Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение условно-графической наглядности




Условно-графическая наглядность. Сюда относятся схемы, графики, диаграммы, аппликации, схематические рисунки. Они используются для формирования локальных представлений, вы­явления сущности и связи исторических событий, их динамики.

Схематический рисунок передает наиболее существенные чер­ты предмета, способствует формированию понятий. В «самой при­роде педагогического рисунка, — отмечал А.А. Вагин, — в его эс­кизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обоб­щению, движение от предметной наглядности к понятию, от обра­за к идее» (5, с. 16).

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложе­ния и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень про­стой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ мате­риальных предметов, людей, военных сражений, типичных сцен хозяйственной деятельности. При помощи схематического изоб­ражения учитель раскрывает явление в его логической последова­тельности, определяя темп и в нужный момент прерывая или во­зобновляя изобразительный ряд.

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде слу­чаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. Рассказывая о монументальных памятниках Древнего Египта, учитель сначала показывает фото­графию пирамиды, а затем рисует мелом схему разреза пирамиды, на которой видны внешний контур, внутренняя кладка плит, устройство погребальной камеры, ход к ней (с. 97).

В сочетании с рисунком могут применяться аппликащи. В пере­воде с латинского «аппликация» означает «приложение», «присо­единение». Аппликации — это вырезанные по контуру из бумаги или картона и раскрашенные изображения типичных для изучае­мой эпохи предметов или представителей различных обществен­ных групп: силуэтные, в светлых тонах, рисунки людей, орудий труда и оружия, животных, зданий; символы более широкого со­держания по сравнению с тем, что непосредственно изображено. Так, несколько стеблей папируса около воды символизируют глу­боководный Нил, фигурка воина — многочисленное войско. Та­кие изображения-символы помогают создать более четкие пред­ставления об изучаемых событиях и явлениях.


Пирамида Хеопса Условные обозначения: А — подземная камера; В — «колодец»; С — камера царицы; D — камера фараоДа; Е, F — вентиляционные каналы; G — входной туннель.

 

Аппликации могут быть разными по технике исполнения, на­пример рельефными. Такая аппликация удачно воспроизводит мундир периода Отечественной войны 1812 г. Изготовляя его, из листа плотной бумаги вырезают по контуру фигурку военного. На нее наклеивают темно-зеленое сукно, а сверху — воротник и крас­ные обшлага, пояс и амуницию, эполеты, пуговицы, кисти у шаш­ки; снизу — белые лосины и черные ботфорты. Остается дорисо­вать голову и головной убор.

Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в про­цессе изложения, помогая раскрыть существенные стороны фак­тов и последовательность развития событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание учащихся на конк­ретном действии, создает зрительный образ. Они могут следить за ходом военных сражений, понять последовательность земледель­ческих работ, особенности мануфактурного и промышленного производства. Эффект усиливается, если учитель прикрепляет аппликации к металлической доске, превращая их фактически

Послсдонателмюе заполнение доски рисунком и аппликациями

 

в динамичные модели. Рассказывая о сражении на Чудском озере, о Куликовской битве, Грюнвальде и Полтаве, учитель на «доске сражений» размещает сделанные из фанеры и снабженные магни­том фигурки, цветные прямоугольники и другие условные знаки. По ходу рассказа о битве учитель передвигает знаки, показывая динамику сражения.

Последовательность размещения аппликаций

 

Аппликации чаще всего применяются при обучении младших школьников. Размещаются они в определенной последовательно­сти, на что обращает внимание Г.Г. Герасимова. Возможно также совмещение аппликаций с рисунками (29, с. 278).

На уроках в старших классах чаще используют схематические изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки, квадраты, кружки. Это элементы условно-графи­ческой наглядности. Сюда относятся таблицы, диаграммы, графи­ки, логические схемы. Схемы представляют собой чертеж, отра­жающий существенные признаки, связи и отношения историче­ских явлений. Они используются для наглядного сравнения изу­чаемых явлений, показа тенденции их развития, а также для обоб­щения и систематизации исторических знаний. Схемы позволяют дать наглядное изображение обобщенных представлений, помогаю­щих ученикам усвоить существенные признаки исторических по­нятий. Объясняя материал, учитель последовательно записывает на доске содержание звеньев и обозначает связи между ними. Постепенность воссоздания схем облегчает их понимание. При помощи схемы учитель показывает цепь своих рассуждений, на­пример об арабских завоеваниях (197).


Арабские завоевания

В младших классах возможно применение самодельных аппли­каций, а также различных значков. Некоторые из них были разрабо­таны Г.Г. Герасимовой.

Примеры самодельных аппликаций

Наряду с логическими схемами на уроках применяются диа­граммы. Если на диаграммах представлены однородные данные одновременного действия, то они легко сопоставляются и анали-


зируются, устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют проследить динамику и тенденции развития.

IV-VII1906 г.

I ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

II - VI1906 г.

 



IV ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА 1912 г.-X 1917 г.

Эсеры


III ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА XI 1907 г. - VI1912 г.

Социал-демократы и трудовики

о

Кадеты Правые и октябристы

 


Состав Государственной Думы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...