Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика творческих показателей дошкольников при использовании непредметного рисования




приведены исходные показатели и исходные результаты тестирования дошкольников в экспериментальной группе.

Результаты исходного тестирования показателей сформированности творчества дошкольников в экспериментальной группе.

№ п/пИспытуемыеИндекс оригинальности (по П. Торренс) Индекс уникальности (по П. Торренс) Индекс оригинальности (по С. Меднику) творческих характеристик (по Е. Туник) 1Кристина П. 0,720,630,62422Дима Н. 0,500,600,56333Виола М. 0,710,580,68394Катя С. 0,550,520,58445Лиза В. 0,810,550,63446Денис Н. 0,590,570,60327Сережа К. 0,710,600,73388Стас Л. 0,580,530,51319Вася О. 0,730,640,703310Лида Н. 0,540,510,6234

Таблица 3.3.

Результаты исходного тестирования показателей сформированности творчества дошкольников в контрольной группе

№ п/п Испытуемые Индекс оригинальности (по П. Торренс) Индекс уникальности (по П. Торренс) Индекс оригинальности (по С. Меднику) творческих характеристик (по Е. Туник) 1Юра М. 0,630,530,59332Денис А. 0,520,500,57393Катя Ш. 0,760,600,71424Владимир С. 0,790,620,61435Татьяна К. 0,640,560,60406Елена П. 0,550,520,58327Дима Д. 0,580,500,53348Евгений0,790,640,67379Владимир Ж. 0,740,590,713510Дима Г. 0,790,680,7346

Результаты повторного тестирования показателей сформированности творчества дошкольников в экспериментальной группе.

№ п/пИспытуемыеИндекс оригинальности (по П. Торренс) Индекс уникальности (по П. Торренс) Индекс оригинальности (по С. Меднику) творческих характеристик (по Е. Туник) 1Кристина П. 0,740,650,63442Дима Н. 0,500,610,57373Виола М. 0,730,580,70394Катя С. 0,590,550,59435Лиза В. 0,800,540,63446Денис Н. 0,620,580,63357Сережа К. 0,730,620,72398Стас Л. 0,590,550,55339Вася О. 0,760,670,743410Лида Н. 0,570,530,6236

В Таблице 3.5 приводятся результаты статистической обработки данных начального тестирования - статистического сравнения двух независимых выборок.

Результаты повторного тестирования показателей сформированности творчества дошкольников в контрольной группе

№ п/пИспытуемыеИндекс оригинальности (по П. Торренс) Индекс уникальности (по П. Торренс) Индекс оригинальности (по С. Меднику) творческих характеристик (по Е. Туник) 1Юра М. 0,640,550,61342Денис А. 0,550,500,57403Катя Ш. 0,750,600,72424Владимир С. 0,800,620,61435Татьяна К. 0,640,570,62406Елена П. 0,550,540,58337Дима Д. 0,590,500,52358Евгений0,810,640,68379Владимир Ж. 0,760,590,733510Дима Г. 0,780,690,7346

В Таблице 3.6 приводятся результаты статистической обработки данных начального и последующего тестирования по экспериментальной группе - статистического сравнения двух связанных выборок.Сравнительная характеристика данных по экспериментальной группе

ПризнакЭтапРезультат Достоверность различийИндекс оригинальности (по П. Торренс) Начальн0,64t= 3,94; р<0,01Конечн0,66Индекс уникальности (по П. Торренс) Начальн0,57t= 3,70; р<0,01Конечн0,59Индекс оригинальности (по С. Медник) Начальн0,62t= 2,76; р<0,05 Конечн0,64творческих характеристик (по Е. Туник) Начальн37,0t= 2,94; р<0,05Конечн38,4

В Таблице 3.7 приводятся результаты статистической обработки данных начального и последующего тестирования по контрольной группе - статистического сравнения двух связанных выборок.

 

Сравнительная характеристика данных по контрольной группе

ПризнакЭтапРезультат Достоверность различийИндекс оригинальности (по П. Торренс) Начальн0,67t= 1,92; р>0,05 Конечн0,68Индекс уникальности (по П. Торренс) Начальн0,57t= 2,25; р>0,05 Конечн0,58Индекс оригинальности (по С. Медник) Начальн0,63t= 2,08; р>0,05 Конечн0,64творческих характеристик (по Е. Туник) Начальн38,1t= 2,25; р>0,05 Конечн38,4
Таким образом, с помощью использования непредметного рисования удалось добиться статистически достоверного (р<0,05) прироста показателей, по всем тестам, которые мы использовали для диагностики уровня творчества детей.

 

Выводы

 

1.Творчеством принято считать деятельность, выражающуюся в воплощении, воспроизведении или комбинации данных сознания человека, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, а также - художественной и практической деятельности.

2.Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером.

.Анализ образовательных программ по изобразительной деятельности и работ наиболее авторитетных специалистов в данной области, позволил установить, что в настоящее время в образовательном процессе детей дошкольного возраста используется лишь предметное рисование, которое нормативно закреплено в программах дошкольных образовательных учреждений. Непредметное рисование по отношению к детям известно в науке лишь как часть психотерапевтического направления психологии - арт-терапии, которая предполагает использование непредметного рисования с коррекционными целями.

.В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте основными новообразованиями являются произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Известно, что рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление и абстрактно-логическое. Поэтому детское рисование можно рассматривать, как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.

.Установлено, что рисование предоставляет ребенку возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает.

.Выявлено, что правильно организованное непредметное рисование способно выполнять развивающие, познавательные, воспитательные, психолого-терапевтические, когнитивные, коррективные функции. При этом творческое начало является в некоторой мере объединяющим для всех указанных функций, во первых, потому что сам процесс непредметного рисования является творчеством, поскольку в соответствии с определением, выражается в воплощении, воспроизведении или комбинации данных сознания ребенка, в (относительно) новой форме - форме рисунка, во вторых, потому что в процессе рисования данные сознания (или подсознания) осознаются ребенком, и узнавая что-то новое о себе, ребенок получает новый опыт, развивается интеллектуально и эмоционально.

.Проведенный педагогический эксперимент показал, что у 100% исследованных нами воспитателей в вариативной части программы отсутствует такое направление в работе, как непредметное рисование. При этом дети оказались готовыми к занятиям по непредметному рисованию и полностью справлялись с, предлагаемыми им заданиями.

.Анализ готовности воспитателей к проведению занятий по непредметному рисованию, показал, что большинство из них имеют средний уровень по всем исследуемым характеристикам педагогического мастерства. При этом 37,5% воспитателей имеют низкий уровень эмпатии и, что особенно показательно - творческих способностей. 12,5% имеет низкий уровень рефлексии.

.В процессе формирующего педагогического эксперимента удалось добиться статистически достоверного (р<0,05) прироста показателей творчества детей старшего дошкольного возраста с помощью использования непредметного рисования.

Практические рекомендации

 

1. Рекомендуется в образовательном процессе в дошкольных учреждениях вводить с целью развития творчества непредметное рисование.

. Рекомендуется при применении непредметного рисования обеспечить следующие условия:

готовность воспитателей,

-Педагог должен обладать следующими качествами: любить детей, уметь устанавливать доверительные отношения, действовать решительно, инициативно, проявляя мягкость и деликатность;

Подбор тематики,

Особая мотивация на занятиях,

Наличие материалов: художественно-изобразительных, природных, материалов для упражнения сенсорных систем ребенка, репродукций, магнитофона, рисунков.

3. Рекомендуется занятия с использование непредметного рисования проводить по следующей методической схеме.

.Вводная часть (3-4 мин.)

Цель: настройка на предстоящую деятельность.

Средства: беседа с целью объяснения темы занятия.

.Сосредоточение на определенных чувствах, образах (4-5 мин.).

Цель: создание определенного эмоционального состояния, соответствующего теме занятия.

Средства: демонстрация наглядных образов, соответствующих теме занятия, прослушивание музыкальных произведений.

.Собственно непредметное рисование (10-12 мин.).

Цель: развитие творчества детей.

Средства: рисование с использованием выбора материалов и средств (различные виды кистей, красок, фломастеров, карандашей, бумаги).

.Заключительная часть (4-6 мин.).

Цель: подведение итогов занятия, закрепление результатов, осознавание и обсуждение детьми результатов своего творчества.

Средства: беседа на тему выполненных рисунков.

7. Организация и планирование учебного процесса в ДХШ и ДШИ;

8. Методика проведения различных форм учебной работы;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...