Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мужчина и Женщина. За порогом Рая 10 глава




Де­ло в том, что спо­соб­ность че­ло­ве­че­ских су­ществ про­из­во­дить по­том­ст­во, не­ог­ра­ни­чен­ное со сто­ро­ны при­ро­ды ни вре­ме­нем го­да, ни вре­ме­нем су­ток, со­вер­шен­но не оз­на­ча­ет на­ли­чие энер­гии для этой дея­тель­но­сти. Энер­гии нет, а вос­по­ми­на­ние об удо­воль­ст­вии ос­та­ет­ся, и в стрем­ле­нии по­лу­чить все-та­ки это удо­воль­ст­вие, несмот­ря ни на что, и есть, на мой взгляд, сек­рет не­ис­тре­би­мо­сти та­ких яв­ле­ний в со­ци­аль­ном ми­ре, как про­сти­ту­ция и пор­но­гра­фия.

Сле­дую­щая жен­ская ба­зо­вая функ­ция — до­маш­няя ра­бо­та, ве­де­ние до­ма и хо­зяй­ст­ва. Взва­лив на жен­ские пле­чи всю эту ра­бо­ту, муж­чи­ны на не­ко­то­рое вре­мя ус­по­кои­лись. Лю­бое об­ще­ст­во при лю­бом со­ци­аль­ном строе все­гда вы­да­ва­ло мак­си­му­му плюс под­кре­п­ле­ний (хо­ро­шо, пра­виль­но, доб­ро­де­тель­но) имен­но на эту со­ци­аль­ную роль.

Тя­же­лый, не­бла­го­дар­ный и бес­ко­неч­ный до­маш­ний труд, по­лу­чив­ший ста­тус жен­ско­го де­ла, ос­во­бо­дил муж­чин для со­ци­аль­ных и во­ен­ных битв и реа­ли­за­ции их на об­ще­ст­вен­ном по­при­ще. За эту сво­бо­ду бла­го­дар­ное че­ло­ве­че­ст­во в ли­це муж­ско­го со­циу­ма по­сто­ян­но под­карм­ли­ва­ет жен­щи­ну-тру­же­ни­цу бай­ка­ми о бла­го­род­ст­ве этой дея­тель­но­сти, об ис­кон­ной жен­ской жерт­вен­но­сти.

По­нять, по­че­му стир­ка, убор­ка и про­чие сим­во­лы это­го «жерт­вен­но­го под­ви­га», то есть тяже­лый фи­зи­че­ский труд, до­во­дя­щий жен­щин до нев­ро­зов и преж­де­вре­мен­но­го ста­ре­ния, яв­ля­ются сим­во­лом луч­ших жен­ских ка­честв, воз­мож­но, толь­ко пом­ня, что при­ду­ма­ли это все муж­чи­ны. А им уда­лось в про­цес­се раз­ви­тия циви­ли­за­ции вы­дать ис­поль­зо­ва­ние «от­ста­лой» жен­щи­ны для не­ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го тру­да как дос­ти­же­ние. И жен­щин пус­ти­ли к кон­вей­е­ру, к стан­ку, к рель­сам, а уже по­том и са­ми жен­щины, за­про­грам­ми­ро­ван­ные иде­ей ра­вен­ст­ва, ста­ли рваться к уча­стию в муж­ских иг­рах, до­ка­зы­вая, что они не ху­же.

Та­кой вот про­изо­шел па­ра­докс. В азар­те этой борь­бы жен­щи­ны са­ми под­ста­ви­лись. Они бро­сились до­ка­зы­вать. Та­кая про­стая ло­ги­че­ская схе­ма: по­пыт­ки до­ка­зать, что мы не ху­же, мы тоже мо­жем, мы та­кие же, то есть борь­ба за рав­ные пра­ва с муж­чи­на­ми, — это ведь не что иное, как под­твер­жде­ние со сто­ро­ны са­мих жен­щин то­го, что они чув­ст­ву­ют свою ина­ко­вость и страшно бо­ят­ся не толь­ко, что это за­ме­тят муж­чи­ны, но и са­ми об этом знать.

Да­же са­мые ярые фе­ми­ни­ст­ки не тре­бу­ют, что­бы спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния про­хо­ди­ли в сме­шан­ном ре­жи­ме и дос­ти­же­ния ме­ри­лись об­щие. Да­же са­мые бе­зум­ные фе­ми­ни­ст­ки зна­ют, что есть ве­щи, в ко­то­рых ну никак не мо­гут жен­щи­ны и муж­чи­ны быть на рав­ных.

Жен­ское — оно очень иг­ри­вое и очень лю­бит обу­чать­ся. И раз со­ци­ум сде­лан по-муж­ски, жен­щи­ны хо­ро­шо обу­ча­ют­ся, но это не их род­ной язык. Все эти вы­ра­же­ния, ко­то­рые мы вы­учи­ли очень хо­ро­шо на язы­ке муж­ском, да­же ко­гда мы их про­из­но­сим, тре­бу­ют пе­ре­во­да, по­то­му что за этим дру­гое, со­вер­шен­но дру­гое, а сло­ва мы по­дыс­ки­ва­ем ва­ши, по­дыг­ры­вая язы­ку муж­ско­му.

Жен­щи­ны смот­рят на муж­чин и учат­ся у них то­му, как жить в этом ми­ре.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние! Опас­ное ме­сто. Жен­щи­ны учат­ся, по­то­му что зна­ют, что ина­че им не про­биться, не ут­вер­дить­ся в со­циу­ме. И по­то­му до оп­ре­де­лен­но­го мес­та да­же по­бе­ж­да­ют на муж­ской терри­то­рии. Очень по­хо­же на то, как ино­стран­цы, при­ез­жаю­щие в стра­ну, очень час­то зна­ют о ней боль­ше, чем ме­ст­ные жи­те­ли. Они учи­лись.

По­го­ди­те, по­го­ди­те! И это еще не все. Вот уж точ­но, как толь­ко о со­циу­ме, о со­ци­аль­ных бо­ях и по­бе­дах, так сра­зу вид­но, что за жи­во­тре­пе­щу­щая те­ма. Всех сра­зу за жи­вое за­де­ло, у всех сра­зу по­зи­ции об­на­ру­жи­лись. По­го­ди­те, на­воюе­тесь еще.

Есть еще од­на, на­по­ми­наю, тре­тья функ­ция жен­щи­ны в ми­ре, ко­то­рая вы­де­ли­лась в про­цессе диф­фе­рен­циа­ции, — да­рить на­сла­ж­де­ние. Эмо­цио­наль­но-чув­ст­вен­ное, ок­ра­шен­ное сек­су­аль­ностью пе­ре­жи­ва­ние. Так ро­ди­лась эро­ти­ка. Эро­ти­ка, ко­то­рая про­из­ра­ста­ет из энер­гии по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те. Вот где прин­ци­пи­аль­ное раз­ли­чие, ко­то­рое на­ко­нец из­бав­ляет от веч­ной пу­та­ни­цы в оп­ре­де­ле­нии. У сек­са и эро­ти­ки про­сто-на­про­сто раз­ные ис­точ­ни­ки энер­гии, то есть са­ма при­ро­да воз­ник­но­ве­ния сек­су­аль­но­го на­пря­же­ния и эро­ти­че­ско­го пе­режи­ва­ния прин­ци­пи­аль­но раз­лич­на. По­это­му про­фес­сио­нал­ки в об­лас­ти сек­са и про­фес­сио­нал­ки в об­лас­ти эро­ти­ки — это со­вер­шен­но раз­ные яв­ле­ния. И да­же ес­ли секс в та­кой си­туации при­сут­ст­ву­ет — он толь­ко еще од­но сред­ст­во раз­но­об­ра­зить спо­со­бы удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­сти в эмо­цио­наль­ном кон­так­те.

Вот уж ме­сто, где жен­щи­ны спол­на за­став­ляют муж­чин рас­счи­ты­вать­ся за свои же­ла­ния. Из же­ла­ния муж­чин по­лу­чать все бо­лее и бо­лее ка­че­ст­вен­ное или раз­но­об­раз­ное на­сла­ж­де­ние и с со­гла­сия жен­щин это же­ла­ние удов­ле­тво­рять ро­ди­лась и все бо­лее раз­ви­ва­ет­ся ог­ром­ная ин­ду­ст­рия. Обя­за­тель­но соз­да­ет­ся не­дос­ти­жи­мый и веч­но ус­коль­заю­щий иде­ал, ко­то­рый сти­му­ли­ру­ет жен­ское тще­сла­вие. И чем бо­лее этот иде­ал не­дос­ти­жим, тем азарт­нее жен­щи­ны в по­го­не за ним, и тем боль­ше средств вкла­ды­ва­ют муж­чи­ны.

Сим­во­лом по­бе­ды в муж­ском ми­ре ста­но­вит­ся не толь­ко счет в бан­ке, ус­пеш­ный биз­нес, за­го­род­ная вил­ла, «кру­тая» ма­ши­на, но и кра­сот­ка, си­дя­щая в этой ма­ши­не или ук­ра­шаю­щая вил­лу. Кра­сот­ка, мак­си­маль­но при­бли­жен­ная к то­му идеа­лу, ко­то­рый на се­го­дняш­ний день про­воз­гла­шен са­мым пре­стиж­ным. Не­смет­ные день­ги, ко­то­рые кру­тят­ся в кос­ме­ти­че­ском биз­не­се, про­из­вод­ст­во кос­ме­ти­че­ских средств, тех­ни­че­ские сред­ст­ва, ме­ди­ци­на. Хо­ти­те на­сла­ж­де­ния? Вы его по­лу­чи­те. Жен­щи­ны ста­ра­ют­ся, муж­чи­ны пла­тят. Это же же­ла­ние на­сла­ж­де­ний по­роди­ло ог­ром­ный и до­ро­го­стоя­щий мир мо­ды, модель­ный биз­нес и все, что во­круг. Од­ни бес­ко­неч­ные кон­кур­сы кра­со­ты от «Мисс За­дрю­пинск» до «Мисс Все­лен­ная» че­го сто­ят. И ви­дя все это, уча­ст­вуя так или ина­че во всем этом, кто-то еще по­ры­ва­ет­ся го­во­рить о ра­вен­ст­ве? До ка­кой же сте­пе­ни нуж­но иг­но­ри­ро­вать про­ис­хо­дя­щее, что­бы со­мне­вать­ся в прин­ци­пи­аль­ном раз­ли­чии ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми и де­лать вид, что оче­вид­но сло­жив­шая­ся раз­ница по­ло­же­ний муж­чин и жен­щин в со­циу­ме — это ис­то­ри­че­ская ошиб­ка или со­ци­аль­ная не­спра­вед­ли­вость?

Пра­ви­ла жиз­ни для жен­щин и муж­чин

Муж­чи­ны по­строи­ли этот мир, и ко­гда он на­чи­нал­ся, жен­щи­ны в со­ци­ум не вы­хо­ди­ли. Они в нем «бы­ва­ли». Ме­сто жен­щи­ны оп­ре­де­ля­лось тре­мя по­ня­тия­ми, ко­то­рые со вре­ме­нем в ус­тах эман­си­пе пре­вра­ти­лись в сим­вол ос­корб­ле­ния и уг­не­те­ния: цер­ковь, кух­ня, де­ти (Kirche, Kuche, Kinder). Хо­тя ес­ли уб­рать глу­пые ам­би­ции и по­смот­реть на суть во­про­са, то что мо­жет быть серь­ез­нее: дух, жизнь, бу­ду­щее. В чем же то­гда про­бле­ма и про­ти­во­ре­чие?

По­стро­ен­ный муж­чи­на­ми мир, ес­те­ст­вен­но, дер­жит­ся на муж­ских пра­ви­лах и за­ко­нах, а ка­кой глав­ный кри­те­рий ус­пе­ха в муж­ском ми­ре? Пра­виль­но — по­бе­ди­тель. Все плю­сы в этом ми­ре, ми­ре со­рев­но­ва­тель­ном, ми­ре дос­ти­же­ния, в ми­ре ор­га­ни­за­ции, вы­да­ют­ся из этих пра­вил — уча­ст­во­вать и по­бе­дить.

Эти кри­те­рии ес­те­ст­вен­ны и ор­га­нич­ны для муж­чин, они по­ро­ж­де­ны смыс­ла­ми и по­во­дом их су­ще­ст­во­ва­ния на зем­ле. Что­бы по­лу­чить пра­во оп­ло­до­тво­рить ко­го хо­чешь и сколь­ко хо­чешь — на­до по­бе­дить. Что­бы дос­той­но про­кор­мить и за­щи­тить — на­до по­бе­дить.

Жен­щи­ны смот­рят на это с вос­тор­гом. Они смот­рят на это со­рев­но­ва­ние и, ко­неч­но, хо­тят по­бе­ди­те­ля. Они спра­ши­ва­ют у сво­его муж­чи­ны: «По­че­му не ты?» — и уп­ре­ка­ют его, ес­ли не­до­ста­точ­но ум­ны, и по­мо­га­ют ему по­бе­дить, ес­ли ум­ны и лю­бят. И тут про­ис­хо­дит сле­дую­щее. Жен­щи­на вдруг ви­дит, что су­ще­ст­во, обе­щав­шее быть бо­гом, по­че­му-то не со­от­вет­ст­ву­ет. Тут не по­беж­да­ет, тут не обес­пе­чи­ва­ет.

Ко­гда муж­чи­на слы­шит та­кое, что он слы­шит? Жен­щи­ны мер­кан­тиль­ны и рас­чет­ли­вы. Имен­но так, то­вар не­до­во­лен сво­им по­ку­па­те­лем.

О чем го­во­рит в этом слу­чае жен­щи­на? Муж­чи­на не дер­жит сло­во. А муж­чи­на, ко­то­рый не дер­жит сло­во — это как не взо­шед­шее по­ут­ру солн­це. Это­го не мо­жет быть, или это не муж­чи­на.

Кон­крет­ное со­дер­жа­ние то­го, что мо­жет счи­тать­ся ус­пе­хом и по­бе­дой, ко­неч­но, ме­ня­ет­ся. Ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от со­ци­аль­но­го слоя, в ко­то­ром вы жи­ве­те, ме­ня­ет­ся с воз­рас­том. Юные де­воч­ки ищут кра­си­во­го и по­том се­ту­ют, что к этой кра­со­те еще бы и ум, а поз­же ищут ум­но­го и ви­дят, ка­кой же он кра­си­вый. По­то­му что уже спо­соб­ны ви­деть дру­гую кра­со­ту. И муж­чи­ны это зна­ют про се­бя. Маль­чиш­ки, ко­то­рые бы­ли са­мы­ми, са­мы­ми в пе­ри­од ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, когда глав­ное — те­ло, глав­ное — зов по­ла, глав­ное — при­род­ное, как смот­ре­ли на них де­воч­ки, а ум­ные, ти­хие и не все­гда спор­тив­ные маль­чи­ки ти­хо за­ви­до­ва­ли и слег­ка ком­плек­со­ва­ли. А по­том — где те кра­сав­цы?

А ум­ные, ти­хие маль­чи­ки ста­но­вят­ся ко­ро­ля­ми и по­бе­ди­те­ля­ми, по­то­му что на­сту­па­ет вре­мя со­рев­но­ва­ния ин­тел­лек­ту­аль­но­го. И не удив­ляй­тесь, муж­чи­ны, ес­ли бо­гом в гла­зах не­без­раз­лич­ной вам жен­щи­ны ока­же­тесь не вы, по­бе­ди­тель про­шлых муж­ских игр.

Вот он, вопль разъ­я­рен­ных, раз­дра­жен­ных, а по­рой и рас­те­рян­ных муж­чин: ну, че­го ей еще не хва­та­ет?

Лю­би­мый кот пой­мал мышь и гор­до при­нес и по­ло­жил ее к но­гам лю­би­мой хо­зяй­ки, ожи­дая по­хва­лы. Хо­зяй­ка с виз­гом бро­си­лась из ком­на­ты. Что по­ду­мал кот?

Это сре­ди ко­тов пой­ман­ная мышь — пред­мет гор­до­сти, а хо­зяй­ки за­во­дят ко­тов со­всем для друго­го. Спро­си­те, а кто же то­гда бу­дет мы­шей ло­вить? Да ло­ви­те на здо­ро­вье, толь­ко хо­зяй­ка тут при чем?

В ко­неч­ном ито­ге все сво­дит­ся к оп­рав­да­нию ожи­да­ний. Жен­щи­ны ждут от муж­ско­го ми­ра и от кон­крет­ных муж­чин оп­рав­да­ния их ожи­да­ний безо­пас­но­сти, то есть чет­ко­го и бес­пе­ре­бой­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния. Мир дол­жен быть безо­па­сен, он дол­жен быть уст­ро­ен так, что­бы вся жизнь не ухо­ди­ла на вы­жи­ва­ние, что­бы был из­бы­ток для жиз­ни, для твор­че­ст­ва, ис­кус­ст­ва, люб­ви. Это гло­баль­ное жен­ское ожи­да­ние. Мы жи­вем на од­ной пла­не­те, и это муж­ские функ­ции в сис­те­ме со­вме­ст­но­го про­жи­ва­ния.

Но это­го нет, и бес­си­лие жен­ское са­мо­стоя­тель­но ре­шить эти про­бле­мы, ес­те­ст­вен­но, вы­ли­ва­ет­ся в аг­рес­сию, в аг­рес­сию по от­но­ше­нию к муж­чи­нам. И ни­ка­ко­го дру­го­го по­во­да, кро­ме при­зна­ния сво­ей сла­бо­сти и не­воз­мож­но­сти спра­вить­ся с си­туа­ци­ей без муж­чин, аг­рес­сия не име­ет. Аг­рес­сия — все­гда сла­бость.

А ес­ли не по­лу­ча­ет­ся?..

У муж­чин не все­гда по­лу­ча­ет­ся, жен­щи­ны са­ми не мо­гут, но на­ту­ра ак­тив­ная, вот и вме­ши­ва­ют­ся не в свое де­ло. Ес­ли не­ко­му спа­сать и за­щи­щать, жен­щи­на са­ма ле­зет спа­сать и за­щищать. У нее есть ин­стинкт вол­чи­цы, ко­то­рая, за­щи­щая по­том­ст­во, не за­ду­мы­ва­ясь всту­па­ет в бой с ма­те­рым вол­ком и че­ло­ве­ком. И по­ка­тил­ся бес­ко­неч­ный ком вза­им­ных пре­тен­зий и не­до­вольств. Ку­да там меж­го­су­дар­ст­вен­ным пре­тен­зи­ям и кон­флик­там по срав­не­нию с этим. Этот кон­фликт срод­ни гра­ж­дан­ской вой­не — в ней нель­зя по­бе­дить. Ее мож­но толь­ко пре­кра­тить, опи­ра­ясь на здра­вый смысл.

Жен­щи­ны в си­лу сво­ей при­ро­ды, как мы уже го­во­ри­ли, очень пла­стич­ны, лег­ко обу­чае­мы и по­то­му, вле­зая в муж­ские де­ла и при­ни­мая на се­бя муж­ские функ­ции, бы­ва­ют до оп­ре­де­лен­но­го мес­та весь­ма ус­пеш­ны. Муж­чи­ны это хо­ро­шо зна­ют. Но ко­гда-то сра­бо­та­ет ох­ра­ни­тель­ный реф­лекс, и она лег­ко ска­жет: а в кон­це кон­цов, я жен­щи­на, и вы это при­ме­те. У муж­чин это­го оп­рав­да­ния нет.

Там, где жен­щи­на, сле­дуя ох­ра­ни­тель­но­му ин­стинк­ту, не сде­ла­ет по­след­ний шаг и вый­дет из иг­ры, муж­чи­на этот шаг сде­ла­ет.

Оп­рав­да­ние «в кон­це кон­цов, я муж­чи­на», не при­ни­ма­ет­ся имен­но по­то­му, что, в кон­це кон­цов, вы — муж­чи­на. Это та са­мая ло­вуш­ка, в ко­то­рую за­гна­ны муж­чи­ны сво­им при­ви­ле­ги­ро­ван­ным по­ло­же­ни­ем в ми­ре.

Не ду­маю, что кто-ли­бо бу­дет спо­рить с тем, что у муж­чин в со­ци­аль­ном ми­ре по­ло­же­ние при­ви­ле­ги­ро­ван­ное. По­это­му во­прос: «Кто хо­зя­ин в до­ме?» — в дей­ст­ви­тель­но­сти дав­но стал ри­то­ри­че­ским, я бы да­же ска­за­ла ри­ту­аль­ным. В до­ме под на­зва­ни­ем «со­ци­ум» все­гда бы­ли есть и ос­та­нут­ся хо­зяе­ва­ми муж­чи­ны, ибо он по­стро­ен по их об­ра­зу и по­до­бию. По фак­ту. И при всех про­чих рав­ных при со­ци­аль­ном про­дви­же­нии пред­поч­тут муж­чи­ну, уж слиш­ком мно­го у жен­щин при­род­ных по­во­дов для то­го, что­бы их не­воз­мож­но бы­ло счи­тать до кон­ца на­деж­ны­ми со­ци­аль­ны­ми парт­не­ра­ми. Муж­чи­нам ме­ж­ду со­бой спо­кой­ней. Вы все­гда най­де­те спо­со­бы, как те­перь го­во­рят, «по­ре­шать во­про­сы».

Муж­чи­ны при­вык­ли поль­зо­вать­ся как зер­ка­лом са­ми­ми со­бой, и жен­ское ма­ло мес­та за­ни­ма­ет в муж­ской жиз­ни. По­это­му, от­ра­жа­ясь в се­бе са­мих как в зер­ка­ле и ви­дя там толь­ко се­бя, муж­чи­ны, ко­неч­но, ста­но­вят­ся силь­нее, но при­чи­ны, по ко­то­рым эта си­ла так бы­ла нуж­на, ку­да-то ис­че­за­ют в азар­те са­мо­ут­вер­жде­ния.

Сна­ча­ла лю­ди строи­ли со­ци­ум для соб­ст­вен­ных за­дач, по­том он стал над­лич­но­ст­ным мон­ст­ром, ко­то­рый поль­зу­ет лю­дей для соб­ст­вен­ных.

И все это со­ци­ум

Со­ци­ум — это ма­ши­на, ко­то­рая все вре­мя за­ня­та под­дер­жа­ни­ем се­бя, сво­ей тер­ри­то­рии, сво­ей вла­сти, он да­ет вам все эти иг­руш­ки — вы глав­ные, вы силь­ные, вы пер­вые, вам без оче­ре­ди — и за это при­сво­ил се­бе пра­во рас­по­ря­жать­ся ва­ши­ми жиз­ня­ми в сво­их очень час­то со­вер­шен­но не из­вест­ных нам це­лях.

Жен­щи­ны, ко­то­рые так лю­бят го­во­рить о сво­ей ущем­лен­но­сти в пра­вах и не­рав­но­пра­вии, в дей­ст­ви­тель­но­сти со­циу­мом из­ба­ло­ва­ны и при­кры­ты. Жен­щи­нам по­зво­ле­но мно­гое — без­от­вет­ст­вен­ность, лег­ко­мыс­лие, не­обя­за­тель­ность. Жен­щи­на, что с нее возь­мешь! И все это за ту при­род­ную спо­соб­ность, ко­то­рой она на­де­ле­на и без ко­то­рой все су­ще­ст­во­ва­ние бес­смыс­лен­но. Жен­щи­на ро­жа­ет, а со­циу­му нуж­ны лю­ди.

Жен­щи­ны очень хо­ро­шо зна­ют про муж­чин то, что, мо­жет быть, и не хо­тят знать, — эту по­зи­цию со­ци­аль­но­го мон­ст­ра по от­но­ше­нию к муж­чи­не, и по­это­му в сво­ем от­но­ше­нии к муж­чи­нам жен­щи­ны двоя­ки. С од­ной сто­ро­ны, пре­тен­зии в не­со­от­вет­ст­вии и не­вы­пол­не­нии тех функ­ций, ко­то­рые воз­ло­же­ны на муж­чин са­мим смыс­лом су­ще­ст­во­ва­ния раз­де­ле­ния муж­ско­го и жен­ско­го в ми­ре, с дру­гой — со­чув­ст­вие по по­во­ду пол­ной за­ви­си­мо­сти и бес­прав­но­сти пе­ред ли­цом со­ци­аль­ной ма­ши­ны.

И по­лу­ча­ет­ся тюрь­ма, ку­да мир за­пи­хи­ва­ет муж­чин и жен­щин с ро­ж­де­ния, и мно­гие так до кон­ца дней сво­их и су­ще­ст­ву­ют, на­прав­ляя все си­лы на то, что­бы оп­рав­дать вну­шен­ные ожи­да­ния, при­няв их за свои же­ла­ния и час­то так и не удо­су­жив­шись ос­та­но­вить­ся и вы­яс­нить: а оно мне на­до?

А ко­гда слу­ча­ют­ся та­кие лю­ди и, вы­ла­мы­ва­ясь из вну­шен­ных ожи­да­ний, сле­ду­ют выс­ше­му зо­ву, это вос­при­ни­ма­ет­ся как не­что бо­же­ст­вен­ное. Ло­мо­но­сов, иду­щий пеш­ком в Мо­ск­ву, что­бы учить­ся. Го­ген, бро­сив­ший бла­го­по­лу­чие, что­бы стать ху­дож­ни­ком, за­мо­рыш Су­во­ров, став­ший ве­ли­чай­шим пол­ко­вод­цем.

— По­ка­жи мне, Гос­по­ди, ве­ли­чай­ше­го пол­ко­вод­ца всех вре­мен и на­ро­дов.

— Смот­ри!

— Но ведь это же са­пож­ник!

— Ес­ли бы он стал пол­ко­вод­цем, то был бы ве­ли­чай­шим пол­ко­вод­цем всех вре­мен и на­ро­дов.

Жизнь скла­ды­ва­ет­ся так, что че­ло­ве­ка во все это за­со­вы­ва­ют и тре­бу­ют с не­го в со­от­вет­ст­вии с этим. Те, кто про­ла­мы­ва­ют­ся, дей­ст­ви­тель­но ощу­ща­ют уже не­кую бо­же­ст­вен­ную под­держ­ку, но все де­ло в том, что, дей­ст­вуя во­пре­ки воз­ло­жен­ным ожи­да­ни­ям, че­ло­век, не­со­мнен­но, рис­ку­ет, по­то­му что ли­ша­ет се­бя под­держ­ки всех тех, кто эти ожи­да­ния на не­го воз­ло­жил. А ес­ли не сло­жи­лось и не слу­чи­лось, то че­ло­век всю жизнь жи­вет как в клет­ке, вре­мя от вре­ме­ни бо­рясь с не­яс­ной тос­кой о не­яс­ных ут­ра­чен­ных воз­мож­но­стях.

Мир­ный до­го­вор о со­су­ще­ст­во­ва­нии.

Си­туа­ция: жен­щи­ны о се­бе

О чем го­во­рят жен­щи­ны, ко­гда ос­та­ют­ся од­ни? А о чем го­во­рят муж­чи­ны, ко­гда ос­та­ют­ся од­ни? Вы за­ме­ча­ли, что этот во­прос при­сут­ст­ву­ет все­гда, прав­да, по­да­ет­ся по-раз­но­му — то с не­скры­вае­мым раз­дра­же­ни­ем, то с иро­ни­че­ской усмеш­кой, а ино­гда он по­лон снис­хо­ди­тель­но­сти? Но скры­ва­ет­ся за этим все­гда од­но и то же — жгу­чее лю­бо­пыт­ст­во. А в чем де­ло-то, что нас так бес­по­ко­ит?

Как что? Веч­ный про­тив­ник со­брал­ся за за­кры­ты­ми две­ря­ми и что-то там об­су­ж­да­ет. Ну, ко­неч­но, пла­ны, коз­ни стро­ит. И сра­зу в на­па­де­ние: «Ой, ну ка­кие у вас мо­гут быть сек­ре­ты? Зна­ем мы эти ва­ши важ­ные раз­го­во­ры!» Ко­неч­но, это же та­кой ес­те­ст­вен­ный ход, а вдруг про­тив­ник по­па­дет­ся, рас­сер­дит­ся да и про­го­во­рит­ся. Ох, не до­ве­ря­ем мы друг дру­гу. Так и ме­чем­ся, как ма­ят­ник, ме­ж­ду лю­бо­вью и стра­хом. Вме­сте — тош­но, врозь — скуч­но.

Все эти обы­ден­ные и так всем зна­ко­мые фра­зы, при­дир­ки, по­доз­ре­ния, вы­ска­зан­ные и не выска­зан­ные, всплы­ли у ме­ня в го­ло­ве, ко­гда я, со­би­ра­ясь по­го­во­рить об од­ной очень важ­ной за­ко­но­мер­но­сти во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, на­бре­ла на уже го­то­вые ма­те­риа­лы на эту те­му.

Так слу­чи­лось, что и я, и мой со­бе­сед­ник в раз­ное вре­мя, в со­вер­шен­но раз­ных си­туа­ци­ях до­воль­но под­роб­но вы­ска­за­лись на те­му прин­ци­пи­аль­ных за­ко­нов взаи­мо­дей­ст­вия муж­ско­го и жен­ско­го, муж­чин и жен­щин, и мне ка­жет­ся, что эти за­ко­ны мо­гут быть не­бе­зын­те­рес­ны­ми и прак­ти­че­ски по­лез­ны­ми обе­им за­ин­те­ре­со­ван­ным сто­ро­нам. Но, что осо­бен­но важ­но, я раз­го­ва­ри­ва­ла об этом в за­кры­той для при­сут­ст­вия муж­чин, чис­то жен­ской си­туа­ции, а мой со­бе­сед­ник в со­вер­шен­но за­кры­той для жен­щин, чис­то муж­ской си­туа­ции.

И мы при­ня­ли судь­бо­нос­ное ре­ше­ние опуб­ли­ко­вать эти вы­сту­п­ле­ния по двум при­чи­нам. Эта те­ма очень яр­ко и с со­вер­шен­ной оче­вид­но­стью под­тверж­да­ет наш ос­нов­ной те­зис: муж­чи­ны и жен­щи­ны — это со­вер­шен­но раз­ные су­ще­ст­ва. Вто­рым, но не ме­нее важ­ным по­во­дом по­слу­жи­ли си­туа­ции, в ко­то­рых эти тек­сты бы­ли про­из­не­се­ны.

На­ко­нец, у всех у нас есть шанс ус­лы­шать: о чем они там го­во­рят?

Очень по-жен­ски.

Си­туа­ция бы­ла со­вер­шен­но не­воз­мож­ная, прав­да, мо­жет быть, имен­но по­это­му она не толь­ко со­стоя­лась, и со­стоя­лась столь ус­пеш­но, что и сей­час, поч­ти че­рез пят­на­дцать лет, ощу­ща­ют­ся ее по­след­ст­вия, а мо­жет быть, и по­след­ст­вия этих послед­ст­вий.

А бы­ло вот что. Изу­ми­тель­ной кра­со­ты зал в сти­ле ба­рок­ко — леп­ни­на, по­зо­ло­та, зер­ка­ла, за дву­свет­ны­ми ок­на­ми — Не­ва. В за­ле од­ни толь­ко жен­щи­ны — две на сце­не и бо­лее трех­сот в за­ле. Мы на сце­не впер­вые, они — ко­го они толь­ко уже не слу­ша­ли. Они лю­бо­пыт­ст­ву­ют, мы вол­ну­ем­ся. Мы на­чи­на­ем раз­го­вор и… И ни­ка­ких «мы и они». Ка­кие «мы», ка­кие «они»?! Жен­щи­ны со­бра­лись по­го­во­рить о се­бе…

Два со­вер­шен­но раз­ных су­ще­ст­ва, во­лею ре­аль­но­сти жи­ву­щие на од­ной пла­не­те, муж­чи­на и жен­щи­на сво­ей дея­тель­но­стью по­ро­ди­ли два раз­ных про­стран­ст­ва, два раз­ных ми­ра. Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что по­ис­ки спо­со­бов со­су­ще­ст­во­ва­ния и взаи­мо­дей­ст­вия этих двух ми­ров, по­ра­же­ния од­них и по­бе­ды дру­гих, от­кры­тия и по­те­ри на этом пу­ти все­гда бы­ли, есть и бу­дут основ­ной дви­жу­щей си­лой в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства. Од­на из ли­ний та­ко­го по­ис­ка за­вер­ши­лась от­кры­ти­ем прин­ци­па взаи­мо­дей­ст­вия муж­ско­го и жен­ско­го, и оп­ре­де­ля­ет­ся этот прин­цип при­су­щи­ми ка­ж­до­му из этих про­странств спе­ци­фи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми.

Оп­ре­де­ляю­щим ка­че­ст­вом муж­ско­го ми­ра яв­ля­ет­ся же­ст­кая струк­ту­ри­ро­ван­ность, по­иск «при­чи­ны всех при­чин», то есть ис­ход­ной точ­ки лю­бо­го яв­ле­ния.

Оп­ре­де­ляю­щим ка­че­ст­вом жен­ско­го ми­ра яв­ля­ет­ся пла­стич­ность, от­сут­ст­вие же­ст­кой фик­са­ции ис­ход­ной по­сыл­ки, боль­шая креа­тив­ность и спон­тан­ность.

В мас­со­вом соз­на­нии это вы­ра­же­но в из­вест­ной по­го­вор­ке: «Вер­ность муж­чи­ны за­ви­сит от его прин­ци­пов, вер­ность жен­щи­ны — от си­туа­ции».

Гар­мо­нич­ное взаи­мо­дей­ст­вие этих ми­ров про­ис­хо­дит по оп­ре­де­лен­но­му за­ко­ну.

Пол­ный цикл взаи­мо­дей­ст­вия вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом.

Муж­ское на­ча­ло за­да­ет на­прав­ле­ние — это и есть пер­вый тол­чок в це­пи взаи­мо­от­но­ше­ний муж­ско­го и жен­ско­го. Сле­дую­щий шаг — жен­ский — пре­дос­тав­ле­ние про­стран­ст­ва или непре­дос­тав­ле­ние про­стран­ст­ва. Пред­по­ло­жим, про­стран­ст­во пре­дос­тав­ле­но. То­гда сле­дую­щий шаг в этой це­поч­ке муж­ской — ор­га­ни­за­ция про­стран­ст­ва: или кон­ст­руи­ро­ва­ние, или не­кое огра­ни­че­ние. Все, что име­ет от­но­ше­ние к ор­га­ни­зации, же­ст­ко­му ог­ра­ни­че­нию, пла­ни­ро­ва­нию, фор­ма­ли­за­ции про­стран­ст­ва, — функ­ция муж­ская. Сле­дую­щий шаг в этом ор­га­ни­зо­ван­ном про­стран­ст­ве жен­ский — за­пол­не­ние. Спо­соб­ность к та­ко­му дей­ст­вию оп­ре­де­ля­ет­ся при­родой энер­гии, ко­то­рую не­сет жен­ское про­стран­ст­во, — пла­стич­ной, вос­при­им­чи­вой, спо­соб­ной быть аде­к­ват­ной струк­ту­ре и си­туа­ции, ей пре­дос­тав­лен­ной. Имен­но по­это­му жен­щи­нам все­гда лег­че при­спо­со­бить­ся к си­туа­ции и ее из­ме­не­ни­ям. Оста­но­вить про­цесс за­пол­не­ния мо­жет толь­ко муж­ское дей­ст­вие, ко­гда муж­чи­на ста­вит точ­ку, тем са­мым фик­си­руя за­пол­нен­ность, обо­зна­чая ко­нец цик­ла.

Жен­ское же на­ча­ло про­цес­су­аль­но, и по­это­му лю­бое окон­ча­ние, лю­бая точ­ка, обо­зна­чаю­щая же­ст­кий фи­нал, вос­при­ни­ма­ет­ся как опас­ность, на­си­лие и не­сво­бо­да. Ре­ак­ция на та­кое дей­ст­вие час­то бы­ва­ет по­доб­на ре­ак­ции по­то­ка на воз­ник­шую на пу­ти дви­же­ния пло­ти­ну. Но жизнь не оста­нав­ли­ва­ет­ся, и те­че­ние ее не зна­ет па­уз и пе­ре­ры­вов, зна­чит, не­со­мнен­но, долж­но быть не­что, что пе­ре­во­дит раз­ви­тие про­цес­са на сле­дую­щий ви­ток, и это не­что уда­лось об­на­ру­жить.

По­сле то­го как муж­ская энер­гия фак­том сво­его вме­ша­тель­ст­ва за­кан­чи­ва­ет про­цесс за­пол­не­ния и ста­вит точ­ку, есть еще один шаг цик­ла. Су­ще­ст­ву­ет еще од­на функ­ция жен­ско­го в этом взаи­мо­от­но­ше­нии — ос­вое­ние точ­ки. Ина­че раз­ви­тие лю­бых от­но­ше­ний, си­туа­ций, в ко­то­рых уча­ст­ву­ет жен­щи­на, за­кан­чи­ва­лось бы вот этим муж­ским: «Все! Ва­ше вре­мя ис­тек­ло!»

Ос­вое­ние есть пре­одо­ле­ние жен­ским на­ча­лом пау­зы ме­ж­ду окон­ча­ни­ем од­но­го эта­па взаи­мо­дей­ст­вия и на­ча­лом но­во­го. Об­раз­но го­во­ря, жен­щи­на име­ет воз­мож­ность, сле­дуя за муж­чи­ной, на­прав­лять его вни­ма­ние и энер­гию в нуж­ном ей на­прав­ле­нии. И опять на­род­ная по­го­вор­ка: «Муж­чи­на — го­ло­ва, жен­щи­на — шея».

Итак, я на­по­ми­наю. Це­поч­ка вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом:

• три ос­нов­ных мо­мен­та муж­ско­го: на­прав­ле­ние, ор­га­ни­за­ция, точ­ка;

• три ос­нов­ных мо­мен­та жен­ско­го: пре­дос­тав­ле­ние про­стран­ст­ва, за­пол­не­ние, ос­вое­ние.

А те­перь по­смот­рим, как это вы­гля­дит в жиз­ни, про­яв­ля­ет­ся во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях лю­дей и к че­му при­во­дит.

Пер­вый мо­мент муж­ской — на­прав­ле­ние. От са­мо­го обы­ден­но­го, жи­тей­ско­го — кто бу­дет ко­ман­до­вать день­га­ми в се­мье — до раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва в це­лом. Это пер­вый им­пульс. «Вна­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог». Рас­смот­рим пси­хо­ло­ги­че­скую ре­ак­цию жен­щин в этой си­туа­ции. Ес­ли кто-то по­сто­ян­но за­да­ет жен­щи­не на­прав­ле­ние, то по­лу­ча­ет­ся, что она вро­де как под­не­воль­на. Но ведь шаг в пре­дос­тав­ле­нии или не­пре­дос­тав­ле­нии про­стран­ст­ва имен­но жен­ский.

Ес­ли жен­щи­на не пре­дос­тав­ля­ет про­стран­ст­во, ес­ли жен­ский мир не пре­дос­тав­ля­ет про­стран­ст­во, ес­ли жен­щи­ны от­ка­жут­ся ро­жать детей в этот ужас­ный мир, ко­то­рый не га­ран­тиру­ет им жиз­ни, то жизнь ос­та­но­вит­ся! Как может жен­щи­на с ее не­ве­ро­ят­ны­ми воз­мож­ностя­ми чув­ст­во­вать ка­кую-то свою не­пол­но­ценность? Здесь нет хо­зяи­на. И нет борь­бы за власть. Это не раз­де­ле­ние тер­ри­то­рии, а со­еди­не­ние во имя це­ло­го. И жен­щи­на пре­дос­тав­ля­ет или не пре­дос­тав­ля­ет про­стран­ст­во. До­пус­тим, она его пре­дос­тав­ля­ет. Ми­ру, ко­то­рый пред­ла­га­ет ей та­кую си­туа­цию, от­цу, му­жу, той ра­бо­те, идее, ко­то­рая мо­жет не­сти муж­ской смысл, она го­во­рит «да».

И то­гда… не бро­са­ет­ся са­ма бы­ст­рень­ко стро­ить этот «дом». Не бро­са­ет­ся… А от­хо­дит спо­кой­но в сто­ро­ну и ждет, ко­гда его по­стро­ят. Ор­га­ни­за­ция про­ис­хо­дит от муж­ско­го им­пуль­са, но ва­ри­ант ор­га­ни­за­ции, ко­то­рый из­бе­рет муж­чи­на, во мно­гом за­ви­сит от со­дер­жа­ния, за­ло­жен­но­го в пре­дос­тав­лен­ном про­стран­ст­ве. Так что жен­щи­на то­же не­сет от­вет­ст­вен­ность за этот про­цесс.

Но вот дом по­стро­ен. Сте­ны есть, но кон­ст­рук­ция сто­ит пус­тая, хо­лод­ная и не­жи­вая. И вот тут на­сту­па­ет час жен­щи­ны — час за­пол­не­ния. Жен­щи­на на­чи­на­ет дей­ст­во­вать в муж­ском ми­ре. Очень важ­но при­нять и ос­мыс­лить этот факт — мы все жи­вем в муж­ском ми­ре. Го­су­дар­ст­ва, ор­га­ни­за­ции, струк­ту­ры, сис­те­мы, кон­вен­ции — все, из че­го скла­ды­ва­ет­ся сис­те­ма взаи­мо­дей­ст­вия лю­дей, пра­ви­ла их об­ще­жи­тия, — все это соз­да­ет­ся и вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся в про­цес­се ор­га­ни­за­ции, а сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ным про­яв­ле­ни­ем дея­тель­но­сти муж­ско­го.

Итак, за­пол­не­ние, не­со­мнен­но, — жен­ская функ­ция, один из са­мых ак­тив­ных мо­мен­тов про­яв­ле­ния жен­ско­го в ми­ре. И ес­ли пра­виль­ное, гар­мо­нич­ное взаи­мо­от­но­ше­ние муж­ско­го и жен­ско­го про­ис­хо­дит, то жен­щи­на бу­дет за­пол­нять эту пус­тую кон­ст­рук­цию сво­ей энер­ги­ей, ко­то­рая во­пло­тит­ся в уют, те­п­ло, вдох­но­ве­ние, то есть ожив­лять ее. По­ка не най­дет­ся тот, ко­то­рый ска­жет: «Все, до­ро­гая, мир пре­кра­сен, хва­тит. Сле­дую­щим ша­гом ты ис­пор­тишь эту кра­со­ту». И вот тут мы, вме­сто то­го что­бы воз­му­щать­ся: «Да что вы по­ни­мае­те!», по­ду­ма­ем: «На­до же, как они за­ме­ча­тель­но нас по­ни­ма­ют». Это и есть ме­сто на­ше­го сек­ре­та — ос­вое­ние. Они ска­за­ли «все», а мы…

Так на­сту­па­ет этот со­кро­вен­ный мо­мент, мо­мент, ко­то­рый во мно­гом оп­ре­де­лит даль­ней­шую жизнь и раз­ви­тие со­бы­тий, мо­мент, в ко­то­рый мож­но так мно­го вы­иг­рать или столь мно­гое про­иг­рать. По­это­му без эмо­ций, но с чув­ст­вом ос­та­но­вим­ся и при­слу­ша­ем­ся: че­го хо­те­лось бы, что ждем от бу­ду­ще­го, ку­да хо­тим по­пасть? Ес­ли мы про­сто ска­жем: нет, это не ко­нец! На­ше воз­му­ще­ние ни­че­го, кро­ме уп­ря­мо­го со­про­тив­ле­ния со сто­ро­ны муж­чи­ны, не ро­дит. Не­об­хо­ди­мо, при­няв муж­ское обо­зна­че­ние фи­на­ла, тут же его пре­вра­тить в со­вме­ст­ный по­иск про­дол­же­ния. Ина­че муж­чи­на отой­дет в сто­ро­ну, что­бы «ба­бу с во­за — ко­бы­ле лег­че», и мы бу­дем вы­ну­ж­де­ны са­ми за­ни­мать­ся муж­ски­ми де­ла­ми. Мы бу­дем вы­ну­ж­де­ны са­ми те­рять си­лы, вре­мя, энер­гию, го­раз­до боль­шую, чем не­об­хо­ди­мо, по­то­му что бу­дем дей­ст­во­вать на тер­ри­то­рии про­ти­во­ес­те­ст­вен­ной для са­мой су­ти жен­ско­го про­стран­ст­ва. А вот вы­ве­рен­ное, про­чув­ст­во­ван­ное и ос­мыс­лен­ное «да» — квинт­эс­сен­ция жен­ской муд­ро­сти, ско­рее все­го, по­ро­дит воз­мож­ность по­яв­ле­ния та­ко­го на­прав­ле­ния, ко­то­рое под­ни­мет си­туа­цию к но­вым вер­ши­нам и твор­че­ским воз­мож­но­стям для реа­ли­зации и муж­ско­го и жен­ско­го. При­нять, ос­во­ить, ок­ра­сить нуж­ным цве­том, вне­сти но­вую мысль, но­вую идею, вдох­но­вить — ка­кая жен­щи­на не меч­та­ет об этом?

Ча­ще все­го мы пред­став­ля­ем се­бе жен­щи­ну-вдох­но­ви­тель­ни­цу очень ли­те­ра­тур­но («Я пом­ню чуд­ное мгно­ве­нье, пе­ре­до мной яви­лась ты»…), а на бы­то­вом уров­не — эфе­мер­ной, не при­спо­соблен­ной к жиз­ни, чу­ж­дой жи­тей­ских за­бот и бы­та. Это та­кой при­ми­тив­ный са­мо­об­ман, по­то­му что, стра­ст­но меч­тая о та­кой ро­ли, мы бо­им­ся от­вет­ст­вен­но­сти и пря­чем­ся от ду­шев­но­го на­пря­же­ния, ко­то­ро­го тре­бу­ет эта по­зи­ция — по­зи­ция Му­зы-вдох­но­ви­тель­ни­цы. Ни­кто не даст вам ре­цеп­тов, как это сде­лать в ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае, ме­сто твор­че­ст­ва глу­бо­ко ин­ди­ви­ду­аль­но, со­кро­вен­но. Как вы это сде­лае­те — это и есть ваш сек­рет. Ва­ша под­ру­га сде­ла­ет ина­че. Ес­ли вы по­пы­тае­тесь вос­поль­зо­вать­ся ее ме­то­да­ми, у вас не по­лу­чит­ся, по­то­му что это не ва­ше. Но ес­ли вы во­об­ще не бу­де­те пы­тать­ся, то не се­туй­те на жизнь, муж­чин и не­бла­го­при­ят­ные об­стоя­тель­ст­ва.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...