Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный долг: способы регулирования




 

Сложно найти такую страну, которая бы, проводя экономические преобразования, не прибегала к помощи внешних источников финансирования. Правильно использованные иностранные займы и кредиты ускоряют экономическое развитие, решают некоторую часть социально-экономических проблем.

Каждая страна имеет определенный уровень расходов, и когда собственными силами их не удается покрыть, возникает бюджетный дефицит. В связи с этим появляется необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вкупе и составляют государственный долг. Под ним понимаются все виды долговых обязательств Российской Федерации, которые возникли несколько лет назад или только что, перед теми или иным кредиторами. Сюда же относятся обязательства по предоставлению РФ государственных гарантий, выраженных в валюте страны (рублях). Обслуживание государственного долга проявляется в выплате всех основных сумм долга и процентов по нему. Если говорить простым языком, то государственный долг – это та величина, которую государство должно всем своим кредитором.

В настоящее время существует несколько классификаций государственного долга. По одной из них выделяют государственный внутренний и внешний долг.

Государственный внутренний долг РФ – это та часть долга, которая касается внутренних займов и других долговых обязательств перед кредиторами-резидентами. Такой долг рассматривают как заем населения самому себе. При этом он не оказывает влияния на общий размер совокупного богатства нации. Следует отметить, что внутренний государственный долг скорее является правилом в экономике, нежели исключением. Его наличие существование вполне нормально, за исключением тех случаев, когда его сумма становится очень высокой. Если говорить более точно, то государственный внутренний долг РФ состоит из следующего: номинальной суммы по ценным бумагам РФ, объема основного долга по кредитам, полученным РФ, объема основного долга по бюджетным кредитам и ссудам, которые были получены государством от бюджетов иных уровней, а также из объема обязательств РФ по государственным обязательствам, предоставленным ею самой.[9, c. 45]

Государственный внешний долг России – это та часть государственного долга, которая касается внешних займов и прочих обязательств РФ перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства РФ, выраженные в иностранной валюте. То, что у России имеется внешний долг – это также вполне нормальное явление, и не только для нее, но и для любой другой страны. Правда, есть границы, выйдя за которые, государственный внешний долг становится достаточно опасным. Большое количество внешних займов может привести к тому, что страна начнет зависеть от кредиторов. Международный банк реконструкции и развития классифицирует внешнюю задолженность следующим образом: низкий ее уровень должен быть менее 18% по отношению к экспорту товаров и услуг, умеренный – 18-30%. Соответственно более высокие показатели носят угрожающий характер для развития экономики и государства в целом.

Государственный внутренний и внешний долг представляет собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые были совершены государством. Его динамика, абсолютная величина и темпы изменений являются отражением состояния экономики и финансовой системы, а также того, насколько эффективно функционирует государственная структура.

Таким образом, государственный внутренний и внешний долг является нормальным явлением для современного развития Российской Федерации. Он просто необходим в том случае, если не хватает собственных средств на развитие новых отраслей производства или когда нужно как можно быстрее вывести экономику их тяжелого положения.

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства. На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований [6, c. 45].

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта. Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3 - обслуживание госдолга. Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований. Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга. Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям. В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности [10, c. 35].

Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости [7, c. 6].

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов госвласти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.

 

Вывод по 4 главе

 

Государственный долг представляет собой сложившуюся на определенную дату сумму дефицита государственного бюджета за вычетом профицита (положительного сальдо). На практике государственным долгом России считается задолженность страны перед физическими и юрлицами, международными организациями, другими субъектами международного права, иностранными государствами, а также обязательства по госгарантиям, предоставленным РФ.

Обслуживание долга государства требует перераспределения доходов страны. Для того чтобы погасить займы, можно использовать имеющиеся у государства активы, а также отдать часть госсобственности в приватизацию. Существует и другой подход, который предусматривает увеличение доходов бюджета через расширение налоговой базы. В этом случае бремя перекладывается на население (налогоплательщиков). Еще одним источником выступают кредиты Центробанка. По сути, обслуживание внешнего долга приводит к перераспределению определенной части национального дохода в пользу нерезидентов.

 

 


Заключение

 

Фискальная политика государства является государственной системой регулирования экономики с помощью внесения соответствующих корректировок в государственные расходы, систему налогообложения и, в целом, государственный бюджет, для повышения уровня производства, занятости, контролирования индекса инфляции и эффективного экономического роста.

Необеспеченная эмиссия и кредитование способствует выравниванию платежного баланса. Однако данные методы не считаются эффективными, так как в следующем отчетном периоде отрицательное сальдо может увеличиться еще больше. Хорошим инструментом регулирования признана сфера налогообложения. Зачастую бюджетный дефицит снижается за счет такой процедуры, как секвестирование.

Оно предполагает последовательное снижение по статьям расходов пропорционально доходной части. Большое распространение получил метод эмитирования государственных ценных бумаг, благодаря которому правительство заимствует у населения их временно свободные денежные средства. Внутреннее заимствование достаточно популярно, так как инвесторы больше доверяют надежным ценным документам государства, нежели рискованным частных предпринимателей.

В целях минимизации угроз несбалансированности федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка Основных направлений фискальной политики осуществлялась на основе «консервативного» («базового»), то есть наиболее реалистичного варианта макроэкономического прогноза. В целях подготовки нового этапа развития межбюджетных отношений, в том числе с учетом внедрения государственных программ Российской Федерации, создана правовая основа для формирования и предоставления с 2014 года единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.

В последние годы российское экспертное сообщество активно обсуждает проблемы фискальной политики, которая является одним из основных инструментов экономической политики государства. Задача эта многосложная и многофакторная, и многие эксперты считают, что основным приоритетом государства при ее решении в реалиях российской экономики должно стать формирование институциональной среды, благоприятной для модернизационного прорыва в сфере государственного финансового регулирования.

Целью фискальной политики на среднесрочную перспективу является обеспечение сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при безусловном исполнении принятых обязательств, повышении эффективности управления государственными финансами и формировании бюджетно-налоговых основ для устойчивого экономического роста.


Список использованной литературы

 

1. Алехин Б.И. Государственный долг / Алехин Б.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА,- 2012. - С. 335.

2. Андреева, Е. М. Правовые вопросы финансирования совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации: исторический аспект и современное состояние / Е. М. Андреева// Финансовое право. - 2015. - № 1. - С. 3-6.

3. Бандурин, В. В. Системные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации / В. В. Бандурин, Р. Е. Мешалкина, В. И. Щедров// Финансы. - 2015. - № 6. - С. 46-52.

4. Бегчин, Н. А. Преодоление ограничений "раздельного" бюджетирования / Н.А. Бегчин, А. М. Лавров, Н. Е. Субатрова // Финансы. - 2015. - № 6. - С. 8-15.

5. Богов, Х. М. О новых подходах к подготовке и рассмотрению федерального бюджета / Х. М. Богов
// Финансы и кредит. - 2016. - № 12. - С. 23-32.

6. Ботяков, Д. Бюджетный дефицит Российской Федерации / Д. Ботяков // Интеллектуальный потенциал студентов - развитию Востока России: материалы IХ межвузовской науч.-практ.студенческой конф., 11-13 марта 2016г. - Хабаровск: ДВАГС, 2016. - С. 43-47.

7. Гиршберг Б.И. Государственный бюджет Российской Федерации в рыночной экономике / Гиршберг Б.И. // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 8 (8). С. 4-6.

8. Грунина, О. А. Теоретические подходы к формированию государственного бюджета и управлению им в российских условиях / О. А. Грунина // Соц. политика и социология. - 2012. - № 6. - С. 139-146.

9. Ершов, В. Об изменениях в федеральном бюджете на 2015-2017 гг. / В. Ершов, А. Танасова, В. Татузов // Экономист. - 2015. - № 6. - С. 37-47.

10. Зуев, Д. С. Анализ влияния государственных долговых обязательств на бюджет / Д. С. Зуев // Финансы и кредит. - 2014. - № 9. - С.33-37.

11. Колесникова В.В. Государственный бюджет, проблема его сбалансированности /Колесникова В., Горяшина Д.Е., Жабыко Л.Л. // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. -2014. -№ 37. -С. 167-172.

12. Короткова, О. И. Особенность управления государственными бюджетными активами / О. И. Короткова // Законодательство и экономика. - 2016. - № 8. - С. 5-9.

13. Кудрин, А. Л. Бюджет модернизации экономики России / А. Л. Кудрин // Финансы. - 2011. - № 1. - С. 3-9.

14. Малиновская, О. В. Бюджетная децентрализация: состояние и особенности развития в Российской Федерации на современном этапе / О. В. Малиновская, А. В. Бровкина // Финансы и кредит. - 2012. - № 15. - С. 20-29.

15. Мартьянов, А. В. Актульные проблемы управления государственными заимствованиями Российской Федерации / А. В. Мартьянов // Финансы и кредит. - 2016. - № 7. - С. 23-31.

16. Плышевский, Б. П. Национальный бюджет и перераспределение ВВП и национального дохода / Б. П. Плышевский // Вопросы статистики. - 2011. - № 5. - С. 45-52.

17. Пронина, Л. И. Федеральный бюджет на 2014-2016 годы: очаги напряжения и пути их "погашения" / Л. И. Пронина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 7. - С. 18-26.

18. Смирнов, Е. Е. Основные особенности бюджета России-2012 / Е. Е. Смирнов // Аудитор. - 2011. - № 12. - С. 3-8.

19. Сухарев, А. Н. О государственных сбережениях федерального бюджета / А. Н. Сухарев // Финансы. - 2016. - № 11. - С.18-22.

20. Тиманкина Ю.И. Государственный бюджет РФ: дефицит или профицит? /Тиманкина Ю.И. // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2013. -№ 2 (6). -С. 106-110

21. Тимохина, Е. А. Долгосрочный бюджет России: основные вызовы / Е. А. Тимохина / Финансы. - 2016. - № 10.- С.75-77.

22. Торопченко (Батракова) О.С. Реализация программного бюджета в управлении государственными финансами: проблемы и перспективы / Торопченко (Батракова) О.С. // Экономика и предпринимательство.- 2015. № 8-1 (61-1) - С. 188-193.

23. Тюлюндиева, Н. Методологические представления о сущности государственного бюджета / Н. Тюлюндиева // Общество и экономика. - 2011. - № 4-5. - С. 48-58.

24. Уманец, О. П. Сущностные, системные и функциональные аспекты федерального бюджета Российской Федерации / О. П. Уманец // Финансы и кредит. - 2011. - № 19. - С. 59-70.

25. Федотова, Г. В. Программный бюджет в региональном стратегическом планировании / Г. В. Федотова // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 43. - С. 11-16.

26. Фомин, В. Н. Фискальная политика Российской Федерации на современном этапе её развития / В. Н. Фомин
// Налоги. - 2013. - № 6. - С. 38-44.

27. Химичева, Н. И. Налоги как основной источник бюджетов: актуальные вопросы правового реформирования / Н. И. Химичева
// Налоги. - 2014. - № 1. - С. 43-45.

28. Цубрович.Я.А. Государственный бюджет и его роль в экономике /Цубрович Я.А., Егорова М.С. //Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 834-837.

29. Швецов, Ю. Г. Теоретические аспекты бюджета как экономической категории / Ю. Г. Швецов // Финансы и кредит. - 2012. - № 27. - С. 64-71.

30. Шмиголь, Н. С. Бюджетные резервы: содержание и перспективы развития / Н. С. Шмиголь // Финансы и кредит. - 2012. - № 1. - С. 26-36.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...