Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика развития координационных способностей.




При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе ком­понентов, характеризующих качество управления различными видами двигатель­ных действий (рис. 11.2).

Так, например, общая задача: «Совершенствовать способность к дифференци­рованию временных параметров движения», предполагает решение следующих частных задач:

- развивать способность к дифференцированию длительности всего движения;

- развивать способность к дифференцированию длительности отдельных фаз движения;

- развивать способность к дифференцированию темпа движения.

Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движе­ний, организации их в единое целое. Они должны:

иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающих­ся;

содержать элементы новизны, необычности;

отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожидан­ностью решений двигательных задач;

включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных пара­метров движений, путем активизации работы отдельных анализаторов, либо с "вык­лючением" их деятельности.

Рассмотрим методику развития некоторых координационных способностей. Совершенствование "чувства времени", "чувства пространства" и "чув­ ства мышечных усилий". Совершенствование координационных способностей происходит на основе развития точности дифференцирования (различения) направ­ления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышеч­ных усилий и других характеристик. Способность тонко дифференцировать отдель­ные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зри­тельных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений или,

как нередко говорят от способности к кинестетическому различению. Кинесте­зию называют также «мышечным чувством».

В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприя­тия и представления как "чувство пространства", "чувство времени", "чувство раз­виваемых усилий" и др., от уровня развития которых зависит эффективность овла­дения техникой, тактикой и способность управления своими движениями в целом.

Следует отметить, что точность анализа усилий заметно уступает точности ана­лиза длительности движений, а последняя - точности различения их пространствен­ных признаков.

Рис. 11.2 Компоненты классификации задач развития координационных способностей (по О. А. Семкиной)

145 Теория и методика физической культуры

Каждый вид спортивной деятельности представляет различные требования к спо­собностям человека определять те или иные параметры движений. Совершенство­вание специализированных восприятий в этом случае осуществляется в процессе выполнения разнообразных упражнений.

"Чувство времени", например, - точное восприятие продолжительности выпол­нения того или иного компонента деятельности (времени преодоления дистанции, времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полетной фазы в прыжках в воду, времени броска в баскетболе или рывка штанги и т.п.) очень важно во многих, если не во всех видах двигательной деятельности.

Упражнения, направленные на развитие "чувства времени" в большинстве слу­чаев основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, зат­рачиваемого на выполнение какого-либо задания. Выявляется временная ошибка с учетом ее знака ("+" или"-"). Величина ошибки и позволяет судить о степени разви­тия "чувства времени" у конкретного индивида. В процессе совершенствования спо­собности различать временные параметры используются разнообразные упраж­нения (таб. 11.1.).

Установлено, что спортсмены-бегуны, использующие в тренировочных занятиях приемы сравнительной оценки, обладают лучшей точностью восприятия времени. Менее точны бегуны, пользовавшиеся дифференцированной оценкой и, наконец, еще менее точно оценивают время бегуны, ориентирующиеся лишь на суммарную оценку.

Таблица 11.1. Типичные упражнения для развития «чувства времени» в циклических локомоциях

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...