Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наглядно-практические методы: применение моделей и моделирование в экологическом образовании детей




 

Вопросы.

1. Понятие о моделях и моделировании.

2. Значение, общая характеристика и классификация моделей.

3. Применение моделирования в программах «Детство», «Развитие», «Наш дом – природа», «Юный эколог», «Мы» (примеры).

Задания для СРС

1.Разработайте обобщенные графические модели для различных систематических групп животных (на выбор для 2 групп любого систематического ранга).

2. Приведите пример занятия для любой из возрастных групп ДОУ с применением моделей (письменно).

 

Работа на занятии

 

1 часть семинара:

Опрос.

2 часть семинара:

Работа в подгруппах – изучение применения моделирования в комплексных программах для ДОУ («Детство» и «Развитие»).

Литература

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – есть на каф.

2. Мир природы и ребенок. – СПб.: «Детство-пресс», 2000. –прежнее издание есть на каф.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – библ.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.:Академия, 2002. – библ.

5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. – библ.


Семинар 10.

Экспериментирование и поисковая деятельность дошкольников

План (к обсуждению).

1. Элементарные опыты (эксперименты) в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста.

2. Элементарная поисковая деятельность как комплексный метод эколого-педагогической работы с детьми.

Задания для СРС

Задание 1

Выполнить один из вариантов работы.

Вариант 1

1. Выяснить свойства воды (бесцветная, безвкусная, жидкая, не имеет формы, растворяет другие вещества.). Для этого а) подобрать необходимое оборудование; б) проделать опыты; в) сделать методическое описание.

2. Предложить опыт, доказывающий, что растениям нужна вода (не менее двух вариантов).
Сделать методическое описание.

Вариант 2

1. Познакомиться с различными состояниями воды: снег, лед, пар. Для этого: а) подобрать необходимое оборудование; б) проделать опыты; в) сделать методическое описание; г) выяс­нить, что больше по объему - снег или лед.

2. Предложить опыт, доказывающий, что растениям нужен свет (не менее двух вариантов). Сделать методическое описание.

Вариант 3

Выяснить свойства воздуха: а) наличие воздуха (не менее двух вариантов); б) воздух не име­ет цвета, запаха, вкуса; в) воздух имеет вес. Для этого: а) подобрать необходимое оборудова­ние; б) проделать опыты; в) сделать методическое описание.

Вариант 4.

Познакомиться с некоторыми свойствами почвы: а) почва рыхлая или плотная; б) почва про­пускает воду; в) в почве есть воздух.

Для этого: а) подобрать необходимое оборудование; б) проделать опыты; в) сделать методи­ческое описание.

Задание 2

Пользуясь литературой, разработать систему опытов в конкретной группе детского сада по лю­бой теме (на выбор по программе «Наш дом – природа»).

Работа на занятии

Рассмотрите вопросы семинара по следующей схеме.

Элементарные опыты (эксперименты) в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста. Понятие «элементарный опыт». Опыт как вид наблюдения, организуемого в специально созданных условиях. Отличие опыта от наблюдения. Развивающее значение опытов.

Содержание опытов с предметами неживой природы, растениями, животными, человеком. Требования к организации и проведению опытов.

Структура опытов (постановка познавательной задачи, обсуждение предположений, создание условий для решения познавательной задачи, активное участие детей в опыте, подведение к самостоятельным выводам).

Своеобразие методики руководства опытнической деятельностью детей (подготовка к опытам; этапы проведения опытов; преобразующие, поисковые действия детей, фиксация изменений объектов и явлений природы, анализ и осмысление результатов).

Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе при проведении опытов.

Связь опытнической работы с другими видами деятельности детей.

Элементарная поисковая деятельность как комплексный метод эколого-педагогической работы с детьми.

Понятие «элементарная поисковая деятельность». Значение поисковой деятельности в освоении связей, зависимостей и закономерностей, существующих в природе, формировании познавательных интересов, умственной активности и самостоятельности детей. Место поисковой деятельности в эколого-педагогическом процессе. Структура, особенности поисковой деятельности дошкольников. Методика организации и проведения ее в старшем дошкольном возрасте: (постановка познавательной задачи, выдвижение предположений, использование различных способов решения познавательной задачи: наблюдения, опыты, моделирование, эвристические беседы, подведение детей к самостоятельным выводам). Этапы обучения детей элементарной поисковой деятельности. Содержание знаний для организации поисковой деятельности.

 

Литература

основная

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспери­ментов в детском саду. - М.: Сфера, 2003. - каф.

2. Мир природы и ребенок. - СПб.: «Детство-пресс», 2000. - каф.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.:
Изд. центр «Академия», 1999. – каф., библ.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. -
432 с. – каф., библ. (в том числе другие книги автора по отдельным блокам)

5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 208 с.

дополнительная

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др.
- СПб.: «Детство-пресс», 2001. - каф., библ.

19. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 (6-7) лет. — Воронеж: Учи­тель, 2002. - каф.

2. Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом (Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.

3. Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 244 с.

4. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. (электронный вариант – каф.)

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. -
М.: Академия, 2002. - библ.

6. Полянская В. «Тонет? Не тонет!» // Игра и дети. - 2004. – № 2.

7. Полянская В. Выпуклая вода // Игра и дети. – 2004. - № 5. – С. 4-5.

8. Сухова Т. С чего начинается физика? // Игра и дети. – 2002.- № 2.


Семинар 11-12.

Экологические проекты и экотренинги

План (к обсуждению).

1. Понятие «Экологический проект». История метода, использование метода проектов в дошкольной педагогике. Этапы и участники проекта. Длительные и кратковременные проекты. Проекты И.В. Цветковой, Н.А. Рыжовой, волгоградских педагогов.

2. Экотренинг как разновидность психологического тренинга для формирования субъективно-непрагматического отношения к миру природы (В.А. Ясвин). Психогимнастика как метод формирования эмпатии по отношению к объектам природы (Е.А. Алябьева).

 

Задания для СРС

Подготовьте к защите свой проект «Мое дерево» в виде презентации или альбома, используя методические рекомендации Н.А. Рыжовой.

Работа на занятии 1.

1. Обсудите историю метода проектов, его возможности и специфику применения в дошкольных учреждениях, используя пособие Л.Б. Черезовой.

2. Подготовьте краткое описание проектов Н.А. Рыжовой и И.В. Цветковой.

3. Объясните сущность экотренинга и специфику его проведения в ДОУ, используя материал по экотренингам Н. Токмаковой и В.А.Ясвина.

4. Приведите примеры использования психогимнастики для формирования эмпатии по отношению к объектам природы, проведите на занятии одно из выбранных Вами психогимнастических упражнений.

Работа на занятии 2.

Защита проекта.

Литература

основная

1. Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 1. – 2009. – С. 152-158.

2. Кларина Л.М. Детская проектная деятельность // Игра и дети. – 2006. – 4. – С. 2-5.

3. Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование», Вып. 5(11)).

4. Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007. – 272 с.

5. Рыжова Н.А. Проект «Мусор» // Дошкольное образование. – 8. – 2001. - № 16 (64).

6. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256 с.

7. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с. – электр. библ. каф.

8. Черезова Л.Б. Экологические проекты: понятие и технология работы. – Волгоград, 2010. - 20 с.

дополнительная

1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.

3. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (игры-путешествия, этюды на развитие воображения, игры-беседы, игры-импровизации, мини-этюды)

4. Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Елец, 2001. – 15с.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 476 с. (шифр 74.200.507я73 Д 361)

6. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2004. – 24с.

7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. – Волгоград: Перемена, 2001. – 83 с.

8. Егорова И.Ф. Некоторые методические рекомендации по проведению вневклассных занятий по экологии в начальной школе // Нач. шк. плюс до и после. – 7. – 202. – С. 58-63.

9. Климентьева О.В., Моисеева Л.В. Дидактическое обеспечение экологического образования младших школьников: Уч.-мет. пособие. – Екатеринбург, 2004. – С. 137-154.

10. Костикова Д.А. Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности: Автореф. дисс. …канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2004. – 19с.

11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина и др. – М.:АРКТИ, 2004. – 96с.

12. Рыжова Н.А. Напиши письмо мартышке. Учебно-методический комплект —М.: Экология и образование, 1996. — 154 с.

13. Рыжова Н.А., Иванцова И. и др. О чём ревёт медведь // Обруч. – 2003. - №6. – С. 18-19.

14. Токмаков В. Экотренинг (проект) // Развитие личности. – 2002. - № 2. – С. 179-182.

15. Токмакова Н. Обретем «потерянный рай» (экологические тренинги) // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 7. – С. 54-57.

16. Цветкова И.В. Экологические проекты младших школьников в зимнее время и круглый год // Экологическое образование. – 2000. - №1. – С.41-44. – каф.

17. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 176 с. – каф.

 

Семинарское занятие № 13.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...