Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы обучения и их классификация




Методы обучения, или способы учебной деятельности. Ме­тоды обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обу­чения (206, с. 30). Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил (208). Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обуче­ния по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъек­том метода обучения является ученик.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследователь­ских целях.

Классификация методов. Существуют различные основы для классификации методов. Например, в 60-е гг. были выделены методы на основе логических операций — индуктивный (от фак­тов — к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидак­тическим целям — методы изучения материала, закрепления, про­верки знаний. В обучении истории дидакты и методисты чаще всего характеризуют методы по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и по степени самостоятельности по­знавательной деятельности учащихся. Дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификации методов с учетом уров­ней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их само­стоятельности. Приведем их в сравнении.

Методы обучения
М.Н. Скаткин И.Я. Лернер
информационно-рецептивный объяснительно-иллюстративный
репродуктивный репродуктивный
проблемного изложения проблемного изложения
эвристический частично-поисковый
исследовательски й исследовательски й

 

Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. К ним относятся два первых метода из приведенной таблицы. Все остальные методы — про­дуктивные. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую дея­тельность учащихся, которая может проходить в трех направле­ниях: 1) включение поиска в познавательные и практические за­дания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках);

2) раскрытие учителем познавательного процесса при доказатель­стве или изложении конкретных положений; 3) организация це­лостного исследования учащихся под руководством учителя (ис­следование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).

Рассмотрим более подробно классификацию методов по источ­никам приобретения знаний. (Ее предложил А.А. Вагин, а усовер­шенствовал ее П.В. Гора.)

Прежде всего, словесный метод. Слово — это древнейший спо­соб общения. Социолог Вильбур Шрамм подсчитал, что 500 млн лет занял у человека переход от устной речи к письменной, 5 тыс. лет — от рукописного письма к печатному станку и 500 лет — от печатного станка к телевидению.

Слово присуще устной речи и письменным текстам. Поэтому данный способ обучения подразделяется на устный и печатно­словесный. Словесный способ применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предпола­гает использование в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.

Со словом может сочетаться наглядный метод обучения. Ме­тод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование историчес­кой картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы (19).

Практический метод включает в себя действия с учебными предметами. В методике истории это изготовление макетов, моде­лей, вычерчивание схем.

Таким образом, при всех методах обучения используется устное слово, но в чистом виде — только при словесном методе. В других методах слово применяется вместе с соответствующими средства­ми обучения — с письменными источниками, учебными и нагляд­ными пособиями.

Многообразие приемов

Приемы как виды деятельности. Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Та­кой точки зрения, в частности, придерживается дидакт М.И. Мах- мутов. Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адек­ватных им приемов деятельности учащихся.

Под приемами понимают действия с предметами, а также сло­весные или письменно-графические действия. Сам прием можно видеть или слышать. Таким образом, методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это спо­собы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятель­ности учителя.

К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логи­ческих схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно­словесными текстами. Например, учащиеся анализируют докумен­ты в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу. Чтобы создать представление о развитии одной страны за все ее периоды, учитель дает задания выписать в хронологической последовательности важнейшие события вместе с основными дата­ми или же составить синхронистическую таблицу «Жизнь и твор­чество великих художников Возрождения», вьптисав по десятиле­тиям важнейшие события их жизни и творчества (70, с. 134—135):

Год Леонардо да Винчи Микеланджело Рафаэль
  1452 г. Рождение в Винчи    
  В мастерской Вероккио    
  «Мадонна с цветком» 1475 г. Рождение во Флоренции  
       
  Отъезд в Милан В мастерской Гирландайо 1483 г. Рождение в Урбино
       
  «Тайная вечеря» Падение герцога Моро «Спящий амур» Приглашение в Рим В мастерской Перуджино
    «Давид»  
  Конкурс на роспись сеньории во Флоренции
  Джоконда Проект «Надгробия» Поездка во Фло­ренцию
    «Плафон» капеллы «Станцы» Руководство раскопками «Сикстинская мадонна»

 


  Конкурс на роспись в Ватикане
  1519 г. Смерть в Амбуазе    
    Участие в восстании во Флоренции «Лоджии» 1520 г. Смерть в Риме
    «Гробница Медичи» «Страшный суд»  
    Завершение «Над­гробия» после 38 лет работы  
    Модель купола св. Петра  
    1564 г. Смерть в Риме  
       

 

Работа с таблицей позволит ученикам усвоить, что Возрожде­ние — это эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной, Восточной и Центральной Европы. Основные отличи­тельные черты культуры Возрождения — это ее светский, гумани­стический характер, обращение к античному культурному насле­дию, своеобразное «возрождение» его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...