Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика исполнительского искусства




Живов В.Л.

Ж67 Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практи­ка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.

ISBN 5-691-00916-8.

Пособие может использоваться в качестве основного материала по курсу «Теория хорового исполнительства», а также в качестве дополнительного — по курсу «Хороведение» на занятиях в классах хорового дирижирования, вокала, чтения хоровых партитур.

Адресовано студентам и преподавателям музыкальных и педаго­гических вузов, колледжей, преподавателям музыкальных и обще­образовательных школ, хормейстерам-практикам и широкому кру­гу любителей хорового пения.

ББК85.314я73


ISBN 5-691-00916-8


© Живов В.Л., 2003 © Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003

© Серийное оформление обложки. Гуманитарный издательский ' центр «ВЛАДОС», 2003


Оглавление

Введение.................................................................................................................... 5

Глава 1. Исполнительское искусство........................................................... 9

Специфика исполнительского искусства..................................... 9

Специфика музыкального исполнительства............................. 15

Глава 2. Специфика хорового исполнительства................................... 20

Человеческий фактор.................................................................... 21

Связь со словом................................................................................. 33

Специфика инструмента...........................................................:... 40

Коллективный характер................................................................ 43

Наличие дирижера........................................................................... 46

Глава 3. Хор как исполнительский «инструмент»............................... 51

Понятие о хоре................................................................................... 51

Характеристика хоровых партий и составляющих

их голосов........................................................................................... 54

Краткая характеристика типов голосов.................................... 55

Женские голоса.................................................................. 55

Мужские голоса................................................................. 56

Детские голоса................................................................... 57

Качества хоровой звучности................................................... 59

Ансамбль....................................................................... ..... 59

Строй___ …………………………………………….74

Глава 4. Хоровая партитура.......................................................................... 89

Функции хоровых голосов............................................................. 89

Мелодическая функция.................................................... 92

Гармоническая функция............................................. 95

Контрапунктическая функция....................................... 99

Глава 5. Подготовительная работа дирижера над
партитурой
(становление исполнительского
замысла)............................................................................................ 107

Глава 6. Репетиционная работа с хором (реализация

исполнительского замысла)....................................................... 126

Техническое освоение произведения........................................ 126

Художественная отделка произведения.................................. 135

Средства исполнительской выразительности..................... 136

Качество звучания.......................................................... 136

Звуковысотное интонирование................................... 139

Темпоритм......................................................................... 149

Динамика........................................................................... 160

Тембр.................................................................................. 170


Содержание

Артикуляция...................................................................... 179

Фразировка........................................................................ 184

Глава 7. Концертное исполнение (воспроизведение

исполнительского замысла)........................................................ 194

Специфика концертного исполнения.......................................... 194

Средства дирижерской выразительности............................ 198

Темп и жест........................................................................ 205

Динамика и жест.............................................................. 207

Тембр и жест..................................................................... 211

Фактура и жест......................................................... 212

Артикуляция и жест..................................................213

Фразировка и жест...................................................215

Глава 8. Проблема стиля в хоровом исполнительстве.....................223

Музыкальный стиль....................................................................... 223

Исполнительский стиль................................................................. 233

' '■ ■ ■... '1

Глава 9. Дирижерская этика............................................... ................ 251

Заключение........................................................................................................... 262


Рекомендуемая литература



Введение

В многогранной деятельности хормейстера и школьного учите­ля музыки исполнительство занимает важное место. От того, на­сколько ярко и убедительно исполнено произведение или его фрагмент, в большой мере зависит успех их педагогической и учеб­но-воспитательной деятельности, музыкальный авторитет. Однако если в практическом плане ориентация многих музыкальных дис­циплин, изучаемых на музыкальных факультетах педагогических и дирижерско-хоровых отделениях музыкальных вузов, на испол­нительство достаточно ясно выражена, то в музыкальной и музы­кально-педагогической теории мысль об исполнительстве до сих пор не утвердила себя как наука, имеющая свои закономерности, свои принципы эстетических обобщений, главное же, как отрасль эсте­тического мышления, влияющего на практику. В то время как в об­ласти театра разделение искусств сочинения и исполнения давно реализовалось в размежевании учебных заведений, готовящих пи­сателей, сценаристов, драматургов, актеров и режиссеров, в об­ласти музыки композиторов, теоретиков и исполнителей готовят одни и те же учебные заведения. В принципе в этом нет ничего пло­хого, ибо музыкальное образование должно быть нацелено на полу­чение одной профессии — музыкант; композитор, пианист, скрипач или дирижер хора — это специальности, в которых данная профес­сия реализуется. Однако жизненная практика показывает, что теоре­тический фундамент подготовки музыканта той или иной специаль­ности при многих общих моментах, свойственных профессии, должен различаться в зависимости от ее специфики.

В музыкально-исполнительской педагогике всегда остается ак­туальной проблема отрыва теории от практики. И это вполне есте­ственно, ибо под теорией в музыке чаще всего понимают науку, рас­крывающую и объясняющую секреты воздействия музыки, а под практикой — собственно исполнение, то есть интонирование музы­ки в живом звучании. Понятно, что при таком походе отрыв «запро­граммирован»: теория музыки, теория сочинения и теория исполне­ния — вещи разные. Тем не менее элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, полифония, анализ форм и другие теорети­ческие дисциплины, призванные обеспечить полную музыкальную грамотность, сегодня являются единственной (кроме специальных курсов методики) теоретической базой воспитания исполнителя, хотя специфика исполнительства состоит не только в постижении му­зыки, но и в передаче ее слушателям в живом звучании. И несмотря



Введение


на то что в российских консерваториях давно организованы кафед­ры теории и истории исполнительства, сама теория исполнительства по-прежнему отсутствует, а заменяется курсами «Методика игры на инструменте», «Методика преподавания», «Методика работы с хо­ром», «Хороведение» и т.п.

Однако метод — буквально «ход, путь к чему-либо» — это лишь способ достижения цели, способ соединения теории с практикой и практики с теорией, способ проверки на практике теоретических положений. И любая методика, методические принципы строятся прежде всего на осмыслении и обобщении практики, передового исполнительского и педагогического опыта. То же относится и к методике работы с хором и к хороведению, в поле зрения которых находятся вопросы организации хорового коллектива, репетицион­ного процесса; работа над хоровым строем, ансамблем, дикцией; ме­тоды разучивания произведения, вокальной работы и т.д. Но мето­дика не может и не должна заменять теорию и брать на себя ее функции. И музыкальное исполнительство в этом смысле не исклю­чение. Не подлежит сомнению, что исполнительская практика дол­жна иметь собственный теоретический фундамент, или науку об ис­полнительстве. Здесь под термином «наука» мы имеем в виду преимущественно его первоначальный смысл, а именно — обозна­чение системы нормативов, использование которых подчинено глав­ной педагогической задаче — научить музыкально-исполнительс­кой деятельности, хотя в процессе ее решения мы постоянно сталкиваемся с необходимостью познавать закономерности музыки и музыкального исполнительства, в значительной степени прибли­жаясь к деятельности ученого, исследующего музыкальные явле­ния. На наш взгляд, главной целью теории исполнительства является обоснование и формулирование закономерностей художественно-вы­разительного, экспрессивного и формообразующего воздействия ис­полнительских средств, вытекающих из содержательных возмож­ностей музыки, особенностей развития, структуры сочинения и ее толкования, голосоведения, фактуры и других моментов. Дело ис­полнителя — воспользоваться или не воспользоваться этими знани­ями и возможностями, предпочесть то или другое, но желательно, чтобы он был осведомлен о нескольких приемах использования тем­па, динамики, тембра, штрихов, фразировки. В любом случае зна­комство с основными эстетическими концепциями теории исполни­тельства будет способствовать росту художественных критериев будущих хормейстеров и учителей музыки, поможет им «выстро­ить» в своем внутрислуховом представлении ту идеальную «модель»


Введение



исполнения, для реализации которой в живом звучании следует при­бегнуть к той или иной методике. Ведь методика — это не что иное как обобщение способов деятельности, направленных на глубокое и проч­ное усвоение учащимися знаний, навыков, умений. Видеть же в мето­дике некую «панацею», спасение от всех бед — глубокое заблуждение. Верность любой методики проверяется практикой. Как бы изобрета­тельна и занимательна сама по себе она ни была, ее целесообразность может подтвердить лишь практический результат. Только после осмыс­ления и обобщения практического опыта, подтверждающего действен­ность методических приемов, они могут занять место в теории в виде определенных эстетических концепций. «Критерием истины теории является практика», «теория — обобщение познавательной деятель­ности в результате практики» — эти философские определения вечны и неизменны, так же как философская формулировка диалектическо­го пути познания: «от практики к теории и от нее вновь к практике». Исходя из этого логично предположить, что вопросы методики работы с хрром должны рассматриваться в неразрывной связи с проблемами исполнительскими, равно как вопросы, составляющие основу курса «Хороведение».

Данное учебное пособие создавалось в опоре на ведущие теорети­ческие концепции и идеи современной музыкальной науки:

о направленности музыки на восприятие, о роли жизненного и музыкального опыта в восприятии музыки, о взаимосвязях и взаи­мопроникновении различных видов искусств, о средствах музыкаль­ной выразительности, о принципах художественного воздействия, об управлении слушательским восприятием. Естественно, принима­лись к сведению высказывания и статьи известных музыкантов-ис­полнителей, аналитические разработки, так или иначе касающие­ся их творчества, другие публикации, рассматривающие различные виды и аспекты музыкального исполнительства.

С изданием в последнее время трудов, посвященных проблемам музыкальной акустики, восприятия, а следовательно, и воздействия музыки и ее отдельных средств (работы Н.А. Гарбузова, Е.В. Назай-кинского, В.В. Медушевского, Ю.Н. Рагса, О.Ф. Сахалтуевой и др.), появилась возможность подвести научный фундамент под целый ряд исполнительских приемов, давно ставших достоянием практики.

Поскольку теоретический фундамент музыкального исполни­тельства не мог быть создан без привлечения эстетической науки, в работе были использованы исследования философов и эстетиков, в которых общие принципы исполнительского творчества рассматри­ваются в широком философском ракурсе (труды М.С. Кагана,



Введение


С.Х. Раппопорта, В.К. Скатерщикова, Е.Г. Гуренко и др.). Задачу во многом облегчила возможность опоры на закономерности воздей­ствия, применяемые в области художественного слова, сценической речи, пантомимы, театрального искусства. Главной же базой для со­здания книги была многолетняя практическая деятельность автора в качестве дирижера профессиональных, любительских и учебных хоров.

Провозглашая новый (хотя и давно назревший) подход к хоро­вой педагогике с позиции музыканта-художника, интерпретатора, «режиссера-постановщика» музыкального произведения, а не «из­готовителя» и «настройщика» хора, нельзя не учитывать и специ­фику исполнителя (хора) и исполняемого (хоровой музыки). В свя­зи с этим в книгу вошли некоторые вопросы хороведения и методики работы с хором, знакомство с которыми для становления и реализа­ции исполнительского замысла необходимо. В частности, рассмат­риваются основные элементы хоровой звучности, дается характери­стика хоровых партий и составляющих их голосов, основных принципов и приемов хорового письма, хоровой фактуры.

Первой попыткой обобщения этого материала явился лекцион­ный курс «Теория хорового исполнительства», с 1975 г. читаемый автором на дирижерско-хоровом отделении Московской государ­ственной консерватории им. П.И. Чайковского и на музыкальном факультете Московского педагогического государственного универ­ситета. Материал курса послужил основой данного труда.


Глава 1

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

Специфика исполнительского искусства

Человеческая деятельность реализуется в двух наиболее общих формах — практической и духовной. Результатом пер­вой являются изменения в материальном общественном бы­тии, в объективных условиях существования; результатом второй — изменения в сфере общественного и индивидуаль­ного сознания. В качестве особого типа (вида или рода) духов­ной деятельности эстетики и философы выделяют так назы­ваемую художественную деятельность, понимаемую ими как практически-духовную активность человека в процессе созда­ния, воспроизведения и восприятия произведений искусства. Искусство же они определяют как один из способов духовного освоения мира, «специфическую форму общественного созна­ния и человеческой деятельности, представляющую собой от­ражение действительности в художественных образах»1, а произведение искусства или художественное произведе­ние — как «продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержа­тельный замысел его создателя-художника и который отвеча­ет определенным критериям эстетической ценности»2. Если же рассматривать произведение искусства как некую предмет­но-физическую организацию, то нужно отметить, что оно вы­ступает как особая материальная конструкция, которая созда­ется и существует как сочетание звуков, слов или движений, как соотношение линий, объемов, цветовых пятен и т.п. Разу­меется, целиком свести произведение искусства к этой мате-

1 Философский словарь. — М., 1980. — С. 135.

2 Эстетика: Словарь. — М., 1989. — С. 274.


10 Глава 1. Исполнительское искусство

риальной конструкции нельзя. Тем не менее художественное произведение неотделимо от своей материальной плоти, рав­но как и от средства того искусства, к которому принадлежит.

Известно, что все виды искусства, несмотря на различия в способе создания художественных ценностей, характере и типе образности, взаимосвязаны и имеют много общего как в самом процессе выражения, так и в организации средств вы­ражения. Однако для того чтобы сконцентрировать внимание на сущности исполнительского искусства, необходимо при­бегнуть к сравнению и классификации искусств, выделяя тот иди иной существенный для данной группы признак.

Существует много вариантов классификации искусств. Их группируют по способам существования, восприятия, сред­ствам воплощения: например, разделяют на «зрительные» (т.е. воспринимаемые глазом) и «слуховые» (воспринимаемые слухом); на искусства, использующие природный материал — мрамор, дерево, металл (скульптура, архитектура, приклад­ное искусство), и искусства, применяющие в качестве мате­риала слово (художественная литература), и, наконец, искус-ства, где в качестве материала выступает сам человек (исполнительские искусства); на искусства «пространствен­ные», «временные» и «пространственно-временные»; «одно-составные» и «синтетические», «статичные» и «динамичные».

Применительно к теории исполнительства последняя клас­сификация может рассматриваться в качестве основания для дальнейшего познания специфики этого вида искусства.

В самом деле, каждый вид искусства имеет либо процессу­ально-динамический (временной), либо статический характер. Разделив (разумеется, условно) искусства на «статичные» и «динамичные», мы легко обнаружим их различия. Первые обладают пространственной формой существования в виде «произведений-предметов» (живописное полотно, архитектур­ное сооружение, скульптурная композиция, изделие декора­тивно-прикладного искусства и т.д.), вторые имеют времен­ной или пространственно-временной характер и воспринимаются как «произведения-процессы» (танец, теат­ральное действие, музыкальная пьеса и т.д.).

В «статичных» искусствах результатом художественной деятельности является конкретный, единичный и, как пра­вило, уникальный предмет, обладающий художественной цен­ностью. Здесь царит оригинал. Правда, находится место и для


Специфика исполнительского искусства 11

копии. Но располагается она на «внушительном расстоянии», что подчеркивает существующие между ними различия и даже их несоизмеримость. К тому же в «статичных» искусствах творческий акт создания художественных ценностей может быть совершенно не связанным с их воспроизведением. В «ди­намичных» же искусствах процесс создания художественных ценностей и процесс воспроизведения неразрывны и как бы переливаются один в другой: первый на заключительной ста­дии вбирает в себя частицу второго; в свою очередь процесс воспроизведения обязательно включает в себя элементы сози­дания. Иначе говоря, в отличие от «статичных», в «динамич­ных» искусствах в системе «автор» творческий акт не завер­шается. Художественное проектирование выполняется здесь в своих главных чертах, образуя основу произведения-процес­са. Вследствие этого возникает необходимость в завершающей стадии, где происходит мысленная конкретизация продукта творческой деятельности автора произведения. Эта стадия ху­дожественного проектирования в «динамичных» искусствах передается исполнителю. Причем спроектированная автором духовная основа произведения может «овеществляться» в бесконечном многообразии правомерных исполнительских вариантов, в каждом из которых в то же время реализуется и вторая стадия художественного проектирования, конкретизи­рующая продукт авторского творчества.

Отсюда следует, что в «динамичных» искусствах художе­ственная деятельность бывает первичной и вторичной. Первая охватывает деятельность автора произведения (композитора, хореографа, драматурга), вторая — главным образом деятель­ность исполнителя (певца, танцора, актера). Понятия «первич­ность» и «вторичность» в художественной деятельности нужно понимать и использовать только в их соотнесенности. Пер­вичность художественной деятельности существует только в отношении к деятельности вторичной, и наоборот. Значит они проявляются исключительно в парных взаимосвязях, та­ких, например, как «драматург—режиссер», «драматург-актер» или «драматург—исполнители» (режиссер и актеры в их единстве). Вторичность исполнительства определяется тем, что исполнение состоит в творческом воссоздании произведения — результата первичного процесса творчества. На современном этапе развития исполнительствоэто творчество на ос­нове уже готового текстового материала, первоначально


12 Глава 1. Исполнительское искусство

созданных художественных образов, тогда как объектами воплощения первичного художественного творчества служат, как правило, внехудожественные явления действительности. Та­ким образом, исполнение есть как бы вторичное отражение действительности, отражение посредством творческого воспроизведения продукта первичного отражения.

В «статичных» и «динамичных» искусствах первичная и вторичная деятельность существенно различаются. Если в «статичных» искусствах первичная художественная деятель­ность бывает только самостоятельной, а вторичная — только «несамостоятельной», то в «динамичных» искусствах и та идругая являются относительно самостоятельными. Так, например, музыкант-исполнитель не может обойтись без ком­позитора. Но и композитор, в свою очередь, нуждается в инст­рументалистах и певцах. То же самое относится к драматургу и актеру, балетмейстеру и танцору. Только особое сотрудни­чество автора и исполнителя способно породить полноценное искусство. В первичном творчестве действительность выступает опосредованной через личность художника. В творчестве же ис­полнителя действительность выявляется опосредованной как бы вдвойне. Образы, созданные писателем, поэтом, композитором, в исполнительском воплощении приобретают черты и краски, определяющиеся мировоззрением исполнителя, его индивиду­альностью, творческой манерой, талантом, мастерством.

В зависимости от своего индивидуального склада исполни­тель подчеркивает или затушевывает те или иные черты пер­вичного образа. Такая возможность появляется у него пото­му, что одной из главных особенностей первичного образа является его многозначность, позволяющая найти многие ва­рианты исполнительского воплощения. Каждый артист, воль­но или невольно, приносит в первичный образ нечто свое. От­сюда следует, что исполнение — это не только воспроизведение первичного художественного образа, но и перевод его в каче­ственно новое состояние — исполнительский художественный образ, самостоятельность которого по отношению к первично­му образу все же относительна. В то же время и первичный об­раз также не может считаться абсолютно независимым от ис­полнения, коль скоро речь идет об исполнительских искусствах. Он несет в себе необходимые предпосылки образа исполнитель­ского, его реальную возможность, исполнительство же есть претворение этой возможности в действительность.


Специфика исполнительского искусства



Итак, исполнительское искусство есть «вторичная, относи­тельно самостоятельная художественно-творческая деятель­ность, заключающаяся в процессе материализации и конкре­тизации продукта первичной художественной деятельности»1. Это определение выявляет границы исполнительского искус­ства, но не исчерпывает всех его особенностей. Так, наряду со вторичностью и относительной самостоятельностью твор­ческой деятельности необходимо наличие творческого посред­ника между создателем художественных ценностей и воспри-нимающим субъектом (публикой). Другой важной чертой исполнительства является то, что в большинстве случаев ис­полнение есть непосредственный акт творчества, который совершается перед слушателями, зрителями сейчас, в данный момент. К тому же публичное выступление артиста объединя­ет в себе и творческий процесс и продукт этого процесса. Со­впадение деятельности и ее результата также относится к характерным особенностям исполнительства. Известно, что ошибку, допущенную во время публичного выступления ис­полнителя, уже невозможно исправить, что свидетельствует о необратимости исполнительского процесса. С этой чертой связана другая особенность исполнительского творчества — невоспроизводимость процесса публичного выступления, по­скольку абсолютно точное его повторение невозможно. Нако­нец, интересной и важной особенностью исполнительского искусства является наличие прямых и обратных связей ин­терпретатора с аудиторией. Благодаря этому возникает воз­можность непосредственного влияния публики на ход творчес­кого процесса.

Все эти признаки весьма существенны для характеристи­ки исполнительского искусства. Но самой главной чертой, определяющей его специфику, является наличие художе­ственной интерпретации, под которой мы понимаем испол­нительскую трактовку продукта первичной художественной деятельности2.

Интерпретация — центральное понятие эстетики испол­нительского искусства. Оно вошло в обиход в середине XIX в.

1 Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. — Новоси­бирск, 1982. — С. 3.

2Напомним, что первоначальный смысл термина «интерпретация», ча­сто употребляемого как синоним слова «исполнение» — interpretatio (лат.), означает именно и только истолкование, объяснение, прочтение.


14 Глава 1. Исполнительское искусство

и употреблялось в художественной критике и искусствозна­нии наряду с термином «исполнение».

Смысловое значение понятия «интерпретация» заключа­ло в себе оттенок индивидуализированного прочтения, свое­образия артистической трактовки, тогда как значение слова «исполнение» ограничивалось строго объективной и точной передачей авторского текста. Долгое время соперничество этих терминов в теории исполнительства проходило с переменным успехом, что было связано в основном со сменой представле­ний о роли интерпретатора в музыке. Там, где художествен­ная практика начинала отвергать формально точное воспро­изведение композиторской мысли и в противовес этому всячески стимулировать индивидуальность, творческую само­стоятельность дирижера, инструменталиста, певца, термин «интерпретация» постепенно вытеснял из употребления поня­тие «исполнение». И наоборот, абсолютизация исполнительс­кой свободы, субъективистский произвол, приводящие к ис­кажению содержания и формы произведения и замысла автора, немедленно вызывали активное противодействие. Тут же вопрос о необходимости точного следования авторскому замыслу приобретал особую остроту, и употребление термина «исполнение» вместо понятия «интерпретация» считалось бо­лее оправданным и закономерным.

Вместе с тем, при всем своеобразии смыслового содержа­ния этих понятий, они долгое время указывали на один и тот же объект, отсылали к одному и тому же явлению. И «интер­претация», и «исполнение» обозначали продукт исполнитель­ской деятельности — другими словами, то, что отзвучало в про­цессе живого интонирования. Позднее в понимании этих терминов появились различия. Суть их сводилась к тому, что слово «исполнение» по-прежнему означало продукт исполни­тельской деятельности, тогда как «интерпретация» — лишь часть этого продукта, представляющую собой творческую, субъективную сторону исполнения. Таким образом, исполне­ние мысленно расчленялось на объективный и субъективный «пласты», первый из которых связывался с творчеством авто­ра, а второй (собственно интерпретационный) — с творчеством исполнителя.

В целом же взгляды на «интерпретацию» и «исполнение» обнаруживают одну общую черту. Как правило, интерпрета­ция не выводится за рамки исполнения и либо целиком отож-


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...