Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование пространственных представлений учащихся.




Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения и исторической пропедевтики в началь­ной школе. Они имеют представление о том, что на горизонталь­ной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе. Учащиеся знают об условных знаках рек, морей, гор, рельефе местности и обращаются к условным знакам по мере надобности. Они могут показать населенные пункты, определить границу государства. У них складываются представления о разли­чии географических и исторических карт (статика и динамика, цветность). Им известно, как ориентирована карта (север, юг, за­пад, восток). В основной школе эти знания требуют своего даль­нейшего углубления и развития.

На первых уроках в основной школе выявляются картографи­ческие умения и навыки учащихся, и прежде всего умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ори­ентироваться в объектах. Учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду услов­ных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии в виде раздаточного материала.

Картографические знания находятся в тесном единстве со зна­ниями историческими. Поэтому умение пользоваться историчес­кой картой является не самоцелью, а средством для более осоз­нанного восприятия событий и явлений истории. Этому способ­ствует постоянное наличие исторических карт в кабинете исто­рии, а также поблизости в коридоре. Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.

При появлении новой для учеников исторической карты в ходе беседы выясняется: какую часть земной поверхности она охваты­вает; какой хронологический период истории на ней отражен; какова зависимость климата от географической широты. Учитель показывает географические ориентиры, важнейшие объекты, вза­иморасположение политических объединений; раскрывает харак­терную особенность границ данного периода; знакомит с истори­ческой географией, называя прежние и современные названия на карте; разъясняет условные обозначения (легенду) карты.

При переходе от одной карты к другой важно обеспечить пре­емственность. Если на картах отмечены разные регионы, то опре­деляются их пространственные взаимоотношения. Этому помога­ет обобщающая карта, охватывающая оба этих региона. Затем вы­являются временные отношения между картами — разновремен­ность или синхронность событий истории, отраженных на картах. Для установления межкурсовых связей на уроках целесообразно


одновременное применение синхронных карт по отечественной и всеобщей истории, например: «Вторая мировая война 1939—1945 гг.» и «Великая Отечественная война Советского Союза 1941—1945 гг.». Одновременная работа с несколькими картами помогает учени­кам находить нужные историко-географические объекты незави­симо от размеров карты, ее масштаба и охвата территории.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположе­нии изучаемой страны на карте земного шара, применяют одно­временно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещен один и тот же объект, но он изображен в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту (единичное), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой ли­нии, направлениям рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убеждаются, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверх­ности. Ее очертания мелом учитель наносит на физическую карту, и ученики еще раз сравнивают положения рек, морей с контурами исторической карты.

Во втором случае учитель демонстрирует, например, карту «Древние государства мира»(общее). Затем с помощью мела вы­деляет на ней местоположение Древнего Египта в виде треуголь­ника (единичное). Этот район земного шара можно увеличить. Учитель показывает аппликацию Егийта и помещает ее на карту «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Для закрепления полученных знаний желательно провести игру «Кто быстрее соберет карту» (по принципу сбора картинки из детских кубиков). Ученик получает карту Древнего Египта, раз­резанную на части в виде квадратов. Как показывает практика, ему потребуется около четырех минут, чтобы собрать такую кар­ту. Затем дается задание определить, как можно попасть из родно­го города в современный Египет (прием путешествия).

На уроке «Природа и занятия жителей Древнего Египта» исто­рическая карта, содержание учебника помогают ученикам уяснить особенности естественно-географической среды, выявить условия благоприятные и неблагоприятные для земледелия (191, с. 47).

Условия для земледелия Работа по преодолению неблагоприятных условий
благоприятные неблагоприятные
Разливы Нила Мало выпало осадков Строительство каналов, дамб
- 106 -

 


Условия для земледелия Работа по преодолению неблагоприятных условий
благоприятные неблагоприятные
Плодородные почвы Болота и заросли на низких местах Выкорчевывание кустарника
Много солнца и тепла Разливы не доходили до высоких полей Подъем воды на поля шадуфами

 

Развитию пространственных представлений учащихся способ­ствует одновременное применение карты и учебной картины. Картина как бы раскрывает условные обозначения карты, созда­вая представление о реальной местности и пространстве. Так, рассказывая о завоеваниях монголов, учитель сочетает показ по карте с описанием местности и демонстрацией картины «Сухие степи». Или же, характеризуя путь «из варяг в греки» и создавая представление об этом великом восточнославянском водном пути, наряду с картой «Русские княжества в XII — начале XIII в.» он привлекает картину «Днепровские пороги».

Чтобы приучить учеников основной школы запоминать гео­графические ориентиры важнейших фактов, учитель дает задания показывать основные исторические события на физической карте (например, показать на физической карте Европы, какие земли были присоединены к России в результате русско-турецких войн 1877—1878 гг.). Ученикам следует рассказать о приеме запомина­ния карты профессиональными военными. (Они мысленно разби­вают карту на квадраты и анализируют один квадрат за другим, начиная с верхнего левого угла и двигаясь по горизонтали к пра­вому. Особенно тщательно они изучают места стыка квадратов.)

В старших классах понять соотношение неизменного и подда­ющегося трансформации позволяет сравнение нескольких карт, изображающих одну и ту же территорию в одном и том же масш­табе, но в различных исторических условиях. Учащиеся убежда­ются, что существуют различные способы и приемы картографи­ческого изображения исторических событий. Карта отражает впол­не определенные взгляды на историю конкретных групп людей или даже целых народов тех или иных государств.

Чтобы легче находить изучаемые объекты, рекомендуется гео­графические контуры крупных земельных массивов сравнивать с чем-то похожим на них и легко запоминающимся. Действительно, Апеннинский полуостров напоминает сапог, Скандинавский — фигуру лежащего льва; Пиренейский — профиль головы в капюшо-


не; Сицилия — треугольник; Черное море — боб; Каспийское — фигуру животного, держащего кость во рту. Следует подчерк­нуть, что название полуостровов не совпадает с названиями рас­положенных на них стран. Например, на Балканском полуостро­ве располагались известные ученикам Древняя Греция, Македо­ния, Фракия.

Роль знаний исторической географии. Осмысленное усвое­ние условно-графической наглядности зависит от понимания ис­торически возникших географических названий. На уроках исто­рии древнего мира учащимся предлагается перечислить страны, имеющиеся на карте Древнего Востока. Затем им следует разъяс­нить, что Египет, Малую Азию называют Востоком потому, что они расположены на Восток от Западной Европы. Южное Двуре­чье принято называть Передней Азией, так как эта местность от­носительно Европы находится впереди остальных стран Азии.

Ученикам нужно помочь определить примерную границу, от­деляющую Европу от Азии. Условно ее проводят по Уралу, по реке Эмба до Каспийского моря, по рекам Кума и Маныч до устья Дона, по Азовскому, Черному, Мраморному, Эгейскому морям. Применяя прием «оживления карты», эту границу можно нанести на карту «Древние государства мира». Учитель показывает конти­нент Евразия и его составные части.

Для уяснения сущности географических названий на уроках раскрывается их смысл. Например, происхождение названия реки Лены. По-эвенкийски река Лена звучит как Енэ — Элюенэ, что означает «Большая река». Название реки Ангары означает «рас­крытый», «расселина», «ущелье». Действительно, долина реки и ее истоков напоминает ущелье, расселину, по которому она выры­вается из озера Байкал. «Байкал» в переводе с тюркско-монголь­ского языка — «большой водоем», «обширный бассейн».

А вот река Баргузин, впадающая в Байкал, названа по имени племени баргутов. Родственные им бурятские, или «брацкие», люди («браты») дали название местечку Братск. В 1631 г. здесь был основан острог Братский. В наше время в связи со строительством ГЭС поселок был затоплен, но название сохранилось. Не совсем ясно топонимическое название Сибирь, появившееся в XIII в. Существует предположение, что оно произошло от проживавшего по среднему течению Иртыша народа сыбыр (192, с. 65—66).

Картографические знания и умения. В основной школе учи­тель восстанавливает знания учеников о масштабе. Масштаб — это отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии в действительности (натуре). Обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель — числу, пока­зывающему степень уменьшения длин линий (1: 100 ООО). Для усвоения знаний о масштабе целесообразно дать ученикам специ­альные задания, например: показать один и тот же объект на не­скольких настенных картах; пользуясь масштабом, вычислить по прямой линии расстояние от Москвы до Владивостока; опреде­лить, какая из стран больше: Индия или Китай? (Ученики долж­ны знать, что задание выполняется по картам с одинаковым мас­штабом.)

Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода. В про­тивном случае у учеников будут формироваться ошибочные исто­рические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятие по атласу или карте учебника.

При показе по исторической карте следует соблюдать основ­ные правила. Перед показом учитель дает словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места со­бытия, опираясь на уже известные ученикам ориентиры или обра­щаясь к физической карте (без подписей объектов). Например, «на север от...»; «выше по течению реки находится...»; «Великий Новгород расположен в 6 километрах от озера Ильмень, в том месте, где из него вытекает река Волхов, впадающая в Ладожское озеро». При описании границ называют не только физико-геогра­фические ориентиры, но та^же соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Из уроков географии ученики должны знать, что реки надо показывать только по течению от истока до устья; города — точ­кой; границы государств — непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и при­знаков.

Привлекая внимание учащихся, учитель говорит: «Посмотрите на карту». Определив словами местоположение объекта и показав на карте, учитель записывает название на доске, а ученики нахо­дят этот объект на карте учебника. Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте.

Методика обучения предполагает одновременную работу по настенной и настольной картам. Работая с настольной картой, ученики вначале лишь воспроизводят действия учителя. Затем по словесному описанию находят объект сначала на настольной кар­те, потом на настенной; выполняют задание по настольной карте, а отчитываются о выполнении по настенной; учитель объект по­казывает на настенной карте, а ученики определяют его название по настольным картам.

Более сложно сказать о местоположении показанного на карте объекта (Греция находится на юге Балканского полуострова). Затем, не глядя на карту, устно определить местоположение стра­ны, города (Аттика расположена на юго-востоке Средней Греции; Афины — в области Аттики, на юго-востоке Балканского полуос­трова, в Южной Европе).

Постепенно ученики приобретают умение читать историческую карту, т.е. видеть за ее условными обозначениями явления обще­ственной жизни, находить сопоставимые линии сравнения, уста­навливать синхронные связи в тех или иных процессах, выявлять результаты развития этих процессов. Так, анализ карт «Древне­русское государство в IX — начале XII в.» и «Феодальная раз­дробленность Руси в XII — начале XIII в.» подводит учеников к выводу о распаде единого государства на самостоятельные княже­ства. Если в середине XII в. было 15 крупных княжеств, в начале XIII в. — 50, то в XIV в. насчитывалось уже 250 (211, с. 53).

Сравнивая карты «Русские княжества в XII — начале XIII в.» и «Образование Русского централизованного государства», уча­щиеся выясняют, почему в начале XIII в. местоположение Моск­вы не было выгодным и она не стала центром объединения рус­ских земель. Их ответ может быть примерно таким: конец XII — начало XIII в. характеризуется феодальной раздробленностью, в результате чего объединение оказалось невозможным. Кроме того, в это время Москва находилась не в центре, а на окраине русских земель, основные пути сообщения шли в стороне от нее.

Роль карты как источника знаний возрастает в работе со стар­шеклассниками. Зная территорию восстания, ученики определя­ют состав восставших; сопоставляя карты разных периодов, уста­навливают основные территориальные изменения; характеризуют экономическое положение Севера и Юга США перед граждан­ской войной; на основе карт выявляют экономическое положение России в середине XIX и начале XX в.

При изучении экономического развития России в XVII в. уче­никам предлагается по карте объяснить предпосылки образова­ния и сущность всероссийского рынка (20, с. 63). На основе карты ученики могут рассказать о специализации районов и городов в производстве товаров. Центральная Черноземная область, Сред­нее Поволжье, Башкирия — производство на продажу хлеба; за­падные области страны — выращивание льна и конопли; Сибирь — добыча пушнины; Москва, Тула — железоделательное, ремеслен­ное производства; Поморье, Сольвычегодск, Соль-Камская — до­быча соли.

В результате работы с исторической картой ученики должны приобрести следующие знания и умения: а) знать, что название карты отражает тему и ее основное содержание; что историческая карта отражает действительность в определенный хронологичес­кий период; на ней могут быть показаны разновременные собы­тия; сменявшиеся события могут изображаться на одной истори­ческой карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве; карты имеют масштаб; условные обозначения расшифровываются в легенде карты; б) уметь: узна­вать и называть изображенное на карте географическое простран­ство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; правильно читать и описывать словами отражен­ную на карте действительность; передавать содержание карты графическими средствами; сопоставлять обозначенные на карте явления; сравнивать размеры территорий; находить на карте и называть включенные в легенду знаки; находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих боль­шее пространство; сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями; выделять изменения в территории, новые черты в хозяйстве; применять карту при анализе причин и следствий со­бытий; анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира; сопоставлять и систематизировать дан­ные нескольких исторических карт; сопоставлять разномасштаб­ные карты и планы; читать карты и картосхемы.

Картосхемы. Они помогают раскрыть внутренние связи изу­чаемых событий и явлений. Это карты на физико-географической основе, воссоздающие схематически, в упрощенно-обобщенном виде какое-либо одно событие или явление. Имеются, например, картосхемы: «Бородинская битва 1812 г.», «Синопское сражение 1853 г.», «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», «Начало форми­рования всероссийского рынка».

Могут быть также самодельные картосхемы краеведческого характера, например: места основания мануфактур, набегов монголо- татар и сражений с ними, партизанских действий (180). В качестве примера приводим одну из таких картосхем (с. 112).

Планы на местности (или локальные планы) по содержанию близки к картосхемам. Они содержат упрощенные очертания пар­ков, пашен, лесных угодий, водоемов, улиц и площадей. Основу планов составляет картографическое изображение реальной


РАЙОН БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ КРЕСТЬЯНСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО ОТРЯДА Г. КУРИНА В БОГОРОДСКОМ УЕЗДЕ (СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 1812 г.)

 


 


 

 

Самодельная картосхема

местности. Планы копируют на пленку и демонстрируют при по­мощи кодоскопа. В качестве примера приводим план, показываю­щий «Вооруженные бои в районе Каланчевской площади» в де­кабре 1905 г.

Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с историче­ской картой. Это важное средство практического обучения исто­рии, развития познавательной деятельности учащихся. Работа с контурными картами дает результат лишь в том случае, если она ведется целенаправленно и систематически.

Контурные карты применяются для закрепления нового мате­риала на уроке; для отработки изученного на предыдущих уроках с применением справочных пособий или без них; для контроля знаний в виде выполнения на карте историко-географических заданий. Использоваться одна и та же контурная карта может при изучении нескольких тем. В этом случае оценивается каждый этап заполнения карты учениками.

Полезные советы по работе с контурной картой дает Г.И. Годер (44, с. 63—73). Начиная знакомство с контурной картой как и с исторической учитель обращает внимание на хронологические рамки периода, который она отражает. Обучение проходит в не­сколько приемов. Сначала ученики заполняют коитурныё карты при помощи настольных карт, затем — настенной, и, наконец, по памяти. Большой подготовки требует умение наносить обозначе­ния в ходе изложения материала учителем.

На начальном этапе практического обучения заполнению кон­турной карты используются заготовки на доске двух картосхем, выполненных мелом, например картосхемы Древнего Египта. Одна из них преднамеренно заполнена неверно. Анализируя ее, учитель в ходе рассуждающего изложения на глазах учеников правильно заполняет вторую картосхему (166, с. 54). Фрагменты контурных карт можно видеть на странице 114.


=— Бастовавшие железные дороги Небастовавшая железная дорога |Ь Царская артиллерия, стрелявшая ™ по баррикадам План на местности Вооруженные бои в районе Каланчевской площади»

а Штаб боевых рабочих дружин Баррикады А Места крупных боев

 

Обучение начинается с самых простых заданий по заполнению карт: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов. Затем ученики сопоставляют настольную и контурную карты, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо от того, какой рай­он земной поверхности на ней изображен, а также независимо от масштаба карты. Изучая природные условия Греции, учащиеся с помощью физической карты наносят на контурную карту деление Греции на северную, среднюю и южную, обозначают Аттику и

Обучение заполнению контурной карты

 

Спарту. На полях пишут о занятиях древних греков. Постепенно задания усложняются. На основе знания картографических ори­ентиров надо нанести на контурную карту маршрут или границу на ней не обозначенные. Чтобы учащиеся не перерисовывали ис­торическую карту механически, учитель дает им задания по вы­борке данных.

При заполнении контурной карты необходимо выполнять об­щеучебные требования. Прежде всего не должно быть небрежно­сти, грязи, скомканных и порванных страниц. Писать надо раз­борчиво и без ошибок, на свободных местах, чтобы не мешать чтению информации. Закрашивать следует аккуратно, по грани­цам, чтобы карандаш не вылезал за закрашиваемый участок, вы­делять территории, чем-то отличающиеся от окружающих земель.

В обучении хорошо себя зарекомендовали самодельные контур­ные карты на линолеуме. На нем масляной краской изображают физико-географическую основу. Заполняют лее такую карту цвет­ными мелками или фломастерами (потом эти надписи легко стира­ются). Ученики переносят надписи на свои контурные карты.

Выделить и укрупнить самое главное помогают шаблоны, сде­ланные на основе старых карт. Они часто восполняют отсутству­ющие картографические пособия. С помощью шаблона мелом на доске вычерчивают контуры Древнего Египта, Двуречья, Индии, Аттики. Такой контур Аттики показан на странице 115. На уроке по ходу объяснения постепенно и последовательно контуры шаб­лона заполняются историко-географическими сведениями.

Заполняя мелом на доске контур Аттики, учитель объясняет, что но своим природным условиям Аттика долилась на три части: 1) равнина в юго-западной Аттике, где почвы пригодны для земле­делия, это наиболее густонаселенный район; 2) горный район, боль­шой, но малонаселенный; 3) приморская полоса с многочисленны­ми заливами. Чтобы уберечься от пиратов, в 5 километрах от моря на холме посреди равнины возвели укрепленное поселение — Акро­поль. Так начиналась история города Афины (165, с. 76).

Меловой контур Аттики

 

Шаблоны помогают также отработке картографических знаний и умений учащихся. Учитель заранее рисует заготовку, нанося на контуре картосхемы границы страны, горы и реки, города (под номерами). По заданию учителя ученики показывают города и называют их местоположение (город расположен на востоке стра­ны); определяют по компасу направление рек; помечают на схеме район обитания древних племен: показывают древний археологи­ческий памятник, говорят о месте его расположения. Затем эти же объекты показывают на настенной карте.

Картографические игры

Игровые задания. При работе с историческими картами воз­можно применение игр. Так, во время игры в «молчанку» один ученик молча показывает объект на карте, другой молча поднима­ет руку, выходит к доске и пишет название объекта. Если кто-то скажет слово, то выбывает из игры (163, с. 131).

Для выработки пространственной ориентации учащимся пред­лагаются задания типа: «Расположи с запада на восток и с севера на юг...» (59, с. 26, 27). Ученики записывают название объектов на листе бумаги и располагают в правильной последовательности в соответствии с заданием. Затем показывают города на карте и вспоминают связанные с ними события.

С севера на юг: Москва, Азов, Саратов, Астрахань, Белая Цер­ковь, Бородино, Очаков, Лесная.

С запада на восток: Киев, Царицын, Куликово поле, Полтава, Рига, Казань, Астрахань, Москва.

Или же проходит игра «Четвертый лишний». Учащимся пред­лагаются названия городов и местечек, связанных с определенны­ми событиями. Ученики должны исключить лишнее и назвать даты событий (выделено лишнее).

1. Астрахань, Киев, Саратов, Самара. 2. Переяславль, Яссы, Корсунь, Белая Церковь. 3. Путивль, Калуга, Ярославль, Тула.

4. Новгород, Путивль, Севск, Кромы.

Ответы: 1 — пункты, связанные с восстанием Степана Разина; 2 — с освободительной борьбой Богдана Хмельницкого; 3 — с вос­станием Ивана Болотникова; 4 — с продвижением Лжедмитрия I.

Аукцион. Изучению географических открытий конца XV — на­чала XVI вв. посвящена игра «Исторический аукцион» (155, с. 114). Готовясь к ней, учитель разъясняет, что аукцион — это особой способ продажи товаров. Предварительно товары выставляются для осмотра. Потом называется первоначальная цена товара. Кто хочет что-либо купить на аукционе, тот называет наивысшую цену.

Вот как проходила эта игра. Были приобретены компас, карта Америки, маска-сувенир, будильник, конструктор «Сделай сам корабль», альбом, календарь, игрушечные пушка и ружье. Эти по­купки ученики старались приспособить к изучаемой эпохе. Аль­бом потребовался для написания дневника Колумба; календарь — чтобы составить календарь майя; корабль — чтобы сделать кара­веллу. Для подготовки к аукциону ученикам дали список книг, имеющихся в библиотеке.

На уроке-аукционе учитель или старшеклассник, стоя за сто­лом, показывает продаваемый предмет. Каждый желающий может сказать все, что знает о нем. Выслушав ответ, старшеклассник ударяет деревянным молотком по подставке и спрашивает: «Кто знает больше?». Предмет вручается победителю, показавшему лучшие знания. Победителя определяет жюри.

Выработке картографических знаний содействуют чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждо­го слова должна быть одинаковой с начальной буквой следующе­го за ним слова.

Г.А. Кулагина предлагает чайнворд «Города Древней Руси»:

1. Старейший город на Днепре — по летописи «мать городов рус­ских». 2. Любимый город княгини Ольги, ее удельное владение вблизи

Киева. 3. Подмосковный город, давший позже название одной из улиц столицы. 4. Центр Волынского княжества; один из старейших городов Северо-Восточной Руси. 5. Город на берегу озера Неро — центр княже­ства. 6. Город на Западной Двине, входивший в состав Полоцкой земли.

7. «Злой город» — так говорили о нем монголо-татарские захватчики.

8. Город близ Сейма, через него прошли казацкие отряды на соединение с Болотниковым. 9. Город на Вятке. 10. Центр Северской земли на Десне.

11. Город на Клязьме, названный именем одцого из князей. 12. Город на Сейме, один из пунктов на пути Лжедмитрия I к Москве. 13. Город, на­ходящийся в районе военных действий Хмельницкого, между Киевом и Корсунью. 14. Город на Ловати, известный в качестве одного из пунктов на великом торговом пути «из варяг в греки». 15. Город-крепость близ реки Великой, форпост Пскова в борьбе с немецкими рыцарями. 16. Город на правом берегу Днепра, перешедший по Андрусовскому перемирию к русскому государству (59, с. 61—62).


 

Ответы: 1. Киев. 2. Вышгород. 3. Дмитров. 4. Владимир (Волынс­кий). 5. Ростов. 6. Витебск. 7. Козельск. 8. Курск. 9. Котельнич. 10. Чер­нигов. И. Владимир (на Клязьме). 12. Рыльск. 13. Канев. 14. Великие Луки. 15. Изборск. 16. Киев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...