Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел II. Методологические основы исследования личности




Программа

Государственной итоговой аттестации

Направление подготовки: 37.03.01 «Психология»

Профиль подготовки: «Общий»

 

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Объекты профессиональной деятельности:

психические процессы, свойства и состояния человека, их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации, изменения, воздействия.

 

 

Сочи


 

ББК 74.0

УДК 338

С 64

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ОЧУВО «Международный инновационный университет»

 

 

Автор-составитель:

Сагилян Э.М.- кандидат психологических наук, доцент

 

 

Рецензенты:

Котова И.Б. – член-корреспондент ГАН РАО, доктор психологических наук, профессор;

Войтенко Л.М. – кандидат психологических наук, доцент

 

 

Программа государственной итоговой аттестации для студентов направления подготовки 37.03.01. «Психология»

/Э.М. Сагилян – Сочи: Международный инновационный университет, 2016. - 70с.

 

Программа ГИА предназначена для студентов выпускного курса направления 37.03.01 «Психология». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, определяет содержание, объем и критерии оценки знаний выпускника в соответствии с ФГОС ВО.

 

 

© Международный инновационный университет, 2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Введение  
  Общие положения итогового экзамена Содержание программы  
2.1  
2.2 Примерные вопросы для подготовки  
2.3 Рекомендуемые источники и литература  
2.4 Методические указания студентам по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену  
  Общие положения выпускной квалификационной работы  
3.1 Цели и задачи выпускной квалификационной работы  
3.2   Требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе    
3.3 Научное руководство выпускной квалификационной работой    
3.4 Выбор темы выпускной квалификационной работы  
4. Выполнение выпускной квалификационной работы  
4.1 Структура и содержание выпускной квалификационной работы  
4.2 Этапы выполнения выпускной квалификационной работы  
4.3 Работа с литературой  
4.4 Сбор и аналитическая обработка фактического материала  
5. Оформление выпускной квалификационной работы  
5.1 Изложение и оформление текстовой части работы  
5.2 Оформление сокращения слов и выражений  
5.3   5.4 Оформление ссылки (сноски) Оформление списка литературы  
  Защита выпускной квалификационной работы  
6.1 Рекомендации по представлению работы к публичной защите  
6.2 Предварительная защита выпускной квалификационной работы  
6.3 Внутреннее рецензирование выпускной квалификационной работы (отзыв научного руководителя)  
6.4 Внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы  
6.5 Защита выпускной квалификационной работы  
6.1 Рекомендации по представлению работы к публичной защите  
6.2 Защита выпускной квалификационной работы  
  Критерии оценки итоговой аттестации  
7.1 Критерии оценки знаний выпускной квалификационной работы  
7.2 Критерии оценки знаний выпускников на итоговом экзамене  
  Примерные темы выпускных квалификационных работ  
  Приложения  
     
  1. ВВЕДЕНИЕ
Программа составлена с учетом квалификационной характеристики бакалавра на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология». Итоговая аттестация бакалавра по направлению подготовки 37.03.01 «Психология».включает выпускную квалификационную работу и итоговый экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. Данная программа предназначается для подготовки студентов к итоговой аттестации по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», профиль «Общий» и включает: - рассмотрение основных вопросов по дисциплине: ««Психология личности»». - примерные вопросы для подготовки; - рекомендуемые источники и литературу; - методические указания для студентов по подготовке к итоговому экзамену. -даны требования к выпускной квалификационной работе; -порядок закрепления темы выпускной квалификационной работы, -методические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы. Семестр проведения итоговой аттестации – 8 ОФО, 9 ЗФО   2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИТОГОВОГО ЭКЗАМЕНА Форма аттестации: итоговый экзамен по дисциплине «Психология личности». Общая трудоемкость: 3 зачетных единиц – 108 часа. Требования к результатам проведения итоговой аттестации: -способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической  

культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

Итоговой аттестации отводится роль в формировании у студентов следующих компетенции:

-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

-способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

-способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

- обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11).

 

способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);

 

-способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

-способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и

 

Программа составлена с учетом квалификационной характеристики бакалавра на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология».

Итоговая аттестация бакалавра по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» включает выпускную квалификационную работу и итоговый экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Задачей государственного экзамена является:

· оценка степени подготовленности выпускника к основным видам профессиональной деятельности;

· выявление уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника в соответствии с образовательным стандартом;

· оценка знаний выпускников в области профессиональных дисциплин, необходимых для компетентного выполнения профессиональной деятельности;

· систематизация студентами в период подготовки к экзамену знаний, умений, навыков, полученных в процессе обучения по психологическим дисциплинам;

Цель проведения итогового экзамена: установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников направления подготовки 37.03.01 «Психология» требованиям ФГОС ВО; оценка качества освоения ООП и степени обладания выпускниками необходимыми компетенциями.

Дисциплина «Психология личности»» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла.

· выявление уровня подготовленности выпускника к самостоятельной работе, в т.ч. в условиях неопределенности и быстро меняющихся факторов;

стимулирование к определению выпускниками личностно-профессиональной позиции при осуществлении психологической деятельности.

Данная программа предназначается для подготовки студентов к сдаче итогового экзамена по направлению подготовки 37.03.01 «Психология личности», профиль «Общий» и включает:

- рассмотрение основных вопросов по дисциплине: «Психология личности».

- примерные вопросы для подготовки;

- рекомендуемые источники и литературу;

- методические указания студентам по подготовке к итоговому экзамену.

Программа предлагает следующую последовательность подготовки к итоговому экзамену. Прежде всего, необходимо ознакомиться с предложенными в программе примерными вопросами по дисциплине «Психология личности», наличием проблем, которые предопределяют структуру ответа на итоговом экзамене. Затем обратиться к материалам установочных лекций, учебникам и учебным пособиям, иной рекомендованной в программе специальной литературе.

Использование программы позволит студентам надлежащим образом подготовиться к итоговому экзамену по направлению подготовки

Содержание программы

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Тема № 1. Человек в зеркале природы

Проблема природы человека как одна из основных в психологии. Решение задачи по установлению общего, объединяющего представления о природе человека. Обнаружение большого разнообразия основополагающих ценностей и устремлений человека, его стилей жизни. Сложность понимания человеческого поведения, сущности человека. Исторический аспект развития психологии личности.

 

Тема № 2. История и индивидуальная жизнь человека.

Научное определение понятия «личность» Наличие множества определений данного понятия, как фактора многогранности и сложности феномена личности Различие в содержании и объеме понятий индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности Понятие о мотивах поведения человека. Мотивация как проявление потребностей личности Осознанные и неосознанные мотивы Роль самосознания в становлении «чувства-Я», «образа-Я», «Я-концепции». Самопознание как компонент самосознания. Понятие о механизмах психологической защиты.

Тема № 3. Движущие силы и условия развития личности

Объяснительная и предсказательная функции теории Полная и неполная теории личности. Основные компоненты полной теории личности, раскрывающие ее концептуальную область, содержание теории и границы ее применения: структура личности, мотивация, развитие личности, психическое здоровье, психопатология, изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия.

 

Тема № 4. Критерии оценки теорий личности

Проблема оценки большого количества близких к друг к другу и альтернативных теорий личности. Подходы к разрешению данной проблемы мирового научного сообщества. Возможность проверки ценности теории, которая обеспечивается ясностью и однозначностью изложения концептуальных основ, предложений и гипотез, как один из основных критериев оценки теории личности (критерий верифицируемости). Эвристическая ценность теории личности. Внутренняя согласованность. Экономичность. Широта охвата поведенческих проявлений личности. Функциональная значимость теории личности.

Тема № 5. Основные положения, касающиеся природы человека

Понятие основных положений о природе человека как основа разработки теории личности. Полярность основных положений о природе человека.

Свобода-детерминизм. Рациональность-иррациональность. Холизм-элементализм. Наследственность-среда. Изменяемость–неизменность. Субъективность-объективность. Проактивность–реактивность. Гомеостаз-гетеростаз. Познаваемость-непознаваемость.

 

Раздел II. Методологические основы исследования личности

Тема № 6. Общие положения исследования личности

Значение исследования личности. Обязательность эмпирической проверки научных идей. Преимущества эмпирического подхода к изучению личности.

Основные типы стратегий исследования личности, используемые психологами: изучение клинических случаев, использование корреляционного анализа, использование эксперимента.

 

Тема № 7. Метод наблюдения

Наблюдение, как фундаментальный метод эмпирического ис­следования личности. Смысл и значение наблюдения в организации исследования. Естественное наблюдение Ограничения естественного наблюдения. Сочетание естественного наблюдения и экспериментального контроля в исследовании личности.

Тема № 8. Метод анамнеза

Детальное изучение поведения отдельного человека в течение продолжительного времени как метод изучения клинических случаев, удовлетворяющий требованиям исследования личности Оценка метода анамнеза Ограничения метода анамнеза.

Тема № 9. Корреляционный метод

Корреляционный метод как фактор стремления исследователей в преодолении ограничений метода клинических случаев. Корреляционный

метод как способ установления взаимосвязей между переменными, характеризующими личность. Оценка корреляционного метода.

 

Тема № 10. Экспериментальный метод

Особенности экспериментального метода Естественный и ла­бораторный эксперимент. Абсолютный и обучающий эксперимент Оценка экспериментального метода Соблюдение этических требований при проведении эксперимента.

 

Тема № 11. Оценка личности, типы методов оценки

Критерии методов оценки личности - стандартизация, норма, надежность, валидность. Типы методов оценки. Тестирование и интервью как методы оценки. Методика самооценки. Проективные методы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...