивалось, а отдельной личности – приуменьшалось, однако начинает зарождаться идея поиска гармонии[9].

  Сторонники коллективистского воспитания выделяли следующие достоинства коллектива как средства воспитания[9]:

 – идея коллективности отражает генетическую потребность людей к       сотрудничеству, стремление к объединениям, сообществам;

– для ребенка коллектив был и остается важнейшим фактором воспитания; ребенок нуждается в нем; это среда, где можно удовлетворить потребность в общении и совместной деятельности; ведь по данным социологов, совместная деятельность и общение составляют 90% всего содержания человеческих взаимоотношений.

  Противники коллективистского воспитания утверждали, что личность занимает зависимое от коллектива положение, что коллектив – это угроза индивидуальности и неповторимости личности, это жестко структурированное объединение, которое позволяет манипулировать личностью вопреки ее интересам[9].

  Современные педагоги считают, что решение проблемы во многом зависит от того, можно ли с помощью коллектива сформировать внутреннюю нравственную свободу личности[9].

  Ведь это основное условие взаимодействия. Каждая личность, являясь членом того или иного коллектива, испытывает на себе его влияние и в то же время сама влияет на его развитие[9].

  Можно выделить три модели развития отношений между личностью и коллективом[9]:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

  Оптимальными отношениями между личностью и коллективом являются отношения гармонии, позитивного взаимодействия. Каждая личность обладает индивидуальностью[9].

  В педагогической науке установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты даёт воздействие на ученика через окружающих обучающихся[4].

Ученический коллектив первоначально имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую педагогами. В одной группе оказываются обучающиеся, которые отвечают определенным критериям отбора умственным данным, необходимым для занятия[9].

  Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в коллективе. Внутри формальной структуры образуются малые контактные группы (неформальные группы) на основе общих интересов, симпатий, привязанностей[9]

  В связи с этим возникает одна из важнейших педагогических задач – формирование в ученическом коллективе гуманистических норм взаимоотношений. Значимость коллектива обусловлена его функциями[9].

Таблица 1 – Функции ученического коллектива[9]

    Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что коллектив выступает как важная форма организации воспитания и обучения[4].    

    В следствии чего можно сделать вывод, что развитие ученического коллектива в учреждениях средне профессионального обучения представляет собой  особую ценность в процессе обучения, выступая в качестве основы эффективного обучения. Ученический коллектив играет важную роль в образовательном процессе учащихся.

    Ученический коллектив – необходимый элемент в процессе обучения.

    Во многом результативность проводимой учебной работы определяется взаимоотношением не только между обучающимися в коллективе, но  так же важно уделять индивидуальное внимание каждому учащемуся, вызвать у него интерес к дальнейшему обучению[10].    

 

 

       

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...