Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы в экологическом образовании дошкольников




Семинар 1.

Особенности организации работы по экологическому образованию детей в ДОУ

Вопросы.

1. Организация работы по экологическому образованию в ДОУ: основные принципы, цели, задачи. Интегрированный подход.

2. Модели организации: «Эколог» и «Воспитатель», их своеобразие и реализация в дошкольных учреждениях.

3. Обязанности педагогов по интеграции экологического образования в образовательный процесс в ДОУ.

4. Подготовка кадров; связь с другими организациями.

5. Работа с родителями по экологическому образованию детей.

6. Подбор программы, методической литературы и дидактических материалов.

Задания для СРС

Проведите социологический опрос по предлагаемым вопросам с руководством детского сада, представьте схемы по отдельным направлениям организации работы детского сада, которые реализует детский сад.

Работа на занятии

Обсуждение вопросов семинара. Диспут на тему «Должен ли эколог проводить занятия за воспитателя?»

 

Литература

лекции НА Рыжовой

 


Семинар 2.

Экологизация развивающей предметной среды в помещении ДОУ

Вопросы.

1. Экологическая комната, ее зонирование.

2. Уголок природы дошкольного учреждения: необходимость организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение.

3. Живой уголок, требования к подбору обитателей с экологических позиций: рыбы и устройство аквариума, птицы и устройство вольеры, земноводные (шпорцевая лягушка), пресмыкающиеся (черепахи) и устройство террариума, млекопитающие как постоянные обитатели уголка: морская свинка, хомяк, их биология и условия содержания (устройство помещения, кормление).

4. Организация «огорода на окне».

5. Содержание временных обитателей: насекомых, водных обитателей, земноводных в уголке природы. Биология, условия и правила их содержания.

6. Зимний сад.

7. Лестницы и коридоры.

8. Другие помещения.

Задания для СРС

1. Подготовка сообщения по предложенной теме с использованием иллюстративного материала

1. Уголок природы (экологический центр) и живой уголок дошкольного учреждения: необходимость организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение. Требования к подбору обитателей живого уголка с экологических позиций.

2. Подбор комнатных растений. Типичные представители природных зон (субтропиков, тропиков, пустынь), их биология, особенности ухода за ними. Экологические группы комнатных растений по отношению к теплу, влаге, свету, почве. Экологический паспорт комнатных растений.

3. Подбор рыб для аквариума в разных возрастных группах. Их биология, условия содержания. Устройство аквариума, уход за ним. Аквариумные растения: подбор, взаиморасположение в аквариуме.

4. Земноводные и пресмыкающиеся уголка природы. Устройство террариума.

5. Птицы в уголке природы. Их биология и условия содержания.

6. Млекопитающие как постоянные обитатели уголка: морская свинка, хомяк, их биология и условия содержания (устройство помещения, кормление).

7. Посадка, посевы в уголке природы. Организация «огорода на окне». Содержание временных обитателей: насекомых, водных обитателей, земноводных в уголке природы. Биология, условия и правила их содержания.

 

2. Приведите примеры занятий по ознакомлению детей с обитателями уголка природы и комнатными растениями в разных возрастных группах (готовые занятия из списка лит. – 1 балл; самостоятельно разработанные – 2 б).

Работа на занятии

1. Опрос по теме.

2. Сообщение по темам

 

Литература

1. Авласенко О. «Золотой петушок» из Лесного // Дошк. восп. - 2000. – № 7. – С. 26. (мини-огороды)

2. Быстрова Н., Рыжова Н. Поговорим … о природе. - ДВ, 2000. – 7. – С.8-12. (комплексное занятие «Наша черепаха»)

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

4. Ельникова К. Волнистые попугайчики //Дошкольное воспита­ние. - 1990. - № 10. - С. 88-90.

5. Ельникова К. Уголок водного царства //Дошкольное воспита­ние. 1990. - № 12. - С. 100-103.

6. Зарипова А. Приплыви к нам, золотая рыбка: Конспекты заня­тий по ознакомлению дошкольников с обитателями уголка природы // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 7. - С. 26-31.

7. Зарипова А. Ознакомление детей с обитателями уголка природы // Дошкольное воспитание. - 1991.- № 2. - С. 17-18.

8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М., Просвещение, 1989, 159 с.

9. Иванова Э. Ребята и зверята: [Метод. материалы для воспита­телей детского сада] // Дошкольное воспитание. - 1993. -№ 8. - С. 54-58.

10. Лучич М.В. Детям о природе. – М., Просвещение, 1984.

11. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., Просвещение, 1984.

12. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2000.

13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С.16-49.

14. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

15. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – С. 37-68.

16. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. – С. 261-331.

17. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспита­ние.— 1999.—№ 3.—С.50-61.

18. Тимофеева И. Черепахи… Какие они? //Дошкольное воспитание, 2000. – 7. – С.46-51. (цикл наблюдений за черепахами)

 

 


Семинар 3.

Особенности организации зеленой зоны участка в ДОУ. Экологический паспорт ДОУ

Вопросы.

1. Значение экологического паспорта дошкольного учреждения для организации работы по экологическому образованию. Разделы Экологического паспорта ДОУ.

2. Территория участка детского сада. Значение зеленых насаждений. Требования к организации зеленой зоны с точки зрения Сан ПиН и экологического образования детей. Ландшафтные уголки. Альпийская горка.

Задания для СРС

На примере озеленения участка любого детского сада рассмотрите набор основных древесных (декоративных, плодовых), кустарниковых и травянистых насаждений, составьте план-схему.

На основе этой схемы составьте свой проект озеленения: план-схему озеленения участка с помощью условных обозначений, изобразите на нем все необходимые элементы (с использованием справочной литературы). Укажите месторасположение всех деревьев, кустарников, цветников, газона и др. участков (зона леса, луга, лекарственной полянки, площадки природы и т.д.).

 

Работа на занятии

1. Обсуждение вопросов.

2. Представление своего проекта по озеленению территории детского сада.

 

Литература

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999.

2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:Академия, 2002.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.

4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

 


Семинар 4.

Экологическая тропинка

Вопросы.

1. Значение и роль экологической тропинки в экологическом образовании дошкольников.

2. Типы экологических тропинок, критерии выбора маршрута и объектов.

3. Этапы создания и оформления тропинки.

4. Оборудование для организации наблюдений.

5. Оформление материалов для работы с детьми. «Экологический паспорт тропинки».

 

Задания для СРС

Представьте проект экологического паспорта тропинки – некоторые его элементы: план-схему тропинки (например, на территории детского сада), список видовых точек, описание некоторых видовых точек или точки. Основная цель задания - творческий подход к составлению «Экологического паспорта тропинки». По желанию студента планируется произвольный маршрут по предполагаемой (модельной) экологической тропинке. Можно выбрать любое время года, растения и животные, неживые объекты, которые могут реально встретиться, о которых можно рассказать детям (по желанию выбирается любая возрастная группа). Используются интересные сведения об объектах, доступные пониманию детей (например, можно рассказать о способах распространения плодов, о воде, о ветре, о солнце, о цветах и т.д.), короткие сказки, рассказы, загадки, пословицы и т.д. Можно также составить экологический паспорт тропинки для взрослых (родителей, студентов педколледжа или воспитателей) - при этом рассказ об объектах должен быть уже на уровне взрослого восприятия.

К занятию необходимо подготовить для каждого объекта «таблички»: цветные рисунки, можно схематичные (или цветные фотографии, вырезки из старых журналов) на обычном альбомном листе формата А4. На обратной стороне «таблички» можно сделать необходимые подписи.

«Прогулка» по экологической тропинке заканчивается экологической подвижной игрой (конспект игры должен быть приведен в разработках к занятию). Нужно рассказать правила игры, при этом пример должен соответствовать основной теме прогулки по тропинке (например, нельзя осеннюю или зимнюю тропинку заканчивать весенней или летней игрой).

Для видовых точек в городских условиях можно использовать следующие объекты: деревья (тополь, липа, каштан, катальпа, береза, клен, дуб, вяз, лох, ива, плодовые деревья и др.), кустарники (сирень, шиповник и др.), сорные травы и культурные растения. Из животных - в основном, конечно, можно рассказать о насекомых (некоторые жуки-жужелицы, чернотелки, листоеды, долгоносики, усачи, мертвоеды, карапузики, стафилиниды, навозники; бабочки, тли, клопы-солдатики, саранчовые и кузнечики, сверчки, муравьи и т.д.), о пауках; может встретиться и кошка, собака.

Если экологическая тропинка проходит мимо пруда, можно рассказать о водных беспозвоночных - жуках-вертячках, клопах-водомерках, жуках - водолюбе и плавунце, пауке-серебрянке, водяном скорпионе, клопе-гладыше, может встретиться и лягушка, и жаба. Если тропинка идет вдоль лесополосы, можно рассказать об экосистеме, которая складывается в лесополосе, о ее обитателях. Степные участки также будут со своей интересной и своеобразной флорой и фауной.

 

Работа на занятии

1. Обсуждение вопросов.

2. Представление своего проекта (не менее 10 объектов) экологической тропинки (в естественных условиях или на территории детского сада).

 

Литература

1. Большикова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание, 2000. - 7. - С. 12-20

2. Градобоева Т. Создание экологической тропы и методика работы на ней: [Из опыта работы дет.сада 144] // Дошкольное воспитание. 1993-7 С. 19-22.

3. Ельникова К. Зеленая аптека на участке детского сада //Дошкольное воспитание. -1990. -№ 6. - С.86-88.

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условие ее реализации в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез, 2002. - С. 68-78.

5. Рыжова В. «Что за прелесть эти альпийские горки!» //Обруч, 2001. 5- С. 30-33 (территория детского сада)

6. Рыжова Н.А. В гости к деревьям (конспект занятия на экологической тропе) // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 8. — С. 22-27.

7. Рыжова Н.А. Здравствуй, дерево // Дошкольное воспитание. - 2002. - 10. - С. 50-54. (окончание) (есть)

8. Рыжова Н.А. Попробуйте огурчики! // Обруч, 2002. - 5. - С.33-35. (огороды в помещении и во дворе детского сада)

9. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание, 2000. - 4. - С. 25-37.

10. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево» // Обруч.— 1997. —№2. — С. 32-34.

11.Рынькова В., Юдина Т. Когда идешь ты по тропинке...: Примерные конспекты занятий по экологии: [В помощь воспитателю дет. сада] // Дошкольное воспитание.1994. -7. С. 37-41.


Семинар 5.

Методы в экологическом образовании дошкольников

Вопросы.

1. Общая характеристика методов. Требования к методам, используемым в экологическом образовании.

2. Классификация методов. Традиционные и нетрадиционные методы.

3. Понятие о психологических методах.

Задания для СРС

1. Проанализируйте 3 занятия по экологическому образованию (по лит. источникам) и опишите, какие методы педагог применил в данных занятиях.

2. По аналогии с предложенными занятиями составьте развернутый план комплексного занятия на тему «Знакомство с животными и растениями участка ДОУ» (в любой из сезонов) с применением как минимум 5 психологических и педагогических приемов и методов (с указанием их в плане конспекта).

Работа на занятии

Дискуссия по теме семинара.

Литература

«Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – С. 65-70. – каф.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: Учитель, 2002. – каф.

Бурлакова Е. Экологический проект «Книга природы»(...) – Волгоград, 2004. – библ.

Мир природы и ребенок. – СПб.: «Детство-пресс», 2000. – С. 114-172.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 16-113. – библ.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:Академия, 2002. – 110-192. –библ.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. – С. 212-260. – библ.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – С. 27, 49-105. – библ.


Семинар 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...