Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировоззрение — ядро духовной жизни




В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, кото­рые, как правило, выработаны многовековым опытом чело­вечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры. Нравственные были рассмотрены выше. Ниже речь пойдет о мировоззренческих.

В кратком, наиболее распространенном понимании миро­воззрение — это совокупность взглядов человека на мир, ко­торый его окружает. Более развернутое определение харак­теризует мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к ок ружающему миру, его месту в нем и выступающих в каче­стве ориентиров и регуляторов поведения личности.

Иногда в литературе встречаются термины, близкие термину «мировоззрение», — «миропонимание», «миросо­зерцание». Они означают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятель­ностью человека: его ощущения, созерцание, понимание, воззрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духов­ного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружа­ющим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение —это целостное представ­ление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной груп­пы, общества.

От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде все­го отметим, что оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои про­блемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценно­сти.

Классификация типов мировоззрения может быть раз­личной. Так, в истории философии прослеживается несколь­ко подходов к выработке мировоззренческих установок. Од-


ни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропо­центризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоз­зрение делят на прогрессивное и реакционное.

Но более всего распространена следующая классифика­ция типов мировоззрения.

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение форми­руется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содер­жанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо че­ловек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает жи­тейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опи­рается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.

Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой ко­торого являются религиозные учения, содержащиеся в та­ких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина ми­ра, учение о предназначении человека, нравственные запо­веди, направленные на воспитание у него определенного об­раза жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с ду­ховными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

Слабая сторона религиозного мировоззрения — прояв­ляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных ус­ловиях, представляет фундаментализм — религиозный экс­тремизм, фанатизм. Об опасности фанатизма, «перенесения религиозной веры на другие сферы», предупреждали рус­ские религиозные мыслители. Н. А. Бердяев писал: «Фана­тика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состоя­ния; он перестает внутренне владеть собой». Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание


ic достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Прав­да, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.

Но научное мировоззрение также имеет достоинства и не­достатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социаль­ной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заня­ло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоя­щего и будущего. Разработка данной триады — задача не­исчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать ми­ровоззрение.

Поворот науки к проблеме человека может стать решаю­щим облагораживающим фактором для всех типов мировоз­зрения, главной общей чертой которых станет гуманистиче­ская направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориен­тации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защи­щает достоинства человека, его созидательный труд и бла­госостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловече­ских, входят и ценности общенациональные (применитель­но к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие об­разования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, не­прикосновенность жилища и т. д.

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности лю­дей?

Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и це­ли для всей его практической и теоретической деятельнос­ти. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую серд­цевину позволяет людям понять, как лучше достичь


намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, кото­рый освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в тем­ноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззре­нии ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достиже­нии им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

В научных трудах отмечается, что через всю историю фи­лософии проходит мысль о трех основных аспектах духов­ной жизни человека. Немецкий философ Л. Фейербах на­звал их сердцем, разумом и волей. В мировоззрении личности ценности выражают «линию сердца», знания — «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реаль­ным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки — состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный русский ученый В. Н. Сагатовс-кий, обращаясь к студентам, пишет: «Ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое — в лучшем случае умственная иг­ра или приятные мечтания, а в худшем — мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом».

В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосред­ственно влияет на поведение в реальных жизненных си­туациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «...чувство ответственности не присуще унылой посредственности».

МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА

Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмот­рения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относитель­но новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его оп­ределение. Происходит оно от французского слова, соответ­ствующего русским словам «склад ума», «умонастроение». Специалисты говорят, что точного, однозначного перевода


этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточ­но широко. Так, например, говорят о менталитете конкрет­ного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто сово­купность знаний, которыми он обладает. Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания интеллект. Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многооб­разие окружающего мира и осознание человекам своего места в этом мире. Менталитет — это специфический пси­хологический склад, возникший на базе культуры, общест­венного и личного опыта, который проецируется на прак­тическую деятельность. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, свое­го рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкрет­ным практическим делам.

Считается, что в силу индивидуального процесса форми­рования духовного мира человека и неповторимости челове­ческой личности менталитет — явление в основном лично­стное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученых, воен­ных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практи­ческой деятельности, социального статуса, некоторой общ­ности жизненного пути имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в ли­тературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенден­ция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель рус­ского народа обладает этими качествами, но сложилось мне­ние, что названные черты являются типичными для рус­ского народа. Современная этнология стремится найти пси­хологические черты, черты менталитета разных этнических общностей.

НИ Основные понятия: духовность, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение, менталитет.

Проверьте себя

1) Что такое духовная жизнь общества? 2) В чем состо­ит сущность внутреннего (духовного) мира человека? 3) Каковы сущность и значение патриотизма и гражданст­венности, что в них общего? 4) В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «миро­воззрение», в чем их различие? 5) Какие типы мировоззре­ния выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?


6) В чем состоит роль мировоззрения в деятельности чело­века? Как воля способствует практической реализации ми­ровоззренческих взглядов? 7) Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социу­ма?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между
духовной жизнью общества и внутренним миром индивида?

2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и ес­
тественно-научного цикла, опираясь на личный опыт, оха­
рактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и
деятельности людей, в отношениях между народами.

3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи
гражданственности с правовым государством и гражданским
обществом.

4. Сопоставьте изложенный в учебнике материал о сущ­
ности мировоззрения и сущности менталитета, их влиянии
на жизнь людей. Есть ли общее в мировоззрении и в мен­
талитете? Если да, то в чем оно заключается?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875—1965).

...Для общества, как и для индивида, жизнь без миро­воззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, что­бы быть культуротворческим мировоззрением?

Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.

Только то, что рождено мышлением и обращено к мыш­лению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естествен­но передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способнос­ти человека...

Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения мог­ли найти в нем свое обоснование?

Оптимистическим и этичным.

Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жиз­ни порождает стремление относиться к бытию с максималь­ной бережностью, на какую мы только способны. Упомяну-


тое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, об­щества, народов и человечества, — такую деятельность, ре­зультатом которой являются внешние достижения культу­ры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.

Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...

По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверж­дающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенст­вование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 75—76.

(И!!! Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете выраже­ние «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушени­ем высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти сло­ва? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно мо­жет стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистичес­ким и нравственно направленным?

Мораль и нравственность

Вспомните:

какое место занимает мораль в системе социальных норм и ценностей? Чем отличается моральное регулиро­вание от правового? Можно ли считать личностью чело­века с низким уровнем нравственной культуры?

Целостное теоретическое рассмотрение нравственной жизни общества в системе ее разнообразных проявлений ис­следует специализированная философская наука — этика. Этика имеет долгую историю развития, уходящую корнями в древнегреческую философию и философию Древней Индии и Китая. Именно философское измерение раскрывало обще­ственно значимый смысл нравственных и безнравственных Поступков человека. Благодаря философии была выявлена обусловленность нравственного сознания и деятельности со­циальными условиями жизни человека. В то же время эти-


ка исследовала структуры и механизмы подготовки и принятия нравственных решений конкретными личностями. Она раскрыла влияние на уровень, характер и направлен­ность этих решений самосознания личности.

В этике выделены типологические модели нравственной ориентации личности, воплощенные в поведении и дея­тельности персоналий как далекого прошлого, так и совре­менности. Обратимся к основному предмету этики — мора­ли людей.

МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Мораль теснейшим образом связана с проблемой челове­ка и его сущности. Напомним, что мораль исторически является первой формой общественного сознания, благодаря которой первобытное человеческое общество стало принци­пиально отличаться от животного стада. Утрата морали оз­начает превращение человека в человекоподобное существо. Именно это имел в виду французский философ Э. Мунье (19051950), говоря, что неандертальский человек еще си­дит в каждом из нас и для его проявления достаточно «снять культурные одежды».

Все известные формы организации человеческого общест­ва (род, племя, этнос, нация, государство), как правило, достаточно бережно относятся к морали, рассматривая ее в качестве важнейшего структурного элемента духовной сфе­ры, обеспечивающего социальную стабильность, сплочен­ность и устойчивость.

В истории общественной жизни можно найти немало пе­риодов, отмеченных кризисными явлениями в духовно-нрав­ственной сфере того или иного общества или отдельных со­циальных групп, включая и молодежь. Ярким примером является римское общество периода крушения империи. Как ответ на падение нравов явилось писаное римское пра­во и рост количества христианских общин, проповедовав­ших аскетический образ жизни в противовес гедонистичес­кой (от греч. hedone — удовольствие) морали римской элиты с ее культом наслаждений.

Сложные нравственные коллизии испытывала россий­ская молодежь после революции 1917 г., когда происходи­ла резкая ломка традиционных форм общественной жизни и социальных связей. Особенно остро переживался период НЭПа, когда аскетическая мораль революционной молодежи неожиданно столкнулась с мещанской моралью и ее прин­ципом «здесь и сейчас».

Реакцией на удручающее состояние общественных нравов в современной России является возвращение к исконным христианским ценностям, рост новых многочисленных рели-


гиозных объединений с их весьма жесткими требованиями в сфере бытовой морали, попытки общественных организа­ций и государственных структур разработать нравственные кодексы для сфер государственного управления и предпри­нимательской деятельности, обращение к судебно-правовым средствам регулирования общественного поведения. В пре­дыдущих разделах подробно рассматривалась проблема соот­ношения морали и права. Напомним, что мораль — это совокупность одобренных общественным мнением норм, оп­ределяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

Современный человек включен в бесконечное множество контактов. Поведение и образ мышления людей часто не­предсказуемы, спонтанны (т. е. самопроизвольны). Разные люди и даже один и тот же человек в разное время могут совершать в схожих ситуациях различные, а порой прямо противоположные поступки. Однако это не мешает людям договариваться, совместно решать общие проблемы, согласо­ванно трудиться, создавая все многообразие и богатство ци­вилизации, любить друг друга, воспитывать своих детей, из которых в дальнейшем вырастают люди, способные к актив­ной деятельности и творчеству. И в этом безусловная заслу­га моральных ценностей, выполняющих для каждого чело­века роль путеводителя по жизни.

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокуп­ности образуют нравственное сознание. Оно является отра­жением в сознании людей отношения к нравственным нор­мам в предельно широком спектре позиций: от страстного утверждения этих норм и словом, и делом до негативного и даже нигилистического их восприятия и поведения, соот­ветствующего отрицательному отношению к нравственным нормам.

В морали существуют познавательный, оценочный и ре­гулятивный аспекты, взаимодействующие друг с другом. Все они непосредственно отражаются в индивидуальном со­знании человека, в котором представлены нормы, принятые общественным мнением. Эти нормы многообразны и отлича­ются друг от друга заметными расхождениями в масштабах применения. Одно дело, например, любовь к Родине как нравственное требование и норма и совсем иное — аккурат­ность (правильность) повседневного поведения или добросо­вестное отношение к выполнению конкретной трудовой задачи. Существуют различия и в уровнях одобрения моральных норм. Часть из них поддерживается на уровне микроколлектива (малой группы, узкого круга друзей), дру­гие имеют более широкие источники поддержки: кланово-этнические, национальные, классовые и общесоциумные.


Нормы функционируют на основе принципов морали, представляющих собой предельно широкие требования к по­ведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, ин­дивидуализм и др.).

Моральные нормы выполняют следующие функции: под­держивают устойчивость общества и основных групп, входящих в него (семейных, этнонациональных, классовых и т. д.); регулируют и координируют деятельность людей в разных общественных сферах; рекомендуют индивиду опти­мальные формы деятельности и приемы для разрешения нравственных проблем, встающих перед ним.

Соответственно в морали присутствует по крайней мере двоякая оценка различных жизненных ситуаций: с точки зрения задач и требований общества, выраженных в господ­ствующем общественном мнении, и с точки зрения интере­сов индивида. Вполне возможно проявление в этих требова­ниях также интересов тех или иных социальных групп, противопоставляющих себя сложившемуся общественному строю, его укладам и требованиям (революционных, консер­вативных, уголовных, потребительских и др.).

Мораль эффективна лишь тогда, когда ее нормы внедре­ны в индивидуальное сознание (средствами образовательно-воспитательной системы, СМИ и др.) и находят в нем живой отклик. Этому способствуют многообразные мораль­ные представления, моральные переживания, солидарность и сотрудничество людей в совместной деятельности.

Нравственность — степень усвоения личностью мораль­ных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в чело­веке. Нравственность — это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими в жизни.

Однако процесс усвоения человеком норм общественной морали был и остается отнюдь не беспроблемным и самопро­извольным. На протяжении истории человечества выработа­но немало способов, которыми церковная и светская власть пыталась контролировать общественные нравы (нередко прибегая и к репрессивным мерам), а также реформировать их в соответствии с определенным стандартом.

Особенно много попыток регламентировать определенный стандарт общественных нравов было предпринято в эпоху Реформации, когда «индивидуальная нравственность стала предметом общественной политики, а безнравственное — стало уголовным» (Дж. Харрингтон). Так, в истории хрис­тианской церкви довольно долго практиковалась публичная исповедь верующих. Информация, содержащаяся в ней, не-


редко использовалась для сведения политических счетов и получения преимуществ в политической борьбе. Лишь после Тридентского собора (1545—1563 гг.), осудившего подобную практику, церковная исповедь стала носить тайный харак­тер. Спектр поступков, совершенных словом и делом и под­лежащих исповеди, охватывал семейную, профессиональ­ную, социальную, собственно религиозную сферы и касался также «прегрешений», совершенных «мыслью». Такая испо­ведь была жестоким «испытанием совести» верующего и требовала мобилизации всех его духовных сил.

Итогом позитивного закрепления моральных норм в ин­дивидуальном сознании становятся моральные убеждения как принятые личностью моральные принципы, ставшие правилом ее практического поведения.

Одним из порождений моральных убеждений выступает моральный автоматизм, когда поле человеческих действий заранее ограничено сферой морально допустимых поступков и соответственно другие варианты поступков просто не вос­принимаются личностью. В итоге она обречена непрерывно решать практические, а не моральные проблемы, всегда предполагающие свободный выбор.

Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий.

Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ

Древнейшими моральными категориями являются добро и зло. Эти категории возникли в период раннего матриарха­та и первоначально обозначали внешние силы, благо­приятные либо враждебные человеку. Содержание этих ка­тегорий заметно меняется от эпохи к эпохе (например, оценка убийства в разные исторические эпохи — от древно­сти до современности — или отношение к ростовщичеству в Средние века и последующие периоды истории).

В целом в противопоставлении добра и зла осуще­ствляется оценка поступков, содействующих либо препят­ствующих укреплению позиций общественных групп, разви­тию либо застою (регрессу) общества.

Другой моральной категорией является категория долга. В ней на уровне общественного мнения (сознания) представ­лена совокупность обязанностей человека перед обществом, а на уровне индивидуального сознания — понимание лично­стью этих обязанностей и принятие их ею. Требование дол­га является моральной основой социальной дисциплины.


Важной моральной категорией является совесть, отража­ющая способность личности к эмоциональной оценке совер­шенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с иде­ей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании. Не случайно Гитлер говорил о «химере совести», утверждая, что «совесть, как и образова­ние, портит людей»: манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести. Деградация лично­сти всегда начиналась с проявления бессовестности.

Совесть ограждает общество и людей от нежелательных поступков, пробуждая в них тягостное состояние, называе­мое голосом или угрызениями совести. Масштабы оценки поступков сквозь призму совести зависят от степени социа-лизированности личности и связанной с нею нравственной чуткости.

Категории чести и достоинства личности отражают при­знание ценности личности на основе наличия у нее некото­рых обязательных черт: благородства, готовности к самоот­верженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой. Названные категории способст­вуют утверждению представлений об этих важных чертах и тем самым дают определенный ракурс идеальной личности. контролируя развитие личностей реальных.

Честь и достоинство предполагают фиксацию некоторых неотъемлемых черт — прав личности, посягательство на ко­торые служит основанием и оправдывает моральное сопро тивление. Несомненно, что набор неотъемлемых качеств различных классов, сословий и других групп и сама идея чести как способ отнесения к той или иной группе имеют конкретные исторические истоки, например дворянская честь.

Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами. История знает самые различные трактовки счастья. Так, гедонистическая этика усматривает счастье в наслаждениях, религиозная — в стра­дании, потребительская — в деньгах и вещах. Если исхо­дить из того, что человек — творческое социальное сущест­во, то есть все основания полагать, что счастье состоит в творческом развитии личности, содержательном труде и полноценном человеческом общении. Понятно, что достиже­ние этого состояния обеспечивает непрерывный процесс жизнедеятельности; его остановка по тем или иным причи­нам немедленно создает ощущение дискомфорта.

Наконец, моральный идеал — это представление о со­вершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.


Моральный идеал задает цели нравственному развитию. В этом качестве он отражает, прежде всего, несовершенство реальной моральной практики и выступает важнейшим фактором развития морали и целостного осуществления ее норм и требований в жизни и поведении личности. Весьма примечательно, что в моральной философии Конфуция (ок. 551—479 гг. до н. э.) познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Поэтому, по мысли фило­софа, нельзя ответить на вопрос: «Что такое человек?», не отвечая на вопрос: «Каким он должен быть?»

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

В повседневной жизни реализация нравственных норм и требований, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низ­кой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведе­ния. Это приводит к тому, что возникает столкновение и противостояние жизненных позиций и их отражений в ре­альной практике нравственной жизни. Эгоистические груп­повые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть с горизон­та общесоциумные задачи и интересы. Люди довольно час­то клянутся ими, но действуют по своим специализирован­ным индивидуальным и групповым программам.

Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсут­ствии у нее собственного нравственного переживания обще-социумных нравственных требований и норм, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других лю­дей и целых социальных групп (в этике такое явление на­зывается параличом эмпатии, т. е. сопереживания). Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобре­тают у него демонстративный и приспособленческий харак­тер (социальная мимикрия) и не затрагивают действитель­ного содержания его внутреннего мира, часто ограниченного примитивными устремлениями и превратным восприятием сути общественной жизни.

Огромную роль в развитии нравственной культуры лич­ности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кру­гозором непосредственного и практически необходимого. Мир художественной литературы и художественной культу­ры в целом раздвигает горизонты личности и открывает ей многие из тех насущных связей и взаимозависимостей


мироздания, которые закрыты для повседневного опыта про­фессиональной специализации, ограничений социального статуса и т. д. Нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей ми­рового культурного опыта.

ЯМ Основные понятия: нравственная культура, мораль, нрав­ственность, этика, добро и зло, долг, совесть, честь и досто­инство личности, моральный идеал.

яны: этические категории, моральное сопротивление.

Проверьте себя

1) В чем состоит отличие принципов морали от мораль­ных норм? 2) Как вы понимаете смысл моральных принци­пов личности? 3) Чем мораль отличается от нравственнос­ти? 4) Какие вопросы решает этика? 5) Каковы причины изменения содержания нравственных категорий в общест­венном развитии? 6) Что такое нравственная культура лич­ности? Чем она отличается от общей культуры?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Давно уже замечено, что далеко не всегда люди оце­
нивают содержание того или иного художественного произ­
ведения (оперы, песни, пьесы, кинофильма и т. д.) с точки
зрения морали. Так, в опере «Кармен» мы не удивляемся,
что главная героиня любит человека сомнительных занятий;
в фильме «Крестный отец» имеем дело с явной героизацией
главарей преступного клана; многие вполне добропорядоч­
ные люди с восторгом поют «Мурку» и т. д. Чем, по ваше­
му мнению, объясняется феномен отступления морали перед
искусством? Не идет ли человек в этих случаях на сговор
со своей совестью?

2. Используя справочную литературу, объясните отличие
индивидуализма от эгоизма.

3. Выскажите свое отношение к практике защиты чести
и достоинства личности в суде. Почему компенсация причи­
ненного морального ущерба имеет, как правило, денежное
выражение?

4. Известный английский философ Гоббс (1588—1679) в
своей книге «Левиафан» особо подчеркнул эгоистическую
природу человека, которая, по его мнению, в условиях
цивилизации лишь углубляется и усложняется. Сотрудниче­
ство людей друг с другом он рассматривал преимущественно
с точки зрения своекорыстия, выгоды. В свете этой позиции
весьма странным представляется случай, когда философ по­
дал нищему милостыню и объяснил свой поступок тем, что,
дескать, милостыня не только облегчает участь нищего, но
и уменьшает его собственные муки, причиняемые ему видом


нищего. Как вы полагаете, действительно ли объяснение Гоббса принижает его альтруистический поступок до эгои­стического? Или здесь мы имеем дело с чем-то другим?

Поработайте с источником

Прочтите отр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...