Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедуры целеполагания в циклах технологии учебно-воспитательного процесса




Сущность содержания понятия целеполагание делает очевид­ным потребность в разработке системы целей, которая отражает структуру циклов учебно-воспитательного процесса по физиче­ской культуре в школе. Учителю физической культуры общеоб-


разовательной школы со сравнительно небольшим континген­том учащихся приходится самому выполнять сложную и труд­ную работу — конкретизировать цель преподаваемой дисципли­ны. Для этого учитель обращается к нормативно-директивному документу, где данная цель сформулирована. Такими документа­ми могут быть: 1) «ГОС области образования "Физическая куль­тура"»; 2) обязательный минимум содержания по предмету «Фи­зическая культура»; 3) примерная учебная программа по дис­циплине.

Первый этап. Цель учебного предмета «Физическая культура» подразделяется на три подцели: цель предмета для началь­ной школы, цель предмета для основной школы и цель предмета для полной средней школы (рис. 16).

 

К примеру, цель предмета «Физическая культура» — формиро­вание общего среднего образования школьников в сфере физи­ческой культуры, или обеспечить общее среднее физкультурное образование школьников. Цель сформулирована достаточно конк­ретно. Дальнейшая конкретизация этой цели может быть направ­лена на определение понятия «общее среднее образование в сфе­ре физической культуры», или «общее среднее физкультурное образование». Выяснив, что может или должно быть результатом реализации учебно-воспитательного процесса по предмету за весь период обучения учащихся в данном образовательном учрежде-


нии, учитель выделяет основные параметры ожидаемого резуль­тата: например, систему знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, норм и требований к уровню практической подготовленности и др. Эти параметры — совокупные составляю­щие содержания целевой ориентации предмета.

Второй этап. Определяется возможность дифференцировать выделенные параметры знаний, двигательные навыки и умения, инструктивные навыки и умения, уровни развития двигатель­ных качеств, норм и требований, виды физкультурной деятель­ности школьников в соответствии с особенностями их половоз­растного развития по ступеням общеобразовательной школы (на­чальной, основной, полной средней). Результатом этой работы могут быть конкретно сформулированные цели предмета «Физическая культура» каждой ступени общеобразователь­ной школы. К примеру, обеспечить начальное общее образова­ние по физической культуре учащихся I —III(IV) классов — на­чальная школа; формировать базовое общее образование по фи­зической культуре у учащихся IV(V) — IX классов; завершить об­щее среднее образование школьников в сфере физической куль­туры — X—Х1(ХП) классы.

Если в школе работают два (и более) учителя физической куль­туры, один из них старший. Он несет ответственность за реализа­цию ГОСа по предмету перед администрацией школы и распре­деляет работу по выполнению вышеописанной процедуры целе-полагания. Все четыре цели — общая и выводимые из нее цели ступеней школы — должны быть взаимосвязаны, в совокупности представлять собой целостность.

Например, цель — обеспечить начальное общее образование учащихся I —III(IV) классов по физической культуре — можно подразделить на три (четыре) цели:

заложить основу начального общего образования учащихся I класса на материале элементарных теоретических сведений по физичес­кой культуре, двигательных навыков и умений по основным жиз­ненно важным движениям (ходьба, бег, прыжки, катание на лы­жах, метания, лазания, перелезания, подвижные игры);

продолжить общее начальное образование учащихся II класса на материале базовых теоретических сведений, основных движений (ходьба, бег, прыжки, метания, лазания, висы, упоры, кувырки, катание на лыжах, подвижные игры);

завершить начальное общее образование учащихся III класса (если есть IV класс, то данная цель трансформируется на этот класс) путем формирования элементарных знаний системного характе­ра, навыков и умений по основным жизненно важным двигатель­ным действиям, обеспечение готовности к выполнению норм и требований, а также использовать знания, навыки и умения в самостоятельных занятиях физической культурой.


Третий этап. Дифференцирование целей предмета для начальной, основной и полной средней школы на каждый год обучения школьников в данном образовательном учреж­дении — учебные классы.

Четвертый этап. Определение целей на период учеб­ного года: четверти, триместры или семестры.

Пятый этап (совпадающий по своему назначению и содержа­нию с подготовкой учителя к уроку физической культуры). Опре­деляется и детализируется цель конкретного и наименьшего от­резка педагогического процесса — урока физической культуры.

Особенность технологии учебно-воспитательного процесса в том, что после разработки системы целей по нисходящей линии — от общей к частным — по циклам, их реализация осуществляется, а вернее, обеспечивается, по восходящей — от частных целей к общей. Достижение цели каждого урока обеспечивает достижение более обобщенных целей — учебной четверти, года, ступени школы и общей цели предмета «Физическая культура».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...