Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности телевизионного языка в работах А.К.Алексеевой




Специфика языка телевидения и, пожалуй, его главная отличительная особенность заключается в том, что, в отличие от продукции других СМИ, работы сотрудников телевидения оцениваются аудиторией не на бумаге, а благодаря зрению и слуху. Это означает, что окончательное оформление видеоматериала происходит только в процессе произнесения текста. В ходе его подготовки корреспондент регионального телевидения должен иметь в виду следующие правила:

1. Нельзя дважды повторить то, что было озвучено ранее, следовательно, нужно брать ориентир на исходное восприятие текста зрителями.

2. Зрителями журналистского материала выступают люди разных профессий, возрастов, интересов, культурных или иных предпочтений, поэтому не стоит адресовать свою работу конкретному слою населения региона.

3. Встреча с журналистом на экране, скорее всего, для большей части аудитории окажется случайной, это значит, что преувеличение своей значимости в эфире вряд ли повысит профессиональный уровень корреспондента в глазах зрителей.

Учет этих ключевых моментов предполагает, что речь журналиста-телевизионщика должна быть доходчивой и конкретной по содержанию, а также непринужденной по тону: «На сцене – артисты театра имени Щепкина. Постановка собрана из лучших произведений о войне. Звучат отрывки из прозы Виктора Астафьева, песни Булата Окуджавы, слова Анны Ахматовой» (Алексеева, Спектакль от 07.05.2015). Таким образом, сюжет или репортаж будет максимально эффективным, если оптимально в нём выстроятся элементы личностной и социальной ориентированности в общении.

Кроме того, интонация речи, которая используется в СМИ, весомо отличается от интонации непринужденного общения «нейтральностью» основной тональности текста. Корреспондент А.К. Алексеева не повышает в своих работах голос до крика и не понижает до еле слышного шепота; каждое слово звучит в большей или меньшей степени отчетливо; звуки не проглатываются, как это случается в ходе общения лицом к лицу с собеседником; паузы между речевыми тактами, словами и предложениями в целом не выходят за рамки строго обусловленных границ.

Ещё одной особенностью телевизионного языка является его диалогизированность. Диалог представляет собой принцип взаимодействия между людьми, взаимоуправления друг другом. В речевой коммуникации диалог означает процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций-суждений [Муратов 2003: 87].

Актуальность принципа диалогизации речи на телевидении определяется тем, что журналист воспринимается публикой, прежде всего, как партнер по взаимодействию. Если это ожидание не подтверждается, то существенно снижается эффективность воздействия его видеоматериала и возможность поддержания внимания и интереса.

Вместе с тем реализация принципа диалога в телепередачах требует использования особых драматургических и стилистических средств. Своеобразие телебеседы состоит в том, что собеседники присутствуют не в одном месте, а отделены друг от друга пространством, поэтому выступающий в кадре или перед микрофоном должен предугадать реакцию зрителя и суметь ответить на нее. Беседа строится в расчете на невидимого собеседника, который мыслится как активный участник двустороннего контакта. Поэтому здесь необходимо учитывать иные, отличные от тех, что выражает говорящий, мнения и позиции по обсуждаемым вопросам, предвидеть различные точки зрения на проблему, аргументируя собственную. Зритель должен чувствовать ход мыслей журналиста: вместе с сотрудником СМИ он оказывается перед проблемой и вместе с ним приходит к определенным выводам. Этот процесс можно назвать сопереживанием, параллельным мышлением. Приём диалогизации в работе регионального корреспондента может отразить следующий информационный сюжет: «Какую сумму придётся потратить, чтобы подготовить ребёнка к учёбе? Ответ – на одном из школьных базаров Белгорода…широкий ассортимент позволяет найти товар на любой вкус и кошелёк. Рассмотрим самые экономичные варианты покупок. Существенный удар по родительскому кошельку нанесут канцелярские товары для начальной школы. Итого – от восьми до тринадцати с половиной тысяч рублей. Сумма внушительная, но никаких существенных наценок на товары, уверяют продавцы, нет» (Алексеева, Школа-деньги от 20.08.2015). Корреспондент А.К.Алексеева предлагает зрителю вместе с ней посетить школьные базары областного центра и сравнить цены на товары.

Для диалогической речи справедливы требования к устной речи в целом, а именно: лаконичность (немногословность), простые предложения и ко­роткие фразы: «Ещё одна знаковая для российской культуры личность – Николай Николаевич Страхов. Он родился в Белгороде в 1727-ом году и прожил 67 лет.На его счету множество статей, очерков, переводов западных ученых; его оценку боялись и одновременно уважали гении русского слова.Страхов был главным биографом и критиком Льва Николаевича Толстого» (Алексеева, Улицы от 22.10.2015).

Для до­стижения большего контакта со зрителем, большей до­ходчивости вполне допустимо использование:

1) Неправильного поряд­ка слов в предложении (инверсии): «Художественная, научная, специализированная, учебная – разнообразием литературы здесь по-прежнему полны товарные прилавки» (Алексеева, Книги от 27.08.2015);

2) Риторических вопросов, высказы­ваний с вводными словами и предложениями: «Главные критерии – время (на выполнение задания дается не более десяти минут) и минимальное количество штрафных баллов за небрежное обращение с пострадавшими и неправильное использование оборудования» (Алексеева, Соревнования МЧС от 19.08.2015).

Помимо рассмотренных нами особенностей, важным условием организации речи корреспондента является то, что телетекст должен быть удобен для звукового воспроизводства и слухового восприятия.

Полезным для практической деятельности как редактора, так и корреспондента телевидения представляет­ся владение следующими навыками:

1. Выделение в особые фразы (после точки, двоеточия, точки с запятой) придаточных предложений, вводимых союзами пото­му что, причем, хотя, ибо. так как и т.п., а также фраз, присоединяемых к предыдущей фразе при помощи союзов да, и, но и др.: «Развитые не по годам, ученики этой школы вновь покорили интеллектуальный олимп. Уже 3-й год они участвуют в научном фестивале, и каждый раз привозят домой высокие награды» (Алексеева,32 лицей от 07.07.2015).

2. Замена громоздких цитат пересказом.

3. Расчленение в необходимых случаях сложных предложений на ряд простых: «Одна из объездных дорог в Белгородском районе. Поверхность ровная, по пути почти нет крутых поворотов. Казалось бы, здесь есть все условия для любителей экстремальной езды. Но не тут-то было! Скоростные планы водителей рушит останавливающий сигнал инспектора» (Алексеева, рейд ГИБДД от 26.05.2015).

4. Замена конструкции с причастными оборотами, с отглаголь­ными существительными, страдательными оборотами, с «нанизыванием» одинаковых падежей (чаще всего родительных) синонимичными синтаксическими конструкциями (обычно с личным глаголом действительного залога): «Торжественная линейка с возложением цветов памятнику Федору Хилушке – кинологу, который погиб при исполнении служебного долга» (Алексеева, Пробег от 07.11.2014).

5. Объяснение малоизвестных специальных терминов и названий: «Железный конь-1» – так называется один из тренажёров для подготовки армрестлеров. Он частично повторяет схватку с соперником, что позволяет детальней подготовиться к реальному бою» (Алексеева, Девушка-армрестлер от 16.03.15).

6. Умеренное использование цифрового материала (в необходи­мых случаях можно округлять дробные наименования в боль­ших числах, употреблять вместо цифр слова – вдвое, больше, по­ловины и т.д.): «По результатам многочисленных опросов, вернуться к зимнему времени согласились более половины россиян» (Алексеева, Зимнее время от 24.10.2014).

7. Замена сокращенных слов (типа и т.д., и т.п., и др., т.е.) полны­ми.

8. Обозначение апострофом места ударения в словах, вызываю­щих затруднения в процессе подготовки текста.

Таким образом, краткость фраз (на 14 15-м слове может насту­пить «порог внимания») и даже слов (очень длинные слова трудно произносить), их удобочитаемость и удобопроизносимость, пра­вильно поставленное ударение, расчленение фразы при помощи интонации необходимые условия для полного усвоения телевизионной информации [Муратов 2003: 126].

Одно из требований культуры телевизионной продукта благозвучие. Неудачная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция мешают восприятию материала на слух, отвлекают внимание от содержания высказывания. Для сотрудников телекомпаний важно избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, трудно­произносимых сочетаний звуков при соединении слов. В речевом потоке звуки должны быть подобраны так, чтобы речь была легко произносимой и в то же время отчетливой. Поэтому стечение мно­гих согласных или столкновение гласных создает неблагозвучную речь.

Интонация темп речи, паузы, тембр, гон речи, мелодика, ло­гическое ударение воспринимается зрителем как выражение внутреннего состояния, настроения, искренности (или неискренности) говорящего. Само звучание речи должно вызывать определенную реакцию у аудитории. Если ожидание слушателей обмануто, если интонация не дает эмоцио­нально-конкретного освещения смыслу, речь становится бездейственной. Поэтому сотрудники как федеральных, так и региональных телекомпаний регулярно работают над своим голосом. Прослушав видеоматериалы А.К. Алексеевой, можно сделать вывод, что с увеличением практического опыта уровень начитки новостей значительно повысился, в интонации голоса стала заметна уверенность в себе, заинтересованность в теме, эмоциональная оценка события.

 

 

 

Выводы по главе

Региональное телевидение в лице ГТРК «Белгород» сегодня успешно развивает штат своих сотрудников, кроме того, расширяется эфирное время вещания, формируются новые телевизионные проекты, передачи, программы. Корреспонденты компании стремятся овладеть все большим количеством тем, расширяя при этом и свой личный кругозор, и интересы общества, которое с каждым днём узнает всё больше нового и интересного о жизни своего региона с телеэкрана.

За более чем двадцатилетнее существование «ГТРК» сумела занять прочную и даже лидирующую позицию в телевизионном вещании региона. Практически каждый житель Белгородской области и соседних регионов имеет свободный доступ к эфиру телерадиокомпании. Этим обстоятельством обеспечивается авторитетность редакции данного СМИ, зрители считают такой источник информации надёжным. Это не может не стимулировать сотрудников на новые свершения, и если ранее корреспонденты неохотно занимались дополнительной проблематикой, круг журналистских интересов сегодня практически не ограничен. Особенной тенденцией в штате ГТРК «Белгород» становится приоритетное отношение к молодым журналистам, которые, в свою очередь, с течением времени перестают бояться профессии, а наоборот, становятся едва ли не ключевыми сотрудниками.

Способность мыслить свежо и разнообразно, оперативно добиваться поставленной цели, а также более быстрая обучаемость дают понять, что со временем процесс универсализации в региональной тележурналистике будет только ускоряться. Проанализировав двухлетний опыт сотрудничества А.К.Алексеевой с ГТРК «Белгород», можно прийти к однозначному выводу, что даже небольшой опыт в практической журналистике заставляет телевизионщика практически сразу трансформироваться в универсала. В ходе профессиональной деятельности А.К. Алексеевой нашли отражение такие темы, как культурная жизнь региона, образование, политика, экономика, спорт, религия, здравоохранение и др.

Жанровая составляющая в проанализированном творчестве также не отстаёт в своем разнообразии от тематической. В работе А.К.Алексеевой как корреспондента информационной службы телевидения обнаруживаются все три основных жанра, подходящих контенту ГТРК «Белгород»: видеоряд, информационный сюжет, репортаж.

Кроме того, после наблюдений за работой корреспондента в течение двух лет стали заметны существенные изменения в речевой структуре видеоматериалов: корреспондент А.К. Алексеева стала обнаруживать специфику телевизионного языка, подстраиваясь под его функциональные и стилистические особенности, в то же время работая над дикцией и интонацией голоса, его эмоциональной составляющей.

 

Заключение

В последние годы региональное телевизионное вещание стало одним из основных источников информации, благодаря которому местное население узнаёт о жизни своего региона. Зритель нуждается в оперативной и надёжной информации, которая касается политической, экономической, социальной и культурной жизни местности, в которой он проживает, поэтому корреспонденты должны сообщать о деятельности местной власти, о проблемах в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о состоянии медицинских, образовательных учреждений, о выставках и фестивалях, которые проходят в пределах области.

Сообщать разнообразную по тематике, форме, жанру и подаче информацию сегодня невозможно без такого качества, как универсализм. Профессиональная деятельность любого корреспондента имеет свою специфичность, тем не менее, тележурналисты сегодня хотят и стремятся быть универсалами.

В исследовании мы проанализировали практический опыт регионального журналиста-телевизионщика А.К. Алексеевой и выявили факторы, благодаря которым деятельность региональных тележурналистов можно считать разносторонней. Журналист во многом ориентируется на редакционную политику телерадиокомпании и жанрово-тематическое своеобразие материалов, когда определяет, какими должны быть его профессиональные принципы.

Анализ 180 видеоматериалов, подготовленных для программ «Вести-Белгород» и «События недели», вышедших в эфир ГТРК «Белгород» в 2014-2015гг., позволил сделать вывод, что в творчестве внештатного корреспондента преобладают материалы информационного характера (123), однако они были представлены в различной жанровой палитре, с использованием различных методов – видеоряды и сюжеты с интервью и комментариями экспертов, репортажи с элементами прямой (посредством стендапов) и посредственной включенности. Кроме того, количественное соотношение последних двух жанров достаточно пропорционально – 86 информационных сюжетов и 74 репортажа. А отсутствие большого количества видеорядов в работе корреспондента говорит, наоборот, о том, что журналист способен готовить к эфиру более весомую по объему информацию.

Эфирные материалы ГТРК «Белгород», а именно программы «Вести-Белгород» в большом количестве отражают проблемы и события социальной сферы региона (более 50% эфира), к которым относим безопасность жизнеобеспечения, медицинские услуги и пр., в то время как ведущей темой работ автора (28,3% материалов) стала культурная жизнь региона. Обнаруженная тенденция означает более широкую осведомленность корреспондента в подобных вопросах, тем не менее, это никак не умаляет его интерес к освещению иных событий местной направленности и всё же позволяет претендовать на универсальность в профессиональной деятельности. В своих материалах А.К. Алексеева отражает также темы образования, спорта, науки, политики, экономики, здравоохранения, иными словами – затрагивает все сферы общественной жизни.

Исследование привело к выводу, что от многогранности тем и жанров творчества региональных журналистов зависит, насколько объемным будет поле его деятельности в целом.

Анализ творчества А.К.Алексеевой как корреспондента ГТРК «Белгород» определил особенности журналистского труда на телевидении, определяющие специфику журналистской деятельности:

- многообразие освещаемых тем в профессиональной практике;

- умение работать в различных жанрах;

- профессиональные речевые возможности (совершенствование дикции, работа над темпом речи и тембром голоса);

- способность адаптироваться в коллективе (слаженная работа с монтажерами, звукорежиссерами, операторами, редакторами).

В ходе исследования постепенно решались поставленные в начале работы задачи. Стоит отметить, что все они привели к положительным выводами, а именно:

1) Определена роль локального телевидения в регионе. Она заключается, в первую очередь, в информировании местного населения свежим, актуальным, в тоже время близким аудитории контентом, который формирует представление о жизни области, города, округа.

2) Выявлена роль универсальности в работе журналиста. Эта особенность позволяет расширить творческие, профессионально-технические навыки сотрудников СМИ.

3) С помощью проведения практического анализа конкретных примеров выделены специфические особенности работы регионального тележурналиста. К ним относим: жанровую, тематическую многогранность, свежесть мышления, способность оперативно реагировать в любых ситуациях и др.

Таким образом, с помощью исследования собственного творчества приходим к выводу, созвучному теме работы: универсализация в деятельности региональных тележурналистов уже имеет место и со временем не утратит свою актуальность, а будет лишь переходить на новые уровни.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бабина К.А. Трансформация журналистской профессии в условиях глобализации на примере Оренбургского региона. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013. - С. 4-5.

2. Бережная М.А. Социальные темы в тележурналистике: понимание ремесла. Сбор­ник материалов международной научно-практической конференции. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2015. – С. 284-285.

3. Бережная М.А. Социальная тележурналистика: Учебно-методическое пособие. − СПб.: Роза мира, 2005. − 217 с.

4. Бессонов С.И. Профиль и специализация журналиста: проблема сращения понятий // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 52-й междунар. науч.-практ. конф. 17–19 апреля 2013 г. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т СПбГУ, 2013. — C. 73-75.

5. Блинова Э.В. Социально-психологический диалог ТВ и аудитории в разговорных передачах на региональном экране //– М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2008. - С. 159-160.

6. Бочко Д.М. Универсализм в тележурналистской деятельности: конвергенция и транспрофессионализм// Средства массовой информации в современном мире // Под ред. М. А. Бережной; сост. Е. А. Королев. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2014. — C. 67-72.

7. Васильева Т. П., Куценко Г. И., Посисеева Л. В..//Управление качеством воспроизводства населения (теоретические и медико-социальные аспекты). Иваново, 2001. С.17

8. Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии // СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г. – 223 с.

9. Волковский Н.Л. «Мой кумир — индивидуальность!» // Средства массовой информации в современном мире. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, филол. ф-т СПбГУ, 2013.- С. 38-41.

10. Гессен М., Назари М. По жизни//Пособие по социальной журналистике. Под общей редакцией Г.А.Нуриджанова Москва, 2003. – 119с.

11. Гришанина А.Н. Компетентность журналиста: региональный фактор в системе подготовки // Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014 – C. 57-58.

12. Дзялошинский И.М. Журналистика как институт и проблема индивидуального творчества. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013. - С. 167-168.

13. Дзялошинский И. М. Интегративные процессы в современных российских медиа-системах, или что происходит в российском информационном пространстве. // Мы –сограждане. М., 2002. С. 22.

14. Засурский Я., Вартанова Е., Засурский И. Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002. – 156 с.

15. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 213 с.

16. Квит С.М. Массовые коммуникации // Киев: Киево-Могилевская академия, 2008. – 206 с.

17. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения // СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 189 с.

18. Коновалова О.В. Основы журналистики. Москва, 2005. – 142 с.

19. Коновалова О. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях (на материалах Юга России). Автореферат диссерт. На соиск. Учен. Степ. Канд. Филолог, наук. ИПК ТВ и РВ. – М., 1999.23 с.

20. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001. С.75.

21. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов н/Д, 1999. – 159с.

22. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров //Основы творческой деятельности журналиста /Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 125–168.

23. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика / Г.В Кузнецов и др.. – М.: Высшая школа, 2002. – 183 с.

 

24. Кузьминова А.Ю. Критерии классификации телевизионных жанров в отечественной и мировой практике. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. – С. 73-74.

25. Левашов Р.А. Проблема качества подачи социальной информации в телевизионном эфире. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. - С. 174-175.

26. Мельникова Л.И. Персонификация в телевизионной журналистике // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011. С. 314-315.

27. Московкш П.И. Дисциплина творческого труда журналиста как медиаресурс - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. – С. 79-80.

28. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 2003. – 159с.

29. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – с. 26-48.

30. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. М., 2003. С. 324.

31. Назаров Н. Пустое множество социальной информации // Пчела. 2002. №2. С.20.

32. Петров В.К. Функциональное и социальное значение определения «социальная информация». URL.: http://www.fact.ru/www/arhiv9s2.htm

33. Петросян Д.В. Профессиональная идентичность журналиста и многовекторность национальной аудитории // Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014 – C. 84-85

34. Поберезникова Е. Формула взаимодействия: эволюция, принципы и модели интерактивного телевидения. М., 2002, Ч.2. С. 56.

35. Познер В. Обращение президента Академии Российского Телевидения к тележурналистам региона // ТЭФИ. Вып. 1 (4). 1998. – С.14

36. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001. – 268 с.

37. Саблина Т.А.Профессиональная культура журналистов региональных СМИ: ценностно-синергетический анализ // Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2014 – C. 101-102.

38. Самусевич О.М. Персонификация в журналистской деятельности //– М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. - С. 81-83.

39. Саппак В.С. Телевидение и мы. М., 1963. С.173

40. Смирнов С.В. Формирование творческой личности журналиста//Логос. Общество. Знак/Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. СПб., 1997. - С. 117.

41. Тертычный А. А.Аналитическая журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов/ А. А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2010. —352 с.

42. Хилгартнер С., Боск Ч. Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000. С.18-53.

 

 

Интернет-ресурсы:

1. Официальный сайт ГТРК «Белгород»: www.belgorodtv.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...