Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование универсальных учебных действий




ФИЗИКА

Рабочая программа для 7,8 классов

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике нацелена на

· усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

· формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

· систематизацию знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

· формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

· организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

· развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

§ знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

§ приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

§ формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

§ овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

§ понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

 

 

С целью развития логического мышления у школьников при использовании знаний по сравнению с примерной программой в содержании рабочей программы увеличено количество часов на изучение тем: тепловые явления-7 часов, электрические явления - 9 часов, электромагнитные явления-4,световые явления-6 часов.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:

• формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, лабораторные работы,;

• технологии образования - работу в группах, модульную, проектную деятельность, информационно-коммуникативные и др.;

• методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, дискуссию, сократический метод, герменевтический метод

• методы мониторинга результатов образования – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос,зачет.

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования: личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,

Фундаментального ядра содержания общего образования,

Примерной программы по физике. Авторы: А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М. Гутник,. Физика. 7-9 классы (Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. 7-9 кл. / Сост. Е.Н.Тихонова – М.: Дрофа, 2015. – 400 с.)

 

 

Общая характеристика учебного предмета

 

 

Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

В соответствии со статусом лицея, углубление предмета в 8 классе увеличено количество часов на изучение количества за счет компонента образовательного учреждения и за счёт расширения содержания разделов учебной программы, введения в них дополнительных практических работ, практикумов по решению расчётных задач повышенной сложности.

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит значительный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Для успешного развития интеллектуальных способностей, познавательных интересов учащихся, формирования основ научного мировоззрения, необходимо перенести акцент с передачи суммы готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность учащихся с учетом их особенностей и возможностей, а также знакомству с методами научного познания мира, которое необходимо осуществлять при изучении всех разделов курса физики. Физика вооружает школьников научным методом познания, которое позволяет получать объективные знания об окружающем мире.

Содержание курса выстроено с учетом психолого-педагогических рекомендаций для подросткового возраста. В 7 классе преподается физика на базовом уровне в объеме 2 часа в неделю, итого за год 70 часов, из них 6 контрольных уроков, 11 лабораторных работ, резерв 3 урока. Резерв уроков предназначен для уроков повторения и обобщения, осуществления межклассовой дифференциации, проведения внеурочных занятий по предмету.

В соответствии с поставленными целями и необходимостью достижения результатов обученности учитываются и особенности классов.

Резервное время равномерно распределено по темам и разделам. При этом во время изучения конкретной темы в конкретном классе учитель решает использовать запланированное резервное время сейчас или в последующем. Такое распределение времени даёт возможность видеть, где может возникнуть (на основании накопленного опыта) сложная ситуация.

 

Как и в 7 классе, логически, в 8 классе продолжается знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 8 классе продолжается использование знаний 7 класса о молекулах при изучении тепловых явлений. Сведения по электронной теории вводятся в разделе «Электрические явления». Далее изучаются электромагнитные и световые явления. В 8 классе преподается физика на базовом уровне в объеме 3часа в неделю, итого за год 105 часов, из них 6 контрольных уроков, 10 лабораторных работ, резерв 11 уроков. Резерв уроков предназначен для уроков повторения и обобщения, осуществления межклассовой дифференциации, проведения внеурочных занятий по предмету.

В соответствии с поставленными целями и необходимостью достижения результатов обученности учитываются и особенности классов.

Резервное время равномерно распределено по темам и разделам. При этом во время изучения конкретной темы в конкретном классе учитель решает использовать запланированное резервное время сейчас или в последующем. Такое распределение времени даёт возможность видеть, где может возникнуть (на основании накопленного опыта) сложная ситуация.

 

 

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса - объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

В основе содержания курса физики лежат ведущая системообразующая идея – объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей.

 

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Программа рассчитана на 70 часов в 7 классе; 105 часов в 8 классе. Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно - научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Личностные

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.".

 

Метапредметные

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.".

 

Предметные

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

Адаптированная образовательная программа:1)умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; 9) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

3) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля."

 

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета физики

В 8 классе

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

§ сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

§ убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

§ самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

§ готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

§ мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

§ формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

§ овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

§ понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

§ формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

§ приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

§ развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

§ освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

§ формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

ний;

Частными предметными результатами изучения курса физики в 7 классе являются:

1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

2) умение измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;

3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;

4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии);

5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

 

8)для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

9) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

10) для слепых и слабовидящих обучающихся: владение правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.";

 

Частными предметными результатами изучения курса физики в 8 классе являются:

1) понимание и способность объяснять такие физические явления, как большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, отражение и преломление света;

2) умение измерять расстояние, промежуток времени, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

3) овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, угла отражения от угла падения света;

4) понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике (закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца);

5) понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

6) овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

7) способность использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

 

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

п/п Наименование темы (раздела программы) Всего час. Из них
Лаб. и практ. Экс- курсии Сам. раб. Контр- диагностич.
1. Введение     - - -
2. Первоначальные сведения о строении вещества              
3. Взаимодейстивие тел            
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов            

Класс

п/п Наименование темы (раздела программы) Всего час. Из них
Лабор. Практич. Экс- курсии. Контр- диагностич.
1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ     - -  
2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ     - -  
3. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ     - -  
4. Защита проектных работ 4 - - - -
5. Резервное время 7 - - - -
  Итого:     - -  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Класс

Название темы (раздела) / кол-во часов Основное содержание темы (раздела) Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Введение / 4 ч. Наука. Виды наук. Научный метод познания. Физика – наука о природе. Физические явления. Физические термины. Понятие, виды понятий. Абстрактные и конкретные понятия. Материя, вещество, физическое тело Физические методы изучения природы. Наблюдения. Свойства тел. Физические величины. Измерения. Измерительные приборы. Цена деления. Лабораторная работа № 1. "Определение цены деления измерительного прибора" Физические величины. Время как характеристика процесса. Измерения времени и длины. Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение. Лабораторная работа № 3. "Измерение объема тела" (Д/з – Лабораторная работа № 2 "Измерение размеров малых тел") Гипотезы и их проверка. Физический эксперимент. Моделирование объектов и явлений природы История физики. Наука и техника. Физическая картина мира Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения. Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления Измеряют расстояния и промежутки времени. Предлагают способы измерения объема тела. Измеряют объемы тел Наблюдают и описывают физические явления. Высказывают гипотезы и предлагают способы их проверки Проходят тест по теме "Физика и физические методы изучения природы". Составляют карту знаний (начальный этап)
Первоначальные сведения о строении вещества.6ч   Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. Тепловое движение атомов и молекул. Взаимодействие частиц вещества Броуновское движение. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия Взаимодействие частиц вещества. Деформация. Пластичность и упругость. Смачивание и несмачивание Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел Агрегатные состояния вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости Наблюдают и объясняют явление диффузии Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Объясняют явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике
Взаимодейстивие тел 23ч   Механическое движение. Траектория. Путь. Скорость. Скалярные и векторные величины. Единицы пути и скорости Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость Определение пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении Изменение скорости тела и его причины. Инерция. Понятие взаимодействия. Изменение скоростей взаимодействующих тел Зависимость изменения скорости взаимодействующих тел от их массы. Масса – мера инертности. Единицы массы. Способы измерения массы. Весы. Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах" Плотность. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела" Расчет массы тела при известном объеме. Расчет объема тела при известной массе. Определение наличия пустот и примесей в твердых телах и жидкостях Сила – причина изменения скорости. Сила – мера взаимодействия тел. Сила – векторная величина. Изображение сил. Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины" Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных по одной прямой Действие тела на опору или подвес. Вес тела. Вес тела, находящегося в покое или движущегося прямолинейно, равномерно. Определение веса тела с помощью динамометра Сила трения. Трение покоя. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 "Измерение силы трения с помощью динамометра" Сила как мера взаимодействия тел и причина изменения скорости. Сила тяжести, сила упругости, сила трения и вес тела. Нахождение равнодействующей нескольких сил. Определение вида движения тела в зависимости от действующих на него сил Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил Проявление и применение явлений инерции, тяготения, упругости и трения в природе и технике Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил Скорость, путь и время движения. Средняя скорость. Плотность, масса и объем тела. Силы в природе Проявление и применение явлений инерции, тяготения, упругости и трения в природе и технике Изображают траектории движения тел. Определяют скорость прямолинейного равномерного движения Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Обнаруживают силу взаимодействия двух тел. Объясняют причину изменения скорости тела Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты изменения скорости тела от его массы Измеряют массу тела на рычажных весах. Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел Объясняют изменение плотности вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое Измеряют плотность вещества Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы проверки на наличие примесей и пустот в теле Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы Экспериментально находят равнодействующую двух сил Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Составляют опорный конспект по теме "Взаимодействие тел" Решают задачи базового уровня сложности по теме "Взаимодействие тел" Решают качественные, количественные и экспериментальные задачи повышенной сложности по теме "Взаимодействие тел" Выполняют творческие и проблемные задания в ходе игры Осуществляют индивидуально-групповую подготовку к контрольной работе Демонстрируют умение решать задачи по теме "Взаимодействие тел"  
Давление твердых тел, жидкостей и газов 21ч   Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления Вычисление давления в случае действия одной и нескольких сил. Вычисление силы, действующей на тело и площади опоры по известному давлению Механизм давления газов. Зависимость давления газа от объема и температуры Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Зависимость давления от высоты (глубины). Гидростатический парадокс Формула для расчета давления на дно и стенки сосуда. Решение качественных, количественных и экспериментальных задач Сообщающиеся сосуды. Однородные и разнородные жидкости в сообщающихся сосудах. Фонтаны. Шлюзы. Системы водоснабжения Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. Явления, доказывающие существование атмосферного давления Способы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров Гидравлические машины (устройства): пресс, домкрат, усилитель, поршневой насос, их устройство, принцип действия и области применения Выталкивающая сила, вычисление и способы измерения. Закон Архимеда. Л/р № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" Условия плавания тел. Л/р № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" Плавание судов. Водоизмещение. Расчет максимального веса, загружаемого на плот. Способы увеличения вместимости судов Подводные лодки, батисферы, батискафы. Воздухоплавание: воздушные шары, аэростаты и дирижабли. Возможность воздухоплавания на других планетах Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления Знают формулу для расчета давления. Умеют вычислять силу и площадь опоры. Объясняют явления, вызываемые давлением твердых тел на опору или подвес Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления Объясняют устройство и принцип действия жидкостных и безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия Обнаруживают существование выталкивающей силы, выводят формулу для ее вычисления, предлагают способы измерения Исследуют и формулируют условия плавания тел Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения. Решают задачи Работают с "картой знаний" Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их Демонстрируют умение решать задачи по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"
Работа и мощность. Энергия 12ч Работа. Механическая работа. Единицы работы. Вычисление механической работы Мощность. Единицы мощности. Вычисление мощности Механизм. Простые механизмы. Рычаг и наклонная плоскость. Равновесие сил Плечо силы. Момент силы. Л/р № 10 "Условия равновесия рычага" Блоки. Подвижные и неподвижные блоки. Полиспасты Использование простых механизмов. Равенство работ, "золотое правило" механики Коэффициент полезного действия. КПД наклонной плоскости, блока, полиспаста. Лабораторная работа № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости" Энергия. Единицы измерения энергии. Кинетическая и потенциальная энергия. Формулы для вычисления энергии Превращение одного вида механической энергии в другой. Работа – мера изменения энергии. Закон сохранения энергии Вычисление кинетической, потенциальной и полной механической энергии тела. Определение совершенной работы и мощности Вычисление работы, совершенной при помощи различных механизмов, производимой при этом мощности и количества энергии, превратившегося из одного вида в другой Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД Измеряют работу силы тяжести, силы трения Измеряют мощность Предлагают способы облегчения работы, требующей применения большой силы или выносливости Изучают условия равновесия рычага Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения Вычисляют работу, выполняемую с помощью механизмов, определяют "выигрыш" Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов Вычисляют энергию тела Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении Измеряют совершенную работу, вычисляют мощность, КПД и изменение механической энергии тела Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их Демонстрируют умение решать задачи по теме "Работа и мощность. Энергия"
Защита проектных работ   Демонстрируют результаты проектной деятельности (доклады, сообщения, презентации, творческие отчеты)

Класс

Название темы (раздела) / кол-во часов Основное содержание темы (раздела) Характеристика основных видов деятельности обучающихся
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ/30 1.Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия (§ 1, 2) Характеристика разделов курса физики 8 кл. Инструктаж по Т,Б. Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела. Демонстрации. Принцип действия термометра. Наблюдение за движением частиц с использованием механической модели броуновского движения. Колебания нитяного и пружинного маятника. Падение стального и пластилинового шарика на стальную и покрытую пластилином пластину Восприятие нового материала, наблюдения, работа с учебником Приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, его падении. Давать определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия
2.Способы изменения внутренней энергии (§ 3) Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Демонстрации. Нагревание тел при совершении работы: при ударе, при трении. Опыт: Нагревание стальной спицы при перемещении надетой на нее пробки. Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу. Перечислять способы изменения внутренней энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи. Проводить опыты по изменению внутренней энергии.
3.Виды теплопередачи. Теплопроводность (§ 4) Теплопроводность — один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей различных веществ. Физический диктант Демонстрации: Передача тепла от одной части твердого тела к другой. Теплопроводность различных веществ жидкостей, газов, металлов. Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности. Проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы.
4Конвекция иизлучение (§ 5, 6) Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Конвекция, излучение — виды теплопередачи. Особенности видов теплопередачи Демонстрации: Конвекция в воздухе и жидкости. Передача энергии путем излучения. Восприятие нового материала, наблюдения, работа с учебником. Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения.
5.Количество теплоты. Единицы количества теплоты. (§ 7) Количество теплоты. Единица количества теплоты. Подготовка к выполнению лабораторной работы. Демонстрации: Нагревание разных веществ равной массы Опыт: Исследование изменения со временем температуры остывающей воды Находить связь между единицами, в которых выражают количество теплоты Дж, кДж, кал, ккал. Самостоятельно работать стекстом учебника.
6.Удельная теплоемкость (§ 8) Удельная теплоемкость вещества, ее физический смысл, Единица удельной теплоемкости Дж/кг х град и что это означает. Анализ таблицы 1 учебника. Измерение теплоемкости твердого тела. Объяснять физический смысл удельной теплоемкости веществ. Самостоятельно работать стекстом учебника Приводить примеры, применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ.
7.Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении (§ 9) Способы расчета количества теплоты при теплообмене тел. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении. Решение задач
8. Лабораторная работа № 1 Устройство и применение калориметра. Сравнивание количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» Демонстрации: Устройство калориметра Выполнение лабораторной работы. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме,
9.Лабораторная работа № 2 Зависимость удельной теплоемкости вещества от его агрегатного состояния. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Выполнение лабораторной работы. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, Определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением.
10.Энергия топлива. Удельная теплота сгорания (§ 10) Формирование понятий об энергии топлива, удельной теплоте сгорания топлива. Анализ таблицы 2 учебника. Расчет количества теплоты, выделяемой при сгорании топлива. Решение задач. Демонстрации: Образцы различных видов топлива, нагревание воды при сгорании спирта или газа в горелке. Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее. Сообщение об экологически чистом топливе.
11.Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах (§ 11) Физическое содержание закона сохранения и превращение энергии в механических и тепловых процессах. Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому. Формулировать закон сохранения механической энергии и приводить примеры из жизни, подтверждающие этот закон. Систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы.
11.Контрольная работа Контрольная работа по теме «Тепловые явления» Применять теоретические знания к решению задач
Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)    
13.Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание. (§ 12, 13) Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Анализ, таблицы 3 учебника. Демонстрации. Модель кристаллической решетки, молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, кристаллы. Опыт. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов.
14.График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. (§ 14, 15) Физический смысл удельной теплоты плавления, ее единица. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Анализ таблицы 4 учебника. Решение задач на нахождение количества теплоты, выделяющейся при кристаллизации тела Проводить исследовательский эксперимент по изучению удельной теплоты плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента. Объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений.
15. Решение задач Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа «Нагревание и плавление тел» Определять по формуле количество теплоты, выделяющееся при плавлении и кристаллизации тела. Получать необходимые данные из таблиц. Применять теоретические знания при решении задач.
16. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара (§ 16, 17) Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при конденсации пара. Демонстрации: Явление испарения и конденсации. Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Выполнять исследовательское задание по изучению испарения и конденсации.
17. Кипение Удельная теплота парообразования и конденсации (§ 18, 19) Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Анализ таблицы 6 учебника. Решение задач. Демонстрации: Кипение воды Конденсация пара. Работать с таблицей 6 учебника. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы.
18. Решение задач Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании). Находить в таблице необходимые данные. Рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования
19. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха (§ 20) Лабораторная работа № 3 Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» Демонстрации: Различные виды гигрометров, психрометров, психрометрическая таблица. Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека. Определять влажность воздуха. Работать в группе.
20. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания (§ 21, 22) Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Экологические проблемы при использовании двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Демонстрации: Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке, модель ДВС Объяснять принцип работы и устройство ДВС, применение ДВС на практике.
21. Паровая турбина. КПД теплового двигателя (§ 23, 24) Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового двигателя. Решение задач. Демонстрации: Модель паровой турбины Рассказывать о применении паровой турбины в технике. Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины. Сравнивать КПД различных машин и механизмов.
22-28Обобщение Решение задач Применение теоретических знаний к решению задач
29. Контрольная работа Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества» Применение теоретических знаний к решению задач
  Зачет по теме «Тепловые явления»  
Электрические явления (48 ч)    
Эл.заряд.2рода зарядов. Правила поведения при работе с электрическими приборами. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел (§ 25) Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Демонстрации: Электризация тел. Два рода зарядов. Опыт: Наблюдение электризации тел при соприкосновении Наблюдение явления электризации. Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов заряда.
Электроскоп. Электрическое поле(§ 26, 27) Устройство электроскопа. Формирование представлений об электрическом поле и его свойствах. Поле как особый вид материи. Демонстрации: Устройство и действие электроскопа. Электрометр. Опыт: Действие электрического поля. Обнаружение поля заряженного шара. Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле. Пользоваться электроскопом. Определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу.
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома (§ 28, 29) Делимость электрического заряда. Электрон — частица с наименьшим электрическим зарядом. Единица электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития. Демонстрации: Таблицы со схемой опыта Резерфорда и планетарная модель атома. Периодическая таблица Д. И. Менделеева. Опыт: Делимость электрического заряда. Перенос заряда с заряженного электроскопа на незаряженный с помощью пробного шарика. Объяснять опыт Иоффе —Милликена. Доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома.
Объяснение электрических явлений (§ 30) Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического заряда. Демонстрации: Электризация двух электроскопов в электрическом поле заряженного тела. Опыты: Зарядка электроскопа с помощью металлического стержня. Передача заряда от заряженной палочки к незаряженной гильзе. Объяснять электризацию тел при соприкосно- вении. Формулировать закон сохранения электрического заряда.
Проводники, полупроводники и непроводники электричества (§ 31) Деление веществ по способности проводить электрический ток на проводники, полупроводники и диэлектрики. Характерная особенность полупроводников. Демонстрации: Проводники и непроводники электричества. Полупроводниковый диод. Опыты: Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Работа полупроводникового диода. На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода.
Электрический ток. Источники электрического тока (§ 32) Физическая природа электрического тока. Закрепление представлений о возникновении и существовании электрического тока. Источники электрического тока. Демонстрации: Электрофорная машина. Превращение внутренней энергии в электрическую. Действие электрического тока в проводнике на магнитную стрелку. Превращение энергии излучения в электрическую энергию. Гальванический элемент. Аккумуляторы, фотоэлементы. Опыт: Изготовление гальванического элемента». Объяснять устройство сухого гальванического элемента. Приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение. Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома»  
Электрическая цепь и ее составные части. (§ 33) Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. Демонстрации: Составление простейшей электрической цепи. Собирать электрическую цепь. Объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи. Различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи. Работать с текстом учебника.
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока (§ 34, 35, 36) Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в проводнике. Действие электрического тока. Превращение энергии электрического тока в другие виды энергии. Направление электрического тока. Демонстрации: Модель кристаллической решетки металла. Тепловое, химическое, магнитное действия тока. Гальванометр. Опыт: Взаимодействие проводника с током и магнитом. Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике. Показывать магнитное действие тока.
Сила тока. Единицы силы тока.(§ 37). Сила тока. Интенсивность действия электрического тока. Формула определения силы тока. Единицы силы тока. Решение задач. Тест. Демонстрации: Взаимодействие параллельных проводников при замыкании цепи. Определять направление силы тока. Рассчитывать по формуле силу тока, выражать в различных единицах силу тока.
Амперметр. Измерение силы тока. (§ 38) Лабораторная работа 4 Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение силы тока на различных ее участках. Лабораторная работа 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» Демонстрации: Амперметр. Опыт: Измерение силы тока на различных участках цепи. Включать амперметр в цепь. Определять силу тока на различных участках цепи. Определять цену деления амперметра и гальванометра. Чертить схемы электрической цепи.
Электрическое напряжение. Единицы напряжения (§ 39,40) Напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения. Анализ таблицы 7 учебника. Решение задач. Демонстрации: Сборка цепи с лампочкой от фонаря и осветительной сети. Опыт: Измерение силы тока в двух разных цепях. Выражать напряжение в кВ, мВ. Рассчитывать напряжение по формуле
Вольтметр, Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения (§ 41, 42) Измерение напряжения вольтметром. Подключение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения на различных участках цепи и на источнике тока. Решение задач. Демонстрации: Измерение напряжения с помощью вольтметра. Опыт: Подключение вольтметра и амперметра в цепь, к источнику тока. Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение. Чертить схемы электрической цепи.
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления (§ 43). Лабораторная работа 5 Определение опытным путем зависимости силы тока от напряжения. Природа электрического сопротивления на основе электронной теории строения атома. Лабораторная работа 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» Демонстрации: Электрический ток в различных металлических проводниках. Опыт: Зависимость силы тока от свойств проводников. Строить график зависимости силы тока от напряжения. Объяснять причину возникновения сопротивления. Анализировать результаты опытов и графики. Собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром и вольтметром. Выполнение лабораторной работы
Закон Ома для участка цепи (§ 44) Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома. Решение задач. Опыт: Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении, зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении на участке цепи. Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Записывать закон Ома в виде формулы. Использовать межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализировать табличные данные.
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление (§ 45) Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление. Анализ таблицы в учебника. Решение задач. Опыт: Зависимость сопротивления проводника от его размеров и рода вещества. Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Определять удельное сопротивление проводника
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения (§ 46) Решение задач. Тест Чертить схемы электрической цепи с включенным в цепь реостатом. Рассчитывать электрическое сопротивление.
Реостаты (§ 47). Лабораторная работа № 6 Принцип действия и назначение реостата. Подключение в цепь. Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» Демонстрации: Устройство и принцип действия реостата, различные виды реостатов: ползунковый, штепсельный, магазин сопротивлений. Изменение силы тока в цепи с помощью реостата. Пользоваться реостатом для регулировки силы тока в цепи. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра.
Лабораторная работа № 7 Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» Собирать электрическую цепь. Измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Последователь-ное соединение про водников (§ 48) Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока, в последовательно соединенных участках цепи. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении. Решение задач. Демонстрации: Цепь с последовательно соединенными лампочками, постоянство силы тока на различных участках цепи, полное напряжение в цепи с последовательно соединенными проводниками. Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников.
Параллельное соединение проводников (§ 49) Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Изменение общего сопротивления цепи при параллельном соединении проводников. Сила тока,
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...