Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в курсе «Экономическая теория» широко используются различные методы обучения, направленные как на первичное овладение знаниями, так и на совершенствовании е знаний, навыков и умений. В процессе преподавания курса используются информационно-развивающие технологии – передача информации в готовом виде (лекции, объяснение), самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгами, с информационной базой данных), репродуктивные (пересказ учебного материала, выполнение упражнений по образцу), творчески-репродуктивные (решение задач) и т.п.

 

Раздел. Макроэкономика

Тема 1. Основные макроэкономические показатели и их измерение

Лекция по первой теме проводится в традиционной форме

Тема 2. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS

Лекция по второй теме проводится в форме лекции-визуализации, на семинаре используется технология группового обсуждения

 

Тема 3. Экономический рост и динамическое равновесие в экономике

Лекция по третьей теме проводится в форме лекции-визуализации, на семинаре используется технология группового обсуждения

 

Тема 4. Цикличность экономического развития

Лекция по четвертой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации и лекции с разбором конкретной ситуации. Семинар проводится традиционной форме

Тема 5. Безработица и безработица как формы макроэкономической нестабильности

Лекция по пятой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации. Семинар проводится в традиционной форме

Тема 6. Денежно-кредитная система государства

Лекция по шестой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации. На семинаре используется технология группового совещания.

Тема 7. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM

Лекция по седьмой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации. Семинар проводится в традиционной форме

Тема 8. Финансовая система государства

Лекция по восьмой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации. На семинаре используется технология группового совещания.

Тема 9. Фискальная политика

Лекция по девятой теме проводится в форме лекции-беседы. На семинаре используется технология группового совещания.

Тема 10. Экономическая политика государства

Лекция по девятой теме проводится в форме лекции-беседы. На семинаре используется технология группового совещания.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

В процессе подготовке к семинару студентам необходимо прочитать лекцию, учебный материал, ознакомиться с рекомендуемой дополнительной литературой, ответить на предлагаемые вопросы.

 

Вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям

1. Модель кругооборота доходов и расходов:

а) различия в данной модели в условиях открытой и закрытой экономик;

б) характеристика «утечек» и «вливаний».

2. Основные макроэкономические показатели и способы их расчета:

а) определение ВНП и ВВП;

б) основные методы расчета ВНП (ВВП);

в) возможности учета во всех отраслях народного хозяйства страны;

г) расчет показателей ЧНП (ЧВП), НД и ЛРД;

д) основные макропоказатели, их значение и ограниченность.

4. Корректировка основных показателей с учетом особенностей функционирования экономики страны:

а) понятие индекса цен и дефлятора, их роль для корректировки показателей;

б) номинальный и реальный ВНП (ВВП);

в) понятие потенциального объема производства, «полной занятости», ЕУБ (NAIRU), уровень загрузки производственных мощностей;

г) основные макроэкономические типы хозяйств.

5. Закон Оукена и его значение для макроэкономического анализа.

1. Макроэкономическое тождество Y = C + S:

а) теоретические предпосылки выведения тождества;

б) проблема равенства показателей S и I в классических концепциях.

2. Подход Кейнса к определению AD и AS как базовых факторов, определяющих тождество Y = C + S:

а) АD и его составляющие;

б) AS и его составляющие;

в) пределы роста данных показателей;

г) «парадокс бережливости».

1. Теория мультипликатора:

а) мультипликатор инвестиций;

б) мультипликатор расходов, значение мультипликативного эффекта.

2. Основные модели макроэкономического равновесия:

а) модель совокупные сбережения – совокупные инвестиции;

б) модель AD – AS, три отрезка на кривой AS;

в) крест Кейнса, значение данной модели для равновесия в краткосрочном периоде;

г) разрывы безработицы и инфляции, макроэкономические методы их исправления.

1. Понятия экономического роста, экономического и социально-экономического развития:

а) основные количественные показатели;

б) цели поступательного развития общества;

в) современные тенденции макроэкономической динамики.

2. Основные типы экономического роста и их особенности:

а) экстенсификация и интенсификация;

б) критерии эффективности – показатели изменений в факторах труда и капитала;

в) современные типы экономического роста;

г) тенденции в поступательном развитии отечественной экономики.

3. Модель экономического роста Харрода – Домара:

а) исходные предпосылки построения модели;

б) выводы и возможности практического использования.

4. Модель Р. Солоу:

а) исходные предпосылки построения факторной модели;

б) соотношение показателей нормы сбережений и нормы выбытия;

в) графическое решение модели Р. Солоу;

г) «золотое правило» в модели Солоу и его значение для определения тенденций развития.

1. Цикличность как способ существования экономической системы:

а) причины экономической цикличности;

б) объективный характер флуктуаций;

в) типы колебаний экономической системы;

г) факторы, влияющие на формирование промышленного цикла (факторы AD; AS; внешние).

2. Промышленный цикл К. Маркса.

3. Характеристика современного бизнес – цикла:

а) классический цикл и его показатели;

б) современный модифицированный цикл и его отличие от классического.

4. Механизм циклических колебаний:

а) механизм флуктуаций в рамках кейнсианских концепций;

б) механизм флуктуаций в неоклассических концепциях;

в) механизм развертывания спада.

5. Государственное антициклическое регулирование (АЦР):

а) причины появления и основные задачи;

б) политики экспансии и рестрикции.

1. Субъекты рынка труда:

а) характеристика понятий занятость и совокупная рабочая сила;

б) содержание понятия незанятые.

2. Безработица как индикатор состояния рынка труда:

а) характеристика статуса безработного;

б) формы безработицы;

в) типы безработицы;

г) NAIRU, определение его числового значения.

1. Факторы, влияющие на уровень безработицы в стране:

а) соотношение уволенных и нанятых на работу;

б) влияние рождаемости на уровень безработицы;

в) «безработица ожидания»;

г) влияние профсоюзов на уровень безработицы;

д) влияние изменений в фискальной политике на безработицу.

2. Особенности состояния отечественного рынка труда:

а) безработица в условиях АКС – формы и типы;

б) влияние применяемых инструментов макроэкономической политики на состояние рынка труда в России.

1. Инфляция как характеристика состояния экономики:

а) сущность и причины инфляции;

б) виды и типы инфляции;

в) механизм инфляции.

2. Основные инфляционные потоки:

а) инфляция спроса: причины и последствия;

б) инфляция издержек: причины и последствия.

3. Измерение инфляции:

а) уравнение Фишера, эффект Фишера;

б) соотношение индексов цен и «правило 70».

4. Кривая Филлипса и ее значение для макроэкономического анализа:

а) кривая Филлипса в SR;

б) кривая Филлипса в LR;

в) кривые Филлипса и совокупного предложения (AS) в LR: базовые условия выведения.

5. Современная антиинфляционная политика:

а) особенности в SR;

б) особенности в LR.

6. Инфляция в России в переходный период.

1. Эволюция денег как формы ТДО:

а) основные концепции возникновения денег;

б) функции денег как результат эволюции;

в) формы денег (товарные, неполноценные, кредитные, электронные).

2. Кредит как система экономических отношений:

а) сущность и свойства кредита, его источники;

б) формы и функции кредита.

3. Экономическое содержание и инструменты кредитных денег:

а) причины появления и выполняемая функция;

б) основные виды инструментов кредитных денег (вексель, банкнота, чек);

в) отличие инструментов денег от банковских обязательств;

г) кредитные и расчетные карточки.

1. Проблема демонетизации золота.

2. Денежная масса: структура и значение для экономического анализа:

а) экономическое назначение денежных агрегатов, их активная и пассивная части;

б) характеристика агрегатов М0, М1, М2, М3.

3. Математическое определение необходимого количества денег:

а) расчет денежной массы на базе количественной теории денег (тождество скорости оборачиваемого предложения денег и уровня цен производимого реального продукта);

б) кембриджское уравнение;

в) уровень монетизации экономики в России и определяющие факторы количественных параметров денежных агрегатов.

1. Кредитный характер современной экономической системы.

2. Источники и проводники кредитной системы государства:

а) конечные кредиторы и промежуточные заемщики;

б) институциональная структура кредитно-финансовой системы;

в) функции институциональных инвесторов.

3. Роль коммерческих банков в обеспечении функционирования хозяйственной системы:

а) ресурсы и капитал банков, активные и пассивные операции;

б) финансово-посреднические операции;

в) эмиссия платежных средств;

г) влияние эмиссионных операций на размер денежной массы;

д) технические возможности банковской системы по увеличению предложения денег, определение банковского мультипликатора (денежного мультипликатора, мультипликатора денежного предложения, мультипликатора банковской экспансии).

4. Экономическая сущность банковских резервов:

а) баланс банка;

б) определение и значение резервов, фактических резервов и избыточных резервов.

5. Источники и виды банковской прибыли.

1. Характеристика монетарной политики как элемента макрорегулирования.

2. Основные инструменты воздействия Центробанка на денежно-кредитную сферу:

а) операции на открытом рынке;

б) политика обязательного резервирования;

в) дисконтная политика.

3. Денежный рынок. Предложение денег:

а) определение возможного объема предложения денег (MS), понятие денежной базы (MB);

б) алгебраическое выведение денежного мультипликатора в зависимости от проводимой Центробанком политики в сфере резервирования и депонирования;

в) нормативная зависимость предложения денег (MS) от денежной базы (MB), нормы резервов (rr) и коэффициента депонирования (cr).

4. Спрос на денежные средства:

а) трансакционный спрос (деньги для сделок) и спрос со стороны активов;

б) кейнсианские мотивы спроса на деньги (теория предпочтения ликвидности).

5. Модель Баумоля – Тобина как инструмент для управления наличностью.

6. Модель IS – LM (модель Хикса – Хансена):

а) выведение кривой IS;

б) выведение кривой LM;

в) модель IS – LM в краткосрочном периоде и вытекающие из теоретического анализа рекомендации по применению инструментов стабилизационной политики;

г) в) модель IS – LM в долгосрочном периоде и вытекающие из теоретического анализа рекомендации по применению инструментов стабилизационной политики.

1. Место и роль финансового рынка в общей структуре товарного производства:

а) структура рыночной системы;

б) структура финансового рынка.

2. Функции финансового рынка.

3. «Крест Маршалла» для геометрического решения модели денежного рынка:

а) денежный рынок как основа финансового рынка, общая характеристика инструментов данного рынка;

б) определение системы координат при выведении геометрической модели денежного рынка;

в) выведение кривых спроса и предложения денег;

г) два положения кривой предложения денег.

4. Основные свойства финансовых активов и их взаимное влияние:

а) курс ценных бумаг и цена средств производства;

б) доходность, курс ценных бумаг, ликвидность, риск.

5. Проблема финансовых пирамид и венчурного инвестирования.

Характер операций на финансовом рынке: фьючерсы и хеджирование.

Основные модели финансовых систем.

1. Понятия финансов, финансовой системы и финансовой политики:

а) характеристика финансов и финансовой системы;

б) финансовая политика и ее основные задачи;

в) соответствие финансовой политики объективным факторам экономического развития, ее основные этапы в ХХ веке.

2. Структура ФСГ и ее функции:

а) основные звенья ФСГ и их характеристика, понятие консолидированного бюджета;

б) проблема конкретной направленности финансовых потоков и ее решение в современных условиях;

в) основные функции составляющих звеньев ФСГ.

3. Налоги – сущность и виды:

а) налоги прямого действия;

б) налоги косвенного действия;

в) общемировые тенденции в уровне и характере налоговых поступлений;

г) особенности отечественного налогового законодательства.

4. Виды налоговых систем и оценка их эффективности:

а) пропорциональная, прогрессивная, регрессивная;

б) кривая Лаффера и ее значение для макроэкономического анализа.

5. Характеристика госрасходов как инструмента экономической политики:

а) виды госрасходов;

б) модель креста Кейнса как графическая иллюстрация воздействия на экономику ↑↓G и ↑↓Т;

в) алгебраический анализ изменений в уровнях G и T - налоговый мультипликатор и мультипликатор госрасходов;

г) модель изменений G, влияющих на уровень S, I и r.

1. Сущность и цели фискальной политики.

2. Виды фискальной политики:

а) виды фискальной политики и их характеристика;

б) особенности бюджетно-налоговой политики в различных фазах цикла.

3. Понятие бюджетного дефицита:

а) причины появления БД;

б) активный и пассивный БД;

в) проблема управления бюджетным дефицитом;

г) теоретические подходы к проблеме необходимости балансировки бюджета.

4. Методы, используемые государством для покрытия БД:

а) займы государства и их функциональные особенности;

б) «эффект вытеснения».

5. Понятие госдолга:

а) госдолг и его разновидности;

б) теоретические подходы к оценке растущего госдолга и его влияния на экономический рост.

1. Экономическая политика государства - содержание и этапы формирования:

а) необходимость огосударствления экономического пространства;

б) объективное соответствие этапов формирования экономической политики вектору поступательного развития;

в) трансформация монополий в современных условиях;

г) смещение акцентов участия государства в хозяйственной жизни.

2. Субъектность в инициировании, реализации и контроле экономической политики.

3. Основные экономические функции государства, их содержание и инструменты.

4. Характеристика содержания и целей современной ЭПГ:

а) цели ЭПГ;

б) прямые и косвенные методы воздействия на экономику;

в) активная и пассивная ЭПГ, «игра по правилам» и «действия по обстоятельствам»;

г) современные теоретические подходы к выбору инструментов ЭПГ;

д) практические трудности в проведении ЭПГ.

5. Современные модели ЭПГ.

6. Сущность и значение социальной политики государства:

а) понятие социальной политики;

б) значение и цели социальной политики, ее объектная направленность;

в) способы реализации социальной политики.

7. Рыночная система и проблема неравенства:

а) неравенство социальное и неравенство экономическое;

б) различный уровень доходов и способы его измерения на макроуровне;

в) экономическая характеристика бедности;

г) государственная политика в сфере перераспределения доходов.

8. «Границы» государственной социальной политики:

а) экономические пределы государственной поддержки;

б) социально-психологические пределы государственной поддержки;

в) экстернальный характер государственных социальных трансфертов;

г) варианты ликвидации фиаско (провалов) государственной социальной политики.

9. Социально-экономические аспекты воспроизводства человеческого капитала:

а) альтернативные издержки рождаемости;

б) необходимость господдержки уровней D и S в сфере воспроизводства человеческого капитала.

1. Мировая валютная система и ее основные компоненты. Валютный курс. Паритет покупательной способности.

2. Платежный баланс и его составляющие.

3. Кривая платежного баланса.

4. Модель Мандела-Флеминга.

5. Фискальная политика в открытой экономике, ее виды и последствия применения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...