Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспективное повествование и информативное сообщение




учитель использует на уроках при изложении неглавных фактов. Для конспективного повествования характерно лишенное образ­ности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Такое краткое освещение фактов без их анализа необходимо для установления связей между основ­ными фактами, для создания целостного представления о событи­ях. При помощи карт, схем, графиков конспективно излагаются события политической жизни, военной истории, народных восста­ний. Поскольку у младших школьников конспективное изложение не вызывает интереса, учитель дает им задания для активизации познавательной деятельности: составление хронологической таб­
лицы, календаря событий или плана-перечисления в той последо­вательности, в какой ведет рассказ учитель.

Информативное сообщение применяют для перечисления фак­тов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с дру­гом и с главным фактом урока. По ходу изложения ученики со­ставляют календари событий. К простому информативному сооб­щению можно отнести директиву генерала Деникина:

«Имея конечной целью захват Москвы, призываю:

1. Ген. Врангелю выйти на фронт Саратов — Ртищево — Балашов, сме­нить на этих направлениях донские части и продолжать наступление на Пензу, Арзамас и далее — Нижний Новгород, Владимир, Москву.

2. Ген. Сидорину правым крылом, до выхода войск ген. Врангеля, про­должать выполнение прежней задачи.

3. Ген. Май-Маевскому наступать на Москву в направлении: Курск, Орел, Тула, для обеспечения с запада выдвинуться на линию Днеп­ра» (139, с. 39).

Приемы описания

Картинное описание. Описание позволяет раскрыть существен­ные черты, детали, признаки или состояния. В нем есть объект, но нет развития сюжета. Описание бывает картинным и аналитичес­ким. Картинным описанием называется прием устного изложения материала, когда с помощью слова в эмоционально-художествен­ной форме создаются образы того или иного факта, т.е. происхо­дит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Этот вид описания применяется для воссоздания картин природы, быта людей, географической среды, а также типичных явлений культурной, общественной, хозяйственной жизни (например, опи­сание труда рабов и свободных греков в гончарной мастерской).

Приведем пример картинного описания природы из романа Бо­леслава Пруса «Фараон» (145, с. 5—6).

«...В северо-восточном углу Африки лежит Египет — родина древней­шей в мире цивилизации. За три, четыре, даже пять тысячелетий до на­шего времени, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством, страной, где процветали сельское хозяйство, ремесла и литература. Но больше всего Египет про­славился грандиозными инженерными работами и колоссальными со­оружениями...

Египет — плодородная долина между двумя пустынями: Ливийской и Аравийской. Глубина ее — несколько сот метров, длина — сто тридцать миль, ширина едва достигает одной мили. Пологие склоны голых ливий­ских холмов — по западную сторону этой долины и скалистые, изрытые трещинами отроги Аравийской возвышенности — по восточную, образу­ют как бы коридор, на дне которого течет река Нил.

По мере удаления к северу стены коридора постепенно сужаются, а в двадцати пяти милях от Средиземного моря внезапно раздвигаются, и Нил, разбившись на несколько рукавов, выходит на широкую равнину, имеющую форму треугольника. Основанием этого треугольника, нося­щего название дельты Нила, служит берег Средиземного моря, а верши­ной — место выхода Нила из ущелья у города Каира и развалин древней столицы, Мемфиса. <...>

Поверхность Египта не всюду равнинная, местами она холмистая. Поэтому некоторых земель Египта разлив не достигает... Чтобы сохра­нять воду круглый год, египтяне создали целую сеть каналов длиною в несколько тысяч миль, а чтобы предотвратить наводнения, воздвигали мощные плотины и строили водохранилища.

Прием описания позволяет использовать документальные фо­тографии местности, материалы реконструкции исторических па­мятников, локальные схемы, документы, художественно-исто­рическую литературу. Вот, например, описание жизни инока- пустынника.

Он «спит па земле, подложив под голову камень, пробует спать стоя или сидя и для большей бодрости держит в руке камень, чтобы он, если случится задремать подвижнику, падал и шумом своим будил его. Не­престанная молитва и сокрушение о грехах наполняет время подвижника. Питается он не более трех раз в неделю, а постом принимает пищу раз в неделю, да и пища скудна и невзыскательна — коренья, лесные ягоды, просфора, принесенная из ближнего храма или монастыря, краюха черствого зшеба, оставленная случайным прохожим в кузовке, который подвижник вешает на дерево у окраины леса, где проходит дорога... Подвижник всегда чем-нибудь занят: копает огород, делает изгородь, по­правляет свою хибарку; непрестанный труд, пост и молитва изнуряют и иссушают тело святого. Но и этого ему мало: чтобы совсем подавить всякие телесные желания, подвижник опоясывается тяжелой цепью, так что звенья ее врезаются в тело; надевает власяницу, беспощадно деру­щую своими острыми, как иглы, волосками его тело; на голову, под мо­нашеский кукол, надевает железную шапку, не носит никакой обуви и в самые жестокие морозы ходит босиком; тучи комаров в жаркий летний день вьются над подвижником, покрывают его лицо и руки таким слоем, что не видать тела, а подвижник стоит и молча творит молитву за себя и за мир» (115, с. 497).

Аналитическое описание значительно отличается от картин­ного. Это прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения; передаются внешние признаки создаваемых целостных образов, показывается взаимодействие их существенных сторон, составных частей. При­меняется он при описании орудий труда, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных объектов, а также при разъяснении устройства государства, его военной организации. Рассказ сочетается с меловыми рисунками, схемами и чертежами, с демонстрацией макетов и моделей, с применением кодоскопа.

Это может быть описание устройства колесного плуга, водяной или ветряной мельницы, компаса. Приведем пример аналитичес­кого описания.

«Ни время, ни автор изобретения компаса в точности не известны. Уже в начале XIII в. моряки стали пользоваться для ориентировки в море намагниченной иглой, которую вставляли в соломинку и опуска­ли в чашку с водой. Во второй половине того же столетия моряк из Южной Италии Флавио Джойа вставил намагниченную стрелку в осо­бый прибор, годный для употребления во всякое время, это и был ком­пас» (97, с. 109).

Образная характеристика — разновидность описания. Об­разной называют характеристику типичных представителей обще­ства конкретного периода: купца, помещика, рабочего, фабрикан­та, крестьянина. Вот образная характеристика крестьянина вто­рой половины XIX в.

В большинстве своем роста среднего, с открытым взглядом; борода большая, окладистая, волосы на голове длинные, стриженные в кружок. Мужчины сильные и крепкие. В выражении глаз ум и смелость. Женщи­ны красивы, имеют здоровый вид. Во время сенокоса две женщины мог­ли унести копну сена не менее 15 пудов. Мужчины во время работы на судах таскали грузы по 10—12 пудов. Хорошо переносили жару и холод. В тулупе нараспашку ходили мужчины в тридцатиградусный мороз. Крестьяне стремились к зажиточной жизни, к достатку, хотели иметь добротный дом и породистую скотину. Гордились хорошей лошадью и упряжью, нарядйой одеждой. Нормой поведения считали взаимопомощь в труде. Презирали скупость, распутство, пьянство. На своем поле труди­лись с охотой, а о своей сохе любовно говорили: «Полюби Андреевну — будешь с хлебом».

Ты, соха ли, наша матушка,

Горькой бедности помощница,

Неизменная кормилица,

Вековечная работница!..

Я. С. Никитин

Часто образная характеристика сочетается с заданиями для учащихся. При изучении средневековой истории западноевро­пейских стран образная характеристика дополняется, например, заданием: «Какие из приведенных характеристик определяют об­лик средневекового крестьянина, горожанина, монаха, знатного человека: смирение, отказ от мирских забот; власть, стремление к славе, занятие войной; тяжкий труд, зависимость; активность и предприимчивость, отстаивание свобод своего сословия?» (213, с. 48).

Характеристика исторической личности дается на уроках истории наряду с образной характеристикой. Для этого есть спе­циальные памятки. Вот одна и? них.

1. Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, ма­неру держаться, говорить, одеваться).

2. Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отно­шение к окружающим).

3. Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни.

4. Сделайте вывод о вкладе личности в историю.

Для характеристики типичных черт выдающихся исторических личностей (политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) привлекается документальный материал, портреты, фотографии, художественная литература.

Надолго остаются в памяти учеников необычные поступки деятеля, его выдающиеся свершения. Так, македонский прави­тель Александр III умер, не дожив до 33 лет. Царствовал он почти 13 лет и за это время приучил гирканцев к браку и научил земле­делию; убедил арохосиев и согдийцев кормить родителей и не уби­вать их в старости, а персов — чтить матерей и не вступать с ними в брак (152).

Часто факты, помогающие охарактеризовать личность, учитель берет из научной или художественной литературы. Например, книга А.З. Манфреда помогает дать характеристику Наполеону Бонапарту (143).

«Лейтенант Наполеон Буонапарте, уроженец города Аяччо, что на острове Корсика, второй сын мелкопоместного дворянина Карло-Марии Буонапарте и его супруги Летиции... родился 15 августа 1769 года, три месяца спустя после завоевания Корсики французами.

Семья была небогата и многодетна, и Карло Буонапарте, стремясь дать сыновьям образование, не отягащая скудный семейный бюджет, отвез двух старших — Жозефа и Наполеона — в декабре 1778 года во Францию. Здесь, не без хлопот, он сумел их определить на казенный кошт»...

Или же материал о графе А.Г. Орлове:

«Исполинская, пышущая здоровьем фигура графа Алехана, как его звали в Москве, его красивые греческие глаза, веселый беспечный нрав и огромное богатство привлекали в его гостеприимные хоромы все знат­ное и незнатное Москвы.

Русак в душе, граф любил угощать гостей кулачными боями, песен­никами, борцами, причем и сам мерялся силой. Он гнул подковы, зави­вал узлами кочергу, валил за рога быка и потешал Москву особыми шутками.

На смотры и свои парадные, по-придворному, приемы Алексей Гри­горьевич являлся с пышностью, в золоте, алмазах и орденах. Между тем на гулянья, как в Париже, выезжал вдруг среди чопорной, гонявшейся за ним знати не только без пудры и в круглой мещанской шляпе, но даже в простом кафтане, из серого и нарочито грубого сукна...

Тридцативосьмилетний красавец-богатырь, граф Алексей Григорье­вич не только дома, но и в то время на чужбине любил проводить время с голубями, до которых был страстный охотник...

Граф за эти годы на покое еще более пополнел. Шея была чисто во­ловья, плечи, как у Юпитера или бога Бахуса, а лицо так и веяло здоро­вьем и удальством...» (136, с. 117—118).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...