Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды информационных систем в организации




 

В организации различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем: системы с эксплуатационным уровнем, системы уровня знания, системы уровня управления и системы со стратегическим уровнем (рисунок 2.2).

 

Эксплуатационный уровень
Группы служащих
Классификация информационных систем
Уровни информационных систем
Стратегический уровень
Управленческий уровень
Уровень знаний
Высшее руководство
Менеджеры среднего звена
Специалисты
Управляющие операциями
Продажа и маркетинг
Производство
Финансы
Бухгалтерия
Людские ресурсы
Рисунок 2.2 – Уровни информационных систем

Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации. Основная цель систем на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация вообще должна быть легко доступна, оперативна и точна.

Системы уровня знания поддерживают работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем уровня знания состоит в том, чтобы помочь деловой фирме интегрировать новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком документов.

Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений и административные действия средних менеджеров.

Системы стратегического уровня – это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и в деловом окружении. Их основное назначение – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.

Информационные системы можно классифицировать и по функциональному признаку. Главные организационные функции типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов обслуживаются собственными информационными системами. В больших организациях подфункции каждой из этих главных функций также имеют собственные информационные системы. Например, функция производства могла бы иметь системы для управления запасами, управления процессом, обслуживания завода, автоматизированной разработки и материального планирования требований.

Например, коммерческая функция имеет коммерческую систему на эксплуатационном уровне, чтобы делать запись ежедневных коммерческих данных и обрабатывать заказы. Система уровня знания создает соответствующие дисплеи для демонстрации изделий фирмы. Системы уровня управления отслеживают ежемесячные коммерческие данные всех коммерческих территорий и докладывают о территориях, где продажа превышает ожидаемый уровень или падает ниже ожидаемого уровня. Система прогноза предсказывает коммерческие тренды в течение пятилетнего периода – обслуживает стратегический уровень производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов.

Каждая система может иметь компоненты, которые используются разными организационными уровнями или одновременно несколькими.

Рассмотрим шесть главных типов информационных систем, обслуживающих четыре уровня организации (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Шесть главных типов информационных систем, используемых на четырех уровнях в организации

Типы систем
Системы стратегического уровня
Исполни-тельные системы (ESS) Прогноз продаж Оператив-ное планирова-ние Прогноз бюджета Планирование прибыли Планирова-ние личного состава
Системы управленческого уровня
Управляющие информационные системы (MIS) Управление сбытом Контроль инвентаря Ежегодный бюджет Анализ капиталовложений Анализ перемещений
Cистемы поддержки принятия решений (СППР – DSS) Коммерческий анализ региона Планиро-вание производ-ства Анализ затрат Анализ рентабельно-сти Анализ стоимостей контрактов
Системы уровня знания
Системы работы знания (KWS) АРМы проектировщика Графичес-кие рабочие станции Управленческие рабочие станции
Системы автоматизации делопроизвод-ства (OAS) Текстовые процессоры Создание изображений Электронные органайзеры
Системы эксплуатационного уровня
Системы диалоговой обработки запросов (TPS)   Машинная обработка Торговля ценными бумагами Платежные ведомости Вознаграждения
Отслежи-вание приказов Планиро-вание деятельно-сти предприя-тий   Платежи Обучение и развитие
Отслежи-вание процессов Перемеще-ние ресурсов Регулиро-вание денежных операций Дебиторская задолженность Хранение отчетов служащих
  Маркетинг Производ-ство Финансы Бухгалтерия Людские ресурсы
             

 

Таким образом, типовые информационные системы разработаны, чтобы помочь менеджерам на каждом уровне в выполнении функций: продажи и маркетинга; производства; финансов; бухгалтерского учета, и человеческих ресурсов.

На стратегическом уровне это исполнительные системы поддержки выполнения (Executive Support Systems–ESS). На управленческом уровне – управляющие информационные системы (Management Information Systems – MIS) и системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems – DSS). На уровне знаний – системы работы знания(Knowledge Work System – KWS) и системы автоматизации делопроизводства (Office Automation Systems– OAS). На эксплуатационном уровне – системы диалоговой обработки запросов (Transaction Processing Systems– TPS).

Кроме того, каждая из этих систем может использоваться различными организационными уровнями, и одновременно несколькими (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Характеристики информационных процессов в информационных системах

Типы ИС Входная информация Обработка информации Выходная информация Пользователи
ESS Совокупные данные; внешние, внутренние Графика; моделирование; интерактивность Проекции; реакции на запросы Старшие менеджеры
DSS Слабо формализованные данные; аналитические модели Моделирование; анализ; интерактивность Специальные доклады; анализ решений; реакция на запросы Профессионалы; управляющие персоналом
MIS Итоговые операционные данные; данные большого объема; простые модели Обычные доклады; простые модели; простейший анализ Резюме и возражения Менеджеры среднего звена
KWS Технические данные проекта; база знаний Моделирование; проигрывание Модели; графика Профессионалы; технический персонал
OAS Документы; расписания Документы управления; планирование; связь Документы; графики; почта Оперативный персонал
TPS Транзакции; результаты Сортировка; список; слияние; модифицирование Детальные доклады; списки; резюме Служащие

 

TPS – обычно главный источник данных для других систем, в то время как, ESS прежде всего получатель данных из систем низшего уровня. Другие типы систем могут также обмениваться данными друг с другом.

На рисунке 2.2 показана взаимосвязь различных типов систем в организациях. Связи между DSS и TPS, KWS и MIS являются неопределенными.

ESS
TPS
KWS
MIS
DSS

Рисунок 2.2 – Взаимосвязи среди информационных систем

В некоторых случаях DSS тесно связаны с существующими общими информационными потоками. Однако часто DSS изолированы от главных организационных информационных систем. DSS имеют тенденцию быть автономными системами, разработанными для конечных пользователей – отделов или групп не под центральным управлением, хотя, очевидно, лучше, если они объединены в организационные системы, когда это функционально требуется.

Внутри каждого из уровней принятия решений решения классифицируются как структурированные и неструктурированные. Неструктурированные решения, – в которых лицо принимающее решение должно обеспечить суждение, оценку, и связь с прикладной областью. Каждое из этих решений оригинально, нет установившейся практики и процедуры для их принятия. Структурные решения, наоборот, являются обычными, повторяются и существует определенная процедура для их принятия такая, что они не рассматриваются каждый раз как новые. Некоторые решения слабоструктурированы; в таких случаях, только часть проблемы имеет четкий ответ, который можно получить в соответствии с принятой процедурой.

На рисунке 2.3 показаны уровни управления, типы решаемых задач при принятии решения и информационные системы, используемые для их решения. Вообще, эксплуатационный персонал управления стоит перед довольно хорошо структурированными проблемами. Напротив, стратегические планировщики занимаются совсем неструктурированными проблемами. Многие из проблем, с которыми сталкиваются работники знания, также довольно неструктурированны. Однако каждый уровень организации содержит и структурированные и неструктурированные проблемы.

Рисунок 2.3 – Различные виды ИС поддерживают разные типы решений

Информационный процесс

 

Рассмотрим понятие информационного процесса (ИП).Государственный стандарт РФ «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении» (ГОСТ Р 51583-2000) дает такое определение ИП: информационный процесс – процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

Иными словами, ИП– целенаправленно организованный процесс изменения информационных состояний системы, в результате которого осуществляются преобразования информации, приводящие к изменению формы и/или содержания в пространстве и/или во времени.

ИП – целенаправленная совокупность операций преобразования данных и информации, реализуемых в определенной физической среде с используемых выделяемых для этой цели ресурсов системы.

ИП могут быть различных видов:

- простые (последовательные) и сложные (параллельные, с ветвлением, с обратной связью);

- однородные и неоднородные (в смысле используемых ресурсов системы и порядка обслуживания);

- основные ивспомогательные.

Понятие информационного процесса отличается от понятия информационного взаимодействия тем, что в нем в явном виде подчеркивается структурированный и временной характер взаимодействия систем и элементов.

В основе функционирования внешнего и внутреннего контуров всегда лежат те или иные информационные процессы, каждый из которых состоит из определенного набора операций преобразования данных и информации. К ним обычно относят процессы передачи, извлечения, сбора, обработки, накопления данных и информации, анализа и обобщения информации и др. Указанные процессы во многом определяют структуру ИС, т. е. состав необходимых подсистем и функциональных модулей, реализующих как операции информационного взаимодействия с ОИВ, так и операции обеспечения функционирования внешнего и внутреннего контуров. Информационные процессы могут быть доминирующими, представляющими основу общего процесса функционирования ИС, и вспомогательными подпроцессами, вложенными в какой либо процесс общего характера. Но в любом случае они должны быть целостными, отвечающими четко определенному конечному результату их выполнения. Очевидно также, что не все типовые информационные процессы, которые относятся к внешнему контуру, могут быть реализованы во внутреннем контуре. И наоборот, имеется ряд специфических процессов (например, процесс накопления информации), которые имеют сугубо внутренний характер.

Таким образом, можно утверждать, что структурные характеристики ИС связаны с объективно необходимым перечнем информационных процессов, разыгрываемых в системе при ее взаимодействии с ОИВ, и их реализацией на основе физических элементов системы (подсистем), выделенных на данном уровне иерархического описания.

6. Весьма важным классификационным признаком является стадия разработки и эксплуатации (этап жизненного цикла) системы. При этом на ранних стадиях создания система существует в виде моделей, т. е. определенным образом абстрагированных представлений о ней. На более поздних стадиях система становится физической, т. е. воплощается в виде макета, опытного образца, серийно выпускаемого и эксплуатируемого изделия. Каждый этап разработки определяет свои методы и средства исследований ИС, направленные на ее дальнейшее совершенствование и развитие.

С учетом выполненной конкретизации основных системных признаков всегда можно перейти к формированию типового облика ИС. Для формального описания системы, исходя из известных задач системы, необходимо определить объекты и формы представления информации, методы и средства ее передачи, обработки и преобразования, т. е. необходимо отобразить информационные процессы как совокупности базовых операций по преобразованию данных и информации.

Используем для этого известную формализацию, согласно которой любая информационная единица (единица данных) – I, обладающая потребительским качеством, характеризуется содержанием – S, формой – F, пространственным размещением – L, и временем – Т, т. е. набором I = { S, F, L, T }. Каждая из этих характеристик в ходе реализации информационного процесса может изменяться. При этом различают такие виды преобразования информации:

- преобразование содержания, в результате которого получается новая информация (например, принятие решений на основе регистрируемых данных);

- преобразование формы (например, кодирование информационных сообщений (п. 2.1), отображение информации в удобном виде);

- преобразование в пространстве (например, накопление путем объединения данных, полученных в разных точках пространства, перенос информации от одного объекта к другому);

- преобразование во времени (например, накопление путем объединения данных, полученных в разные моменты времени, хранение данных).

Элементарным действием в информационном процессе является операция преобразования данных (информации), являющаяся типовым звеном в общей последовательности выполняемых преобразований. Базовыми операциями преобразования данных и информации, которые могут использоваться при реализации типовых процессов, являются: регистрация, формирование, сбор, хранение, поиск, воспроизведение, отображение, распределение и т. п.

Проведем краткий анализ основных (базовых) информационных процессов.

Процесс передачи информации (результирующее преобразование L). Основное целевое назначение этого процесса – перенос данных и информации от ОИВ-источника к ОИВ-потребителю или от одного элемента системы к другому в рамках согласованного информационного взаимодействия. Передаваемая информация в данном процессе называется информационным сообщением, этим подчеркивается ее целостный, смысловой для потребителя характер. Данный процесс является доминирующим в системах связи и телекоммуникации и представляет собой последовательность базовых операций, осуществляющих следующие виды преобразования сигналов и информации:

- регистрация информационного сообщения (F, T);

- кодирование информации(F, T);

- модуляция и передача сигнала – носителя информации (F) – 3;

- распространение в физической среде (L);

- прием сигнала и демодуляция (F);

- декодирование информации (F, T);

- отображение информационного сообщения (F).

Процесс извлечения информации (результирующие преобразования L, S). В рамках данного процесса, как правило, осуществляется индифферентное информационное взаимодействие, основной целью которого является получении информации о состоянии ОИВ-источника путем принятия соответствующих решений (обнаружение объекта, распознавание активности объекта, оценивание координат и траектории движения объекта и др.). Данная информация получается в системе на основе накопления и обработки первичных данных о параметрах принимаемых сигналов.

Рассматриваемый ИП имеет ветвление и обратную связь. В данном случае это отражает два возможных режима реализации процесса. Первый - это режим «обучения» системы, т. е. режим изучения объекта и накопления информации относительно его поведения, которая в дальнейшем может использоваться при принятии решений относительно состояний объекта, интересующих потребителя.

Второй режим реализует непосредственное принятие решений с учетом ранее полученной информации. Обратная связь характеризует возможность совмещения указанных режимов реализации процесса.

ИП сбора и обработки данных ( результирующие преобразования S,T). Целевое назначение этого процесса – проведение содержательного анализа и обобщения большого объема данных, получаемых от объекта, на основе решения либо вычислительной задачи, либо задачи принятия информационных решений. В результате решения задачи формируется новая информация относительно текущего состояния ОИВ-источника, которая интересует потребителя. Принципиальное отличие данного процесса от предыдущего состоит в том, что здесь осуществляется сбор данных и их регистрация в системе в режиме согласованного и контактного взаимодействия (например, путем непосредственного ввода данных), а условия решения вычислительной задачи заранее известны и четко определены.

Процесс накопления данных и информации (результирующие преобразования F, Т). Данный процесс во многих случаях является вспомогательным, вложенным подпроцессом, но в ряде случаев он имеет самостоятельное значение и является доминирующим, например, в информационно-справочных системах, ориентированных, прежде всего, на создание и поддержку баз данных, хранилищ данных и т. п.

При анализе и синтезе информационные процессы могут разбиваться на отдельные взаимодействующие между собой процедуры,состав, назначение и структура которых являются вполне установившимися. Например, в процессе передачи выделяют процедуры преобразования, кодирования и декодирования, модуляции и демодуляции. При наличии нескольких взаимодействующих источников и потребителей информации в процесс обмена вводят дополнительно процедуры коммутации, маршрутизации и ограничения нагрузки.

При реализации любая процедура может быть определена совокупностью работ,подлежащих выполнению. Понятие «работа» является неоднозначным, однако как составляющая процедуры и соответственно информационного процесса оно широко используется на логическом уровне представления. Обобщенно работу можно выразить в терминах действий над данными, что в наиболее ярком виде проявляется в технологии программирования. При этом для любого действия должны быть найдены условия инициализации. Определение входных и выходных данных для действий и логики их взаимосвязей получило название спецификации действий. В качестве объекта действий выступают данные, для которых также полезно выполнить спецификацию, т. е. определить возможность применения к ним определенных действий.

 


3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...