Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы преодоления защитных механизмов




Защитный механизм Способ преодоления
1. Идентификация 1. Протест, сопротивление против подавляющих авторитетов и норм.
2. Вытеснение 2. Бдительность, осознание
3. Проекция 3. Самокритика
4. Образование симптомов 4. Исследование причин, внешняя активность, самозащита, здоровая агрессивность
5. Перенос 5. Сохранение (но не фиксация) первичной роли
6. Сублимация 6. Раскрепощение сексуальности, раскрепощение поддерживающей жизнь агрессивности (самозащита)
7. Образование реакций 7. Честность и выражение правдивых чувств и мыслей
8. Уход 8. Принятие реальности, активное вступление в контакт
9. Рационализация 9. Признание истинных мнений, желаний и чувств; интуиция, медитация
10. Оглушение 10. Бдительность, открытый анализ болезней и фрустраций
Окончание табл. 14
11. Экранирование 11. Работа с причинами. Приведение симптомов к их причинам
12. Объяснение бессилием 12. Доверие к своей собственной силе, надежды
13. Играние ролей 13. Освобождение от ролевых клише, мужество быть разрушителем игры
14. Скрывание чувств 14. Эмоционализация

 

Описанные технологии используются для защиты собственного Я от трудностей и конфликтов, страха и проблем. Благодаря подобной защите уменьшается страх, однако при этом имеется опасность, что эти технологии потребуются снова и снова, но в еще большем объеме, давая временный эффект и не решая проблем человека.

 

 

Вопросы для повторения и обсуждения

 

1. Зачем нужна психологическая защита в процессе управленческой деятельности?

2. Основные виды психологической защиты.

3. Зачем люди прибегают к психологической защите?

4. Основные способы преодоления психологической защиты.

 


ЭффективностЬ использования технологий

МЕНЕДЖМЕНТА

Под эффективностью применения технологий менеджмента понимается степень достижения поставленных целей, соотношение полученных результатов с планировавшимися, а также масштаб позитивных изменений каких-либо параметров в организации относительно их исходного состояния [27].

При определении эффективности применения технологий менеджмента необходимо иметь в виду, что эта характеристика может иметь разное значение для различных категорий участников управленческого процесса (менеджеров, специалистов, консультантов, преподавателей), поскольку у этих трех групп помимо некоторых совпадающих, общих целей, могут быть и цели специфические. Эти цели обычно определяются преимущественной ориентацией на решение конкретных профессиональных целей, задач, заданий и проблем.

С помощью технологий менеджмента решаются задачи различных классов. Так, типовые задачи деятельности можно отнести к классу организационных (финансовых, производственных, инновационных и т.д.), на решение которых и ориентированы, в основном, управленцы. Групповые задачи относятся к поведенческому или персональному менеджменту и являются, в основном, социальными или социально-психологическими. А профессиональные задачи специалистов – к классу личностных или предметных (возможно также социальных и психологических).

Преподаватели всегда заинтересованы, помимо интереса к задачам управленцев и специалистов, в развитии технологий менеджмента как эффективных средств учебного процесса. Однако при этом появляются методологические, но чаще всего методические задачи. В конечном счете в ходе учебного процесса все участники расширяют исходное поле деятельности, выявляя, рассматривая и разрешая проблемы четырех классов.

Необходимо также отметить, что результаты освоения технологий менеджмента могут быть как непосредственными, так и перспективными.

Непосредственные результаты – это идеи и решения, найденные в ходе применения средств мышления, деятельности и коммуникаций; улучшение сплоченности и мобильности; освоение нового информационного или знаниевого поля с приобретением способностей решать профессиональные задачи, умением решать проблемы, пониманием своего места в их решении и другие.

К перспективным результатам можно отнести внедрение найденных решений, использование новых методов деятельности в своей организации, развитие новых направлений деятельности специалистов, т.е. то, что проявится в течение некоторого периода времени уже после освоения. Эти результаты фиксировать намного труднее.

Прототипом данной методики является методика определения инновационной игры [32]. Основным содержанием настоящей методики являются процедуры определения эффективности использования технологий менеджмента по избранным параметрам. Общая логика методического процесса состоит в следующем:

фиксация исходного состояния ситуации, проблемы, а также затрат на обучение, освоение и применение;

фиксация целевых, планируемых результатов по видам;

фиксация реальных результатов по видам и ожидаемой экономии от использования технологий менеджмента;

соотнесение затрат на использование технологий менеджмента и ожидаемой экономической эффективности при решении профессиональных задач;

соотнесение реальных и планируемых результатов;

оценка на этой основе весомости реальных результатов по
видам.

Определение эффективности работы с людьми всегда представляло большую сложность. Поэтому акцент в данной методике делается на использование, в основном, оценок качественных, субъективных и экспертных.

Методика определения эффективности использования технологии менеджмента может быть использована в следующем качестве:

как средство качественного и быстрого решения профессиональных и предметных задач,

как вспомогательный материал при обсуждении процесса использования технологии менеджмента или принятия решения ее применения;

как средство оценки эффективности учебного процесса;

как инструмент обратной связи с управленцами и специа-листами.

Итогом использования технологий менеджмента может быть получение содержательных, социальных, психологических, педагогических и методологических результатов. Рассмотрим типовые показатели этих результатов.

Содержательные результаты могут быть следующие:

понимание сущности возникшей проблемы или ситуации, четкое определение понятийного аппарата: умение дать правильную оценку происходящему, сделать правильные выводы и предложить пути выхода из сложившейся ситуации; способность уяснить самое главное, дать по возможности исчерпывающий (точный) ответ по вопросам данной проблемы и использовать накопленный опыт при анализе других аналогичных проблем. В области понятийного аппарата: определение основных концепций, понятий и характеристик; умение оперировать данными понятиями и анализировать их (прил. 61, 1.1);

освоение методов представления существующей и желаемой ситуации: использование приемов анализа, оценки; способность выявить положительные и отрицательные стороны существующей ситуации; умение убедить в необходимости преобразования, его преимуществах (прил. 61, 1.2);

проблематизация имеющихся затруднений: умение дать ответ на вопрос – в чем заключается сущность проблемы, определить ее границы с целью облегчения работы над ее исследованием и поиском ее решения; предложение возможных вариантов решения (прил. 61, 1.3);

перевод существующей проблемы в плоскость известных предметных или профессиональных задач: умение конкретизировать проблему, ставить определенные цели в ее решении; перевод проблемы в ту плоскость, где ее решение будет облегчено (прил. 61, 1.4);

формулирование или идентификация существующих проблем (задач): использование четких характеристик, формулировок, понятий, ясное изложение сути задачи; определение основных средств и способов ее решения; понимание основных причин возникновения данной проблемы (прил. 61, 1.5);

умение находить альтернативы и сравнивать их между собой, осуществление выбора критериев отбора альтернатив: четкое понимание желаемого результата, предложение как можно большего количества наиболее приемлемых путей (альтернатив) его достижения; выбор и анализ наиболее важных параметров этих альтернатив, сравнение их по этим параметрам между собой; способность выбрать критерий, который был бы наиболее важен при достижении результата, умение правильно его сформулировать; в конечном итоге выбор наиболее предпочтительного пути достижения результата (прил. 61, 1.6);

освоение методов разработки программ, планов, проектов реализации проблем (задач): формулировка общих и конкретных целей, определение путей и средств их достижения; контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими; способность анализировать полученную информацию и использовать ее в дальнейших аналогичных разработках (прил. 61, 1.7).

Социальные результаты могут выглядеть следующим образом:

освоение средств организации коллективной мыследеятельности: организация дискуссий, споров, дебатов; стимулирование к выдвижению новых идей, к объективным рассуждениям; способность концентрировать мыследеятельность вокруг сути проблемы с целью скорейшего достижения желаемых результатов (прил. 61, 2.1);

формирование мотивации к эффективному участию каждого человека в групповой работе: способность по возможности проанализировать потребность каждого участника; умение доказать важность достижения конечной цели для каждого; использование различных средств стимулирования (прил. 61, 2.2);

умение управлять конфликтом, стрессом, умение определять и выдвигать лидеров: понимание причин, сути возникшего конфликта, стрессовой ситуации; применение адекватных мер воздействия к виновникам возникновения нарушений; умение вести анализ и оценить позиции всех конфликтующих сторон и выработать компромиссное решение; способность оценить профессиональные, личностные, деловые качества потенциального лидера, показать все преимущества предлагаемого выбора (прил. 61, 2.3).

Некоторые психологические результаты представлены ниже:

понимание состояния людей в процессе профессиональной деятельности: понимание трудностей, с которыми сталкиваются люди, степень их заинтересованности в своей деятельности; умение правильно оценить их способности, склонности, и а также видеть то, что может являться негативным фактором в их профессиональной деятельности (прил. 61, 3.1);

освоение средств эффективного воздействия и влияния на людей: умение правильно оценить потребности и желания людей; освоение методов мотивации, стимулирования, нахождение индивидуального подхода к людям; способность воздействовать на людей с помощью авторитета лидера (прил. 61, 3.2).

Педагогические результаты могут быть следующие:

осмысление возможностей решать собственные проблемы: способность оценить склонность к каким-то определенным путям выхода из сложившейся ситуации, осмысление трудностей в решении проблемы (прил. 61, 4.1);

освоение средств организации мышления и деятельности людей для решения проблем (прил. 61, 4.2);

освоение средств организации коллективной мыследеятельности (прил. 61, 4.3);

повышение восприимчивости к инновациям: осознание потребности в введении инноваций; умение быстро и квалифицированно их внедрять; способность быстро перестраиваться в связи с внедрением инноваций (прил. 61, 4.4);

разрушение стереотипов мышления, осмысление средств видения себя, других, окружающей действительности: способность прислушиваться к мнению и правильно оценивать позиции других, иметь объективный взгляд на себя, на других, на окружающую действительность и, опираясь на это, выстраивать свою позицию (прил. 61, 4.5).

Некоторые методологические результаты:

приобретение способности ориентироваться в поле имеющихся средств мышления, деятельности и коммуникаций и умение их применять в своей профессиональной деятельности (прил. 61, 5.1);

приобретение способности “модифицировать” имеющиеся методологические средства и (или) создавать новые подобные средства (прил. 61, 5.2);

освоение способности обучать применению методологических средств других людей (прил. 61, 5.3).

Следует отметить, что регистрация указанных результатов может представлять значительные сложности, так как иногда их непросто отделить друг от друга, а тем более зафиксировать. Однако этим непростым делом следует заниматься для понимания, какая технология менеджмента дает соответствующие результаты. Это может помочь в стремлении освоить как можно больше технологий менеджмента и четко представлять как и когда их следует применять.

Главная цель этих процедур – определить качественные и количественные показатели использования технологий менеджмента вообще, а особенно при решении профессиональных управленческих задач.

Задачи – технологии. Назначение – определение эффективности технологий менеджмента с точки зрения влияния их использования на решение профессиональных задач:

заполнение карточки консультантом и менеджером (специалистом) перед использованием технологии менеджмента (прил. 60);

заполнение анкет консультантом и менеджером (специалистом) после использования технологии менеджмента (прил. 60);

определение на основе веса организационных задач и качества применяемых технологий менеджмента в баллах средневзвешенного показателя качества решения профессиональных задач;

заполнение дополнительной карточки в случае возникновения в ходе применения управленческой технологии новых, значимых для менеджера профессиональных задач.

Экономическая эффективность. Экономические результаты использования технологий менеджментаопределяются следующими операциями:

расчет финансовых затрат на использование технологии менеджмента при решении профессиональной задачи (заработная плата специалистов, оплата технических средств, стоимость материалов, оплата консультантов и технических работников);

выделение весомых задач, решаемых в организации при использовании технологии менеджмента и подсчет ожидаемой от их внедрения экономии;

подсчет после реализации профессиональных задач реальной экономии;

вычет из ожидаемой и реальной экономии затрат на реализацию технологии. Полученную сумму считать показателем экономической эффективности.

Примечание. Для оценки ожидаемой и реальной экономии от реализации выполненных задач при использовании технологии менеджмента целесообразно пользоваться экспертным методом.

Динамика интеллектуального потенциала. Назначение процедуры – приобретение способности качественно решать профессиональные задачи. Основные операции процедуры следующие:

предложение менеджерам ежедневно в конце работы фиксировать качество решения одной профессиональной основной задачи или деловой ситуации;

определение по окончании работы у каких управленцев число и качество решенных профессиональных задач и их новизна наращивались;

определение того, в какой мере возрастает по дням согласованность решенных задач в подразделениях и среди всех менеджеров организации;

определение, насколько отстоят количество и качество решенных задач последнего дня экспертизы от этих же показателей пер-вого.

Повышение компетенции, рост качества, новизны, согласованности решений и их дистанция от первоначальных вариантов как показатель эффективности работы.

Субъективные оценки. Назначение – определение эффективности применения технологий менеджмента по субъективным оценкам самих менеджеров. Основные операции следующие:

сбор менеджеров для проведения установки;

обучение менеджеров новой технологии менеджмента;

предложение до начала использования технологии всем будущим участникам эксперимента заполнить Анкету 1 (прил. 60);

предложение через месяц использования технологии менеджмента всем участникам заполнить Анкету 2 (прил. 60);

качественный и количественный анализ ответов;

обработка результатов;

доведение этих результатов до сведения всех менеджеров и руководства.

Развитие менеджеров. Назначение – определение эффективности применения технологии менеджмента. Основные операции:

предложение ежедневно после рабочего дня менеджерам сделать рефлексивный анализ того, что происходило в течение дня. Примеры вопросов для рефлексивного анализа:

что нового и полезного дал лично мне сегодняшний день?

как сегодня работало подразделение в целом?

что изменилось в представлениях о ситуации, проблеме, практических возможностях что-то изменить?

что мне сегодня больше всего не понравилось?

как я себя сейчас чувствую?

определение в конце работы менеджеров у кого имела место динамика представлений, рост нового и полезного, снижение неудовлетворенности;

определение по ответам на второй вопрос, как работало подразделение в позитивном направлении, возможности дать синергетический эффект.

Развитие технологии менеджмента. Назначение – определение эффективности применения технологии с точки зрения ее развития. Основные операции следующие:

проведение консультантами ежедневно совместной рефлексии реализации какой-либо технологии менеджмента (например, ведения переговоров), фиксируя новые идеи, приемы и формы работы, развивающие технологию;

сбор в конце работывсех новых идей, относящихся к технологии менеджмента как к методу деятельности, классификация их, оценка с точки зрения значимости для других технологий менеджмента;

квалификация количества и качества новых идей, возникших при использовании технологий менеджмента, как показатель ее эффективности.

Количество и содержание процедур, позволяющих исследовать и оценить эффективность применения технологий менеджмента, не исчерпывается приведенными выше процедурами.

Основная цель методики в данном случае – оценить, использование каких технологий менеджмента дает наибольшие результаты.

Суть методики заключается в следующем: в группу вносится предложение заполнить карточки оценки получения возможных
результатов после использования технологий менеджмента. Каждому участнику предоставляется возможность проставить наиболее приемлемые (на его взгляд) оценки результатов, использования технологий менеджмента (оценивание производится по 10-балльной шкале).

Консультант вносит пояснения по заполнению: дает краткую характеристику технологий менеджмента, подлежащих оцениванию, если отсутствует глоссарий, и групп возможных результатов. На заполнение экспертного листа отводится около 1,5 часа. По окончании работы подсчитываются средние оценки по листам всех участников и делаются соответствующие выводы. В частности, может потребоваться проведение курсов (тренинга) для повышения качества использования или освоения новых технологий менеджмента.

В результате проведенных исследований были апробированы вышеуказанные методики. Образец карточки оценки, подлежащей заполнению каждым участником эксперимента, представлен в
табл. 15.

По результатам заполнения анкет менеджерами была составлена табл. 16. В ней отражены только количественные оценки.

Отметим, что данный эксперимент дает возможность более глубокого освоения технологий менеджмента, возможностей и способов их применения. Для оценки результатов использования технологий менеджмента также была проведена экспертиза на основе Президентской программы. Итоговые результаты оценки группой экспертов представлены в прил. 61.

Как отмечалось ранее, данная методика позволяет оценить результаты использования технологии и определить значимость применения конкретных технологий менеджмента для получения результатов. Как видно из прил. 61, такие сложные технологии как, например, технология проведения дискуссии и групповой работы дают наибольшие результаты по всем показателям.

 

Таблица 15

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...