Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания к обучению тактике




1. Тактическая подготовка слогается из приобретения теоретических знаний в области тактики и практического овладения ею применительно к требова-

 


 

 

ниям своего вида спорта. В специальную тактическую подготовку входит так же разработка наиболее целесообразных способов и приёмов ведения состя­зания, составление планов, вариантов, графиков и т. д. с учётом конкретного противника.

2. Задачи тактической подготовки: а) изучение общих положений тактики; б) изучение закономерностей состязаний в специализируемом виде; в) изучение тактики избранного вида спорта; г) изучение тактического опыта сильнейш­их спортсменов; д) изучение мест предстоящих соревнований, оборудывания и других внешних условий; е) обучение практическому использованию эле­ментов, приёмов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и соревнованиях (тактические умения); ж) обучение сознательному подходу к выбору действий, тактическому мышлению, коллективной согласованности в команде; з) анализ участия в соревновании, эффективность тактики и её сос­тавляющих элементов, вариантов и пр. Учёт ошибок и порожений.

3. Главное средство обучение тактике - повторное выполнение упражнений, действий, элементов по заданному плану.

4. Тактическое мастерство тесно связано с уровнем развития физических и волевых качеств. Недостаточная быстрота и выносливость нередко препятст­вуют улучшению тактического мастерства. Если новая тактика, которую спо­ртсмен хочет применить в решающем соревновании, потребует особых физи­ческих и психических сил, то соответственно надо вести и тренировку.

5. Особое внимание следует обращать на выполнение сореновательных упр­ажнений в тренировочных занятиях так, как это понадобится в самих сорев­нованиях. В конечном счёте, именно это - главная цель всех занятий и упра­жнений по тактике.

6. Непосредственное наблюдение спортсмена, не участвующего в состяза­нии, за спортсменами, с которыми предстоит встреча в будущем, очень важ­но и будет служить отличной школой во всех отношениях, в том числе и для практического образования.

7. Большую роль играет для учеников демонстрация видеофильмов наибо­лее примечательных в учебном смысле соревнований с вашим анализом и по­вторными показами. Такой подход к обучению тактике незаменим в любом виде спорта.

8. Кроме учебных занятий и тренировки в натуральных условиях, желатель­но проигрывание соревновательных действий тактических решений на маке­тах и тренажёрах, на которых соответственно виду спорта создаётся «поле боя». Неоднократные соревновательные проигрывания на макетах интересны и поучительны для спортсменов.

9. Решение многообразных задач тактической подготовки приучает спортс­мена не только действовать самостоятельно, но и коллективно, объединяя ко­манду взаимопониманием и сыгранностью [53\

1. 2 Значение тактики в различных видах спорта Специфика вида спорта является решающим фактором, определяющим структуру тактической подготовленности спортмена. Основной составной частью тактической подготовленности во многих циклических, скоростно-


 

силовых и сложно - координационных видах является выбор рациональной тактической схемы и её использование независимо от действий основных ко­нкурентов.

Однако выбор рациональной тактической схемы соревновательной деяте­льности в этих видах спорта определяется бодьшим количеством факторов, зависящих от специфики вида спорта и индивидуальных технических, физи­ческих и психических возможностей спортсменов [15].

Например, в спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании тактическое мышление спортменов направлено главным образом на коррек­цию метрических свойств выполняемого движения. Поэтому здесь процесс корригирования (внесения поправок в движение) - осуществляется на фоне имеющейся программы действия, по средствам прямой и обратной связи от зрительного и кинестетического анализаторов.

В лёгкой атлетике, гребле, плавании тактическая деятельность спортсмена направлена на преимущественный контроль силовых акцентов в хронострук­туре относительно стандартизированных двигательных навыков. Поэтому в этих видах спорта процесс корригирования тактического действия связан, с улучшением собственного результата.

В марафонском беге, индивидуальной и командной велосипедной гонке на треке, плавании на дистанции 800 и 1500 м наиболее эффективным оказыва­ется равномерное прохождение дистанции, обеспечивающее наибольшую экономичность. В то же время в индивидуальной велосипедной гонке, беге на 5000 и 10000 м рациональная тактика часто связана с существенным варь­ированием скорости [8, 17, 37, 57.

Вместе с тем индивидуальные особенности спортсменов (строение тела, возможности системы энергообеспечения, психические качества и др. ), изме­нение функционального состояния организма спортсменов на различных уча­стках дистанции накладывают существенный отпечаток на тактическую схе­му прохождения дистанции и на основные параметры спортивной техники, обеспечивающие её реализацию.

В лёгкоатлетических метаниях, тяжёлой атлетике, гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании, акробатике, лыжном спорте и других видах участ­ники соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спо­ртсменов определяется жеребьёвкой. В данных видах спорта на особенности тактики влияет последовательность выступлений спортсменов, т. е. до или после основных конкурентов. Так, включение вкомбинацию наиболее слож­ных элементов в гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании и др. видах в значительной мере зависит от очерёдности выступления основных соперни­ков [15, 18, 32].

Важное место занимает тактика в соревновательной деятельности спортс­менов в единоборствах и спортивных играх. Так, в фехтовании, боксе, борьбе и одиночном разряде тенниса тактика поединка схожа. Сложность такти­ческих действий здесь определяется возникающими затруднениями восприя­тия ситуации, принятия решений и их реализации из-за большого разнообра­зия и частой смены соревновательных ситуаций, дефицита времени, ограни-

 


 

ченности пространства, недостаточности информации, маскироки соперник­ом своих действительных намерений и др.

Все эти условия ставят перед соперниками сложные двигательные и мыс­лительные задачи. Поэтому не случайно здесь двигательная деятельность в соревновательных условиях отличается большой вариативностью подготав­ливающих действий при относительной стабилизации основного механизма движения.

В этой связи следует отметить, что даже самое моментальное восприятие сложившейся в ходе игры или поединка ситуации и максимально быстрое от­ветное движение не всегда могут обеспечить своевременность переигрыван­ия противника и выполнения, например, контрдействия, адекватного обстан­овке соревнования, ввиду возникновения так называемых рефлекторных пом­ех, обусловленных скоротечностью атакуюш; их (нападаюш; их) намерений противника (противников) [33, 44].

Эффективность тактической деятельности во многих видах спорта опреде­ляется способностями спортсмена к пространственной и временной антипа- ции, т. е. предвосхигцению соревновательной ситуации до её развёртывания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...