Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследуемый материал: отделяемое твердого шанкра, язв, эрозий, содержимое разных высыпаний на коже или слизистых оболочках и др.




Ситуационные задачи

З адача 1

Материал для исследования - гной. Характер гноя сметанообразный, без примеси крови, желтого цвета. При микроскопировании мазка обнаружены Грам-палочки. Выделенная культура на пестром ряду ведет себя малоактивно, ферментирует только глюкозу до кислоты и газа, обладает протеолитической активностью /H2S/, дает характерный ползучий рост при посеве по Шукевичу.

1. Какой применен метод исследования, какие свойства микроорганизма изучены?

Бактериологический. Культуральные и биохимические.

2. Определить вид микроба. Закончено ли исследование?

Протей. Да.

3. Можно ли дать рекомендации к лечению больного?

Лечение: антибиотики (цефалоспорины, β-лактамы, аминогликозиды). Этиотропная терапия – бактериофаги.

Задача 2.

При исследовании мокроты больного пневмонией выделена грам-палочка в разведении 10-6 со следующими свойствами: взаиморасположение беспорядочное, капсула +, пестрый ряд:

г-за л-за с-за H2S индол-,

кг кг кг - -

Посев по Шукевичу -, вирулентность для мышей +

Какой метод исследования применен? Бактериологический.

Какие свойства микроорганизмов изучены? Морфологические, культуральные, биохимические.

Определить вид микроба. Клебсиеллы.

Каковы подходы к лечению больного? Для лечения применяют антибиотики ампициллин, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетин (антибиотики широкого спектра действия).

Задача 3.

У больного остеомиелит правого бедра. Материал: гнойное отделяемое свища. При микроскопии мазка обнаружены: Гр-палочки, полиморфные, без спор и капсул.

Какой применен метод диагностики? Микроскопический или Бактериоскопический.

Можно ли на основании приведенного исследования сделать вывод о виде возбудителя? Нет. Недостаточно данных.

О каких возбудителях можно думать? О синегнойной и кишечной палочке, протее.

Какова дальнейшая тактика? Нужно провести Бактериологический метод исследования для выделения микроорганизма в чистой культуре и его идентификации.

Задача 4.

Больной С., 21 года. Диагноз: термический ожог спины. Гной и марлевые повязки окрашены в сине-зеленый цвет. При посеве гноя на кровяной агар выросли колонии плоские слизистые, с перламутровым блеском, гемолизом.

Какой метод исследования применен, какие свойства микроорганизма изучены? Бактериологический. Свойства культуральные.

Можно ли определить вид микроорганизма? Да. Синегнойная палочка.

Каковы подходы к терапии данного больного? Антибиотики.

Задача 5.

В отделении хирургии среди послеоперационных больных участились случаи гнойных осложнений, вызванных кишечной палочкой.

Какой метод исследования нужно применить для установления источника инфекции? Проводятся бактериологические исследование, направленные на выявление возбудителей от больных и возможных источников (медицинский персонал, окружающая среда).Для детальной идентификации выделенных штаммов из разных источников проводят определение эпидемиологических маркеров(бактериофаготипирование, бактериоцинотипирование, анализ плазмид. ДНК-гибридизацию и др.).

Задача 6.

У больного с инфицированной раной голени из гноя выделен протей, с установленной чувствительностью только к полимиксину. Больной не может получать полимиксин вследствие аллергической реакции на данный препарат.

Какой проведен метод диагностики? Бактериологический.

Какие препараты показаны для лечения таких пациентов? Лечение бактериофагами. Бактериофаги представляют собой вирусы бактерий. Они проникают в бактериальную клетку, размножаются в ней и лизируют ее.

Задача 7.

Больному поставлен клинический диагноз «Сепсис». Для исследования была взята кровь из пальца. Бактериолог в крови обнаружил микроорганизм со следующими признаками:

Морфология Окраска по Граму Маннит Гемолиз Плазмокоагулаза Лецити-наза Гиалуронидаза Устойчивость к новобиоц ну
Кокки Гроздьевидные     + +

Какой применен метод диагностики? Обнаружены стафилококки бактериологическим методом.

Ваше заключение по методике забора крови и проведенному исследованию. Широко используют микробиологический метод для обнаружения патогенного стафилококка в очаге поражения и особенно в крови. Для серологической диагностики используют РА с аутоштаммом и музейным штаммом стафилококка. Нарастание титра антител в динамике болезни, несомненно, указывает на ее стафилококковую природу.

Лабораторная диагностика. Применяют бактериологические, микроскопические и серологические методы. Основным является бактериологический метод.

Материал для исследования - кровь, гной, слизь из носа и зева, отделяемое ран, мокрота (при пневмонии), испражнения (при колите), подозрительные продукты, рвотные массы и промывные воды желудка, испражнения - при пищевых интоксикациях.

Имеются принципиальные схемы выделения и идентификации стафилококков, в т.ч. с использованием микротестсистем.

В общем виде схема выглядит следующим образом. Проводят бактериоскопию, выявляя грамположительные кокки в виде гроздей винограда (стафилококки). Высевают материал на простые питательные среды. Подозрительные колонии отбируют и пересевают для изучения на дифференциальные среды - на кровяной агар (гемолиз), молочно - солевой и молочно - желточно - солевой агары (за счет NaCl угнетается рост посторонней микрофлоры, использование сред позволяет лучше выявить пигмент и лецитиназу). Выделенную культуру идентифицируют по видовым признакам, определяют наличие золотистого пигмента, плазмокоагулазную активность, сбраживание маннита, гемолиз, чувствительность к антибиотикам, проводят фаготипирование.

Из серологических тестов чаще применяют РПГА и ИФА для выявления антител к видоспецифическим антигенам (тейхоевым кислотам).

Для определения энтеротоксигенности чаще применяют биологический метод, определение энтеротоксина в реакции преципитации в агаре, определение РНК- азы (коррелирует с выработкой энтеротоксина).

Из видоспецифических антигенов отдельно следует сказать о белке А золотистого стафилококка, имеющего важное значение в патогенезе и лабораторной диагностике. Уникальным свойством белка А является его способность связывать Fc- фрагменты иммуноглобулинов (субклассов 1,2 и 4 IgG). Белок А, неспецифически связывая Fc- фрагмент IgG, активирует компоненты комплемента по классическому и альтернативному пути и усиливает активность натуральных киллеров (клеток NK). Активация приводит к развитию различных местных и системных реакций (анафилаксии, феномена Артюса), угнетению опсонофагоцитарных реакций.

Способность белка А взаимодействовать с любыми (не только специфическими к стафилококку) иммуноглобулинами затрудняет серологическую диагностику стафилококковых инфекций, особенно сепсиса. За счет этого механизма (наличия белка А в крови) у этих больных могут быть выявлены ложноположительные серологические тесты на другие инфекции.

Способность стафилококков за счет белка А нагружаться иммуноглобулинами (в т.ч. специфическими антителами к различным возбудителям) используется в реакции коагглютинации. Насаженные на стафилококки (стафилококковый реагент из инактивированных микробных клеток) специфические антитела за счет свободных активных центров при взаимодействии с соответствующим антигеном (суспензией культуры микроорганизма) дают быструю реакцию агглютинации (коагглютинации - поскольку антитела агглютинируют культуру не самостоятельно, а в комплексе со стафилококками, что и обеспечивает быстрое осаждение тяжелых - нагруженных стафилококками комплексов совместно со специфическим искомым агентом).

Белок А широко используют также в ИФА для выявления специфических IgG- антител (конъюгаты “белок А - пероксидаза”), стафилококковый реагент - для дифференциации титров IgG- и IgM- антител в серологических реакциях по снижению титров IgG- антител после обработки проб сыворотки крови стафилококковым реагентом.

Задача 8.

Клинический диагноз у больного «Сепсис». При исследовании крови, взятой из локтевой вены, обнаружен микроорганизм: кокки в виде гроздьев винограда, Грам +, коагулазоположительные, дающие гемолиз, лецитиназу, устойчивые к новобиоцину, чувствительные к антибиотикам группы пенициллина, тетрациклинам, стрептомицину, пигмент: желтый.

Какой применен метод диагностики? Бактериологический.

Его особенности при сепсисе? Выделение из подозрительного продукта чистой культуры стафилококка и определение у него факторов патогенности. Выделенную культуру идентифицируют по видовым признакам, определяют у нее наличие основных признаков и факторов патогенности (золотистый пигмент, сбраживание маннита, гемолиз, плазмокоагулаза), обязательно проверяют чувствительность к антибиотикам.

Ваше заключение о виде возбудителя? Золотистый стафилококк.

Задача 9.

В родильном доме возникла вспышка гнойничковых заболеваний (пиодермий и сепсиса) новорожденных, вызванная золотистым стафилококком. При эпидемиологическом обследовании обслуживающего персонала у 3 человек из зева или носа был выделен золотистый стафилококк.

Как установить, действительно ли эти лица явились источником инфекции для детей? Какой следует применить метод диагностики? Проводятся бактериологические исследования, направленные на выявление возбудителей от больных и возможных источников (медицинский персонал, окружающая среда). Возбудители заболеваний должны иметь одну видовую принадлежность.

Задача 10.

У больного хронический гнойный процесс - фурункулез. Из гнойных очагов выделен золотистый стафилококк, нечувствительный к 15 проверенным антибиотикам.

Что можно рекомендовать еще для лечения?

Профилактика и лечение - это наиболее сложные вопросы стафилококковых инфекций. Для проведения адекватной антимикробной терапии необходимо определение чувствительности культур к антибиотикам (прежде всего - к бета- лактамовым), в тяжелых и затяжных случаях применяют донорский антистафилококковый иммуноглобулин. Определенный эффект может оказать фаготерапия. Для создания иммунитета применяют стафилококковый анатоксин, создающий антитоксический иммунитет. Современные вакцины недостаточно эффективны, поскольку иммунитет при стафилококковых инфекциях типоспецифический (к определенному сероварианту).

 

 

Задача 11.

Слизь, взята из зева стерильным тампоном у больного ангиной, была засеяна на сахарный бульон. Через 24 часа отметили на бульоне рост крошковидного характера в виде осадка на дне и стенках пробирки. В мазках из бульона обнаружили круглые микроорганизмы, располагающиеся цепочкой, положительно красящиеся по Граму.

Какой использован метод исследования? Бактериологический

Как определить вид возбудителя? По морфологический свойствам это стрептококки.

Для дифференциации стрептококков используют различные признаки: рост при +10о и 45о С, рост на среде с 6,5% NaCl, рост на среде с рН 9,6, рост на среде с 40% желчи, рост в молоке с 0,1% метиленовым синим, рост после прогревания в течение 30 мин. при 60о С. Наиболее распространенный S.pyogenes относится к 1 группе (все признаки отрицательны), энтерококки (3 группа) - все признаки положительны.

Определить вид можно по биохимическим свойствам

Бета - гемолитические стрептококки при росте на кровяном агаре образуют вокруг колонии четкую зону гемолиза, альфа - гемолитические - частичный гемолиз и позеленение среды (превращение окси- в метгемоглобин), гамма- гемолитические - на кровяном агаре гемолиза незаметно. Альфа - гемолитические стрептококки за зеленый цвет среды называют S.viridans (зеленящими).

 

Задача 12.

Для исследования прислали промывные воды бронхов от больного с диагнозом бронхоэктатическая болезнь. Посев на кровяной агар выявил рост большого числа разнообразных бактерий, в том числе стрепто- и стафилококков.

Какой применен метод исследования? бактериологический

Как нужно вести исследование, чтобы установить этиологическую роль отдельных ассоциантов?

Как установить их видовую принадлежность? По биохимическим и антигенным свойствам

ЗАДАЧА 13

В мазке из осадка мочи больного 35 лет обнаружены кислотоустойчивые палочки. Реакция Манту с туберкулином в стандартном разведении положительна. Врач, наблюдавший больного, на основании приведенных данных поставил диагноз туберкулеза почек.

Какие методы диагностики использованы? Бактериоскопический Алергологический

Достаточно ли проведенных исследований для такого заключения?да

ЗАДАЧА 1 4

В мазке из мокроты больного с подозрением на туберкулез легких не были обнаружены кислотоустойчивые палочки. Повторные микроскопические и бактериологические исследования, а также биопроба дали отрицательные результаты. Реакция Манту у больного со стандартным туберкулином положительна.

Какие методы диагностики применены? Бактериоскопические бактериологические биологические алергологические

Подтверждают ли результаты исследования диагноз?нет

ЗАДАЧА 1 5

Мокрота больного туберкулезом засеяна штрихами на кровяной агар с целью выделения чистой культуры туберкулезных палочек методом механического разобщения. Спустя 2 суток после посева подозрительные колонии не найдены. Был сделан вывод о том, что больной не является бактериовыделителем.

Какой метод диагностики был использован? бактериологический

Как оценить полученные результаты? У больного закрытая форма туберкулеза.

ЗАДАЧА 16

Детям 5 класса сразу же после медосмотра внутрикожно была введена вакцина БЦЖ, после чего у 2-х школьников в месте введения развилась бурная воспалительная реакция с изъязвлением. Кроме того, у них поднялась температура и появились признаки общей интоксикации.

В чем заключается врачебная ошибка и с чем связано ухудшение состояния школьников?

Первая ревакцинация БЦЖ производится в возрасте 7 лет (учащимся 1 класса), вторая ревакцинация БЦЖ — в возрасте 14 лет (учащимся 9 класса).

Лица, старше 18 лет, ревакцинации не подлежат (информационное письмо №090806 от 04.1999 г.).

Ревакцинация не может быть проведена в 5 классе.

ЗАДАЧА 17

Больному на основании клинических и рентгенологических данных был поставлен диагноз - туберкулез легких. Для суждения о том, выделяет ли больной в окружающую среду туберкулезные палочки, была проведена микроскопия мокроты с окраской по Цилю-Нильсену, кислотоустойчивые бактерии не найдены. Был дан ответ, что больной не опасен для окружающих.

Правильно ли это? Правильно. Так как бактерии туберкулеза не выделяются в окружающую среду. Важно следить чтобы форма не перешла в открытую.

Какой метод исследования применен? Бактериоскопический

ЗАДАЧА 18

Новорожденный ребенок на 9 день рождения был выписан из роддома вместе с матерью, больной туберкулезом легких, которой было рекомендовано во время кормления надевать марлевую маску. Ваше суждение относительно проведенных профилактических противотуберкулезных мер.

Мать одевала маску только при кормлении а в другое время контактировала с ребенком.

Грудное вскармливание новорожденных разрешают только матерям с неактивным туберкулезом, не выделяющим МБТ. Мать в это время не должна принимать противотуберкулезные препараты, чтобы не влиять на формирование иммунитета после вакцинации ребенка БЦЖ.

ЗАДАЧА 19

В мазке из зева ребенка с подозрением на дифтерию обнаружены палочки, расположенные под углом с зернами волютина. На этом основании поставлен диагноз – дифтерия.Какой метод диагностики применен?Правильны ли действия врача?

Применен микроскопический метод исследования. Заключение сделано неправильно, необходимо изучить культуральные свойства, биохимическую активность, антигенные свойства, для дифференциации с другими коринебактериями, определить токсигенность выделенной культуры.

ЗАДАЧА 20

Для определения силы анатоксина поставлена реакция флокуляции по Рамону, получены следующие результаты:

№ пробирок 1 2 3 4 5 6 7

Сыв-ка, сод.

500 АЕ в 1мл 1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4

Анатоксина

в 1 мл 2 2 2 2 2 2 2

Результаты +(инициальная флокуляция)

Подсчитайте, сколько ИЕ (имуногенных единиц) содержится в 1 мл анатоксина

Инициальная реакция флоккуляции произошла в 4 пробирке, следовательно, здесь присутствовало равное по силе количество ана­токсина и антитоксической сыворотки.

В реакции участвовало 0,7 мл антитоксина, в этом объеме со­держится (500 AE x 0,7) = 350 AE; в этой же пробирке в 2 мл ана­токсина содержится также 350 ИЕ, а в 1мл - 175 ИЕ (350:2).

ЗАДАЧА 21

Ребенок двух лет заболел дифтерией. Диагноз был подтвержден бактериологически, а также было проведено определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам. Однако, лечение антибиотиками не давало эффекта и на 3 день ребенок умер при явлениях резкой интоксикации.Какие мероприятия не были проведены в отношении ребенка?

Основным методом специфического лечения дифтерии являет­ся введение лечебной противодифтерийной сыворотки, так как усилия должны быть направлены не только на антибактериальную терапию, а и на нейтрализацию токсина.

ЗАДАЧА 22

У нескольких детей, посещающих детский сад, из носа выделена дифтерийная палочка.Как определить, является ли она патогенной?

Патогенность дифтерийной палочки обусловлена выработ­кой экзотоксина. Необходимо определить токсигенность выделенной дифтерийной палочки, что чаще всего производится в реакции преципитации в иле с антитоксической сывороткой.

ЗАДАЧА 23

При обследовании детей в школе у одного ребенка удалось из зева выделить на свернутой выворотке похожие по культуральным свойствам на дифтерийную палочку микроорганизмы. При микроскопии мазка из зева обнаружены палочки, располагающиеся параллельно, имеющие зерна волютина. Ребенок был отстранен от занятий как носитель дифтерийной палочки.Правильно ли это?Какие методы исследования применены?

Данных для заключения о носительстве дифтерийной палоч­ки недостаточно, так как микроскопический метод исследования не позволяет отдифференцировать дифтерийную палочку от других бактерий, а бактериологический метод не закончен. Для идентификации выделенной культуры необходимо изучить биохимические антигенные свойства, определить токсигенность.

 

ЗАДАЧА 24

У больного сподозрением на менингит при микроскопии спиномозговой жидкости обнаружены грамотрицательные диплококки, расположенные внутриклеточно в лейкоцитах, а также большое количество лейкоцитов.

Какой применен метод диагностики?Бактериоскопический

О каком микробе можно думать? Менингококк

Можно ли на основании этих данных подтвердить клинический диагноз? да

 

 

Задача 25.

В результате профилактического обследования женщин кондитерской фабрики у К. в области больших половых губ обнаружен плотный безболезненный инфильтрат и регионарный лимфаденит.

О каком заболевании можно думать в этом случае? сифилис

Какой метод исследования можно применить для быстрой диагностики заболевания?

1. Реакция микропреципитации с сывороткой больного и

кардиолипиновым антигеном (жировая вытяжка из сердца быка),

холестерином и лецитином.

2. Реакция Вассермана (РСК) с кардиолипиновым антигеном.

Вассерман –сифилис, сыв больного(Ат)+известный Аг(липоидные экстракты из ор-в животных)+комплемент + гемолит сыв+эр барана+физ раствор. Неспецичич Аг-вытяжки из органов, неспецифич Аг-из больного органа. Если нет гемолиза то,,+,, и чем больше плюсов тем боьше вероятность болезни.

 

 

Задача 26.

Больной обратился в кожно-венерологический диспансер по поводу множественных высыпаний на коже и слизистых в виде розеол, папул, везикул. Врач заподозрил вторичный сифилис.

Какой метод диагностики нужно применить? Микроскопический. серологический

• Что выявить? T.pallidum, антиген

 

Какой материал для исследования забрать у больного? Содержимое выспаний на коже, СЫВОРОТКУ КРОВИ

Какие биопрепараты используют для постановки этой реакции? Для серологической реакции используют специфические трепонемные антигены и используют неспецифический кардиолипиновый антиген.

Серологические реакции на протяжении всего периода положительные

-Микроскопическое исследование проводят в первичном и вторичном периоде сифилиса.

Исследуемый материал: отделяемое твердого шанкра, язв, эрозий, содержимое разных высыпаний на коже или слизистых оболочках и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...