Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие универсальности в средствах массовой информации




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра журналистики

Универсализация деятельности регионального тележурналиста (на примере работ А.К. Алексеевой, ГТРК «Белгород, 2014-2015 гг., творческая работа)

Выпускная квалификационная работа

Студентки очной формы обучения

направления подготовки 031300.62 Журналистика

Курса группы 86001211

Алексеевой Алисы Константиновны

Научный руководитель

канд. филол. наук

доцент кафедры журналистики

Нарожняя С.М.

Рецензент

канд. филол. наук

доцент кафедры журналистики

Черкашина А.А.

БЕЛГОРОД 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

Глава 1. Роль универсальности в журналистской профессии..……….6

1.1. Понятие универсализма в средствах массовой информации………..6

1.2. Особенности функционирования регионального телевидения…….13

 

Глава 2. ГТРК «Белгород» в информационном пространстве Белгородской области………………………………………………………23

2.1. Жанрово-тематические особенности эфира ГТРК «Белгород»…….....25

2.2. Жизнь региона глазами белгородских тележурналистов: тематика работ А.К. Алексеевой……………………………………………………………….30

2.3. Жанровое своеобразие работ А.К.Алексеевой…………………………39

2.4.Особенности телевизионного языка в работах А.К.Алексеевой………………………………………………………………..45

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………53

Список использованной литературы……………………………………...56

Список источников…………………………………………………………..60

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Профессия журналиста сегодня охватывает всё больше областей применения: источниками информации служат радио, периодическая печать, Интернет, телевидение. Обратим внимание на последнее. Телевидение является одним из наиболее популярных и доступных средств массовой информации и охватывает большую аудиторию. Тем не менее, профессия телевизионного журналиста на современном информационном рынке предъявляет всё больше требований. Визуализация контента обязывает сотрудников редакций не только грамотно мыслить, внятно говорить, но и гармонично смотреться в кадре. Кроме того, начальным пунктом формирования редакционной цели является наличие у журналистов обширного круга интересов.

Журналистика, в том числе и телевизионная, всегда подразумевает универсализм. Это связано с тем, что в современных условиях сотрудники телекомпании обязаны отображать действительность во всём её многообразии, используя при этом все доступные им средства и формы подачи информации. При этом мера и степень универсальности обозначены, на наш взгляд, и профессиональным уровнем редакции, и количеством её сотрудников, и заинтересованностью самих журналистов в той или иной теме или проблеме.

Стремление к универсальности находит свое отражение также в изменчивости профессиональных амплуа. Это связано с тем, что в современном журналистском понимании процессы осмысления взглядов на отдельные аспекты профессиональной деятельности, обновления журналистских интересов и способов работы являются очень мобильными. Кроме владения всеми телевизионными жанрами, способностью совмещать оперативность и глубокий анализ при подаче информации, журналист, работающий в телекомпании, должен уметь сочетать в себе несколько специализаций, и чем шире их круг, тем универсальней сотрудник. Прежде всего, это требование касается работников небольших редакций, региональных, местных телекомпаний, где финансовые и иные ресурсы не позволяют увеличить штат сотрудников корреспондентами узкого профиля.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью детального анализа материалов, выходящих в эфир региональных информационно-аналитических выпусков, для того чтобы проверить на предмет универсальности деятельность местных телевизионных журналистов.

Объект исследования – жанрово-тематическое своеобразие материалов, выходящих в эфир ГТРК «Белгород».

Предмет исследования – сетка вещания эфира ГТРК «Белгород».

Целью работы является определение профессионального уровня региональных тележурналистов и широты круга освещаемых ими тем и проблем в жизни региона.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- изучение теоретического материала по выбранной теме;

- определение роли локального телевидения в жизни региона;

- выявление роли универсальности в работе журналиста;

- выделение специфических особенностей работы регионального тележурналиста;

- проведение практического анализа конкретных примеров.

Понятию универсальности в журналистской деятельности посвящено большое количество трудов. Специфика телевидения и его языка, формы подачи информации и воздействия на аудиторию находят отражение в работах искусствоведов, социологов, психологов, практиков и теоретиков журналистики. Основные особенности функционирования региональной тележурналистики представлены в исследованиях А.В. Рыжова, М.Н. Кима, Н.В. Зверевой. Кроме того, теоретической основой исследования также стали работы А.А. Тертычного, Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского, А.А. Зайцевой, М.А. Бережной, С.Г. Корконосенко, Р.П. Овсепяна и др.

В качестве эмпирического материала использованы работы внештатного корреспондента ГТРК «Белгород» А.К. Алексеевой. Проведён анализ 180 видеосюжетов, видеорядов и репортажей, вышедших в эфир ГТРК «Белгород» в 2014-2015 гг.

Для проведения исследования применен ряд методов:

- наблюдение;

- теоретический анализ научной литературы;

- описательно-аналитический метод для изучения теоретических и практических работ отечественных и зарубежных исследователей;

- анализ контента телеэфира ГТРК «Белгород»;

- метод систематизации и классификации материалов;

- графический метод.

Структура работы определяется логикой исследования и соответствует поставленным задачам. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, цитируемых источников.

 

 

Глава 1. Роль универсальности в журналистской профессии

Понятие универсальности в средствах массовой информации

Рассмотрение профессиональных специализаций в журналистике предполагает отсутствие определенной модели навыков. Для специалистов-репортеров в большей степени характерны такие качества, как мобильность и оперативность, которые обеспечивают успех в работе с быстро циркулирующей информацией. У аналитиков, наоборот, приоритетны логика, задатки исследователя и глубина мышления. За основу творческих способностей публицистов относят образность в восприятии окружающей действительности. Телерадиоведущие оперируют в своей работе личным обаянием, артистизмом и умением выгодно смотреться в кадре [Виноградова 2000: 64].

Не существует также определившегося мнения о том, каковы главные составляющие в работе журналиста. Некоторые исследователи останавливают внимание на журналисте как непосредственном участнике событий или их очевидце и считают это явление главным в профессиональной деятельности. Тем не менее, зарубежный и отечественный опыт прессы говорит о том, что определяющими факторами в работе журналиста являются организованная система источников информации при поиске и обработке фактов, а также расширенная база данных, которые служат основой оперативной, честной, точной работы. Американские теоретики предполагают разделение журналистов-репортеров на две группы: общего и узкого назначения. Первые должны обладать широким кругозором и способностью готовить информационный продукт на любую тему, другие ограничены отражением в своей деятельности только той узкой сферы, в которой они специализируются. Как считают американские авторы, такие корреспонденты не обязаны иметь специального образования – гораздо важнее уметь писать материалы [Виноградова 2000: 117].

Развитие журналистских специализаций отражается в их совершенствовании и оттачивании. Динамизм в творчестве может быть достигнут не только с помощью изучения литературы, но и посредством практики, ежедневной работы над профессиональным уровнем.

Раскрытие творческого потенциала журналиста воплощается в процессе профессионального обучения. Подготовка журналистских кадров сегодня осуществляется широко и предоставляет возможности для формирования профессиональной индивидуальности. Её осуществляют университеты, колледжи, институты, кроме того, существует множество курсов для подготовки будущих сотрудников СМИ, в том числе и международного уровня. Большой круг образовательных возможностей способствует раннему обнаружению в себе нужных интересов, которые будут отвечать особенностям характера, склонностям, потребностям будущего журналиста, кроме того, помогут ему достичь подлинного профессионализма. Однако объединение теоретических навыков и способностей не позволяет в полной мере иметь представление о журналистском труде, так как оригинальность человека – в нашем понимании журналиста – и его мировоззрение проявляются в соотношении с окружающей действительностью [Виноградова 2000: 152].

Осуществляя свою профессиональную деятельность, журналист часто оказывается в центре пересечения общественных интересов, личностных и групповых конфликтов. Он стоит перед выбором пути поведения в сложившихся обстоятельствах, зачастую выстраивая отношения с властью, политическими или иными организациями, а также редакциями, издателями и распространителями информации. Таким образом, он может быть и объектом, и субъектом, и средством в процессе распространения информации.

Это значит, что процесс познания у журналистов не только ответственен и обширен по объему, но и разнообразен. Профессиональные задачи приходится чаще решать одному и в предельно короткие сроки, даже когда уровень компетентности сотрудника СМИ не является высоким. [Виноградова 2000: 175]. Кроме того, большинство ситуаций, освещаемых в СМИ, связаны с межличностным общением, следовательно, на плечи журналиста ложится эмоциональная ноша, состоящая из переживаний, зачастую вызванных недоброжелательным отношением со стороны участников конфликта. Отсюда вытекает высокое эмоциональное напряжение, которое может увеличить вероятность неточностей в будущем журналистском произведении. Еще один фактор, усложняющий освоение реальности, связан с тем, что журналист всегда находится не на «своей» территории – в малознакомой обстановке, которая обуславливает требование в усилении адаптационных навыков. В то же время эта территория может находиться и на земле, и под ней, и в небе.

Осуществляя свою деятельность, сотрудники редакции должны учитывать следующие аспекты процесса поиска информации:

- тема, насколько актуальной и значимой для аудитории она будет;

- событие, его новизна;

- аудитория, которой будет адресован журналистский материал.

Эти обстоятельства приводят к выводу о том, что формирование и развитие профессиональной журналистской деятельности складываются в процессе познавания форм, методов и процедур, которые помогают будущему работнику СМИ формировать осмысленное представление о происходящей действительности и готовить надежный информационный продукт.

Журналист-профессионал должен являться коммуникатором, поскольку специалисты этой профессии занимают особое место в системе массовых связей. От их творческого потенциала и профессионализма зависит контакт между слоями общества, состояние информационной структуры, обмен мнений, распределение данных и так далее. Иными словами, журналистике присущ такой признак, как универсализм [Квит 2008: 15].

Понятие универсальности в журналистике стало особенно популярно в процессе конвергенции СМИ. Универсальный журналист сегодня должен готовить материалы для разных СМИ – такое мнение сложилось достаточно давно.

Многие отечественные эксперты рассматривают тему журналистского образования в условиях совершенствования информационных технологий и приходят к вопросу о том, должен ли корреспондент, например, телерадиокомпании, уметь готовить материалы для радио или печатных СМИ [Виноградова 2000: 17]. Кроме того, универсализм как явление рассматривается не только в технологическом аспекте, но и в жанрово-тематической многогранности журналиста.

Универсализм в журналистике начинается с отбора новостей, со способностей сотрудников СМИ осознавать их актуальность, с умения грамотно и интересно изложить информацию аудитории. Эти факторы определяют общую логику профессии, а также её общественные и правовые положения.

Украинский исследователь С.М. Квит пишет: «Хороший журналист, журналист-универсал, прежде всего, должен быть хорошим репортером и обладать следующими качествами» [Цит. по: Квит 2008: 123]:

1) Врожденный или приобретенный с опытом работы «нюх» на новости, который основан на умении глубоко вникать в проблему, событие;

2) Пристрастие к безошибочности;

3) Умение полагаться только на достоверные факты, избегая неточных предположений;

4) Отсутствие страха в межличностном общении, независимо от пола, возраста, социального статуса собеседника;

5) Осознание ответственности за недостоверную, необъективную информацию;

6) Следование правилам редакционного состава;

7) Умение писать «вкусно», то есть интересно для аудитории;

8) Способность к преодолению препятствий, которые могут возникнуть в процессе поиска информации.

Журналисты-профессионалы должны бросать вызов обыденности, несправедливости не только в рабочее время, но и в обыденной жизни. Они не сужают круг методов поиска и обработки информации, а наоборот, расширяют его; они пытаются искать новизну в процессе работы, не останавливаясь на достигнутом; они не ограничиваются одной идеей и всегда способны к вариативности.

По мнению М.Н. Кима, заведующего кафедрой журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, универсальные журналисты не могут быть узкими специалистами. Сотрудник СМИ, претендующий на универсальность, должен быть готов к работе в любых обстоятельствах, обладать жанровой оснащенностью, способностью не только информировать, но и анализировать фактов, а в иных случаях и вовсе развлекать аудиторию. Он должен обладать навыками редактуры и макетирования, а также уметь создавать материалы «от а до я», иными словами, быть и верстальщиком, и монтажером, и звукорежиссером в зависимости от его профессионального амплуа [Ким 2001: 136].

Множество предметных оснований, наблюдаемых в журналистской деятельности, обуславливает присутствие разнообразных специализаций и профессий, имеющих сегодня тенденцию к усложнению. Неограниченный выбор творческой ориентации дает возможность редакторам и руководителям более тщательно соотнести профессиональные возможности и силы сотрудников, исходя из их личных качеств и навыков [Ким 2001: 85]. В коллективах редакций телевидения, радио, печатных или Интернет-СМИ сегодня нередки случаи, когда журналисты могут проявить себя в разных специальностях. Например шеф-редактор телевидения может делать отличные репортажи для информационных выпусков новостей, сотрудник аналитического отдела газеты создавать фельетоны, очерки и т.д. Этот факт говорит о том, современные редакции СМИ обладают штатам, состоящими из одаренных, разносторонних личностей.

Теоретики журналистики предлагают следующую дифференциацию специализаций работников СМИ [Ким 2001: 79]:

1) Тип издания (журналист, ориентирующийся в работе на молодежь, корреспондент отечественного или зарубежного издания и т.п.);

2) Тематический признак (спортивный журналист, экономический, политический обозреватель и т.д.);

3) Жанровые особенности профессии (репортер, фельетонист и др.).

Разнообразие категорий журналистских специальностей – известный факт, однако существует проблема, вызывающая у теоретиков и практиков регулярные споры о том, совместимы ли универсализм и специализация в процессе усложнения профессиональных задач. Сами же коллективы редакций этот вопрос решают разнообразными способами. Одни руководители не ограничивают сотрудников в «штатных» ролях и гармонично сочетают универсальность журналиста с его специализацией. Другие, наоборот, разделяют эти понятия и не дают корреспондентам возможность проявить себя в иных амплуа.

По-другому обстоит ситуация, когда в редакционном коллективе появляется новый, молодой сотрудник. Чтобы предостеречь новоиспеченного журналиста от неосновательного освещения тех или иных тем или событий, редактор предлагает ему сначала остановиться на разработке одной, узкой проблематики [Ким 2001: 94]. С тех пор, как корреспондент начинает проявлять высокую компетентность в выбранной им теме, руководство может положиться на него как на надежного сотрудника, способного к глубокому изучению фактов и явлений, и начинает ждать новых идей, инициатив для поиска другой актуальной информации. Впоследствии свободное владение новыми тематическими возможностями позволяет новичкам легче и быстрее осваивать другие сферы жизни региона или страны в целом.

Но быть «всезнайкой», как и в любых других профессиях, в журналистике практически нереально. По этой причине большинство сотрудников редакций всё-таки оставляют за собой развитие в деятельности одной ведущей темы.

Специализация и универсализм, полагаем, могут сливаться в журналистике. Это сочетание позволит СМИ не только откликаться на злобу дня, оказывать существенное влияние на массы, но и преодолевать однотипность мыслей, добиваться идейной новизны и остроты взгляда на окружающую действительность [Ким 2001: 178].

В условиях увеличения требований к журналистской квалификации встаёт вопрос не только о необходимом умении уверенно владеть большим количеством информационных и других жанров, о сочетании оперативности с глубоким анализом. Универсальность журналиста сегодня оборачивается требованием совмещать несколько направлений, профилей профессиональной деятельности [Ким 2008: 93]. Это явление, прежде всего, касается сотрудников небольших изданий, региональных, местных редакций. Корреспондент локального телевидения будет уверенней чувствовать себя в условиях, если он сможет подготовить репортаж не только на социальную тему, но и коснуться в своём творчестве культуры, спорта, экономики, политика региона и т.п. Таким образом, он сможет повысить свой квалификационный уровень, в то время как редакция ограничит себя в расходах на оплату труда новому, ненужному сотруднику узкой специализации.

Кроме вышеназванных качеств журналиста-репортера, предложенных С.М. Квитом, М.Н. Ким добавляет следующие, характеризующие представителя СМИ как универсала:

1) Обязательность в характере и коммуникабельность;

2) Знание политической, экономической, социальной и других обстановок в жизни региона и государства;

3) Самостоятельность в выборе темы работы;

4) Увеличенная работоспособность;

5) Умение находиться в коллективе;

6) Умение воспринимать критику, как со стороны коллег-профессионалов, так и от окружающих людей;

7) Эрудиция и аналитическое мышление [Ким 2001: 124].

Подобные перечисления могут быть продолжены, однако приведенные выше высказывания достаточно точно подтверждают, насколько широки требования, которые сегодня предъявлены к профессии журналиста. С одной стороны, они имеют отношение к навыкам и умениям сотрудников СМИ и проявляются в многогранности мышления, с другой – журналист должен владеть более глубокими знаниями в определенной теме [Ким 2001: 67]. Сталкиваясь с подобными трудностями, начинающие корреспонденты, сотрудники редакций теряются, не осознавая, что в их дальнейшей практической деятельности узкая специализация, владение тесным кругом тематических возможностей будут ограничивать как творческое мышление самого журналиста, так и доверие к нему со стороны руководства.

Тем не менее, совместить универсальность и специализацию для журналистов становится все проблематичней. Большинству сегодняшних редакций нужны не просто грамотные журналисты, способные оперативно готовить свои работы, но и те, кто будет разбираться в узкой проблематике. Это положение в особенности отражает деятельность изданий узкого профиля, к примеру, специализирующихся на экономике, психологии и т.п. Впрочем, несмотря на попытки ограничения специализации в редакционном штате, от понятия универсализации в журналистике уйти невозможно, так как сотрудники СМИ сегодня в большинстве своём желают расширять тематический, жанровый, технологический кругозор в профессиональных или личных целях.

 

 

1.2. Особенности функционирования регионального телевидения

Условия разделения обязанностей между центром и субъектами России определили рост значения информационного контакта, как внутри самих локальных объединений, так и между ними, иными словами, на региональном уровне. Один из институтов, который обслуживает их потребности в информации, – журналистика регионов. Местное телевидение сегодня активно борется с коллегами-федералами за аудиторию, и далеко не всегда эта борьба оказывается безуспешной. Тем не менее, локальное телевидение является специфической отраслью журналистской деятельности, отличаясь от федерального рядом особенностей. В большинстве своём они связаны с особенностями самого региона, а именно с интересами местной аудитории [Овсепян 1999: 92]. В исследованиях по практике, истории и теории журналистики понятия «местная», «провинциальная», «периферийная», «региональная» являются синонимами губернской и областной журналистики. Термин «регион» носит и определенный географический характер, когда население субъекта связано между собой культурной, экономической, социальной, духовной жизнью.

Государственное и коммерческое телевидение, в свою очередь, ориентировано на одну аудиторию. Региональное ТВ оказывает на неё весомое воздействие, так как телевидение сегодня остаётся самым распространённым источником информации. Сотрудник локального издания, телерадиокомпании, Интернет-СМИ учитывает в своей работе определенные факторы – религиозные, исторические, демографические и др., – которые могут выявить интересы аудитории. В сочетании с реальностью эти факторы становятся условиями, которые окружают регионального журналиста в его работе [Зверева 2001: 14].

Два десятилетия назад региональные телерадиокомпании являлись звеньями одной системы телевидения СССР. Процесс демократизации телевещания обозначил новые требования к местному ТВ. Оно было обязано возместить недостаток информации о событиях и проблемах, которые касались конкретных регионов РФ. Как считает Е.А. Корнилов, российский исследователь практической журналистики: «Востребованность местной журналистики определяется существованием самих государств, обладающих территориально-административными структурами, а также разнообразными национальными, этническими, социальными и иными группами, которые связаны особенностями местности их проживания и общиеми потребности в информации» [Цит. по: Корнилов 1999: 159].

Планирование деятельности создаваемых телестудий и упорядочивание вещания требует достаточно точных знаний состава зрительской аудитории и особенностей её внешней среды, однако изучение фногофакторных характеристик отдельных субъектов ведётся малоэффективно. Современного исследователя вряд ли будут удовлетворять распространённые в последнее время измерения рейтингов телепрограмм, а также их влияние на политику редакций телевизионных СМИ. Кроме того, ещё в меньшей степени будут актуальными изредка проводимые социологические исследования локальной телеаудитории.

Тем не менее, если в проведении исследований региональные медиа уступают федеральным, то в уникальности местные тележурналисты вне конкуренции.

Местное телевещание прочно занимает свою нишу в государственной системе. Региональная тележурналистика всё ещё сохраняет такие жанры, как телеочерк, документальное кино, которые частично или в полной мере исчезли с экранов центральных каналов. Несмотря на то, что далеко не все регионы могут позволить себе большие финансовые затраты для съёмок подобных программ, оригинальность содержания и новизну идей не заменит никакая техническая оснащённость. Через призму регионального телевидения – государственного и коммерческого – отражается духовное начало страны, составляющее её основу, поскольку местные телекомпании стремятся сохранить особенности культуры своего края, родной язык и сложившиеся традиции [Бабина 2013: 4].

Условия, задачи и возможности работы региональных журналистов во многом отличаются от федеральных. На столичных телеканалах всегда актуальна жесткая конкуренция межу сотрудниками, требующая больших усилий и регулярной работы над своим профессиональным уровнем. На местном ТВ такая конкуренция практически отсутствует. Зачастую только любовь к профессии и «наркотическая» от неё зависимость удерживают журналиста в редакции, поскольку финансовое стимулирование сотрудников фактически отсутствует [Корконосенко 2001: 75].

Оперативность в работе местных телекомпаний требует сложившейся и устойчивой технической базы, что в большинстве своём недоступно региональному ТВ или доступно частично [Зверева 2001: 37].

Е.А. Корнилов в своих работах пишет о том, местная тележурналистика способна решать общественные, культурно-этнические, административные и другие задачи региона, однако ряд причин, носящих, в основном, экономический характер, не позволяет их решать в полной мере, поскольку зачастую у местных телевизионных каналов нет возможности производить достаточное количество программ, заполняющих эфирное время. Структурного подхода к распределению профессиональных обязанностей, который существует в столичных телекомпаниях, на местном уровне пока нет. У провинциальных редакций СМИ нет того объёма средств, с помощью которого можно выкупить готовый информационный продукт для последующего воспроизведения, они также не всегда могут покрыть расходы на производство этого продукта, в особенности если он представляет собой развлекательную или, например, публицистическую программу [Корнилов 1999: 97]. Эти обстоятельства часто вынуждают руководителей региональных телерадиокомпаний обращаться к продукции столичных коллег, таким образом активизируя процесс профессиональной экспансии.

Вместе с тем сегодня региональная тележурналистика постепенно превращается в мощную разветвленную систему. Локальное телевидение в последние годы стало активно овладевать электоральными функциями в жизни региона, участвовать в избирательных процессах и кампаниях. Как считают некоторые исследователи, это связано с тем, что у местных политических элит появляется необходимость в своём информационном потоке, через который они смогли бы напрямую воздействовать на мнение общества. Локальное ТВ дает возможность городским, областным, районным администрациям обратиться к своей аудитории, оказывая тем самым влияние не только аргументированной логикой, но и непосредственным эмоциональным побуждением, тональной высотой выступления, иными словами – нематериальными, но крайне важными составляющими процесса коммуникации [Корнилов 1999: 115].

Кроме того, местное ТВ является электоральным проводником не только на региональном уровне, но и на федеральном. Локальные телекомпании считают выгодным и престижным участвовать в избирательных процессах и предвыборных кампаниях кандидатов в органы исполнительной и законодательной власти государства. Они предоставляют в своем эфире материалы и телевизионные ролики, которые содержат контекстуальную рекламу, подготовленную столичными коллегами. Экспансия политики федеральных каналов в регионы проявляется в том, что по окончании подготовки эфирного продукта в Москве не утоливших чувства информационного голода зрителей остается немало. Впоследствии их внимание переходит к эфиру местного уровня, выступающего в роли «разменного товара» [Зверева 2001: 131]. «Нищие, так и не вставшие на ноги региональные компании готовы на все, как те эскимосы, отдавшие бледнолицым колонизаторам за глоток “огненной воды” несметные богатства, цены которым просто не знали. Ситуация очень уж схожа еще и потому, что “эскимосы” нашего времени, то бишь региональные телекомпании, за свой товар (эфир), как и хозяева тундры за пушнину, денег не получают, они получают натурой, то есть низкопробными триллерами и другим не первой свежести продуктом, которым и заполняют эфир. Зато конквистадоры от телебизнеса имеют живую и нехудую копеечку: в обмен на залежалый товар за дешево получают гарантированные на всей территории России широкие рекламные окна» [Цит. по: Корнилов 1999: 85].

Несмотря на финансовую ограниченность, региональное ТВ занимает более выигрышное положение, в отличие от любого федерального канала. Это связано с тем, что эфир местных телерадиокомпаний заполняют события и проблемы не общероссийского, а локального масштаба [Зверева 2001: 57]. Общество заинтересовано в информации о происшествиях на своих улицах, действиях местного правительства, состоянии и проблемах дорог, об экологической обстановке села, поселка, города, где оно проживает.

Тележурналистика в регионах призвана освещать местную проблематику, общаться со «своей» аудиторией, жизнь которой местному телевидению гораздо понятней и ближе. Эффективность работы на телевидении сопровождается знанием своей аудитории. Пенсионеры, бизнесмены, учителя, домохозяйки, художники и др. – зрители регионального эфира, в то время как аудитория федеральных каналов является более абстрактной. Региональные новости отличает персонифицированность, доброжелательность в стиле изложения, таким образом они вызывают больше доверия у зрителей. К специфическим преимуществам местного ТВ можно также отнести высокий уровень поддержки аудитории тех, кто всеми силами старается проводить качественную журналистскую работу. Например, удачный комментарий журналиста по поводу «острой» проблемы или откровенный вопрос чиновнику зрители не только оценят, но и запомнят надолго. Следует отметить, что в силу такой экономической особенности регионального телевидения, как достаточно низкий уровень заработной платы, журналисты таких телекомпаний в ещё большей степени становятся ближе своей аудитории. Они могут так же пользоваться и быть недовольными общественным транспортом, оставаться без электроэнергии и мучиться вопросом о резко выросших ценах на продукты [Зверева 2004, 88].

Местное ТВ в большей степени, чем центральное, подвержено влиянию учредителей, которые могут отбирать и в то же время «отсеивать» ненужную, на их взгляд, или вовсе портящую репутацию региона информацию. В своих работах теоретики региональной журналистики отмечают, что местная власть в лице губернатора и мэра должна заниматься повышением уровня жизни населения, решать социальные проблемы и т.д. Региональные телекомпании, в свою очередь, должны тщательно следить за действиями правительства, выявлять нарушения в законодательстве, освещать коррупционную ситуацию региона, вместе с тем показывая успехи и достижения властей (если такие имеются), проводить «телезабеги» по противостоянию социальным или иным бедам [Зверева 2004: 49-50]. Такова идеальная схема, которая сегодня не успешна практически ни в одном из субъектов страны. Наоборот, местные власти стремятся вкладывать бюджетные средства в организацию телекомпании с целью контролировать их деятельность.

Ещё одно одна особенность регионального ТВ – это универсальность местных журналистов в их профессиональной деятельности [Коновалова 1999: 21]. Федеральные каналы обладают четким и фиксированным распределением труда и обязанностей, когда каждый сотрудник занимается только тем, что он обязан делать в силу своей специализации. На региональном уровне подобные ситуации складываются достаточно редко.

Местные редакции телевидения не имеют возможности установить конкретную узкую специализацию за каждым работником. Зачастую местные тележурналисты выступают также в роли редактора, ведущего программ, звукорежиссёра, а иногда даже монтажёра – такого расширения обязанностей трудно избежать в виду ограничения технических или творческих ресурсов. С другой стороны, универсализация деятельности позволяет корреспонденту или иному сотруднику попробовать себя в различных журналистских амплуа.

Необходимо отметить, что тенденция к универсальности на региональном телевидении обусловлена его переходом на цифровое вещание, а также развитием Интернет-технологий. Поэтому в неменьшей мере, чем федеральные, местные телекомпании заслуживают подробного и тщательного изучения, объективного исследования и анализа [Бабина 2013:5]. «Телевидение в каждой стране сильно, в первую очередь, на региональном уровне – на одних центральных каналах далеко не уедешь» [Цит. по: Познер 1998: 14].

Одной из отличительных особенностей региональных СМИ по-прежнему является индивидуальность журналиста. В первую очередь, сотрудник редакции может быть экспертом узкого тематического профиля, благодаря чему он удостаивается внимания и доверия зрительской аудитории, что становится особенно важным на периферии – в небольших городах и селах. С другой стороны, образцовым можно назвать журналиста, способного к работе с различной проблематикой и жанровой разнообразностью [Бабина 2013: 4]. Современный корреспондент регионального уровня должен уметь подготовить материал для различных медиаплатформ, не только оставаясь профессионалом одной отрасли, но и владея другими направленностями.

В отличие от коллег-федералов, местный коррепондент обладает меньшим объемом информации. Время от времени приходится производить не только отбор информации, но и её мучительный поиск, поэтому новым и оттого не менее важным качеством регионального журналиста является способность оперативно ориентироваться в Интернет-ресурсах, в таких, как, например, «Livejournal», «Twitter», «ВКонтакте и др.». Кроме того, имеет роль способ обмена сетевой информацией с редакцией – ноутбук, телефон, планшет и др.

На местном ТВ в обязанности корреспондента часто входит полный этап подготовительной работы видеоматериала – поиск темы, предварительное общение с будущими героями, работа на месте съёмок и др, в то время как в редакциях столичных телекомпанией этой работой занимается целый штат сотрудников.

В таких условиях каждый журналист осуществляет свою работу так, как ему позволяют творческие возможности, этические и моральные принципы.

Человек может найти своё место в редакционном коллективе быстрее и с наименьшими потерями, владея такой чертой, как творческая разносторонность, на федеральном уровне такая особенность не представляется возможной. Таким образом, региональное ТВ в виду своей универсальности способно считаться хорошей школой для тележурналиста, особенно начинающего. Нередки случаи, когда, пройдя региональную школу, журналист продолжает карьеру в редакции столичной телекомпании. Его востребованность в таком случае будет объясняться не только талантом, но и способностью адаптироваться к новым обязанностям и условиям [Зверева 2004: 63].

Существует достаточно много различий как в творческой работе корреспондентов центрального и местного телевидения, так и в условиях их профессиональной деятельности. Тем не менее, общими требованиями к тележурналистами любого канала остаются высокий уровень профессионализма, точный отбор информации, учет интересов и различных особенностей аудитории, доступный язык, эмоциональный окрас материалов, подача только верифицированных фактов и др.

Выводы по главе

Тенденции развития современных средств массовой информации и их оснащенности приводят к такому понятию, как универсализация в журналистской деятельности. Совершенствование технической базы, рост профессиональных обязанностей и задач требуют от журналистов расширения специализации и творческого мировоззрения. Уважающий свою профессию сотрудник СМИ обязан уметь проявлять себя в различных амплуа – от корреспондента до редактора – и быть разносторонней личностью.

Особую нишу в масс-медиа занимают региональные СМИ. Печать, Интернет-журналистика, телевидение локального уровня являются информационными проводниками не только на федеральном, но и в большей степени на локальном уровне. Знание своего зрителя и близость к нему позволяют местным журналистам более глубоко изучать проблемы и события, происходящие в пределах региона.

Конфликтные ситуации, происшествия, действия местного правительства находят отражение в деятельности областных, городских телекомпаний. Из года в год профессиональный уровень их сотрудников растёт, что проявляется в тематической и жанровой оснащенности штата. Несмотря на наличие у большинства корреспондентов определенной направленности в работе, неспособность редакций телевидения содержать большое количество работников заставляет журналистов организовывать свою деятельность таким образом, чтобы обеспечивать зрителей продукцией, которая касается экономической, политической, социальной, культурной жизни региона. Кроме того, корреспондент-телевизионщик сегодня может заниматься не только информационными выпусками, но и быть аналитиком, а иногда и готовить развлекательный контент. Расширяются и границы специализации сотрудников – операторы, редакторы, звукорежиссеры, репортеры могут заменять друг друга, совмещая при этом свою основную работу с дополнительной.

Таким образом, можно смело говорить о трансформации в журналистской профессии. Тем не менее, у таких изменений существуют как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам отнесём:

- возможность профессионального роста;

- расширение знаний о регионе;

- разнообразие журналистского амплуа.

Среди отрицательных аспектов обнаруживаем:

- увеличение эмоциональной, физической нагрузки на корреспондента;

- отсутствие финансового стимулирования со стороны руководства;

- возможность поверхностного отношения к освещаемым темам.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...