Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сообщение и усвоение нового материала.




Учитель:Какую задачу мы поставим сегодня на урок?

Наша задача на этом уроке ответить на вопрос, что такое авторская песня, почему ее называют – философией жизни: что она несет нашим сердцам, в чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?

«Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни к нему вою ладонь

За него не страшно и в огонь

Лик его высок и удивителен, посвяти ему краткий век.

Может, и не станешь победителем

Но зато умрешь как человек».

 

Но вначале, я хочу перенестись с вами в средние века, когда в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты.

Ваганты – это бродячие школяры. Среди них были студенты, монахи, философы – актеры и певцы, рассказчики и акробаты. Пик развития движения вагантов приходится на XII –первую половину XIII вв. хотя началось все раньше – в XI веке с созданием и развитием университетов.

 

Университет – совершенно новое явление средневековья – это было объединение спаянное взаимной клятвой». Ново было то, что основой этого объединения был интеллектуальный труд. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнения и оценок. Они устраивали театрализованные представления, и опирались не только на традиции церковных песнопений (исповеди и проповеди), но на опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии восхваляя молодость, как время любви, веселья и беззаботности.

До наших дней дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII-XIII вв. Среди них знаменитая песня «Гаудеамус»

 

(Отрывок перевода песни «Гаудеамус»)
Эта песня прославляющая академию и преподавателей профессоров, уже несколько столетий является международным студенческим гимном.

Учитель: Кто исполнял гимн?
Дети: Смешанный хор.

Учитель: Было ли музыкальное сопровождение?

Дети: Нет. Гимн исполнялся - а капелла.
Учитель: Какой характер гимна?

Если вы внимательно вслушались, то услышали слова, прославляющие академию и преподавателей-профессоров.

Теперь мне бы хотелось вас перенести в древние кельтские племена. Очень давно, в этих племенах жили певцы и звали их «бардами».

Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.

(текст для ученика на карточке)

Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было у нас на Руси в это время?

А на Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

Кто догадался, о ком идет речь?

Дети: О скоморохах.

Учитель: Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.

(текст для ученика на карточке)

(просмотр фрагмента кинофильма А. Тарковского «Андрей Рублев» сцена скомороха).

Учитель: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в XX век, во вторую половину XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они авторы-исполнители этих песен? Каких авторов-исполнителей вы знаете?

(Дети отвечают на вопрос)

Учитель: Сейчас их имена знают все.

Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.


3.Исполнение «Песни о друге» В. Высоцкого. Интонационный анализ текста песни «Глобус». Исполнение песни «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы.

Учитель: Я предлагаю вам спеть «Песню о друге» Владимира Высоцкого. (Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого. Исполнение песни вместе с учителем.)

Учитель: Какой образ раскрыл нам автор?

Дети: Образ настоящего друга, который не бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе.

-Учитель: История становления авторской песни в нашей стране во многом связана с появлением в сороковые годы XX века песни М. Светлова «Глобус».

Именно этому поэту приписывается ее мелодия. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Великой Отечественной войны спел сам Михаил Светлов, были другими:

За зеленым забориком

Ты не можешь уснуть.

А вечерняя зорька

Продолжает свой путь.

После войны, в 1947г., поэт М. Львовский по просьбе друга-однополчанина написал другие слова для спектакля «Старые друзья». Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни. А мы сейчас ее исполним со словами М. Львовского.

(Дети исполняют песню «Глобус» М. Светлова под фонограмму)

Учитель: Удобно ли вам было петь? Какие интонации преобладают в этой песне?

Дети: Искренние, доверительные, романтические.

(Работа с учебником. Интонационный анализ нового текста песни «Глобус»)

Учитель: Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.

Ученица читает стихотворение «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы.

"Песенка об открытой двери..."

Когда метель кричит, как зверь,

протяжно и сердито,

не запирайте вашу дверь,

пусть будет дверь открыта.

И если ляжет долгий путь,

нелегкий путь, представьте,

дверь не забудьте распахнуть,

открытой дверь оставьте.

И уходя в ночной тиши,

без лишних слов решайте:

огонь сосны с огнем души

в печи перемешайте.

Пусть будет теплою стена

и мягкою – скамейка...

Дверям закрытым – грош цена,

замку цена – копейка!

Учитель: Как вы поняли стихотворение Б. Окуджавы?

Почему поэт призывает «открыть двери» перед человеком?

(Дети отвечают)

9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт. Вы догадались, о какой песне идет речь?

Дети: «Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы.

Учитель: Мы исполняли эту песню хором, слушали, как поет солист.

А сейчас продумайте свою интерпретацию песни Б. Окуджавы. Что такое интерпретация? Откуда идет музыкальный строй песни? (Обратить внимание детей на то, что музыкальный строй песни идет от текста, речи.)

Попробуйте составить свой исполнительский план.

(Дети говорят свои варианты исполнения для каждого куплета. Учитель записывает на доске. Исполнение песни учащимися, соответственно составленному плану (интерпретация)).

Учитель: Какой образ создал композитор в этой песне?

(Дети отвечают)

Учитель: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.

На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни. В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум.

На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...