Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Споры о сущности искусства




Многие века теоретики культуры пытаются выработать понимание сущности искусства.

С Античности до наших дней прослеживается понимание искусства как подражания, отражения природы. Его сторон­ники рассматривают искусство в связи с познанием, зачас­тую представляя эстетическую деятельность как низшее звено познавательной деятельности человека. Так, для фи­лософа Платона искусство — это подражание миру чувст­венных предметов, каждый из которых представляет со­бой копию идеи, т. е. художник, по сути, создает копию копии — «тени теней». Аристотель также основывал искус­ство на подражательной способности, по полагал, что под­ражание — познавательная способность. Аристотель ввел понятие катарсиса — очищения человеческой души от низ­менных страстей посредством созерцания. Искусству, по мысли античных авторов, непременно присущ элемент удо­вольствия. Основная же его задача — воспитание ума: «Как учитель детей наставляет на ум, так людей уже взрослых — поэты».

Отношение к искусству как подражанию природе свойст­венно и эпохе Возрождения. Отражение природы и величай­шего ее творения — человека — основная задача искусства. Достижение идеального внешнего правдоподобия обеспечи­валось точными знаниями анатомии, математики. С другой стороны, возрожденческий гуманизм — это утверждение безграничности творческого потенциала человека.

В эпоху классицизма на первый план выдвигается не на­туралистическое воспроизведение природы и человека, но отражение человеческих типов. Особенно актуальной становится воспитательная составляющая искусства. В век Просвещения и позднее сторонники концепции отражения Рассматривают искусство как своеобразную «школу нравст­венности». Художник обладает более тонким, нежели обыч-


ный человек, восприятием действительности, поэтому он способен увидеть и достоверно отобразить реальность. Бес­пристрастное отражение жизни несет в себе огромный вос­питательный потенциал, оно может выступить и в качестве приговора определенным социальным реалиям.

Таким образом, даже в рамках концепции отражения (подражания) действительности оценка социальной значимо­сти искусства существенно менялась с течением времени — от вторичного образования, слепо копирующего отдельные объекты окружающего мира, до своеобразной совести обще­ства.

По мысли сторонников теории самовыражения, искусст­во является безграничной сферой проявления творческого потенциала личности. Оно представляется своеобразным шифром душевных переживаний художника, который вы­плескивает свои эмоции, желания, комплексы, любуется ими, оправдывает и компенсирует их в созданном им мире иллюзий. Можно сказать, что искусство с этой точки зре­ния — своеобразная исповедь художника, опирающаяся на единство духовного опыта людей. Неудивительно, что чита­тель, зритель «заражается» эмоциями автора. При таком по­нимании сущности искусства на первый план выдвигаются неэстетические, зачастую житейские переживания человека, творца или зрителя, а художественные образы представля­ют собой лишь средство их выражения.

Знаково-символическая концепция искусства рассматри­вает его не как открытую систему взаимодействия человека с окружающим миром, а как замкнутую или автономную сферу деятельности, а также как способ связи человека с иным, потусторонним миром. По мысли сторонников этой точки зрения, произведение искусства является своеобраз­ным шифром, несущим в себе «закодированную» творцом информацию. Например, только в знаково-символическом контексте может быть понята иконопись — система симво­лов, с помощью которых творцы пытались отразить объект своего религиозного почитания. «Прочтение» иконы требует освобождения от стереотипов восприятия — в ее простран­стве отсутствует прямая перспектива, привычная нам глу­бина, изменены пропорции, нарушены временные отноше­ния событий.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

Многообразие форм эстетического освоения действитель ности порождает разнообразие функций искусства, к кото­рым можно отнести познавательную, информационную, коммуникативную, ценностно-ориентирующую, воспита тельную, компенсаторную, эстетическую и др. Проблема


соотношения функций искусства друг с другом в полной ме­ре не решена до сих пор. Если говорить о моделировании творцом особой художественной реальности как основе ис­кусства, то основополагающей становится эстетическая функция. Существует также точка зрения, согласно которой искусство, поскольку оно отображает действительность, в равной мере выполняет все названные функции. Искусство является неотъемлемым элементом познавательной деятель­ности, предлагая неожиданные повороты событий, сочетая несовместимое, стимулируя воображение.

Остановимся подробнее на содержании некоторых функ­ций искусства. Познавательная функция искусства тесней­шим образом связана с информационной. Искусство весьма информативно. В творениях отражаются культурно-истори­ческие, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого твор­ца. Коммуникативная функция искусства не может быть сведена только к общению людей по поводу конкретного произведения или к контакту автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение все­гда неоднозначно, оно несет в себе избыточную информа­цию, смысл которой требует поэтапного истолкования. Парадоксально, но искусство в некоторой мере затрудняет повседневный процесс общения людей, заставляя задумать­ся об общечеловеческих ценностях. Но этим оно помогает Ощутить непреходящую ценность человеческого взаимодей­ствия, общения в самом широком смысле.

Ценностно-ориентирующая функция проявляется двояко: с одной стороны, произведения искусства являются культур­ными ценностями, т. е. приобретают особую общественную и личностную значимость; с другой стороны, содержание конкретных произведений ориентирует людей в существую­щей системе социальных норм и ценностей, способствует выбору жизненных ориентиров. Близкой по содержанию к Ценностно-ориентирующей является воспитательная функ­ция. Искусство всегда предполагает воздействие на мировоз­зрение и деятельность людей. Участие человека в процессе художественного творчества, соприкосновение с произведе­ниями искусства также позволяет в некоторой мере, как Правило, иллюзорно компенсировать социальные и духов­ные проблемы, негативные переживания человека.

Эстетической функции искусства еще древние мыслители Придавали первостепенное значение. Искусство очищает на-Шу душу, просветляет, влияет на наши эмоции, расширяя их предмет. Оно стимулирует поиск деятельности, соответ­ствующей этим эмоциям, обращает нас к самопознанию.


СТРУКТУРА ИСКУССТВА

Виды искусства можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы. Это звук в музыке, линии и цветовая палитра в графике и живописи, камень (металл) и форма в скульптуре и архитектуре, дви­жение в танце. Каждая среда, материал требует специфиче­ских выразительных и технологических средств, своего «языка». Об этом свидетельствует, например, то, что содер­жание произведений одного вида искусства невозможно адекватно передать средствами другого вида.

Известный немецкий философ Ф. Шеллинг в начале XIX в. предложил классификацию основных видов искусст­ва, которая сохраняет значение и в наши дни. Он делил ис­кусства на реальные и идеальные. Реальные — музыка, жи­вопись, пластика (архитектура и скульптура). Идеальные — литература и поэзия, причем эти виды, пользующиеся сло­вом как наиболее свободным и богатым средством выраже­ния художественных идей, он ставил впереди реальных искусств, а поэзию вообще признавал высшей формой худо­жественного творчества, выражающей самую суть искусст­ва.

Существуют и иные классификации видов искусства, на­пример, выделяются пространственные, или пластические, виды, к которым относятся архитектура, все виды изобра­зительного искусства, художественная фотография. Для этих видов искусства существенным в раскрытии художест­венного замысла является пространственное построение объ­ектов. Ко второй группе относятся временные или динами ческие виды — литература и музыка, основой которых является разворачивающаяся во времени композиция. Тре­тью группу составляют пространственно-динамические ей ды, которые также называют синтетическими или зрелищ ными, — театр, киноискусство, хореография, цирк и др.

Очевидно, что создание универсальной классификации видов искусства невозможно не только из-за значительного количества оснований, но и потому, что искусство динамич­но развивается — появляются все новые виды. Однако каж­дая историческая эпоха выдвигает на первый план те виды искусства, которые в наибольшей мере способны выразить дух времени.

Искусство можно также классифицировать по социологи­ческому принципу, выделив элитарное, народное и массо­вое. Мы рассмотрим их в следующем параграфе.

В каждом виде искусства исторически сложилась своя система жанров. Понятие «жанр» обобщает специфические свойства художественной формы и содержания значитель­ной группы произведений искусства какой-либо историчес-


кой эпохи, народа или мира в целом. Основания для выде­ления жанров весьма многочисленны, поэтому мы вспомним лишь некоторые из них. Так, из курса литературы вы зна­ете, что по способу отражения действительности выделяют­ся, например, эпос, лирика и драма. В изобразительном ис­кусстве выделение жанров может основываться на специфических чертах предмета изображения: портрет, на­тюрморт, пейзаж, батальная или историческая картина. Иногда жанры определяются характером изображения: карикатура или шарж. В музыке жанры различаются, во-первых, по способу исполнения — вокальные и инструмен­тальные; во-вторых, по содержанию — лирические, эпичес­кие и драматические; в-третьих, по месту и условиям исполнения — театральные, концертные, камерные и др.

Система жанров искусства динамически развивается — появляются новые жанры, меняется удельный вес традици­онных. Несомненна современная тенденция к стиранию гра­ниц, синтезу различных видов и жанров искусства.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Как известно, современное искусство весьма разнообраз­но, в нем отсутствуют какие-либо строгие каноны и прави­ла. Произведения современного искусства нередко создают­ся в рамках знаково-символической концепции. По мнению испанского мыслителя и публициста X. Ортеги-и-Гасета (18831955), развитие искусства идет по пути «дегумани­зации», т. е. преодоления стремления творца к безгранич­ному самовыражению, выплескиванию своих эмоциональ­ных состояний. Очевидно, художник не может отобразить природу или человека во всей их противоречивости и мно­гообразии — ему доступны лишь отдельные индивидуально ограниченные отпечатки этого неисчерпаемого богатства. Творец не должен исповедоваться или проповедовать, но, конструируя свой иллюзорный мир, он может стать подлин­но свободным и всесильным — средствами искусства он изменяет собственное и наше, зрительское, видение мира, направляет эстетические и неэстетические переживания при восприятии произведений искусства. В руках художника имеется необходимый инструмент — метафора (художест­венный прием, связанный с перенесением свойств одного объекта на другой на основании общего для них призна­ка) — своеобразный синтез мысли и образа, позволяющий уловить и выразить разнообразные стороны бытия, прибли­жая нас к пониманию бесконечности мира человеческих воз­можностей.

В 1959 г. в Нью-Йорке состоялся первый хэппе- \

нинг — действо, разыгрываемое художником на публи- I


ке без определенного сценария. Человек, бьющий жи­вой курицей по струнам рояля, студенты, облизываю­щие кузов автомобиля, — художественный смысл, цен­ность и исход действа определяли случайные прохожие.

Таким образом, современное искусство — своеобразное движущееся колесо обозрения с постоянно меняющейся точ­кой обзора. По сути, в современном искусстве знаковая ком­понента (язык, совокупность выразительных средств) пре­вращается из средства в сущность художественного образа. Художественные образы отсылают зрителя, читателя не к самой реальности, а друг к другу, выстраивая сложную иерархию скрытых смыслов. Сам же процесс восприятия художественного произведения превращается в «расшифров­ку» знаково-символических комбинаций. Вместе с тем знаково-символическая природа современного искусства делает его подлинно интернациональным, преодолевая огра­ниченность коммуникативных возможностей национальных культур.

ЯШ Основные понятия: искусство. ШШ Термины: виды искусства, жанры искусства, знак, символ.

Проверьте себя

1) Что такое искусство? Каковы его отличительные чер­ты? 2) Какие предположения о причинах возникновения ис­кусства выдвигают исследователи? 3) Как понимали сущ­ность искусства мыслители различных исторических эпох? 4) Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции искусства. 5) Перечислите основные виды и жанры искус­ства.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известно высказывание выдающегося деятеля фран­
цузской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство
совершенно необходимо, только не знаю зачем». Приведите
несколько объяснений того, зачем нужно искусство.

2. Ученый, исследовавший круг наиболее активных и
компетентных ценителей и знатоков искусства, сделал вы­
вод о том, что искусством особенно увлекаются те, «кому не
удалась жизнь». Предположите, какую функцию искусства
как основную выделил ученый. Свой ответ аргументируйте.
Подтвердите или опровергните на нескольких примерах пра­
воту его вывода.

3. Ряд искусствоведов отметили появление на рубеже
XX—XXI вв. мидкульта — своеобразного синтеза высокой
массовой культуры, вобравшего в себя лучшие черты обоих
видов. Предположите, какими признаками могут обладать
произведения искусства мидкульта.


4. Подготовьте небольшие сообщения: а) о современных
направлениях западного искусства; б) о выдающихся пред­
ставителях современного отечественного искусства.

5. Важнейшей тенденцией развития современного искус­
ства является синтез видов и стилей. Приведите несколько
конкретных примеров такого синтеза. Выскажите предполо­
жения о причинах появления данной тенденции.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент размышлений известного российского литератора Серебряного века Вячеслава Иванова о мифологизме искусства.

В круге искусства символического символ естественно раскрывается как потенция и зародыш мифа. Органический ход развития превращает символизм в мифотворчество. Вну­тренний необходимый путь символизма предначертан и уже предвозвещен. Но миф — не свободный вымысел: истинный миф — постулат коллективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и отнюдь не аллегория или олицетво­рение, но ипостась некоторой сущности или энергии. [...] Ибо и символ сверхиндивидуален по своей природе, почему и имеет силу превращать интимнейшее молчание индивиду­альной мистической души в орган вселенского единомыслия и единочувствия, подобно слову, и могущественнее обычно­го слова. Так искусство в своем тяготении к мифотворчест­ву тяготеет к типу большого, всенародного искусства. [...]

Истинное содержание художественного изображения все­гда шире его предмета. Творение гения говорит нам о чем-то ином, более глубоком, более прекрасном, более трагичес­ком, более божественном, чем то, что оно непосредственно выражает. В этом смысле оно всегда символично; но то, что оно объем лет своим символом, остается для ума необъятным и несказанным для человеческого слова. Чтобы произведе­ние искусства оказывало полное эстетическое действие, должна чувствоваться эта непостижимость и неизмеримость его конечного смысла. [...]

Иванов В. И. Предчувствия и предвестия// По звездам. — СПб., 1909. — С. 196—197, 200, 201.

Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете обо­значенную автором связь символа и мифа? 2) Объясните, почему «миф — не свободный вымысел: истинный миф — постулат кол­лективного самоопределения, а потому и не вымысел вовсе, и от­нюдь не аллегория или олицетворение». 3) В чем, по мнению В. Иванова, проявляется символизм искусства? 4) На нескольких примерах покажите связь мифологии, как ее понимает В. Иванов, с искусством. 5) Проявления каких функций искусства обозначе­ны в приведенном тексте?

12-Л Н Боголюбов, 11 кл ШьЛл


§ 35. Массовая культура

Вспомните:

каковы основные значения понятия «культура»? Чем характеризовалось развитие индустриального общества на рубеже XIX—XX вв.? Что такое фольклор? Какова роль СМИ в политической жизни?

Массовая культура — важнейшее социальное явление со­временного общества. Ее продукты, начиная от серийно из­готовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга — ли­дер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в по­вседневную жизнь людей.

Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дис­куссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в разви­тии общества продолжаются и сегодня. Некоторые доводы «за» и «против» приводятся в конце параграфа.

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Культура, как вы уже убедились, многолика и много­гранна. Она принимает специфические формы. В ней мож­но проследить разные направления, выделить достаточно ав­тономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явле­ний и процессов. О выделении культуры материальной и духовной речь шла выше. Широкое распространение полу­чило разделение культуры на народную, элитарную и мас­совую. Причины возникновения массовой культуры, прису­щие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвер­дилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-клас­совым расслоением общества.

Народная культура включает ценности не только «по­требляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представ­ленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk — народ, lore — знания, муд­рость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным на­родным творчеством (сказками, былинами, пословицами)


важными направлениями этого искусства являются хорео­графия (танец), песенное творчество (лирические песни, ро­мансы, баллады, частушки), кукольный театр, а также при­кладное искусство (вышивка, игрушка и др.).

В народном искусстве получают свое отражение представ­ления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного ис­торического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности — идеалы добра, красоты, справедли­вости, солидарности. Это искусство творилось и в совмест­ном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении мно­гочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Испол­няется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народ­ные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фами­лий постановщика, хореографа и т. п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная куль­тура всегда несет на себе своеобразие породившего ее наро­да, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.

Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась при­вилегированной частью общества либо по ее заказу профес­сиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к про­изведениям изобразительного искусства, литературы, музы­ки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искус­стве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н. А. Некрасовым многие считали, что, как только эти фак­торы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказа­лась иной. Востребованной широкими слоями общества ока­залась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой.

Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культу­ры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хо­рошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их все-

12*


гда в обществе большинство, остаются «глухими» к творе­ниям высокого искусства. Иными словами, они адресованы наиболее эстетически развитой части населения.

Исследователями замечено, что высокое искусство пред­полагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя. Ее созданию способствует торжественное, пышное оформле­ние тех залов, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, оперных театров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...